К вопросу об образовательных потребностях специалистов аппаратов уполномоченных по правам ребенка

26

Аннотация

Статья подготовлена на основе анализа результатов мониторинга по определению потребности в повышении уровня профессиональной компетентности специалистов аппаратов уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации, проведенного в рамках государственного задания Минпросвещения России. Исследование позволило получить информацию о самой группе опрашиваемых, их образовательных потребностях, имеющихся дефицитах умений и навыков, необходимых для эффективной реализации полномочий, трудностях, с которыми специалистам приходится сталкиваться в процессе своей деятельности, и целесообразности проведения обучающих мероприятий совместно со специалистами органов опеки и попечительства. Определены образовательные потребности уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации и специалистов их аппаратов. Выяснено, что они пересекаются с образовательными потребностями специалистов органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан. Полученные результаты дают возможность говорить о том, что для поддержания и повышения уровня квалификации, развития профессиональных и личностных качеств практическую значимость представляет осуществление на системной основе профессионального развития детских омбудсменов и сотрудников их аппаратов.

Общая информация

Ключевые слова: уполномоченный по правам ребенка, образовательные потребности, защита прав детей, профессиональные компетенции

Рубрика издания: Педагогика и психология образования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/ssc.2022030102

Финансирование. Исследование выполнено в рамках государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации от 08.04.2022 № 073-00110-22-02 «Научно-методическое обеспечение разработки и апробация единой программы повышения квалификации специалистов в сфере защиты прав детей, опеки и попечительства (включая руководителей органов опеки и попечительства, аппараты УПР в субъектах Российской Федерации (с апробацией на не менее 700 чел. из всех субъектов Российской Федерации)».

Благодарности. Авторы благодарят за помощь в сборе данных для исследования научного руководителя проекта Г.В. Семья.

Получена: 07.11.2022

Принята в печать:

Для цитаты: Колесникова У.В., Яровикова О.А. К вопросу об образовательных потребностях специалистов аппаратов уполномоченных по правам ребенка [Электронный ресурс] // Социальные науки и детство. 2022. Том 3. № 1. С. 23–35. DOI: 10.17759/ssc.2022030102

Полный текст

Введение

Конституция Российской Федерации к числу важнейших ценностей относит семью, материнство, отцовство, детство, провозглашает, что дети являются важнейшим приоритетом государственной политики [5], и закрепляет тем самым принцип особой государственной защиты прав ребенка. Одним из субъектов системы защиты прав и интересов детей в Российской Федерации выступает институт детских омбудсменов, созданный в соответствии с международными обязательствами нашей страны в сфере защиты детей и представленный на федеральном уровне Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, а в границах субъекта — уполномоченным по правам ребенка в субъекте Российской Федерации (далее — Уполномоченные) [2; 16; 19].

Специфика деятельности детских омбудсменов выражается в том, что они не подменяют и не дублируют государственные органы, обеспечивающие защиту и восстановление нарушенных прав и законных интересов детей, а дополняют существующие средства защиты прав и законных интересов детей, аккумулируют в своих руках актуальную повестку сферы детства [3; 17].

Такому функционалу, по мнению А.М. Роговой, С.А. Давыдова и других отечественных исследователей, способствуют, с одной стороны, независимость Уполномоченных от органов власти, а с другой — сотрудничество со всеми ветвями и уровнями власти, органами прокуратуры, что позволяет совершенствовать существующие механизмы обеспечения прав и законных интересов несовершеннолетних и их назначение на федеральном либо региональном уровнях [9; 14; 15]. Авторы отмечают «гибридную форму института, что-то среднее между государственными и общественными организациями» [9].

По мнению М.Ю. Саитовой, основная функция института уполномоченного по правам ребенка заключается в обеспечении субъективных прав несовершеннолетних [11]. В рамках своей деятельности Уполномоченные имеют возможность комплексно подходить к вопросам защиты прав и интересов детей, рассматривая случаи в рамках индивидуального подхода, и способствовать формированию объективной, всесторонней картины реального положения детей [11].

В статьях Н.С. Еряшкиной и И.Н. Смирновой рассматриваются теоретико-правовые проблемы и трудности института уполномоченного по правам ребенка, в силу которых «нет возможности в полной мере реализовать все ресурсы, имеющиеся в арсенале данного института» [4; 13]. И.Н. Смирнова перечисляет нерешенные на данный момент вопросы, при этом оба автора, формируя перечень трудностей, отмечают отсутствие «единообразия при формировании модели функционирования Уполномоченного», рассматривают «вопрос контроля деятельности детского омбудсмена властями региона», акцентируют внимание на «юридически закрепленной независимости» [3; 4; 13].

По мнению А.В. Личковаха, институт уполномоченного по правам ребенка занимает особое место в системе гарантий по реализации, защите и восстановлению нарушенных прав и законных интересов несовершеннолетнего, поскольку имеет ресурсы оперативно оказывать помощь в решении вопросов во взаимодействии с органами власти и гражданским обществом.

Ведущие направления деятельности Уполномоченных в пределах компетенции — профилактика и предупреждение нарушений прав детей, просветительская деятельность, включая сотрудничество со СМИ, а также выявление пробелов и противоречий в правовой базе, социально-экономических и организационно-административных проблем регионов при реализации и защите прав детей, обращение в органы власти с инициативами с целью совершенствования системы защиты и реализации прав детей — выдвигают ряд требований к Уполномоченным (безупречная репутация, высшее образование, опыт работы по реализации и защите прав и законных интересов детей, восстановлению нарушенных прав и законных интересов детей либо опыт правозащитной деятельности) и специалистам их аппаратов [9; 11]. В свою очередь, эффективность деятельности Уполномоченных определяется уровнем их профессиональных компетенций и, соответственно, уровнем профессиональных компетенций специалистов их аппаратов, что в настоящем быстро меняющемся мире требует постоянного повышения квалификации не только в юридической и социально-правовой сферах, но и в педагогике и психологии, поскольку «за защитой своих прав к Уполномоченному могут обращаться сами дети в любом возрасте» [9].

С.А. Юн-Хай, рассматривая деятельность Уполномоченных на примере Республики Бурятия, отмечает большой процент специалистов в этой области, имеющих педагогическое образование [18]. Однако анализ научных публикаций выявил недостаточное количество информации, связанной с описанием и изучением образовательных потребностей Уполномоченных или близких к их направлениям деятельности специалистов органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних [10; 12]. Вместе с тем это важный аспект при разработке программ повышения квалификации, поскольку именно выявление запросов со стороны группы специалистов позволит закрыть имеющиеся дефициты и способствовать более эффективной деятельности по защите и восстановлению нарушенных прав и законных интересов детей.

Метод

Данное исследование направлено на определение потребности в повышении уровня профессиональной компетентности специалистов аппаратов уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации. С целью проведения анализа и оценки образовательных потребностей была разработана анонимная анкета, состоящая из двух разделов. В первом разделе респондентам предлагалось ответить на ряд вопросов, касающихся:

  • уровня образования (высшее, несколько высших, ученая степень);
  • направления профессиональной подготовки;
  • участия в мероприятиях по профессиональному развитию (дополнительное профессиональное образование, образовательные курсы, семинары, тренинги и др.), в том числе совместно со специалистами органов опеки и попечительства;
  • удовлетворенности достигнутыми в ходе обучения результатами, включая соответствие учебной программы требованиям к должности;
  • образовательных потребностей, умений и навыков, необходимых для эффективной реализации полномочий.

Вопросы второго раздела были направлены на установление качества и характера взаимодействия Уполномоченных и органов опеки и попечительства как структуры, приближенной к сфере деятельности Уполномоченных.

Целевой группой мониторинга стали Уполномоченные и специалисты аппаратов Уполномоченных из всех федеральных округов Российской Федерации.

При обработке полученных данных использовались количественный и качественный методы. При анализе возрастных групп использовалась периодизация В.Ф. Моргуна.

Результаты

В мониторинге приняли участие 103 респондента, из них 17 Уполномоченных и 86 специалистов аппаратов Уполномоченных из всех федеральных округов Российской Федерации. Наибольшую активность проявили Центральный федеральный округ — 27,2% и Дальневосточный федеральный округ — 15,5%. В разрезе субъектов наибольшую активность проявили Свердловская и Томская области (по 5,8%). Гендерный состав респондентов представлен преимущественно специалистами женского пола (82,5%). Основное большинство опрошенных находится в возрасте от 41 до 55 лет (50,5%) и от 31 до 40 лет (30%). 59,2% имеют стаж работы более 5 лет, 14,6% — менее 1 года. Стаж работы от 3 до 5 лет отметили наименьшее количество опрошенных — 7,8%.

Распределение ответов респондентов об уровне образования представлено следующим образом: 58,30% имеют высшее образование, 41,70% — несколько высших образований, ученую степень/ученое звание имеют или находятся в процессе получения — 6,8% и 2,9% опрошенных соответственно.

Большинство Уполномоченных и специалистов аппаратов Уполномоченных, принявших участие в опросе, имеют высшее образование по направлениям подготовки «Юриспруденция» (54,4%) и «Педагогика» (16,5%). Стоит отметить, что высшее образование по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление» имеют 8,7%, а по направлениям, связанным с социальной работой, включая социальную педагогику — 4,9%.

Абсолютное большинство специалистов систематически участвуют в мероприятиях по профессиональному развитию, включая обучение по программам повышения квалификации и программам переподготовки (80,6%), в том числе совместно с ООиП — 51,5%. Мероприятия по профессиональному развитию организуются, как правило, посредством ресурсов Общественной палаты Российской Федерации, высших органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, федерального лектория Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, региональных ресурсных центров, аппарата Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, образовательных организаций высшего образования.

В целом довольны программами профессионального развития 82,5% опрошенных, по их мнению, в рамках обучения были изучены вопросы, касающиеся работы, полученные знания и умения соответствуют требованиям к должности, но не были раскрыты узкие темы и вопросы, вызывающие трудности в процессе работы. Только 6,8% опрошенных отметили, что в ходе обучения (по программам курса переподготовки) рассматривались узкие темы и вопросы, вызывающие трудности.

Респонденты отмечают следующие источники финансирования программ по профессиональному развитию: средства работодателя, средства областного бюджета. За собственные средства программы повышения квалификации и иные мероприятия по профессиональному развитию проходили 8,7% специалистов.

Распределение ответов о количестве мероприятий по развитию профессиональных компетенций, проводимых в регионе, представлено следующим образом: 41,7% считают, что таких мероприятий, проводимых в субъекте, достаточно, 58,3% считают, что данное количество не удовлетворяет имеющиеся образовательные потребности.

О необходимости проведения обучающих мероприятий совместно со специалистами органов опеки и попечительства сообщило преимущественное большинство респондентов (86,4%).

Уполномоченные и специалисты аппаратов Уполномоченных заинтересованы в участии в обучающих мероприятиях совместно со специалистами органов опеки и попечительства по следующим тематикам:

  • участие специалистов органов опеки и попечительства в рассмотрении споров между родителями (68,0%);
  • защита прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (54,4%);
  • выявление детей, нуждающихся в помощи государства, содействие оказанию помощи семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации (53,4%);
  • защита неимущественных прав несовершеннолетних (52,4%);
  • выдача предварительного разрешения органа опеки и попечительства при осуществлении родителями/опекунами (попечителями) полномочий по распоряжению имуществом несовершеннолетнего (35,9%);
  • защита прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями (35,9%);
  • осуществление подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах (27,2%).

В целях осуществления собственных полномочий для Уполномоченных и специалистов аппаратов Уполномоченных наиболее востребовано получение системных знаний:

  • об основах конфликтологии и технологии разрешения конфликтов (медиации). Медиативные технологии в работе сотрудников аппарата уполномоченного по правам ребенка (58,3%);
  • об обращении в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих в защиту прав и законных интересов детей (56,3%);
  • о проведении проверок (самостоятельно или совместно с компетентными государственными органами субъекта Российской Федерации) сообщений о фактах нарушения прав и законных интересов ребенка (49,5%);
  •   о профилактической работе по предотвращению суицидов детей (47,6%);
  •   o нормах законодательства Российской Федерации в сфере обеспечения и защиты прав и законных интересов детей, профилактики социального сиротства, семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (47,6%);
  • об участии в судебных процессах с целью защиты и восстановления нарушенных прав и законных интересов ребенка (46,6%);
  • oб организации проведения мониторинга и анализа реализации, соблюдения и защиты прав и законных интересов детей на территории субъекта Российской Федерации (43,7%);
  • об обеспечении информационной безопасности детей (43,7%).

Показатели образовательных потребностей Уполномоченных и специалистов аппаратов Уполномоченных по узкоспециализированным темам представлены в таблице.

Таблица

Получение системных знаний и умений по узкоспециализированным темам

Темы

Показатели

Педагогика и психология детско-родительских отношений

35,0%

Причины, признаки, критерии детского и семейного неблагополучия

34,0%

Технологии и методы работы с неблагополучными семьями

34,0%

Формы работы со средствами массовой коммуникации, об осуществлении информационно-просветительской деятельности

34,0%

Формы работы с некоммерческими организациями, границы ответственности

31,1%

Миграционное законодательство

29,1%

Знания об основах возрастной психологии, психологии общения, социальной психологии

27,2%

Нормы международного права в сфере обеспечения и защиты прав и законных интересов детей

26,2%

Порядок устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот

26,2%

Инфраструктура помощи и поддержки семей, услуги, предоставляемые семьям различными организациями

24,3%

Принципы и условия обработки персональных данных

23,3%

Основы экономического регулирования социальной сферы

21,4%

Стандарты оформления документации, деловых бумаг, запросов, в том числе в электронном виде, правила их хранения

18,4%

Основы работы государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей

16,5%

 

Касаемо умений и навыков, необходимых для эффективной работы, наиболее востребованными являются:

  • умение гибко адаптироваться к ситуациям, проявлять творческий подход к решению задач (54,4%);
  • умение ориентироваться в вопросах защиты прав и интересов несовершеннолетних (51,5%);
  • готовность к самостоятельному принятию решения в ситуации неопределенности (48,5%);
  • навыки публичного представления результатов своей работы с помощью устных презентаций, выступлений (45,6%).

Качественный анализ пожеланий к программе повышения квалификации со стороны Уполномоченных и специалистов аппаратов Уполномоченных выявил следующее:

  • практикоориентированность образовательных курсов с разбором кейсов и выработкой решений;
  • актуальные методические рекомендации по реализации полномочий специалистов с разбором конкретных случаев, включая правовые аспекты;
  • проведение очных мероприятий, в том числе по обмену профессиональным опытом;
  • вечернее время проведения занятий или обучение с отрывом от работы, например, выездные формы проведения обучающих мероприятий, наличие электронных образовательных курсов (записи лекций и вебинаров), возможность получения обратной связи от лекторов;
  • сочетание классики прикладных дисциплин, применяемых в правозащитной деятельности несовершеннолетних, и передовых наработок и практик с доказанной эффективностью в сфере защиты прав детства.

В случаях взаимодействия с органами опеки и попечительства чаще всего возникала проблема кадрового обеспечения системы ООиП, также трудности возникали по вопросам оценки ситуации в семье, воспитания ребенка и порядка общения ребенка с отдельно проживающим родителем, отобрания детей. 

Успешность сотрудничества с ООиП во многом зависит от выстроенной в субъекте сети межведомственного взаимодействия и спектра вопросов, по которым ведется совместная работа. Некоторые респонденты успешность взаимодействия отмечали на уровне документооборота и ускорения процедур, связанных с подготовкой справок, разрешений и т.д. 

Описывались конкретные случаи успешного взаимодействия по защите имущественных и неимущественных прав несовершеннолетнего. Меньшая часть респондентов описала механизмы совместной работы с ООиП при выходах в семьи, проведении оперативной работы при происшествиях с детьми, консультировании граждан после отказа им со стороны специалистов органов опеки и попечительства, разъяснение причин отказа и нахождение решения, разъяснение им прав и обязанностей по отношению к ребенку, а также ответственности за ненадлежащее исполнение родительских прав.

                     Обсуждение

 Анализируя данные возраста целевой группы и стажа работы, можем предположить, что это связано как с возрастными задачами (30—40 лет — время высокой работоспособности и отдачи, приобретения жизненного опыта, человек становится полноценным специалистом, впервые задумывается над вопросом: «Что остается людям?»; 40—55 лет — вершина жизненного пути личности, когда приобретены профессиональное мастерство и положение в обществе, появляется стремление передать свой опыт другим), так и с преодолением рисков эмоционального и профессионального выгорания, поскольку чем выше стаж, тем ниже риск выгорания [1; 6; 7; 8; 20]. Специалисты данного возраста и стажа уже приобрели системные знания и испытывают потребность в изучении новых актуальных тенденций и узкоспециализированных тем, которые будут ими востребованы в текущей деятельности. Популярность направлений подготовки по специальностям «Юриспруденция» и «Педагогика» связана как с историческим контекстом, так и с содержанием дисциплин, позволяющих эффективно выполнять задачи, стоящие перед детским омбудсменом. 

Результаты исследования свидетельствуют, что опыт взаимодействия с органами опеки и попечительства имеется у большинства Уполномоченных и специалистов аппаратов Уполномоченных, однако в разных субъектах он отличается: в одних — алгоритмы совместной деятельности не выработаны, в других — налажено тесное взаимодействие, достаточно много примеров успешной совместной работы, к числу которых относятся, в частности, подготовка предложений по внесению изменений в нормативные правовые акты по вопросам, связанным с защитой прав и интересов детей, разработка методических рекомендаций, досудебное урегулирование споров, связанных с воспитанием детей, совместное участие в деятельности рабочих групп по актуальным вопросам, затрагивающим полномочия органов опеки и попечительства.

Наиболее распространенной проблемой взаимодействия с органами опеки и попечительства, по мнению Уполномоченных и специалистов аппаратов Уполномоченных, является проблема кадрового обеспечения системы органов опеки и попечительства — недостаточность кадрового ресурса, текучесть кадров в связи с большим объемом рабо ты, отсутствие системы подготовки и подбора кадров органов опеки и попечительства и, как следствие, снижение уровня профессионализма, снижение объективности и качества принимаемых решений, формальный подход к проблемам семей специалистов органов опеки и попечительства.

Выявлена потребность в мероприятиях по совместному профессиональному развитию Уполномоченных, специалистов аппаратов Уполномоченных и органов опеки и попечительства (дополнительное профессиональное образование, семинары, тренинги, мастер-классы, конференции, круглые столы, служебные стажировки, иные мероприятия). В настоящее время в отдельных субъектах Российской Федерации такие совместные мероприятия проводятся.

Также, по мнению Уполномоченных, для профессионального развития важно работать в масштабе федеральной повестки, понимать идеологию в сфере защиты детства на уровне Российской Федерации, в связи с чем необходимо проведение научно-методических семинаров, ежегодных совещаний с представителями правозащитных движений, органами федеральной власти для обсуждения актуальных проблем сферы детства с выработкой механизмов реализации прав детей на федеральном и региональном уровнях, мероприятий, направленных на изучение передового опыта, обмена опытом.

Заключение

Институт уполномоченного по правам ребенка является составной частью системы защиты прав детей, особенно в ситуациях, где необходим индивидуальный личностный подход в процессе оказания правовой, социальной и психологической помощи ребенку и его семье [9]. 

Эффективность выполнения специалистами своего функционала зависит от квалификации и выстроенной в субъектах системы межведомственного взаимодействия, в связи с чем становится актуальной реализация совместных программ по профессиональному развитию со всеми участниками межведомственного взаимодействия в целом, в том числе Уполномоченных, специалистов аппаратов Уполномоченных и специалистов органов опеки и попечительства как наиболее тесно сотрудничающих институтов. Особое внимание при разработке программ стоит уделить рассмотрению узкоспециализированных тем и разбору практических кейсов и алгоритмов работы, популяризации технологий и практик с доказанной эффективностью.

Литература

  1. Андреева К.В. Психолого-педагогические условия профилактики синдрома эмоционального выгорания у специалистов органов пеки и попечительства: Автореф. вып. квалификац. работы: Магист. дисс. М., 2020. 6 с. URL: https://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=393432. (дата обращения: 09.09.2022).
  2. Григорьева Н.А., Симонова М.А. Международный опыт развития института уполномоченного по правам ребенка: из истории охраны прав и интересов детей // Международное право. 2018. № 4. С. 44—49. DOI:10.25136/2306-9899.2018.4.27574
  3. Доклад о деятельности Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка в 2021 году [Электронный ресурс] // Уполномоченный при Президенте Российской Феде­рации по правам ребенка. М., 2022. 483 с. URL: http://deti.gov.ru/documents/doklad (дата обраще­ния: 09.09.2022). 
  4. Еряшкина Н.С. Институт уполномоченного по правам ребенка в механизме защиты прав ре­бенка // Аллея науки. 2021. Т. 1. № 12(63). С. 546—549.
  5. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993, с изме­нениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. 2022. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399 (дата об­ращения: 03.09.2022).
  6. Манулычева Т.В. Специфика психологического благополучия специалистов органов опеки и попечительства: Вып. квалификац. работа: Магист. дисс. М., 2020. 105 с. URL: https://psychlib.ru/ inc/absid.php?absid=393451.(дата обращения: 09.09.2022).
  7. Периодизация В.Ф. Моргуна [Электронный ресурс] // Авторский блог по психологии: Sherbakova.com. 2022. URL: https://sherbakova.com/stadii-razvitiya-cheloveka (дата обращения: 03.08.2022).
  8. Райкова Е.Ю. Терапия и профилактика профессионального выгорания у представителей помо­гающих профессий [Электронный ресурс] // Молодой ученый. 2011. № 5(28). Т. 2. С. 92—97. URL: https://moluch.ru/archive/28/3228/ (дата обращения: 17.11.2022).
  9. Рогова А.М., Давыдов С.А. Деятельность института уполномоченного по правам ребенка как элемент развития правового государства и системы социальной защиты детства в Российской Фе­дерации // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и со­циальной работы. 2020. Том 34. № 2. С. 84—91.
  10. Рубцов В.В., Алехина С.В., Вихристюк О.В., Войтас С.А., Забродин Ю.М., Зарецкий В.К., Ле­онова О.И., Марголис А.А., Саитгалиева Г.Г., Семья Г.В., Холмогорова А.Б., Шариков С.В. О про­блемах профессиональной подготовки специалистов социальной сферы для работы с уязвимыми категориями населения [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2020. Том 17. № 2. С. 8—34. DOI:10.17759/bppe.2020170201
  11. Саитова М.Ю. Институт Уполномоченного по правам ребенка как механизм защиты прав и интересов несовершеннолетних в Российской Федерации // Труды Института государства и пра­ва РАН. 2010. № 6. С. 96—103. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/institut-upolnomochennogo-po-pravam-rebenka-kak-mehanizm-zaschity-prav-i-interesov-nesovershennoletnih-v-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 03.08.2022).
  12. Семья Г.В. Профессиональный стандарт специалиста органов опеки и попечительства [Элек­тронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2013. Том 5. № 3. URL: https:// psyjournals.ru/psyedu_ru/2013/n3/62420.shtml (дата обращения: 17.11.2022).
  13. Смирнова И.Н. Особенности деятельности уполномоченного по правам ребенка в субъектах Российской Федерации: актуальные проблемы теории и практики // Юридический факт. 2021. № 134. С. 13—18.
  14. Таран Ю.Н. Роль Уполномоченного по правам ребенка в урегулировании детско-родительских отношений в Липецкой области // Инновационная экономика и право. 2021. № 1(16). С. 80—84.
  15. Тузова О.Н., Степанова Д.Н. Роль Уполномоченного по правам ребенка в защите прав несо­вершеннолетних, воспитывающихся в опекунских семьях [Электронный ресурс] // Психология и право. 2019. Том 9. № 3. С. 310—319. DOI:10.17759/psylaw.2019090322
  16. Указ Президента Российской Федерации от 1 сентября 2009 г. № 986 «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] // Гарант: информационно-правовое обеспечение. 2022. URL: https://base. garant.ru/196200/ (дата обращения: 03.09.2022).
  17. Федеральный закон от 27.12.2018 № 501-ФЗ «Об уполномоченных по правам ребенка в Рос­сийской Федерации» (последняя редакция) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. 2022. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_314643/ (дата обращения: 03.09.2022).
  18. Юн-Хай С.А. Интерактивное обучение в подготовке будущих педагогов к защите прав ребен­ка [Электронный ресурс] // Вестник БГУ. 2015. № 15. С. 196—201. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/interaktivnoe-obuchenie-v-podgotovke-buduschih-pedagogov-k-zaschite-prav-rebenka (дата обращения: 03.08.2022).
  19. Children’s Ombudsman Offices. Office of the Child Advocate [Electronic resource] // National Conferense of State Legislatures. 2021. URL: https://www.ncsl.org/research/human-services/childrens-ombudsman-offices.aspx#About%20COO (дата обращения: 03.08.2022).
  20. Havighurst R.J. Developmental Tasks and Education (3rd ed.). New York: David McKay Company, 1972. 119 p. 

Информация об авторах

Колесникова Ульяна Владимировна, научный сотрудник Центра прикладных психолого-педагогических исследований, Московский государственный психолого-педагогический университет, (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5328-8621, e-mail: kolesnikovauv@mgppu.ru

Яровикова Ольга Анатольевна, руководитель структурного подразделения, ФГБУ «Центр защиты прав и интересов детей», ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3862-0902, e-mail: o.yarovikova@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 101
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 26
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0