Реализация модульной программы подготовки воспитателя в рамках сетевого взаимодействия вуза и ДОО: опыт, проблемы, перспективы

902

Аннотация

Представлены результаты апробации новых модулей основной профессиональной образовательной программы бакалавриата по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» (Воспитатель). Основное внимание уделено анализу результатов освоения студентами компетенций согласно ФГОС ВО (3+) по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» (уровень бакалавриата), ориентированных на выполнение трудовых действий Профессионального стандарта педагога (в области дошкольного образования). С этой целью сопоставляются данные, которые получены в процессе итоговой аттестации по апробированным модулям и компьютерного тестирования, проведенного ресурсным центром сопровождения проектов модернизации педагогического образования (МГППУ). Обозначены проблемные вопросы, отдельные выявленные рассогласования, которые могут быть дискуссионными в профессиональной среде. На основе предложений по усовершенствованию новых модулей, высказанных вузами-соисполнителями, авторский коллектив намечает перспективные пути доработки модулей основной профессиональной образовательной программы.

Общая информация

Ключевые слова: модернизация педагогического образования, основная профессиональная образовательная программа, образовательный модуль, трудовые действия педагога , профессиональные компетенции, сетевое взаимодействие, образовательный результат, образовательные технологии, Профессиональный стандарт педагога (в области дошкольного образования), Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

Рубрика издания: Педагогическое образование

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2015200511

Для цитаты: Толкачева Г.Н., Волобуева Л.М., Изотова Е.И., Парамонова М.Ю. Реализация модульной программы подготовки воспитателя в рамках сетевого взаимодействия вуза и ДОО: опыт, проблемы, перспективы // Психологическая наука и образование. 2015. Том 20. № 5. С. 117–129. DOI: 10.17759/pse.2015200511

Фрагмент статьи

Одной из задач модернизации педагоги­ческого образования является изменение со­держания основных профессиональных обра­зовательных программ (ОПОП) бакалаври­ата и магистратуры по направлениям укруп­ненной группы направлений подготовки и спе­циальностей «Образование и педагогические науки» и технологий обучения в соответствии с требованиями профессионального стандар­та педагога и федерального государствен­ного образовательного стандарта дошколь­ного образования [3; 4; 5]. Это требует серьез­ных изменений в стратегии подготовки педагоги­ческих кадров, в том числе и будущих педагогов дошкольного образования.

Литература

  1. Концептуальное обоснование и этапы модели­рования программы практико-ориентированной подготовки педагогических кадров (воспитате­лей) в условиях сетевого взаимодействия образо­вательных организаций ВО и ДО / Г.Н. Толкачева, Е.И. Изотова, Л.М. Волобуева, М.Ю. Пара­монова // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19. № 3. С. 168–185.
  2. Подготовка воспитателя в условиях сетево­го взаимодействия организаций высшего и до­школьного образования / Л.М. Волобуева, Г.Н. Толкачева, Е.И. Изотова, М.Ю Парамонова // Дошкольное воспитание. 2015. № 2. С. 101–109.
  3. Профессиональный стандарт «Педагог (педа­гогическая деятельность в сфере дошкольно­го, начального общего, основного общего, сред­него общего образования) (воспитатель, учи­тель)» [Электронный ресурс] / URL: http://www. rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/129 (дата обра­щения: 18.09.2015).
  4.  Федеральная целевая программа развития об­разования на 2011–2015 годы [Электронный ре­сурс] // URL: http://минобрнауки.рф/проекты/398/ файл/115/11.02.07-Постановление_61.pdf (дата обращения: 21.09.2015).
  5.  Федеральный государственный образова­тельный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] // URL: http://минобр­науки.рф/документы/6261 (дата обращения: 18.09.2015).

Информация об авторах

Толкачева Галина Николаевна, кандидат педагогических наук, профессор кафедры дошкольной педагогики факультета дошкольной педагогики и психологии, Московского педагогического государственного университета, Москва, Россия, e-mail: gtolkacheva@mail.ru

Волобуева Людмила Михайловна, кандидат педагогических наук, зав. кафедрой дошкольной педагогики, Московского педагогического государственного университета, Москва, Россия, e-mail: volobuevalm@mail.ru

Изотова Елена Ивановна, кандидат психологических наук, зав. кафедрой возрастной психологии факультета дошкольной педагогики и психологии, Московского педагогического государственного университета, Москва, Россия, e-mail: teoretic@mail.ru

Парамонова Маргарита Юрьевна, кандидат педагогических наук, декан факультета дошкольной педагогики и психологии, Московского педагогического государственного университета (МПГУ), доцент кафедры теории и методики дошкольного образования факультета дошкольной педагогики и психологии, Московского педагогического государственного университета (МПГУ), e-mail: paramonova.mu@mail.ru