Психологическая наука и образование
2015. Том 20. № 3. С. 7–15
doi:10.17759/pse.2015200302
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Новая модульная основная профессиональная образовательная программа исследовательской магистратуры «Культурно-историческая психология и деятельностный подход в образовании»: опыт разработки и апробации
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: интегративный модуль, образовательная практика
Рубрика издания: Педагогическое образование
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2015200302
Для цитаты: Рубцов В.В., Гуружапов В.А., Макаровская З.В., Максимов Л.К. Новая модульная основная профессиональная образовательная программа исследовательской магистратуры «Культурно-историческая психология и деятельностный подход в образовании»: опыт разработки и апробации // Психологическая наука и образование. 2015. Том 20. № 3. С. 7–15. DOI: 10.17759/pse.2015200302
Полный текст
В настоящее время все более остро ощущается нехватка специалистов, способных работать в рамках требований новых профессиональных стандартов, квалифицировано ставить и решать проблемы учебной деятельности. Это касается и апробируемого в настоящее время в Российской Федерации профессионального стандарта «Педагог», разработанного на основе положений деятельностного подхода [5]. В соответствии с требованиями этого профессионального стандарта эффективная организация учебной деятельности невозможна без психолого-педагогических исследований процессов обучения, воспитания и развития, происходящих в совместной работе учителя и учащихся и обеспечивающих анализ проблем организации и развития учебной деятельности. Без опоры на результаты исследований, «встраиваемых» в обучение, и наличия необходимых исследовательских компетенций современный педагог не сможет правильно оценить трудности, возникающие в условиях учебно-воспитательного процесса, не сможет перестраивать условия организации учебной работы и, следовательно, не сможет правильно строить эффективную учебную деятельность, формирующую высокий уровень образовательных результатов у обучающихся. Последнее, в свою очередь, является объективным препятствием для реализации ФГОС общего образования [8].
В настоящее время в системе высшего профессионального образования разработана и проходит апробацию программа исследовательской магистратуры «Культурноисторическая психология и деятельностный подход в образовании», которая направлена на подготовку педагога-исследователя, эксперта в области психолого-педагогических исследований проблем детства (раннего, дошкольного и школьного возраста), владеющего глубокой теоретической и практической базой, ориентирующегося в традиционных и современных исследованиях и разработках, выполненных в рамках культурноисторической психологии и деятельностного подхода.
Программа представляет собой принципиально новый образовательный продукт, построенный по модульному принципу и нацеленный на подготовку специалистов, не просто знакомых с основными принципами и практиками организации научных исследований в области образования, но и способных оказывать качественную психологопедагогическую поддержку образовательной среды современного образовательного учреждения (подробнее см. нашу работу [8]).
Программа включает в себя компоненты, необходимые для решения этой задачи:
1) знание концептуальных основ построения психолого-педагогических исследований в образовании;
2) углубленную методологическую подготовку в области культурно-исторической психологии и деятельностного подхода, которая важна как для целей построения практикоориентированного научного знания, так и для последующей продуктивной деятельности в различных видах социальной практики;
3) увеличение научно-исследовательской работы и практики студентов в сетевом взаимодействии с образовательными организациями различных уровней.
Принципиальным требованием к разработке магистерской программы является отказ от большого числа теоретических курсов и направленность на построение программ индивидуальных практик магистрантов в условиях системы так называемых клинических баз, включающей в себя образовательные учреждения дошкольного и общего образования, психолого-медико-социальные центры и др.
Основные задачи проектирования модулей основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) магистерской программы определены в проекте модернизации педагогического образования, основанном на компетентностно-деятельностном подходе к содержанию и методам подготовки будущих педагогов [1; 4]. В русле этих общих задач нами была разработана концепция проектирования новых (интегративных) модулей ОПОП исследовательской магистратуры «Культурно-историческая психология и деятельностный подход в образовании» психолого-педагогического направления, предусматривающих увеличение научно-исследовательской работы (НИР) и практики студентов в сетевом взаимодействии образовательных учреждений различной направленности (направление - Психолого-педагогическое образование). В ее основу нами положены принципы компетентностно-деятельностного подхода, которые в самом общем виде могут быть сформулированы следующим образом.
I. Профессиональная подготовка на основе ОПОП исследовательской магистратуры психолого-педагогического направления осуществляется в форме особо организованной исследовательской деятельности студентов, которая включает в себя решение ими профессиональных исследовательских задач и выполнение профессиональных исследовательских действий, направленных на выявление и анализ проблем учебной деятельности.
При этом:
■ предметом целенаправленной работы слушателя магистратуры является образовательная среда, которая понимается в широком смысле как вид социальной практики;
■ подготовка исследователя рассматривается как деятельность (исследовательская) над деятельностью (в данном случае над учебной деятельностью);
■ исследовательская деятельность выступает: а) как теоретический принцип (учебное содержание модуля) и б) как предмет изучения (образовательная практика).
II. Исследование учебной деятельности предусматривает наличие системы дополнительных компетенций в области научноисследовательской деятельности.
III. Системе дополнительных компетенций соответствует обобщенный способ исследования учебной деятельности
IV. Практика и НИР студентов содержательно связаны между собой: исследовательские проблемы возникают в практике учебной деятельности, а содержание и методы исследования направлены на решение конкретных проблем, с которыми сталкиваются магистранты в условиях практики.
V. Наличие исследовательских компетенций и соответствующего уровня сформиро- ванности обобщенного способа исследования учебной деятельности является показателем развития профессиональной компетентности исследователя в области учебной деятельности [5; 8; 9].
Еще раз подчеркнем, что выбор методологии и методов культурно-исторической психологии и деятельностного подхода в качестве содержательной основы подготовки будущих педагогов-исследователей для системы общего образования является не случайным и имеет принципиальное значение. Так, Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования ориентирует педагогические коллективы школ на организацию учебной деятельности, которая носит принципиально развивающий характер. Это определено, в частности, в требованиях к метапредметным и личностным образовательным результатам. В работе образовательных учреждений возникают реальные проблемы, требующие психолого-педагогической поддержки именно в реализации принципов психического развития в обучении, что представлено в традиции культурно-исторической психологии и деятельностном подходе в образовании, заложенных трудами Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, П.Я. Гальперина, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, и углубляется их последователями. Культурно-историческая психология и деятельностный подход являются в настоящее время активно развивающимися направлениями психологической науки в России и зару- бежом. Активно исследуются проблемы учебной деятельности, на которых заострили внимание В.В. Давыдов и Д.Б. Эльконин, прежде всего - природа действий анализа и рефлексии, учебной коммуникации. Есть основания полагать, что, осваивая методологию и методы этой научной школы, студенты будут находиться на острие решения современных проблем развивающегося образования, работать с этими проблемами на основе принципов деятельностного подхода [2; 3; 7; 11; 12].
Результаты апробации новых модулей основной профессиональной образовательной программы исследовательской магистратуры подтверждают широкие возможности самой программы для подготовки педагогов-исследователей, отвечающих задачам современной школы. В апробации ОПОП исследовательской магистратуры «Культурно-историческая психология и деятельностный подход в образовании» участвовало 290 студентов из восьми вузов Российской Федерации: Московского городского психолого-педагогического университета, Южного федерального университета, Волгоградского государственного социально-педагогического университета, Красноярского государственного педагогического университета имени В.П. Астафьева, Бурятского государственного университета, Казанского (Приволжского) федерального университета, Северо-Кавказского федерального университета, Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина).
В частности, эти результаты подтверждают следующее:
1) факт организации обучения студентов по новым модулям основной профессиональной образовательной программы «Культурноисторическая психология и деятельностный подход в образовании» на базе вузов - сетевых партнеров в соответствии с учебным планом и учебным графиком;
2) возможность создания необходимых условий для организации обучения студентов (учебно-методических, информационнокоммуникационных, кадровых и материальнотехнических) по новым модулям ОПОП исследовательской магистратуры «Культурноисторическая психология и деятельностный подход в образовании» на основе сетевого взаимодействия с образовательными организациями различного уровня;
3) возможность сетевого взаимодействия образовательных организаций разного уровня. Оно предполагает реализацию отдельных интегративных модулей магистерских программ в сетевом взаимодействии вузов-партнеров, а также сетевое взаимодействие отдельного вуза с профильными организациями, способными реализовать на должном уровне как практическую, так и научноисследовательскую работу магистранта, направленную на подготовку высококвалифицированных педагогических кадров, в соответствии с требованиями профессионального стандарта и формирование исследовательских компетенции;
4) возможность и необходимость расширения сети клинических баз практики, обладающих достаточным кадровым, материальнотехническим, методическим и экспериментальным потенциалом, работающих в деятельностной парадигме и способных сформировать у студентов необходимые профессиональные компетенции;
5) возможность реализации и внедрения новых по существу образовательных модулей магистерской программы «Культурноисторическая психология и деятельностный подход в образовании», интегрирующих учебное содержание с практикой и научноисследовательской работой студентов и направленных на решение основной задачи - развитие профессиональных исследовательских действий педагога;
6) необходимость увеличения научноисследовательской работы и практики студентов - ключевого условия деятельностной подготовки педагогов-исследователей, возможность введения распределенной практики;
7) правильность и эффективность введения новых модулей ОПОП исследовательской магистратуры «Культурно-историческая психология и деятельностный подход в образовании», обеспечивающих развитие дополнительных профессиональных компетенций, формирующих у магистранта обобщенный способ действия по исследованию учебной деятельности;
8) актуальность и значимость нового метода оценки образовательных результатов - сквозного проектно-исследовательского задания (ПИЗ), выполняемого на «входе» и «выходе» интегративных образовательных модулей и направленного на оценку профессиональной компетентности магистранта как исследователя проблем организации и развития учебной деятельности. Применение метода ПИЗ позволяет фиксировать развитие у магистрантов соответствующих профессиональных компетенций в процессе освоения нового модуля;
9) решающую роль в развитии исследовательских компетенций у студентов профессиональной коммуникации «магистрант - научный руководитель -руководитель практики»;
10) необходимость и эффективность новой формы учебно-исследовательского занятия - дискурс-семинара, который позволяет разворачивать рассматриваемые на нем проблемы и вопросы в объеме интеллектуального и социального полей (дискурсивного поля), переходящих в определенный тип практики, и нацеливать магистрантов на поиск решения исследовательских задач и выполнение исследовательских действий.
В целом, магистерская программа «Культурно-историческая психология и деятельностный подход в образовании» опирается на лучшие достижения научной школы Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия и их последователей, само название и международное признание которой предполагает ее дальнейшую разработку, использование ее достижений в разных сферах жизнедеятельности человека. Она направлена на широкое приобщение будущих педагогов- исследователей к традициям этого подхода, овладение ими средствами научного анализа и способами деятельностного проектирования различных сфер социальной практики (прежде всего образования), осуществления психодиагностической и психокоррекционной работы, психологической экспертизы и консультирования, психотерапевтической помощи и др. Результаты показывают, что магистранты, специализирующиеся по программе «Культурно-историческая психология и деятельностный подход в образовании», знают и способны анализировать современные исследования, развивающие культурно-историческую традицию в педагогике и психологии, владеют методами конкретных психолого-педагогических исследований, ориентируются в научных проблемах, на решение которых направлен культурно-исторический подход, умеют применять про- ектный метод в научном исследовании и образовательной практике.
[1] Результаты освоения новых модулей основной профессиональной образовательной программы исследовательской магистратуры «Культурно-историческая психология и деятельностный подход в образовании» систематизированы и развернуто обсуждались участниками Всероссийской конференции по обсуждению итогов апробации новых модулей основной профессиональной образовательной программы магистратуры по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» (направление подготовки – Психолого-педагогическое образование), предполагающих увеличение научно-исследовательской работы и практики студентов в сетевом взаимодействии с образовательными организациями различных уровней (промежуточные итоги)» (2015, май, Москва). В конференции участвовали 112 российских специалистов, а также эксперты из Италии, Греции, Швеции.
Литература
- Болотов В.А. Программа модернизации педагогического образования 2014–2017 [Электронный ресурс] // Портал сопровождения проектов модернизации педагогического образования. URL: http://xn--80aaacgdafieaexjhz1dhebdg0bs2m. xn--p1ai/documents/show/14 (дата обращения 17.07.2014).
- Вересов Н.Н. Экспериментально-генетический метод и психология сознания: в поисках утраченного (статья первая) // Культурноисторическая психология. 2014. № 4. С. 121–130.
- Вересов Н.Н. Экспериментально-генетический метод и психология сознания: в поисках утраченного (статья вторая) // Культурноисторическая психология. 2015. № 1. С. 117–126.
- Марголис А.А. Требования к модернизации основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) подготовки педагогических кадров в соответствии с профессиональным стандартом педагога: предложения к реализации деятельностного подхода в подготовке педагогических кадров [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2014. № 2. C. 1–18. URL: http://psyedu.ru/journal/2014/2/ Margolis.phtml (дата обращения: 25.07.2014).
- Приказ Минобрнауки Российской Федерации от 16.04.2010 № 376 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050400 – Психолого-педагогическое образование (квалификация (степень) “магистр”)» (ред. от 31.05.2011) [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_101372/ (дата обращения:25.07.2014).
- Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»: Приложение к Приказу Минтруда России от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта “Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)”» [Электронный ресурс] // Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации. URL: http://www. rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/129 (дата обращения 17.07.2014).
- Рубцов В.В. Социально-генетическая психология развивающегося образования: деятельностный подход. М.: МГППУ, 2008. 416 с.
- Рубцов В.В. и др. Компетентностно-деятельностный подход к проектированию и разработке новой модульной ОПОП исследовательской магистратуры «Культурно-историческая психология и деятельностный подход в образовании»: направление подготовки – Психолого-педагогическое образование / В.В. Рубцов, В.А. Гуружапов, З.В. Макаровская, Л.К. Максимов // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19. № 3. С.127–142.
- Рубцов В.В., Марголис А.А., Гуружапов В.А. О деятельностном содержании психологопедагогической подготовки современного учителя для новой школы // Культурно-историческая психология. 2010. № 4. C. 62–68.
- Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования [Электронный ресурс] // Министерство Образования и Науки РФ / Минобрнауки.рф / Документы. URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn-p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1% 83%D0 %BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/543 (дата обращения 02.09.2015).
- Эльконин Б.Д. Современный этап Культурноисторической психологии: направление разработок // Материалы XXI научно-практической конференции «Практики развития: индивидуальные, корпоративные, институциональные свободы и ограничения» (г. Красноярск, 24–26 апреля 2014 г.). Красноярск: Институт психологии практик развития, 2015. С. 39–45.
- Юдин Э.Г. Деятельность как объяснительный принцип и как предмет научного изучения // Вопросы философии. 1976. № 5. С. 65–79.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2672
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 0
Скачиваний
Всего: 956
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0