В настоящее время все более остро ощущается нехватка специалистов, способных работать в рамках требований новых профессиональных стандартов, квалифицировано ставить и решать проблемы учебной деятельности. Это касается и апробируемого в настоящее время в Российской Федерации профессионального стандарта «Педагог», разработанного на основе положений деятельностного подхода [Приказ Минобрнауки Российской]. В соответствии с требованиями этого профессионального стандарта эффективная организация учебной деятельности невозможна без психолого-педагогических исследований процессов обучения, воспитания и развития, происходящих в совместной работе учителя и учащихся и обеспечивающих анализ проблем организации и развития учебной деятельности. Без опоры на результаты исследований, «встраиваемых» в обучение, и наличия необходимых исследовательских компетенций современный педагог не сможет правильно оценить трудности, возникающие в условиях учебно-воспитательного процесса, не сможет перестраивать условия организации учебной работы и, следовательно, не сможет правильно строить эффективную учебную деятельность, формирующую высокий уровень образовательных результатов у обучающихся. Последнее, в свою очередь, является объективным препятствием для реализации ФГОС общего образования [Рубцов, 2014].
В настоящее время в системе высшего профессионального образования разработана и проходит апробацию программа исследовательской магистратуры «Культурноисторическая психология и деятельностный подход в образовании», которая направлена на подготовку педагога-исследователя, эксперта в области психолого-педагогических исследований проблем детства (раннего, дошкольного и школьного возраста), владеющего глубокой теоретической и практической базой, ориентирующегося в традиционных и современных исследованиях и разработках, выполненных в рамках культурноисторической психологии и деятельностного подхода.
Программа представляет собой принципиально новый образовательный продукт, построенный по модульному принципу и нацеленный на подготовку специалистов, не просто знакомых с основными принципами и практиками организации научных исследований в области образования, но и способных оказывать качественную психологопедагогическую поддержку образовательной среды современного образовательного учреждения (подробнее см. нашу работу [Рубцов, 2014]).
Программа включает в себя компоненты, необходимые для решения этой задачи:
1) знание концептуальных основ построения психолого-педагогических исследований в образовании;
2) углубленную методологическую подготовку в области культурно-исторической психологии и деятельностного подхода, которая важна как для целей построения практикоориентированного научного знания, так и для последующей продуктивной деятельности в различных видах социальной практики;
3) увеличение научно-исследовательской работы и практики студентов в сетевом взаимодействии с образовательными организациями различных уровней.
Принципиальным требованием к разработке магистерской программы является отказ от большого числа теоретических курсов и направленность на построение программ индивидуальных практик магистрантов в условиях системы так называемых клинических баз, включающей в себя образовательные учреждения дошкольного и общего образования, психолого-медико-социальные центры и др.
Основные задачи проектирования модулей основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) магистерской программы определены в проекте модернизации педагогического образования, основанном на компетентностно-деятельностном подходе к содержанию и методам подготовки будущих педагогов [Болотов; Марголис, 2014]. В русле этих общих задач нами была разработана концепция проектирования новых (интегративных) модулей ОПОП исследовательской магистратуры «Культурно-историческая психология и деятельностный подход в образовании» психолого-педагогического направления, предусматривающих увеличение научно-исследовательской работы (НИР) и практики студентов в сетевом взаимодействии образовательных учреждений различной направленности (направление - Психолого-педагогическое образование). В ее основу нами положены принципы компетентностно-деятельностного подхода, которые в самом общем виде могут быть сформулированы следующим образом.
I. Профессиональная подготовка на основе ОПОП исследовательской магистратуры психолого-педагогического направления осуществляется в форме особо организованной исследовательской деятельности студентов, которая включает в себя решение ими профессиональных исследовательских задач и выполнение профессиональных исследовательских действий, направленных на выявление и анализ проблем учебной деятельности.
При этом:
■ предметом целенаправленной работы слушателя магистратуры является образовательная среда, которая понимается в широком смысле как вид социальной практики;
■ подготовка исследователя рассматривается как деятельность (исследовательская) над деятельностью (в данном случае над учебной деятельностью);
■ исследовательская деятельность выступает: а) как теоретический принцип (учебное содержание модуля) и б) как предмет изучения (образовательная практика).
II. Исследование учебной деятельности предусматривает наличие системы дополнительных компетенций в области научноисследовательской деятельности.
III. Системе дополнительных компетенций соответствует обобщенный способ исследования учебной деятельности
IV. Практика и НИР студентов содержательно связаны между собой: исследовательские проблемы возникают в практике учебной деятельности, а содержание и методы исследования направлены на решение конкретных проблем, с которыми сталкиваются магистранты в условиях практики.
V. Наличие исследовательских компетенций и соответствующего уровня сформиро- ванности обобщенного способа исследования учебной деятельности является показателем развития профессиональной компетентности исследователя в области учебной деятельности [Приказ Минобрнауки Российской; Рубцов, 2014; Рубцов, 2010].
Еще раз подчеркнем, что выбор методологии и методов культурно-исторической психологии и деятельностного подхода в качестве содержательной основы подготовки будущих педагогов-исследователей для системы общего образования является не случайным и имеет принципиальное значение. Так, Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования ориентирует педагогические коллективы школ на организацию учебной деятельности, которая носит принципиально развивающий характер. Это определено, в частности, в требованиях к метапредметным и личностным образовательным результатам. В работе образовательных учреждений возникают реальные проблемы, требующие психолого-педагогической поддержки именно в реализации принципов психического развития в обучении, что представлено в традиции культурно-исторической психологии и деятельностном подходе в образовании, заложенных трудами Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, П.Я. Гальперина, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, и углубляется их последователями. Культурно-историческая психология и деятельностный подход являются в настоящее время активно развивающимися направлениями психологической науки в России и зару- бежом. Активно исследуются проблемы учебной деятельности, на которых заострили внимание В.В. Давыдов и Д.Б. Эльконин, прежде всего - природа действий анализа и рефлексии, учебной коммуникации. Есть основания полагать, что, осваивая методологию и методы этой научной школы, студенты будут находиться на острие решения современных проблем развивающегося образования, работать с этими проблемами на основе принципов деятельностного подхода [Вересов, 2014; Вересов, 2015; Рубцов, 2008; Эльконин, 2015; Юдин, 1976].
Результаты апробации новых модулей основной профессиональной образовательной программы исследовательской магистратуры подтверждают широкие возможности самой программы для подготовки педагогов-исследователей, отвечающих задачам современной школы. В апробации ОПОП исследовательской магистратуры «Культурно-историческая психология и деятельностный подход в образовании» участвовало 290 студентов из восьми вузов Российской Федерации: Московского городского психолого-педагогического университета, Южного федерального университета, Волгоградского государственного социально-педагогического университета, Красноярского государственного педагогического университета имени В.П. Астафьева, Бурятского государственного университета, Казанского (Приволжского) федерального университета, Северо-Кавказского федерального университета, Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина).
В частности, эти результаты подтверждают следующее:
1) факт организации обучения студентов по новым модулям основной профессиональной образовательной программы «Культурноисторическая психология и деятельностный подход в образовании» на базе вузов - сетевых партнеров в соответствии с учебным планом и учебным графиком;
2) возможность создания необходимых условий для организации обучения студентов (учебно-методических, информационнокоммуникационных, кадровых и материальнотехнических) по новым модулям ОПОП исследовательской магистратуры «Культурноисторическая психология и деятельностный подход в образовании» на основе сетевого взаимодействия с образовательными организациями различного уровня;
3) возможность сетевого взаимодействия образовательных организаций разного уровня. Оно предполагает реализацию отдельных интегративных модулей магистерских программ в сетевом взаимодействии вузов-партнеров, а также сетевое взаимодействие отдельного вуза с профильными организациями, способными реализовать на должном уровне как практическую, так и научноисследовательскую работу магистранта, направленную на подготовку высококвалифицированных педагогических кадров, в соответствии с требованиями профессионального стандарта и формирование исследовательских компетенции;
4) возможность и необходимость расширения сети клинических баз практики, обладающих достаточным кадровым, материальнотехническим, методическим и экспериментальным потенциалом, работающих в деятельностной парадигме и способных сформировать у студентов необходимые профессиональные компетенции;
5) возможность реализации и внедрения новых по существу образовательных модулей магистерской программы «Культурноисторическая психология и деятельностный подход в образовании», интегрирующих учебное содержание с практикой и научноисследовательской работой студентов и направленных на решение основной задачи - развитие профессиональных исследовательских действий педагога;
6) необходимость увеличения научноисследовательской работы и практики студентов - ключевого условия деятельностной подготовки педагогов-исследователей, возможность введения распределенной практики;
7) правильность и эффективность введения новых модулей ОПОП исследовательской магистратуры «Культурно-историческая психология и деятельностный подход в образовании», обеспечивающих развитие дополнительных профессиональных компетенций, формирующих у магистранта обобщенный способ действия по исследованию учебной деятельности;
8) актуальность и значимость нового метода оценки образовательных результатов - сквозного проектно-исследовательского задания (ПИЗ), выполняемого на «входе» и «выходе» интегративных образовательных модулей и направленного на оценку профессиональной компетентности магистранта как исследователя проблем организации и развития учебной деятельности. Применение метода ПИЗ позволяет фиксировать развитие у магистрантов соответствующих профессиональных компетенций в процессе освоения нового модуля;
9) решающую роль в развитии исследовательских компетенций у студентов профессиональной коммуникации «магистрант - научный руководитель -руководитель практики»;
10) необходимость и эффективность новой формы учебно-исследовательского занятия - дискурс-семинара, который позволяет разворачивать рассматриваемые на нем проблемы и вопросы в объеме интеллектуального и социального полей (дискурсивного поля), переходящих в определенный тип практики, и нацеливать магистрантов на поиск решения исследовательских задач и выполнение исследовательских действий.
В целом, магистерская программа «Культурно-историческая психология и деятельностный подход в образовании» опирается на лучшие достижения научной школы Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия и их последователей, само название и международное признание которой предполагает ее дальнейшую разработку, использование ее достижений в разных сферах жизнедеятельности человека. Она направлена на широкое приобщение будущих педагогов- исследователей к традициям этого подхода, овладение ими средствами научного анализа и способами деятельностного проектирования различных сфер социальной практики (прежде всего образования), осуществления психодиагностической и психокоррекционной работы, психологической экспертизы и консультирования, психотерапевтической помощи и др. Результаты показывают, что магистранты, специализирующиеся по программе «Культурно-историческая психология и деятельностный подход в образовании», знают и способны анализировать современные исследования, развивающие культурно-историческую традицию в педагогике и психологии, владеют методами конкретных психолого-педагогических исследований, ориентируются в научных проблемах, на решение которых направлен культурно-исторический подход, умеют применять про- ектный метод в научном исследовании и образовательной практике.
[Болотов] Результаты освоения новых модулей основной профессиональной образовательной программы исследовательской магистратуры «Культурно-историческая психология и деятельностный подход в образовании» систематизированы и развернуто обсуждались участниками Всероссийской конференции по обсуждению итогов апробации новых модулей основной профессиональной образовательной программы магистратуры по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» (направление подготовки – Психолого-педагогическое образование), предполагающих увеличение научно-исследовательской работы и практики студентов в сетевом взаимодействии с образовательными организациями различных уровней (промежуточные итоги)» (2015, май, Москва). В конференции участвовали 112 российских специалистов, а также эксперты из Италии, Греции, Швеции.