Введение студентов исследовательской магистратуры в проблемы организации учебной деятельности в основной школе (на материале естественнонаучных дисциплин)

734

Аннотация

Обсуждается проблема проектирования дисциплин, основанных на компетентностно-деятельностном подходе к содержанию и методам подготовки будущих педагогов в исследовательской магистратуре психолого-педагогического направления. Особое внимание уделено созданию проблемных ситуаций, в которых студенты исследовательской магистратуры оказываются в позиции методистов, выполняющих экспертизу учебной деятельности. Описаны примеры решения студентами задач экспертно-аналитического содержания, основанных на деятельностном анализе учебной деятельности, разработанном в теории развивающего обучения научной школы В.В. Давыдова. Представлены образцы тестовых заданий, позволяющих оценить уровень овладения студентами содержанием дисциплины, а также определить способность и готовность магистрантов к выполнению профессиональных действий. Приводятся данные о выполнении этих заданий магистрантами, а также учителями развивающего обучения начальной школы и учителями основной школы. Обращается внимание на то, что опыт апробации дисциплины «Проектирование и исследование учебной деятельности на уроках естественнонаучного цикла в основной школе» позволяет предварительно утверждать, что в рамках исследовательской магистратуры психолого-педагогического направления возможно организовать обучение будущих методистов-исследователей на основе решения профессиональных задач, связанных с экспертизой и проектированием учебной деятельности. Магистранты достигают приемлемого уровня сформированности компетенций для решения экспертно-аналитических задач. Поднимается вопрос о естественнонаучной подготовке магистрантов как об одном из условий полноценного сотрудничества будущих методистов-исследователей и учителей по совершенствованию образования подростков в области естественных наук.

Общая информация

Ключевые слова: психолого-педагогическое образование, исследовательская магистратура, педагог-исследователь, учебная деятельность, развивающее обучение, подростковая школа, деятельностный подход

Рубрика издания: Психология образования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2015200313

Для цитаты: Гуружапов В.А., Санина С.П. Введение студентов исследовательской магистратуры в проблемы организации учебной деятельности в основной школе (на материале естественнонаучных дисциплин) // Психологическая наука и образование. 2015. Том 20. № 3. С. 121–132. DOI: 10.17759/pse.2015200313

Фрагмент статьи

Модернизация педагогического образова­ния задает новые ориентиры в образователь­ных целях высшей школы. Перед вузами ста­вится задача радикально повысить качество обучения студентов, изменить содержание и технологии педагогической подготовки таким образом, чтобы обеспечить реализацию но­вого профессионального стандарта педагога, новых стандартов школьного и дошкольного образования [1]. Одной из задач модерниза­ции педагогического образования является разработка программ магистратуры с усилен­ной исследовательской подготовкой [10].

Литература

  1. Болотов В.А. К вопросам о реформе педаго­гического образования // Психологическая наука и образование. 2014. № 3. С. 32–40.
  2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. 480 с.
  3. Выготский Л.С. Психология и учитель [Электронный ресурс] // Хрестоматия по педа­гогической психологии / Сост. А.И. Красило, А.П. Новгородцева. М.: Международная педаго­гическая академия, 1995. С. 253–258. URL: http:// www.psychlib.ru/inc/absid.php?absid=59998 (дата обращения: 01.04.2015).
  4. Гуружапов В.А. Вопросы экспертизы со­временных образовательных технологий // Психологическая наука и образование. 1997. № 2. С. 95–103.
  5. Гуружапов В.А. Вопросы экспертизы учебно­го процесса развивающего обучения (Система Эльконина–Давыдова) // Психологическая наука и образование. 1996. № 1. С. 96–102.
  6. Давыдов В.В., Репкин В.В. Организация раз­вивающего обучения в V–IX классах средней школы. Рекомендации для учителей, руководите­лей школ и органов управления образованием // Психологическая наука и образование. 1997. № 1. С. 15–34.
  7. Демонстрационный вариант контрольных из­мерительных материалов для проведения в 2014 году основного государственного экзамена по физике [Электронный ресурс]// URL: http://fipi. ru/oge-i-gve-9/demoversii-specifikacii-kodifikatory (дата обращения: 01.04.2015).
  8. Диагностика учебной успешности в начальной школе / Под ред. П. Г. Нежнова, И. Д. Фрумина, Б.И. Хасана, Б.Д. Эльконина. М.: Открытый ин­ститут «Развивающее образование», 2009. 168 с.
  9. Каспржак А. Г., Калашников С. П. Приоритет образовательных результатов как инструмент модернизации программ подготовки учителей // Психологическая наука и образование. 2014. № 3. С. 87–104.
  10. Концепция «Комплексная программа повы­шения профессионального уровня педагогиче­ских работников общеобразовательных органи­заций» // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19. № 3. С. 5–10.
  11. Концепция развивающего обучения в основ­ной школе: учебные программы (Система Д .Б. Эльконина–В. В. Давыдова) / Сост. А.Б. Во­ронцов. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2009. 448 с.
  12. Марголис А.А. Проблемы и перспективы развития педагогического образования в РФ // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19. № 3. С. 41–57.
  13. Марголис А.А. Требования к модернизации основных профессиональных образователь­ных программ (ОПОП) подготовки педагогиче­ских кадров в соответствии с профессиональ­ным стандартом педагога: предложения к реали­зации деятельностного подхода в подготовке пе­дагогических кадров // Психологическая наука и образование. 2014. Т.19. № 3. С. 105–126.
  14. Планируемые результаты освоения ОП ООО [Электронный ресурс] // URL: http://www. eurekanet.ru/ewww/info/library.html (дата обраще­ния: 01.04.2015).
  15. Пресс-релиз: Педагоги-исследователи: кто они? [Электронный ресурс] //  URL: http://xn-­c1arkau.xn--p1ai/presses/show/160 (дата обраще­ния: 01.04.2015).
  16. Примерные программы по предметам феде­рального компонента государственного образо­вательного стандарта: сборник нормативных до­кументов / Сост. Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2009. С. 3–4.
  17. Рубцов В.В. и др. Компетентностно-деятель­ностный подход к проектированию и разработке новой модульной ОПОП исследовательской ма­гистратуры «Культурно-историческая психоло­гия и деятельностный подход в образовании»: направление подготовки – Психолого-педаго­гическое образование / В.В. Рубцов, В.А. Гу­ружапов, З.В. Макаровская, Л.К. Максимов // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19. № 3. С. 127–142.
  18. Сафронова М.А., Бысик Н.В. Описание проек­та модернизации педагогического образования // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19. № 3. С. 78–86.
  19. Цукерман Г.А., Венгер А.Л. Развитие учеб­ной самостоятельности средствами школьного образования // Психологическая наука и образо­вание. 2010. № 4. С. 77–90.
  20. Чудинова Е.В. Экспериментирование как предмет освоения в школе [Электронный ре­сурс] // URL: http://www.n-bio.ru/teachers/10 (дата обращения: 01.04.2015).
  21. Эльконин Б.Д., Воронцов А.Б., Чудинова Е.В. Подростковый этап школьного образова­ния в системе Д. Б. Эльконина–В. В. Давыдова  // Вопросы образования. 2004. № 3. С. 118–142.

Информация об авторах

Гуружапов Виктор Александрович, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогической психологии факультета психологии образования, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия

Санина Светлана Петровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Педагогическая психология имени профессора В.А. Гуружапова», Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4033-3913, e-mail: saninasp@mgppu.ru