Психологическая наука и образование
2015. Том 20. № 3. С. 95–101
doi:10.17759/pse.2015200311
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Организация учебной практики студентов в исследовательской магистратуре «Культурно-историческая психология и деятельностный подход в образовании»: опыт апробации
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: интегративный модуль, учебная практика, профессиональные компетенции, общий способ исследования учебной деятельности, деятельностно ориентированная образовательная среда образовательной организации
Рубрика издания: Психология образования
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2015200311
Для цитаты: Максимов Л.К., Максимова Л.В. Организация учебной практики студентов в исследовательской магистратуре «Культурно-историческая психология и деятельностный подход в образовании»: опыт апробации // Психологическая наука и образование. 2015. Том 20. № 3. С. 95–101. DOI: 10.17759/pse.2015200311
Полный текст
Реализация новой модульной основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) исследовательской магистратуры «Культурно-историческая психология и деятельностный подход в образовании» предполагает значительное увеличение объема практики и научно-исследовательской работы (НИР) студентов в образовательных организациях, реализующих деятельностный подход в обучении и воспитании детей.
Практика и НИР в программе исследовательской магистратуры выступают, с одной стороны, как особые, самостоятельные модули, с другой - как специальные подмодули, входящие в состав пяти интегративных модулей. Каждый интегративный модуль состоит из учебного модуля (теоретическое обучение) и двух подмодулей (практика и НИР), представляя собой «теоретико-практическую единицу, имеющую свои цели и задачи, необходимые средства организации профессиональной подготовки будущих специалистов к исследованию деятельности» [1, с. 134].
Подмодуль «Практика» в каждом интегративном модуле является определяющим для формирования исследовательского действия у студента. Такое действие первоначально осуществляется в условиях практики, которая встроена в реальную учебную деятельность учителя и учащихся. «Исследовательское действие возникает из проблемы, содержательного противоречия, выделенного и зафиксированного студентом в процессе анализа способов построения содержания предметного материала, форм организации учебной деятельности учителя и учащихся на различных этапах постановки и решения учебных задач. Затем оно снова возвращается к практике, связывая между собой подлежащие решению проблемы организации и развития учебной деятельности, с одной стороны, теорию и методы исследования этих проблем - с другой» [1, с. 134].
Проект модуля «Практика» был создан рабочей группой, в состав которой вошли преподаватели кафедры ЮНЕСКО «Культурноисторическая психология детства» Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования города Москвы «Московский городской психолого-педагогический университет» (ГБОУ ВПО МГППУ) [3] и кафедры педагогической психологии Государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Волгоградская государственная академия последипломного образования» (ГАОУ ДПО «ВГАПО») [4], имеющие опыт педагогической работы в вузе (преподавание учебных дисциплин «Психология учебной деятельности», «Теория и практика развивающего обучения младших школьников») и практической работы в образовательном учреждении, реализующем технологию учебной деятельности (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин).
Модуль «Практика» ОПОП «Культурноисторическая психология и деятельностный подход в образовании» состоит из пяти подмодулей: «Деятельностно ориентированная образовательная среда» (учебно-ознакомительная практика), «Образцы профессиональных действий» (учебная практика), «Профессиональные пробы» ( учебная практика), «Профессиональные действия» (производственная практика), «Общий способ профессионального действия» (преддипломная практика). Каждый подмодуль входит в состав одного из интегративных модулей.
В процессе успешного освоения всех интегративных модулей у студентов формируется способ исследования учебной деятельности. Уровень его освоенности и обобщенности выступает показателем развития профессиональной компетентности исследователя в области учебной деятельности. Оценка освоенности действий, входящих в состав обобщенного способа исследования учебной деятельности, осуществляется с помощью специально разработанных проектноисследовательских заданий в начале и в конце изучения студентами каждого интегративного модуля.
Особенностью интегративного модуля 1 (по всем направлениям обучения) является то, что он (в соответствии с сетевым планом- графиком учебного процесса) начинается не с теоретического обучения, а с учебной практики. Содержание практической работы магистрантов актуализирует понятийносмысловое поле культурно-исторической психологии и деятельностного подхода в образовании, порождает учебно-профессиональные и психолого-педагогические проблемы (задачи), поиск решения которых будет осуществляться в процессе теоретического обучения по соответствующему учебному модулю и (или) разделу научно-исследовательской работы. Это создает условия для осмысленного отношения магистранта к изучаемому теоретическому материалу.
Рассмотрим опыт организации практики при реализации интегративного модуля 1 (направление - «Начальная школа»). В его рамках подмодуль практики связан содержательно и организационно с учебным подмодулем «Методология психолого-педагогических исследований: деятельностный подход» и подмодулем НИР «Эскизный проект» - теоретическое введение в магистерское исследование.
Подмодуль практики интегративного модуля 1 имеет название «Деятельностно ориентированная образовательная среда». Практика направлена на ориентировку студента в пространстве профессиональных действий педагога образовательного учреждения в области организации и исследования учебной деятельности младшего школьника, реализуется как учебноознакомительная.
Задачи практики:
■первоначальное осмысление опыта реализации деятельностного подхода в конкретной образовательной организации;
■ ознакомление с образцами профессиональных действий педагога в области организации учебной деятельности школьников;
■ выявление проблем реализации профессиональных функций педагога в сфере формирования совместной учебной деятельности школьников;
■ формирование способности к самостоятельному профессиональному развитию в области исследования учебной деятельности.
В процессе учебной практики формируются следующие компетенции [5]:
общекультурные (ОК) - готовность к саморазвитию (ОК-3);
общепрофессиональные (ОПК) - готовность к коммуникации в устной и письменной речи на русском языке для решения задач профессиональной деятельности (ОПК-10);
профессиональные (ПК) - способность проводить анализ образовательной деятельности организации (ПК-30); способность проводить экспертную оценку образовательной среды и методического обеспечения учебновоспитательного процесса в организации (ПК-32); способность выделять актуальные проблемы развития современной системы образования (ПК-34);
дополнительные профессиональные (ДПК) - владение методами культурно-исторической психологии и деятельностного подхода в проведении анализа проблем учебной деятельности, связанных с особенностями ее организации (взаимодействие участников, распределение действий, роли, позиции, процессы коммуникации, взаимопонимания, рефлексии и др., ДПК-42); способность рефлексивно оценивать собственные профессиональные достижения (ДПК-47).
Основное задание, которое выполняют студенты на практике, заключается в изучении образовательной среды школы с целью установления ее соответствия требованиям деятельностного подхода в образовании.
На первом этапе практики определяются цели и задачи, программа действия студентов в образовательной организации. Проводятся факультативные и аудиторные (в том числе консультационные) занятия с преподавателями по программе практики.
До выхода на базу практики для самостоятельной работы студентам предлагается специальное задание: они должны на основе знаний в области культурно-исторической психологии и деятельностного подхода, полученных на предыдущих этапах обучения и в процессе анализа научной литературы, составить схему изучения образовательной среды организации с целью установления ее соответствия требованиям деятельностного подхода в образовании.
Дается общая установка по составлению схемы. Рекомендуется, во-первых, выделить структурные компоненты (аспекты, элементы) образовательной среды; во-вторых, указать возможные источники получения информации об этих компонентах; в-третьих, определить показатели (индикаторы), указывающие на деятельностную ориентацию образовательной среды для каждого источника; в-четвертых, разработать форму предъявления схемы (структурированный текст, таблица и др.).
Кроме того, на этапе подготовки к практике студенты выполняют первое проектноисследовательское задание. Выполнение этого задания дает возможность преподавателям установить исходный уровень владения студентами теоретическими знаниями в области культурно-исторической психологии и деятельностного подхода в образовании и общим способом исследования учебной деятельности.
В то же время выполнение проектноисследовательских заданий позволяет студентам выделить и зафиксировать собственные учебно-профессиональные и психолого-педагогические проблемы в области теории культурно-исторической психологии и деятельностного подхода в образовании.
На втором этапе практики студенты работают в образовательной организации, собирают информацию об образовательной среде в соответствии с самостоятельно разработанной схемой и индивидуальным планом.
В процессе презентации образовательной организации, в которой проходит практика, они знакомятся с позицией участников образовательного процесса по вопросу соответствия образовательной среды организации требованиям деятельностного подхода, со способами создания условий становления учебной деятельности на уроках и во внеурочной сфере, формирования исследовательской позиции педагога, организации переходных видов деятельности на этапе поступления в начальную или основную школу.
Для анализа конкретных задач образовательной организации и средств, с помощью которых эти задачи решаются, студенты изучают (по обоснованному самостоятельному выбору) основную образовательную программу организации, рабочие учебные программы отдельных учебных предметов, план научнометодической (опытно-экспериментальной) работы и др.
Изучение студентами образовательной среды продолжается в процессе посещения уроков, участия в работе мастер-классов и др.
Наблюдения профессиональных действий педагога в области организации учебной деятельности школьников в каждой образовательной организации может быть выполнено по индивидуальной программе, в зависимости от возможностей такой организации. Например, в начальных классах ряда школ, реализующих деятельностный подход к обучению; время проведения такой практики совпадает со стартовым этапом организации образовательного процесса.
Основные цели такого этапа состоят в определении, совместно с учащимися II-IV классов, образовательных задач на текущий учебный год, в восстановлении и коррекции ранее освоенных способов предметных и универсальных учебных действий.
Для учащихся I классов стартовый этап учебного года может реализовываться посредством специального образовательного модуля «Введение в школьную жизнь». Его освоение направлено на адаптацию первоклассников к образовательной среде школы, на накопление опыта содержательного взаимодействия, включая оценочные, с учителем и сверстниками.
В условиях включенного наблюдения студенты получают возможность фиксировать и анализировать способы деятельности учителя по актуализации дошкольного опыта первоклассников и организации постепенного перехода от игровой деятельности к учебной, к умению учиться. На уроках создаются условия для освоения первоклассниками средств организации дискуссии, овладения умениями содействовать друг другу, договариваться, находить и вырабатывать общее решение при работе в паре, группе и др.
Студентам предоставляется возможность выделять и фиксировать достижения, успехи и неудачи первоклассников при освоении умения учиться, проблемы в способах его формирования, связанные как с деятельностью учителя, так и с низким уровнем развития основных новообразований дошкольного возраста, в частности, способности действовать по образцу, по правилу как предпосылки учебной деятельности.
Стартовый этап учебного года имеет особое значение для педагога-исследователя. Содержательный анализ этого этапа обучения позволяет ему выделять проблемное поле исследования в целях улучшения собственной педагогической деятельности по организации учебной деятельности младших школьников.
Во время посещения уроков студентам могут быть продемонстрированы исследовательские проблемы, возникающие в организации деятельности учителя на различных этапах постановки и решения учебных задач, в выполнении учащимися учебных действий. Обнаружение и фиксация исследовательских проблем, продемонстрированные учителем на уроке, являются своеобразной диагностикой уровня владения студентом способом исследования учебной деятельности: выделяет проблему с точки зрения методологии культурно-исторической психологии и деятельностного подхода самостоятельно, выделяет с помощью учителя (научного руководителя), не выделяет.
Одной из форм ознакомления студентов с деятельностно ориентированной средой образовательной организации является их участие в мастер-классах, проводимых учителями (педагогами-психологами). В процессе проведения мастер-класса студенты имеют возможность осуществить пробы уже не в реальном, а в имитационном учебном процессе. Кроме того, они получают представление о профессиональных действиях педагога (педагога-психолога) в области анализа и обобщения собственного педагогического опыта. Выбор темы мастер-класса определяется ее значимостью для создания деятельностно ориентированной образовательной среды.
Таким образом, основными видами активности студентов в ходе учебно-ознакомительной практики выступают: наблюдение, анализ, актуализация, информационный поиск, рефлексия, коммуникация.
По сути, программа учебно-ознакомительной практики интегративного модуля 1 в образовательной организации предполагает демонстрацию принципов и признаков деятельностной организации образовательной среды. Соответствие этих принципов и признаков культурно-исторической психологии и деятельностному подходу в образовании студенты должны либо самостоятельно установить (на основе соотнесения собственного опыта с научными и культурными текстами), либо обнаружить дефицит собственных знаний и умений в данной предметной области и сформулировать запрос «теоретическому блоку» соответствующего интегративного модуля.
Заключительный этап практики - рефлексивно-оценочный. На этом этапе студенты принимают участие в индивидуальной и групповой рефлексии опыта прохождения практики в образовательной организации. Практика направлена на осознание психологопедагогических и собственных актуальных учебно-профессиональных проблем студентов в области построения и исследования деятельностно ориентированной образовательной среды, основным признаком которой выступает наличие условий для формирования учебной деятельности младших школьников. Одним из средств индивидуальной рефлексии стало проведение студентами ретроспективной оценки компетенций, а также практических умений и навыков, формируемых в результате прохождения учебной практики «Деятельностно ориентированная образовательная среда».
При условии последовательной реализации программы практики за время ее прохождения студент достигает следующих результатов:
■получает опыт выделения признаков деятельностной организации образовательной среды образовательной организации;
■ демонстрирует умение определять источники информации, необходимые для проведения анализа образовательной среды;
■ выделяет проблемные фрагменты организации учебной деятельности, основываясь на результатах наблюдения профессиональных действий педагога, во взаимодействии с другими студентами или педагогом;
■ владеет умением критически анализировать собственный опыт профессиональных действий, находить ошибки.
Инструментами оценки достижения студентами образовательных результатов подмодуля «Деятельностно ориентированная образовательная среда» являются:
■ информационно-аналитическая справка «Образовательная среда образовательной организации» (критерии оценки: степень всесторонности анализа образовательной среды, конкретность, системность, выделение приоритетных компонентов среды, обоснованность выводов о соответствии образовательной среды требованиям деятельностного подхода);
■ аргументированный перечень психолого-педагогических проблем организации учебной деятельности младших школьников (критерии оценки: степень проблемности, четкость формулировки, наличие своего отношения к проблеме и указания на ее возможные причины);
■ оценочный лист формируемых компетенций, практических навыков и умений с обоснованием (критерии оценки: обоснованность и рефлексивность).
При этом оценивание должно предоставить студенту критерии и способы самоанализа, показать направления улучшения конкретной работы, задать ориентиры для дальнейшего развития его профессиональной деятельности.
Значимым фактором, повышающим результативность данного подмодуля учебной практики, является организация групповой работы студентов (такая возможность появляется, когда группа студентов приходит в одну и ту же школу). Групповая работа имеет более высокий потенциал для решения проблем освоения деятельности и саморазвития по сравнению с индивидуальной.
Апробация программы подмодуля учебной практики «Деятельностно ориентированная образовательная среда» показала, что ее содержание и форма организации, во-первых, в целом позволяют достигать поставленных целей и задач, во-вторых, создают условия для возникновения проблемной ситуации, в которой студенты обнаруживают дефицитарность собственных знаний и умений в области исследования организации учебной деятельности и формулируют образовательный запрос вузу (модулю с теоретическим обучением).
[1] В.В. Рубцов, доктор психологических наук, профессор, академик РАО, ректор, ГБОУ ВПО МГППУ «Московский городской психолого-педагогический университет»; З.В. Макаровская, доктор технических наук, председатель Учебно-методического совета, проректор по учебной работе, профессор, ГБОУ ВПО МГППУ.
[2] Л.К. Максимов, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогической психологии, ГАОУ ДПО «Волгоградская государственная академия последипломного образования»; Л.В. Максимова, старший преподаватель кафедры педагогической психологии, ГАОУ ДПО «Волгоградская государственная академия последипломного образования», методист МОУ «Лицей № 8 “Олимпия” Дзержинского района Волгограда».
[3] Формулировка компетенций приведена в части, формируемой в процессе анализируемого подмодуля учебной
практики.
Литература
- Рубцов В.В., Гуружапов В.А., Макаров-вании»: направление подготовки – Психологоская З.В., Максимов Л.К. Компетентностно-дея-педагогическое образование // Психологичетельностный подход к проектированию и разра-ская наука и образование. 2014. Т.19. № 3. ботке новой модульной ОПОП исследователь-С.127–142.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1841
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 1
Скачиваний
Всего: 944
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0