Реализация модульной программы подготовки воспитателя в рамках сетевого взаимодействия вуза и ДОО: опыт, проблемы, перспективы

946

Аннотация

Представлены результаты апробации новых модулей основной профессиональной образовательной программы бакалавриата по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» (Воспитатель). Основное внимание уделено анализу результатов освоения студентами компетенций согласно ФГОС ВО (3+) по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» (уровень бакалавриата), ориентированных на выполнение трудовых действий Профессионального стандарта педагога (в области дошкольного образования). С этой целью сопоставляются данные, которые получены в процессе итоговой аттестации по апробированным модулям и компьютерного тестирования, проведенного ресурсным центром сопровождения проектов модернизации педагогического образования (МГППУ). Обозначены проблемные вопросы, отдельные выявленные рассогласования, которые могут быть дискуссионными в профессиональной среде. На основе предложений по усовершенствованию новых модулей, высказанных вузами-соисполнителями, авторский коллектив намечает перспективные пути доработки модулей основной профессиональной образовательной программы.

Общая информация

Ключевые слова: модернизация педагогического образования, основная профессиональная образовательная программа, образовательный модуль, трудовые действия педагога , профессиональные компетенции, сетевое взаимодействие, образовательный результат, образовательные технологии, профессиональный стандарт

Рубрика издания: Педагогическое образование

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2015200511

Для цитаты: Толкачева Г.Н., Волобуева Л.М., Изотова Е.И., Парамонова М.Ю. Реализация модульной программы подготовки воспитателя в рамках сетевого взаимодействия вуза и ДОО: опыт, проблемы, перспективы // Психологическая наука и образование. 2015. Том 20. № 5. С. 117–129. DOI: 10.17759/pse.2015200511

Полный текст

 
 

Одной из задач модернизации педагогического образования является изменение содержания основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) бакалавриата и магистратуры по направлениям укрупненной группы направлений подготовки и специальностей «Образование и педагогические науки» и технологий обучения в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога и федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [3; 4; 5]. Это требует серьезных изменений в стратегии подготовки педагогических кадров, в том числе и будущих педагогов дошкольного образования.

Одним из базовых изменений профессиональной подготовки в вузе является переход на «модульные программы», т. е. программы, комбинирующие образовательные единицы (модули) исходя из образовательных целей вуза, социального запроса, изменений требований к профессии и пр.

В процессе перехода к данному типу структурирования основных образовательных программ сформулированы и требования к модулю как образовательной единице:

•  завершенность (решение определенной образовательной задачи, выраженной в формировании конкретных компетенций внутри модуля, констатация образовательного результата по завершении освоения модуля);

•   мобильность (взаимозаменяемость модуля внутри ООП, возможность его освоения на разных этапах образовательного маршрута студента, в разных вузах);

•  функциональность (интеграция образовательных достижений и профессиональных компетенций внутри одной образовательной цели модуля);

•   практико-ориентированность (включение в каждый модуль практик, практикумов или стажировки);

• профессиональная привлекательность (декларация и реализация формирования готовности к выполнению трудовых действий согласно профессиональному стандарту педагога).

В рамках проекта модернизации педагогического образования [V] факультетом дошкольной педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета (МПГУ) разработаны новые модули и модель ОПОП, направленные на усиление практической подготовки бакалавров по направлению «Психолого-педагогическое образование» (Воспитатель) в сетевом взаимодействии организаций высшего и дошкольного образования [1].

Целью апробации разработанных новых модулей являлась оценка их эффективности для достижения обучающимися образовательных результатов. В каждом модуле образовательный результат был представлен совокупностью профессиональных компетенций, соответствующих ФГОС ВО, ФГОС ДО и позволяющих выполнять профессиональную деятельность в соответствии в Профессиональным стандартом педагога (в области дошкольного образования).

Апробация новых модулей проходила на базе пилотной площадки, в состав которой вошли 10 вузов, 41 дошкольная образовательная организация, 2 СОШ, включающие несколько структурных подразделений дошкольного образования (9 дошкольных образовательных организаций, далее - ДОО). ДОО, вошедшие в состав пилотной площадки, имели разную направленность: детские сады, центры развития, центр продленного дня, структурные подразделения СОШ, ДОО с разными моделями финансирования (бюджетные, автономные, негосударственные). В апробации участвовали 283 студента I-III курсов очной формы обучения по направлениям подготовки «Психолого-педагогическое образование» и «Педагогическое образование», преподаватели вузов, супервизоры ДОО.

В 2015 году апробации подлежали модули «Теоретические и экспериментальные основы психолого-педагогической деятельности», «Психология и педагогика развития детей», «Методология и методы психолого­педагогической деятельности». Эти модули апробировались факультетом дошкольной педагогики и психологии МПГУ, Башкирским государственным педагогическим университетом им. М. Акмуллы (БГПУ), Омским государственным педагогическим университетом (ОмГПУ), Ульяновским государственным педагогическим университетом им. И.Н. Ульянова (УлГПУ), Чувашским государственным педагогическим университетом им. И.Я. Яковлева (ЧГПУ), Ярославским государственным педагогическим университетом им. К.Д. Ушинского (ЯрГПУ), Пермским государственным гуманитарно-педагогическим университетом (ПГГПУ), Мордовским государственным педагогическим институтом им. М.Е. Евсевьева (МордГПИ), Уральским государственным педагогическим университетом (УрГПУ), Алтайской государственной академией образования им. В.М. Шукшина (АГОА).

В табл. 1 представлена обобщенная информация об участниках пилотной площадки, реализуемых модулях, количестве студентов, преподавателей и супервизоров, участвующих в апробации модулей.

Таблица 1

Количественный состав участников апробации новых модулей ОПОП

№ п/п

Название модуля

Количество вузов

Число студентов

Число преподавателей

Количество ДОО

Число су­первизоров

1

Теоретические и экспериментальные основы психолого­педагогической деятельности

5 (МПГУ, УлГПУ, ЯрГПУ, ЧГПУ, ОмГПУ)

113

45

18

46

2

Психология и педагогика развития детей

1

(МПГУ)

25

11

2

14

3

Методология и методы психолого­педагогической деятельности

8 (УлГПУ, ЯрГПУ, ЧГПУ, БГПУ, ПГГПУ, МордГПИ, УлГПУ, АГАО)

145

53

38

57

 

Следует отметить широкую географию сетевого взаимодействия, то что инновационный опыт имел широкое распространение и это позволило получить наиболее объективные результаты, сделать обоснованные выводы об эффективности новых модулей ОПОП бакалавриата по направлению «Психолого­педагогическое образование» (Воспитатель).

В деятельности пилотной площадки использовалась следующая модель реализации сетевого взаимодействия: на базе дошкольной образовательной организации студенты осваивали фрагмент модуля. При этом ДОО предоставляли вузам, которые не имели таких ресурсов, свою образовательную среду и подготовленных наставников (супервизоров).

На базе ДОО осуществлялись:

■ учебная практика по получению первичных профессиональных умений (ознакомительная и профессиональная проба) в начале освоения каждого модуля;

■   распределенная практика (психолого­педагогический практикум). Для этого в расписании выделялся один день в неделю;

■    часть учебных занятий в соответствии с изучаемыми темами дисциплин модуля.

В процессе апробации новых модулей ОПОП бакалавриата по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» (Воспитатель) был проведен мониторинг, включающий в себя совокупность мероприятий по сбору и оценке информации об их эффективности для формирования компетенций согласно ФГОС ВО (3+) и Профессиональному стандарту педагога. Использовались следующие методы: наблюдение, опрос, изучение документации, анализ продуктов учебной деятельности обучающихся, проведение аттестационных испытаний, измерение.

Аттестация обучающихся осуществлялась в несколько этапов и включала текущую, промежуточную и итоговую аттестацию. В результате были полученные количественные данные, подлежащие качественной оценке.

На этапе текущей аттестации оценка знаний, умений и практического опыта обучающихся как дескрипторов формируемых компе­тенций осуществлялась в соответствии с фондами оценочных средств, представленными в рабочих программах дисциплин модулей. Текущий контроль проводился в пределах учебного времени, отведенного на соответствующую дисциплину модуля как традиционными, так и инновационными методами, включая компьютерные технологии (в том числе электронная система Moodle). Методы текущего контроля выбирались преподавателем, исходя из специфики дисциплины, формируемых знаний, умений, практического опыта и компе­тенций. Текущий контроль осуществлялся через анализ продуктов учебной деятельности обучающихся: презентации, рефераты, эссе, творческие проекты, результаты тестов, содержание устных выступлений и др.

Промежуточная аттестация проводилась согласно разработанным фондам оценочных средств по каждой дисциплине модулей. Уровень подготовки обучающихся по результатам промежуточной аттестации по учебным дисциплинам определялся оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «зачтено»/«не зачтено».

Итоговая аттестация осуществлялась для оценки сформированности компетенций обучающихся, ориентированных на выполнение трудовых действий в соответствии с профессиональным стандартом педагога (в области дошкольного образования). Формы ее проведения были определены с учетом рекомендаций разработчиков каждого модуля. Оценка ком­петенций осуществлялась в формате: владе- ет/частично владеет/не владеет. Выявленные результаты позволяли установить соответствие уровня достижений студентов требованиям ФГОС ВО. Интерпретировались они следующим образом: делался вывод о том, овладел или не овладел студент компетенциями, формируемыми в конкретном модуле.

В период с 15 июня по 03 июля 2015 г. ресурсным центром сопровождения проектов модернизации педагогического образования (МГППУ) было проведено компьютерное тестирование студентов вузов - участников проекта в рамках апробации инструментария оценки сформированности профессиональных компетенций студентов (выпускников), прошедших обучение по разработанным новым модулям основных профессиональных образовательных программ бакалавриата и магистратуры. Студенты выполняли профессиональный тест и кейсовые задания. Оценка полученных результатов осуществлялась по следующим параметрам. Трудовое действие считалось освоенным студентом, если 50 % заданий (тестовые задания и кейсы), направленных на проверку этого трудового действия, выполнены правильно. Модуль считался эффективным, если студенты освоили 50 % и более формируемых трудовых действий.

Нами были соотнесены результаты итоговой аттестации студентов на предмет сфор- мированности профессиональных компетен­ций согласно ФГОС ВО 3+ по направлению «Психолого-педагогическое образование» и трудовых действий, соответствующих профессиональному стандарту педагога (в области дошкольного образования).

Результаты проведенного анализа представлены ниже (рис. 1-6).

Данные, представленные на рис. 1, показывают, что от 64 % до 90 % студентов освоили профессиональные компетенции модуля. Однако степень освоения компетенций различна.

Рис. 1. Результаты освоения студентами компетенций модуля «Теоретические и экспериментальные
основы психолого-педагогической деятельности»: ОПК-4, ОПК-7, ОПК-8, ОПК-9, ОПК-11, ОПК-13 –обще-
профессиональные компетенции согласно ФГОС ВО (3+);
– компетенция освоена, – компетенция частично освоена,   – компетенция не освоена

Такая компетенция, как «способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности» (ОПК-13) сформирована у большей части студентов (90 %). Это вполне объяснимо, поскольку обучающиеся овладели применением информационно­коммуникационных технологий до поступления в университет. Поэтому в процессе обучения они использовали имеющиеся навыки для применения нового содержания (решение стандартных задач профессиональной деятельности).

Компетенция ОПК-8 «способность понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики» освоена значительным количеством студентов (81 %).

Достаточно высокие показатели получены по сформированности компетенции «готовность использовать знание различных теорий обучения, воспитания и развития» (ОПК-4) - 79 % студентов.

Следует констатировать, что у части студентов (от 5 % до 10 %) не сформированы требуемые компетенции. В это число вошли студенты, которые пропустили занятия по болезни, имели частые пропуски занятий. Не все студенты смогли продемонстрировать способность вести профессиональную деятельность в поликультурной среде, учитывая особенности социокультурной ситуации развития (ОПК-9).

На рис. 2 представлены результаты освоения студентами трудовых действий модуля «Теоретические и экспериментальные основы психолого-педагогической деятельности», которые были получены в результате компьютерного тестирования, проведенного ресурсным центром сопровождения проектов МГППУ.

Рис. 2. Результаты освоения студентами трудовых действий модуля «Теоретические и эксперименталь-
ные основы психолого-педагогической деятельности»: 2, 7, 5, 16, 42, 43 – id трудовых действий профессионального стандарта педагога;  – трудовое действие освоено, – трудовое действие не освоено

 
 

Данные, представленные на рис. 2, свидетельствуют, что трудовые действия по данному модулю освоили от 57 % до 75 % студентов. Из 6 трудовых действий не освоенным оказалось одно трудовое действие (id 42 - «участие в планировании и корректировке образовательных задач совместно с психологом и другими специалистами по результатам мониторинга с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста»). Анализ компетенций и трудовых действий показывает, что среди профессиональных компетенций, как в данном модуле, так и во ФГОС ВО по направлению «Психолого-педагогическое образование», нет сопоставимых компетенций данному трудовому действию. По заданным ресурсным центром сопровождения проектов модернизации педагогического образования параметрам разработанный модуль считается эффективным, поскольку студенты освоили 83 % трудовых действий (рубежные цифры - более 50 %).

Рассмотрим результаты освоения компе­тенций модуля «Психология и педагогика развития детей» (рис. 3).

Рис. 3. Результаты освоения студентами компетенций модуля «Психология и педагогика развития де-
тей»: ПКД-1, ПКД-2, ПКД-4, ПКД-6 –профессионально-прикладные компетенции согласно ФГОС ВО (3+);
– компетенция освоена, – компетенция частично освоена, – компетенция не освоена

Результаты, представленные на рис. 3, показывают, что большая часть студентов овладели заданными в модуле компетенциями (80 %). Следует констатировать, что у некоторых студентов требуемые компетенции сформированы частично (5 чел. - 20 %). Это число составили студенты, которые по разным причинам осваивали материал самостоятельно, без участия супервизоров.

Анализ данных, полученных в результате компьютерного тестирования студентов по модулю «Психология и педагогика развития детей», позволил сделать вывод о том, что не все трудовые действия данного модуля освоены студентами (рис. 4).

Рис. 4. Результаты освоения студентами трудовых действий модуля «Психология и педагогика
развития детей»: 15, 26, 17, 19, 47, 48, 49, 50, 39, 40 – id трудовых действий профессионального стандарта педагога; – трудовое действие освоено

Результаты, представленные на рис. 4, свидетельствуют, что трудовые действия данного модуля освоили от 42 % до 71 % студентов. Наиболее высокие показатели были получены по трудовому действию с id 47 - «организация видов деятельности, осуществляемых в раннем и дошкольном возрасте: предметной, познавательно-исследовательской, игры (ролевой, режиссерской, с правилом), продуктивной, конструирования, создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в том числе обеспечение игрового времени и пространства». Наименее освоенной оказалось трудовое действие «организация образовательного процесса на основе непосредственного общения с каждым ребенком с учетом его особых образовательных потребностей» (id 50).

Таким образом, из 10 трудовых действий студентами освоено 6, что составляет 60 %. Следовательно, данный модуль может считаться эффективным.

Числовые данные, представленные на рис. 5, позволяют сделать вывод о том, что основная часть студентов освоили заданный набор компетенций: из 145 студентов, только у 3 (2 %) человек не были сформированы профессиональные и профессионально-прикладные компетенции, являющиеся планируемыми результатами освоения модуля «Методология и методы психолого-педагогической деятельности». Часть студентов освоила компетенции в полном объеме (от 68 % до 77 %). Меньшая часть студентов освоили компетенции ФГОС ВО (3+) по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» частично (19 % до 30 %). Итоговая таблица результатов показывает, что такая компетенция, как «готовность применять качественные и количественные методы в психологических и педагогических исследованиях» (ОПК-2) сформирована у большей части студентов (77 %). Это объясняется поэтапным ее формированием в ряде дисциплин модуля: «Методологические основы и методы психолого-педагогических исследований», «Методы математической статистики», «Количественные и качественные методы исследования детского развития», «Практикум по овладению методами психолого-педаго-гических исследований». Достаточно высокие показатели получены по сформированности компетенций ОПК-4 и ОПК­13. Они сформированы у 75 % студентов.

Рис. 5. Результаты освоения студентами компетенций модуля «Методология и методика психолого-
педагогической деятельности»: ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-4, ОПК-13 – общепрофессиональные компе-
тенции, ПКД-5 – профессионально-прикладные компетенции согласно ФГОС ВО (3+);
– компетенция освоена, – компетенция частично освоена, – компетенция не освоена

Менее освоенной оказалась компетенция ОПК-1 «способность учитывать общие, специфические (при разных типах нарушений) закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях». Преподаватели объясняют это тем фактом, что студенты еще не получили знания в области детской психологии, дошкольной педагогики и других дисциплин. В связи с этим от вузов-соисполнителей поступили предложения о переносе данного модуля для изучения на более старшие курсы.

Следует констатировать, что у незначительной части студентов (2 %) не сформированы требуемые компетенции.

Результаты освоения студентами трудовых действий модуля «Методология и методика психолого-педагогической деятельности» представлены на рис. 6.

Рис. 6. Результаты освоения студентами трудовых действий модуля «Методология и методика
психолого-педагогической деятельности»: 29, 41 – id трудовых действий профессионального стандарта педагога;
– трудовое действие освоено, – трудовое действие не освоено

Результаты компьютерного тестирования студентов не в полной мере соответствуют результатам итоговой аттестации студентов по модулю. При высоких показателях сформированности профессиональных и профессионально-прикладных компетенций студенты продемонстрировали невысокие результаты освоения трудовых действий по данному модулю. Всего 56 % студентов освоили трудовое действие «организация и проведение педагогического мониторинга освоения детьми образовательной программы и анализ образовательной работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста» (id-ТД 41). Следует заметить, что трудовое действие «применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка» освоено большей частью студентов (80 %), следовательно, студенты должны были показать высокие результаты по освоению ТД с id 41. Можно предположить, что большая часть студентов не была готова к проведению анализа образовательной работы в группе детей раннего и дошкольного возраста. Кроме того, в перечне компетен­ций ФГОС ВО (3+) по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» отсутствуют компетенции, позволяющие формировать готовность студентов организовывать педагогический мониторинг. Тем самым было обнаружено несоответствие компетен­ций ФГОС ВО (3+) и трудовых действий профессионального стандарта педагога (в области дошкольного образования). Невысокие результаты по данному модулю объясняются его реализацией в некоторых вузах на I курсе, сложностью осваиваемого материала, перегруженностью психологической составляющей (по мнению вузов-соисполнителей).

 

Важная информация об апробации модуля была получена в результате анкетирования студентов и преподавателей. Целью опросов студентов было выявление их мнения о ходе апробации модуля, степени их удовлетворенности уровнем и качеством обучения по учебным дисциплинам модуля. Вопросы были направлены на оценку проводимых занятий, заданий для самостоятельной работы, выявление динамики интереса к профессии после изучения дисциплин модуля и др. Анкетирование преподавателей было направлено на получение информации о качестве содержания разработанных учебных программ и учебно-методического обеспечения образовательного процесса по формированию заявленных компетенций.

В анкетировании приняли участие 93 % студентов, участвующих в апробации модулей. Анкеты заполнялись при изучении всех дисциплин модулей и при прохождении практик. Все студенты отмечали, что для успешного обучения были созданы необходимые условия, они удовлетворены качеством образования по модулям, считают, что освоенные знания и компетенции им пригодятся в дальнейшей деятельности. На вопрос, интересны ли занятия, студенты отвечали утвердительно. Были выявлены и мнения, что занятия были не интересны, но полезны (10 %). Единичные мнения были высказаны об отсутствии мотивации к будущей профессиональной деятельности, которая не изменилась в процессе обучения. Однако в целом можно сделать вывод, что студенты удовлетворены содержанием предметов и качеством их преподавания.

В результате анкетирования преподавателей были получены следующие результаты.

Отвечая на вопросы анкеты, преподаватели отмечали, что содержание учебных дисциплин позволяет формировать компетенции, обеспечивающие выполнение трудовых действий профессионального стандарта педагога, содержание способствует повышению мотивации к обучению, повышению активности и самостоятельности обучающихся в освоении учебных программ, формированию навыков рефлексии результатов учебно­познавательной деятельности, позволяет повысить практико-ориентированность учебной дисциплины. По мнению большей части преподавателей (80 %), соотношение лекционных и практических занятий оптимально для формирования компетенций, заявленных в учебных программах. Преподаватели отметили активные личностно ориентированные методы обучения, использованные при изучении дисциплин модуля, и наиболее интересные и полезные моменты программы, указав при этом, что задания для самостоятельной работы, проектные работы, доклады студенты выполняли активно, на высоком уровне (82 %).

Однако некоторые преподаватели из Омского ГПУ полагают, что студенты оказались в ситуации, когда по всем дисциплинам им необходимо было в ограниченные сроки выполнять одновременно много заданий. У всех студентов - разные уровень мотивации, степень заинтересованности и готовности к принятию и выполнению заданий, уровень восприятия и мышления, общеобразовательный, общекультурный уровень. Преподавателями в процессе апробации модулей использовались различные образовательные технологии (табл. 2).

Таблица 2

Обобщенные результаты анкетирования преподавателей, участвовавших в апробации
модулей

№ п/п

Образовательная технология

Частота использования образовательных технологий в модулях

М.3

М.4

М.5

1

Подготовка презентаций MS Power Point

50

10

33

2

Подготовка докладов, сообщений по теме, рефератов, эссе

47

7

32

3

Задания на поиск информации

42

8

38

4

Выполнение заданий в малых группах и парах

37

10

24

5

Дискуссии, дебаты

 

8

23

6

Проблемные технологии (вопросы, проблемная задача, проблемная ситуация, проблемная лекция, проблемный эксперимент)

35

9

37

7

Метод кейсов (case-study)

20

7

18

8

Проектная деятельность

16

9

21

9

Ролевые и деловые игры

20

8

17

10

Дистанционные методы

25

4

18

Анализ обобщенных данных показывает, что наиболее часто в образовательной работе преподавателей со студентами использовались подготовка презентаций, эссе, рефератов, задания по поиску информации, проблемные технологии. На наш взгляд, это объясняется направленностью текущего контроля на оценку образовательного продукта как показателя сформированности компетенций студентов. Вместе с тем в образовательной практике широкое применение еще не получили метод кейсов, проектная деятельность, ролевые и деловые игры, дистанционные методы работы со студентами.

Анализ полученных результатов, выявленных несоответствий и противоречий побудил разработчиков ОПОП пересмотреть ее структуру, содержание новых модулей, распределение компетенций по модулям.

В результате была изменена структура ОПОП (количество модулей и их трудоемкость, пересмотрено содержание базовой и вариативной частей ОПОП), уточнен состав трудовых действий в каждом модуле, к выполнению которых должен быть подготовлен бакалавр по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование», доработаны структура и содержание модулей (реализован принцип тематического планирования модуля, пересмотрены образовательные результаты каждого модуля).

Изучение и обобщение поступивших от вузов рекомендаций и предложений позволило выделить следующие наиболее значимые предложения, которые могут быть рассмотрены в качестве перспективных направлений работы.

■   Ввести практику обмена студентами по освоению модуля в рамках сетевого взаимодействия между вузами.

■   Создать единую базу «VIP лекции» в рамках сетевого взаимодействия образовательных организаций.

■   Проводить лекции для студентов в режиме он-лайн через телемост, вебинары, вебсеминары в рамках сетевого взаимодействия.

■  Разработать рекомендации для самостоятельной работы студентов, методическое сопровождение текущей, промежуточной и итоговой аттестации студентов (с ключами к тестам и вариантами решения кейсов).

■   Отработать механизмы кооперирования ресурсов образовательных организаций для эффективного обмена актуальной профессиональной информацией и передовым педагогическим опытом, улучшенными практиками и технологиями (коллективно-распределенная деятельность, проектная деятельность и др.).

■   Обобщить опыт работы супервизоров, преподавателей вузов в рамках сетевого взаимодействия в виде методических рекомендаций.

■   Определить механизмы дальнейшего использования полученных результатов в практике организации педагогического процесса в вузе.

■   Продумать механизм финансовой поддержки работы супервизоров, отрегулировать механизм оплаты практики и оплаты работы супервизоров для повышения эффективности их работы.

■   Разработать предложения по созданию нормативной базы для организации сетевого взаимодействия организаций ВО и ДОО.

Финансирование

Работа выполнена при финансовой поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации: Государственный контракт № 05.043.11.0028 от 16.06.2014, проект «Усиление практической направленности подготовки будущих педагогов в программах бакалавриата в рамках укрупненной группы специальностей “Образование и педагогика” по направлению подготовки “Психолого-педагогическое образование” (Воспитатель) на основе организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и дошкольного образования».

 

[1] Государственный контракт № 05.043.110028 на выполнение

Литература

  1. Концептуальное обоснование и этапы модели­рования программы практико-ориентированной подготовки педагогических кадров (воспитате­лей) в условиях сетевого взаимодействия образо­вательных организаций ВО и ДО / Г.Н. Толкачева, Е.И. Изотова, Л.М. Волобуева, М.Ю. Пара­монова // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19. № 3. С. 168–185.
  2. Подготовка воспитателя в условиях сетево­го взаимодействия организаций высшего и до­школьного образования / Л.М. Волобуева, Г.Н. Толкачева, Е.И. Изотова, М.Ю Парамонова // Дошкольное воспитание. 2015. № 2. С. 101–109.
  3. Профессиональный стандарт «Педагог (педа­гогическая деятельность в сфере дошкольно­го, начального общего, основного общего, сред­него общего образования) (воспитатель, учи­тель)» [Электронный ресурс] / URL: http://www. rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/129 (дата обра­щения: 18.09.2015).
  4.  Федеральная целевая программа развития об­разования на 2011–2015 годы [Электронный ре­сурс] // URL: http://минобрнауки.рф/проекты/398/ файл/115/11.02.07-Постановление_61.pdf (дата обращения: 21.09.2015).
  5.  Федеральный государственный образова­тельный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] // URL: http://минобр­науки.рф/документы/6261 (дата обращения: 18.09.2015).

Информация об авторах

Толкачева Галина Николаевна, кандидат педагогических наук, профессор кафедры дошкольной педагогики факультета дошкольной педагогики и психологии, Московского педагогического государственного университета, Москва, Россия, e-mail: gtolkacheva@mail.ru

Волобуева Людмила Михайловна, кандидат педагогических наук, зав. кафедрой дошкольной педагогики, Московского педагогического государственного университета, Москва, Россия, e-mail: volobuevalm@mail.ru

Изотова Елена Ивановна, кандидат психологических наук, Доцент, зав. кафедрой возрастной психологии факультета дошкольной педагогики и психологии, Московский педагогический государственный университет, заведующий лабораторией дошкольного образования, Институт развития, здоровья и адаптации ребенка, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3115-8332, e-mail: teoretic@mail.ru

Парамонова Маргарита Юрьевна, кандидат педагогических наук, декан факультета дошкольной педагогики и психологии, Московского педагогического государственного университета (МПГУ), доцент кафедры теории и методики дошкольного образования факультета дошкольной педагогики и психологии, Московского педагогического государственного университета (МПГУ), e-mail: paramonova.mu@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3255
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 7

Скачиваний

Всего: 946
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 1