Новая модульная основная профессиональная образовательная программа исследовательской магистратуры «Культурно-историческая психология и деятельностный подход в образовании»: опыт разработки и апробации

946

Аннотация

Представлен опыт разработки и предварительные результаты апробации новых модулей основной профессиональной образовательной программы исследовательской магистратуры «Культурно-историческая психология и деятельностный подход в образовании». Обсуждаются основные принципы разработки такой программы, основанные на положениях научной школы Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, А.Р. Лурия. Приводятся данные, свидетельствующие об эффективности новой программы для подготовки педагогов-исследователей, способных профессионально решать задачи современного образования, применять понятия и методы культурноисторической психологии и деятельностного подхода для решения проблем обучения, воспитания и развития детей. Рассматриваются вопросы организации обучения студентов по новым модулям исследовательской магистратуры на базе вузов – сетевых партнеров, возможности сетевого вза¬имодействия с образовательными организациями различного уровня, необходимости расширения сети клинических баз практики и увеличения научно-исследовательской работы и практики студентов. Особое внимание уделяется новому методу оценки образовательных результатов студентов – сквозного проектно-исследовательского задания, профессиональной ком-петентности магистранта как исследователя проблем организации и разви¬тия учебной деятельности, а также профессиональной коммуникации «магистрант – научный руководитель – руководитель практики». Обсуждается дискурс-семинар – новая форма учебно-исследовательского занятия, ко¬торая расширяет систему профессиональных коммуникаций магистрантов и позволяет нацеливать их на поиск и решение исследовательских задач.

Общая информация

Ключевые слова: интегративный модуль, образовательная практика

Рубрика издания: Педагогическое образование

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2015200302

Для цитаты: Рубцов В.В., Гуружапов В.А., Макаровская З.В., Максимов Л.К. Новая модульная основная профессиональная образовательная программа исследовательской магистратуры «Культурно-историческая психология и деятельностный подход в образовании»: опыт разработки и апробации // Психологическая наука и образование. 2015. Том 20. № 3. С. 7–15. DOI: 10.17759/pse.2015200302

Полный текст

 

В настоящее время все более остро ощущается нехватка специалистов, способных работать в рамках требований новых профессиональных стандартов, квалифицировано ставить и решать проблемы учебной деятельности. Это касается и апробируемого в настоящее время в Российской Федерации профессионального стандарта «Педагог», разработанного на основе положений деятельностного подхода [5]. В соответствии с требованиями этого профессионального стандарта эффективная организация учебной деятельности невозможна без психолого-педагогических исследований процессов обучения, воспитания и развития, происходящих в совместной работе учителя и учащихся и обеспечивающих анализ проблем организации и развития учебной деятельности. Без опоры на результаты исследований, «встраиваемых» в обучение, и наличия необходимых исследовательских компетенций современный педагог не сможет правильно оценить трудности, возникающие в условиях учебно-воспитательного процесса, не сможет перестраивать условия организации учебной работы и, следовательно, не сможет правильно строить эффективную учебную деятельность, формирующую высокий уровень образовательных результатов у обучающихся. Последнее, в свою очередь, является объективным препятствием для реализации ФГОС общего образования [8].

В настоящее время в системе высшего профессионального образования разработана и проходит апробацию программа исследовательской магистратуры «Культурно­историческая психология и деятельностный подход в образовании», которая направлена на подготовку педагога-исследователя, эксперта в области психолого-педагогических исследований проблем детства (раннего, дошкольного и школьного возраста), владеющего глубокой теоретической и практической базой, ориентирующегося в традиционных и современных исследованиях и разработках, выполненных в рамках культурно­исторической психологии и деятельностного подхода.

Программа представляет собой принципиально новый образовательный продукт, построенный по модульному принципу и нацеленный на подготовку специалистов, не просто знакомых с основными принципами и практиками организации научных исследований в области образования, но и способных оказывать качественную психолого­педагогическую поддержку образовательной среды современного образовательного учреждения (подробнее см. нашу работу [8]).

Программа включает в себя компоненты, необходимые для решения этой задачи:

1)   знание концептуальных основ построения психолого-педагогических исследований в образовании;

2) углубленную методологическую подготовку в области культурно-исторической психологии и деятельностного подхода, которая важна как для целей построения практико­ориентированного научного знания, так и для последующей продуктивной деятельности в различных видах социальной практики;

3)  увеличение научно-исследовательской работы и практики студентов в сетевом взаимодействии с образовательными организациями различных уровней.

Принципиальным требованием к разработке магистерской программы является отказ от большого числа теоретических курсов и направленность на построение программ индивидуальных практик магистрантов в условиях системы так называемых клинических баз, включающей в себя образовательные учреждения дошкольного и общего образования, психолого-медико-социальные центры и др.

Основные задачи проектирования модулей основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) магистерской программы определены в проекте модернизации педагогического образования, основанном на компетентностно-деятельностном подходе к содержанию и методам подготовки будущих педагогов [1; 4]. В русле этих общих задач нами была разработана концепция проектирования новых (интегративных) модулей ОПОП исследовательской магистратуры «Культурно-историческая психология и деятельностный подход в образовании» психолого-педагогического направления, предусматривающих увеличение научно-исследовательской работы (НИР) и практики студентов в сетевом взаимодействии образовательных учреждений различной направленности (направление - Психолого-педагогическое образование). В ее основу нами положены принципы компетентностно-деятельностного подхода, которые в самом общем виде могут быть сформулированы следующим образом.

I. Профессиональная подготовка на основе ОПОП исследовательской магистратуры психолого-педагогического направления осуществляется в форме особо организованной исследовательской деятельности студентов, которая включает в себя решение ими профессиональных исследовательских задач и выполнение профессиональных исследовательских действий, направленных на выявление и анализ проблем учебной деятельности.

При этом:

■   предметом целенаправленной работы слушателя магистратуры является образовательная среда, которая понимается в широком смысле как вид социальной практики;

■   подготовка исследователя рассматривается как деятельность (исследовательская) над деятельностью (в данном случае над учебной деятельностью);

■   исследовательская деятельность выступает: а) как теоретический принцип (учебное содержание модуля) и б) как предмет изучения (образовательная практика).

II.  Исследование учебной деятельности предусматривает наличие системы дополнительных компетенций в области научно­исследовательской деятельности.

III.   Системе дополнительных компетенций соответствует обобщенный способ исследования учебной деятельности

IV.   Практика и НИР студентов содержательно связаны между собой: исследовательские проблемы возникают в практике учебной деятельности, а содержание и методы исследования направлены на решение конкретных проблем, с которыми сталкиваются магистранты в условиях практики.

V.  Наличие исследовательских компетен­ций и соответствующего уровня сформиро- ванности обобщенного способа исследования учебной деятельности является показателем развития профессиональной компетентности исследователя в области учебной деятельности [5; 8; 9].

Еще раз подчеркнем, что выбор методологии и методов культурно-исторической психологии и деятельностного подхода в качестве содержательной основы подготовки будущих педагогов-исследователей для системы общего образования является не случайным и имеет принципиальное значение. Так, Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования ориентирует педагогические коллективы школ на организацию учебной деятельности, которая носит принципиально развивающий характер. Это определено, в частности, в требованиях к метапредметным и личностным образовательным результатам. В работе образовательных учреждений возникают реальные проблемы, требующие психолого-педагогической поддержки именно в реализации принципов психического развития в обучении, что представлено в традиции культурно-исторической психологии и деятельностном подходе в образовании, заложенных трудами Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, П.Я. Гальпери­на, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, В.В. Да­выдова, и углубляется их последователями. Культурно-историческая психология и деятельностный подход являются в настоящее время активно развивающимися направлениями психологической науки в России и зару- бежом. Активно исследуются проблемы учебной деятельности, на которых заострили внимание В.В. Давыдов и Д.Б. Эльконин, прежде всего - природа действий анализа и рефлексии, учебной коммуникации. Есть основания полагать, что, осваивая методологию и методы этой научной школы, студенты будут находиться на острие решения современных проблем развивающегося образования, работать с этими проблемами на основе принципов деятельностного подхода [2; 3; 7; 11; 12].

Результаты апробации новых модулей основной профессиональной образовательной программы исследовательской магистратуры подтверждают широкие возможности самой программы для подготовки педагогов-исследователей, отвечающих задачам современной школы. В апробации ОПОП исследовательской магистратуры «Культурно-историческая психология и деятельностный подход в образовании» участвовало 290 студентов из восьми вузов Российской Федерации: Московского городского психолого-педагогического университета, Южного федерального университета, Волгоградского государственного социально-педагогического университета, Красноярского государственного педагогического университета имени В.П. Астафьева, Бурятского государственного университета, Казанского (Приволжского) федерального университета, Северо-Кавказского федерального университета, Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина).

В частности, эти результаты подтверждают следующее:

1) факт организации обучения студентов по новым модулям основной профессиональной образовательной программы «Культурно­историческая психология и деятельностный подход в образовании» на базе вузов - сетевых партнеров в соответствии с учебным планом и учебным графиком;

2) возможность создания необходимых условий для организации обучения студентов (учебно-методических, информационно­коммуникационных, кадровых и материально­технических) по новым модулям ОПОП исследовательской магистратуры «Культурно­историческая психология и деятельностный подход в образовании» на основе сетевого взаимодействия с образовательными организациями различного уровня;

3) возможность сетевого взаимодействия образовательных организаций разного уровня. Оно предполагает реализацию отдельных интегративных модулей магистерских программ в сетевом взаимодействии вузов-партнеров, а также сетевое взаимодействие отдельного вуза с профильными организациями, способными реализовать на должном уровне как практическую, так и научно­исследовательскую работу магистранта, направленную на подготовку высококвалифицированных педагогических кадров, в соответствии с требованиями профессионального стандарта и формирование исследовательских компетенции;

4)   возможность и необходимость расширения сети клинических баз практики, обладающих достаточным кадровым, материально­техническим, методическим и экспериментальным потенциалом, работающих в деятельностной парадигме и способных сформировать у студентов необходимые профессиональные компетенции;

5)   возможность реализации и внедрения новых по существу образовательных модулей магистерской программы «Культурно­историческая психология и деятельностный подход в образовании», интегрирующих учебное содержание с практикой и научно­исследовательской работой студентов и направленных на решение основной задачи - развитие профессиональных исследовательских действий педагога;

6)  необходимость увеличения научно­исследовательской работы и практики студентов - ключевого условия деятельностной подготовки педагогов-исследователей, возможность введения распределенной практики;

7)   правильность и эффективность введения новых модулей ОПОП исследовательской магистратуры «Культурно-историческая психология и деятельностный подход в образовании», обеспечивающих развитие дополнительных профессиональных компетен­ций, формирующих у магистранта обобщенный способ действия по исследованию учебной деятельности;

8)   актуальность и значимость нового метода оценки образовательных результатов - сквозного проектно-исследовательского задания (ПИЗ), выполняемого на «входе» и «выходе» интегративных образовательных модулей и направленного на оценку профессиональной компетентности магистранта как исследователя проблем организации и развития учебной деятельности. Применение метода ПИЗ позволяет фиксировать развитие у магистрантов соответствующих профессиональных компетенций в процессе освоения нового модуля;

9)  решающую роль в развитии исследовательских компетенций у студентов профессиональной коммуникации «магистрант - научный руководитель -руководитель практики»;

10)  необходимость и эффективность новой формы учебно-исследовательского занятия - дискурс-семинара, который позволяет разворачивать рассматриваемые на нем проблемы и вопросы в объеме интеллектуального и социального полей (дискурсивного поля), переходящих в определенный тип практики, и нацеливать магистрантов на поиск решения исследовательских задач и выполнение исследовательских действий.

В целом, магистерская программа «Культурно-историческая психология и деятельностный подход в образовании» опирается на лучшие достижения научной школы Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия и их последователей, само название и международное признание которой предполагает ее дальнейшую разработку, использование ее достижений в разных сферах жизнедеятельности человека. Она направлена на широкое приобщение будущих педагогов- исследователей к традициям этого подхода, овладение ими средствами научного анализа и способами деятельностного проектирования различных сфер социальной практики (прежде всего образования), осуществления психодиагностической и психокор­рекционной работы, психологической экспертизы и консультирования, психотерапевтической помощи и др. Результаты показывают, что магистранты, специализирующиеся по программе «Культурно-историческая психология и деятельностный подход в образовании», знают и способны анализировать современные исследования, развивающие культурно-историческую традицию в педагогике и психологии, владеют методами конкретных психолого-педагогических исследований, ориентируются в научных проблемах, на решение которых направлен культурно-исторический подход, умеют применять про- ектный метод в научном исследовании и образовательной практике.

 

[1] Результаты освоения новых модулей основной профессиональной образовательной программы исследовательской магистратуры «Культурно-историческая психология и деятельностный подход в образовании» систематизированы и развернуто обсуждались участниками Всероссийской конференции по обсуждению итогов апробации новых модулей основной профессиональной образовательной программы магистратуры по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» (направление подготовки – Психолого-педагогическое образование), предполагающих увеличение научно-исследовательской работы и практики студентов в сетевом взаимодействии с образовательными организациями различных уровней (промежуточные итоги)» (2015, май, Москва). В конференции участвовали 112 российских специалистов, а также эксперты из Италии, Греции, Швеции.

Литература

  1. Болотов В.А. Программа модернизации педа­гогического образования 2014–2017 [Электрон­ный ресурс] // Портал сопровождения проектов модернизации педагогического образования. URL: http://xn--80aaacgdafieaexjhz1dhebdg0bs2m. xn--p1ai/documents/show/14 (дата обращения 17.07.2014).
  2. Вересов Н.Н. Экспериментально-генетиче­ский метод и психология сознания: в поис­ках утраченного (статья первая) // Культурно­историческая психология. 2014. № 4. С. 121–130.
  3. Вересов Н.Н. Экспериментально-генетиче­ский метод и психология сознания: в поис­ках утраченного (статья вторая) // Культурно­историческая психология. 2015. № 1. С. 117–126.
  4. Марголис А.А. Требования к модернизации основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) подготовки педагогических ка­дров в соответствии с профессиональным стан­дартом педагога: предложения к реализации де­ятельностного подхода в подготовке педагоги­ческих кадров [Электронный ресурс] // Психоло­гическая наука и образование PSYEDU.ru. 2014. № 2. C. 1–18. URL: http://psyedu.ru/journal/2014/2/ Margolis.phtml (дата обращения: 25.07.2014).
  5. Приказ Минобрнауки Российской Федерации от 16.04.2010 № 376 «Об утверждении и введе­нии в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профес­сионального образования по направлению под­готовки 050400 – Психолого-педагогическое об­разование (квалификация (степень) “магистр”)» (ред. от 31.05.2011) [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_101372/ (дата обращения:25.07.2014).
  6. Профессиональный стандарт «Педагог (педа­гогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»: Приложение к Приказу Минтруда России от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении професси­онального стандарта “Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего об­разования) (воспитатель, учитель)”» [Электрон­ный ресурс] // Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации. URL: http://www. rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/129 (дата обра­щения 17.07.2014).
  7. Рубцов В.В. Социально-генетическая психо­логия развивающегося образования: деятель­ностный подход. М.: МГППУ, 2008. 416 с.
  8. Рубцов В.В. и др. Компетентностно-деятель­ностный подход к проектированию и разработ­ке новой модульной ОПОП исследовательской магистратуры «Культурно-историческая психо­логия и деятельностный подход в образовании»: направление подготовки – Психолого-педа­гогическое образование / В.В. Рубцов, В.А. Гу­ружапов, З.В. Макаровская, Л.К. Максимов // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19. № 3. С.127–142.
  9. Рубцов В.В., Марголис А.А., Гуружапов В.А. О деятельностном содержании психолого­педагогической подготовки современного учите­ля для новой школы // Культурно-историческая психология. 2010. № 4. C. 62–68.
  10. Федеральные государственные образо­вательные стандарты общего образования [Электронный ресурс] // Министерство Обра­зования и Науки РФ / Минобрнауки.рф / До­кументы. URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn-­p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1% 83%D0 %BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/543 (дата обращения 02.09.2015).
  11. Эльконин Б.Д. Современный этап Культурно­исторической психологии: направление разра­боток // Материалы XXI научно-практической конференции «Практики развития: индивидуаль­ные, корпоративные, институциональные свобо­ды и ограничения» (г. Красноярск, 24–26 апреля 2014 г.). Красноярск: Институт психологии прак­тик развития, 2015. С. 39–45.
  12. Юдин Э.Г. Деятельность как объяснительный принцип и как предмет научного изучения // Во­просы философии. 1976. № 5. С. 65–79.

Информация об авторах

Рубцов Виталий Владимирович, доктор психологических наук, профессор, академик РАО, профессор кафедры ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства», президент, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), президент Федерации психологов образования России, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2050-8587, e-mail: rubtsovvv@mgppu.ru

Гуружапов Виктор Александрович, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогической психологии факультета психологии образования, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия

Макаровская Зоя Вячеславовна, доктор технических наук, председатель Учебно-методического совета, член Ученого совета МГППУ, проректор по учебной работе, профессор, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, e-mail: MakarovskayaZV@mgppu.ru

Максимов Леонид Константинович, доктор психологических наук, профессор, научный консультант, МОУ Лицей № 8 «Олимпия», Волгоград, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2911-9836, e-mail: lalemaks@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2627
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 16

Скачиваний

Всего: 946
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0