Особенности ЭЭГ-ритмов у людей с РАС*

1227

Аннотация

Приводится обзор последних исследований, посвященных анализу мозговой активности у детей и взрослых с РАС. Отмечается, что в большинстве работ указывается на сниженную коннективность нейронных структур, дисбаланс процессов торможения и активации в головном мозге, а также на атипичный характер восприятия языковой информации в группе людей с РАС. Высказывается предположение о том, что сложности в переработке семантической информации в данной группе опосредованы селективной нечувствительностью к языку, что выражается в атипичной волне N400. Приводятся данные о коморбидности РАС и эпилепсии, согласно которым, наибольшая взаимосвязь данных диагнозов наблюдается в случае наличия интеллектуального дефекта. ЭЭГ-профиль людей с РАС характеризуется преобладанием низко- и высокочастотных ритмов, при недостатке ритмов средней частоты. В статье анализируются данные о нарушении зеркальных нейронов в группе людей с РАС и делается вывод о способности данной группы к подражанию в случае выполнения автоматических действий, что ставит под сомнение теорию «разбитого зеркала».

Общая информация

* Работа выполнена при поддержке гранта Правительства РФ №14.Z50.31.0027 (ведущий ученый – Е.Л. Григоренко).

Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, фоновая ЭЭГ, коннективность, N 400

Рубрика издания: Клиническая и специальная психология

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2016210306

Для цитаты: Жукова М.А. Особенности ЭЭГ-ритмов у людей с РАС // Психологическая наука и образование. 2016. Том 21. № 3. С. 47–55. DOI: 10.17759/pse.2016210306

Фрагмент статьи

С поведенческой точки зрения расстройства аутистического спектра (РАС) характеризуются нарушением социальных контактов, стереотипным поведением, особыми жестко ограниченными интересами,  аномальными по своей специфичности или направленности, а также нарушениями в области сенсорного восприятия [22].

Литература

  1. Лущекина Е., Подрезная Е., Стрелец В. Особен- ности биоэлектрической активности мозга у детей с расстройствами аутистического спектра // Новые исследования. 2010. Vol. 1. № 22.
  2. Amiet C., Gourfinkel-A I., Bouzamondo A., Tordjman S., Baulac M., Lechat P., Mottron L., Cohen D. Epilepsy in autism is associated with intellectual disability and gender:  Evidence  from  a  meta-analysis  //  Biological Psychiatry. 2008. Oct 1. Vol. 64. № 7. Р. 577–582.
  3. Ballaban G.K., Tuchman R. Epilepsy and epileptiform EEG: Association with autism and language disorders // Mental Retardation and Developmental Disabilities Research Reviews. 2000. Vol. 6. № 4. Р. 300–308.
  4. Berg A Vol., Plioplys S. Epilepsy and autism: is there a special relationship? // Epilepsy & Behavior. 2012. Vol. 23. № 3. Р. 193–198.
  5. Bernier R., Dawson G., Webb S., Murias M. EEG mu rhythm and imitation impairments in individuals with autism spectrum disorder // Brain and Cognition. 2007. Aug. Vol. 64. № 3. P. 228–237.
  6. Braeutigam S., Swithenby S. J., Bailey A. J. Con- textual integration the unusual way: a magneto- encephalographic study of responses to semantic violation in individuals with autism spectrum disorders // European Journal of Neuroscience. 2008. Feb. Vol. 27. № 4. P. 1026–1036.
  7. Chez M. G., Chang M., Krasne V., Coughlan C., Kominsky M., Schwartz A. Frequency of epileptiform EEG abnormalities in a sequential screening of autistic patients with no known clinical epilepsy from 1996 to 2005 // Epilepsy & Behavior. 2006. Feb. Vol. 8. № 1. P.  267–271.
  8. Coben R., Clarke A. R., Hudspeth W., Barry R. J. EEG power and coherence in autistic spectrum disorder // Clinical Neurophysiology. 2008. May. Vol. 119. № 5. P. 1002–1009.
  9. Cochin S., Barthelemy C., Roux S., Martineau J. Observation and execution of movement: similarities demonstrated by quantified electroencephalography // European Journal of Neuroscience. 1999. May. Vol. 11. № 5. P. 1839–1842.
  10. Cornew L., Roberts T. P. L., Blaskey L., Edgar J. C. Resting–State Oscillatory Activity in Autism Spectrum Disorders // Journal of Autism and Developmental Disorders. 2012. Sep. Vol. 42. № 9. P. 1884–1894.
  11. De Haan M. Infant EEG and event–related potentials./New York: Psychology Press, 2013. 344 р
  12. Duffy F. H., Als H. A stable pattern of EEG spectral coherence distinguishes children with autism from neuro–typical controls – a large case control study // Bmc Medicine. 2012. June 26. Vol. 10.
  13. Dunn M., Vaughan H., Kreuzer J., Kurtzberg D. Electrophysiologic correlates of semantic classification in autistic and normal children // Developmental Neuropsychology. 1999. Vol. 16. № 1. P. 79–99.
  14. Ewen J. B., Lakshmanan B. M., Pillai A. S., McAuliffe D., Nettles C., Hallett M., Crone E., Mostof- sky S H. Decreased Modulation of EEG Oscillations in High–Functioning Autism during a Motor Control Task // Frontiers in Human Neuroscience. 2016.  May  6. Vol. 10.
  15. Fan Y. Vol., Decety J., Yang C. Y., Liu J. L., Cheng Y W. Unbroken mirror neurons in autism spectrum disorders // Journal of Child Psychology and Psychiatry. 2010. Sep. Vol. 51. № 9. P. 981–988.
  16. Fishman I., Yam A., Bellugi U., Lincoln A., Mills D. Contrasting patterns of language–associated brain activity in autism and Williams syndrome // Social Cognitive and Affective Neuroscience. 2011. Oct. Vol. 6. № 5. P. 630–638.
  17. Gallese V., Goldman A. Mirror neurons and the simulation theory of mind–reading // Trends in Cognitive Sciences. 1998. Dec. Vol. 2. № 12. P. 493–501.
  18. Gold R., Faust M., Goldstein A. Semantic integration during metaphor comprehension in Asperger syndrome // Brain and Language.  2010.  Jun.  Vol.  113.  №  3. P.  124–134.
  19. Happe F. G. E. Understanding Minds and Metaphors Insights from the Study of Figurative Language in Autism // Metaphor and Symbolic Activity. 1995. Vol. 10. № 4. P. 275–295.
  20. Kutas M., Federmeier . D. Thirty Years  and Counting: Finding Meaning  in  the  N400  Component of the Event–Related Brain Potential (ERP) // Annual Review of Psychology, 2011. Vol. 62. P. 621–647.
  21. Kutas M., Iragui V. The N400 in a semantic categorization task across 6 decades // Evoked Potentials–Electroencephalography and  Clinical Neurophysiology. 1998. Sep. Vol. 108. № 5. P. 456– 471.
  22. Lobar S. L. DSM–V  Changes  for  Autism Spectrum Disorder (ASD): Implications for Diagnosis, Management, and Care Coordination for Children With ASDs // Journal of Pediatric Health Care. 2016. Jul– Aug. Vol. 30. № 4. P. 359–365.
  23. Losh M., Adolphs R., Poe . D., Couture S., Penn D., Baranek G. Vol., Piven J. Neuropsychological Profile of Autism and the Broad Autism Phenotype // Archives of General Psychiatry.  2009.  May.  Vol.  66.  №  5. P.  518–526.
  24. Luck S. J. Introduction to the Event–Related Potential Technique, 2nd Edition //  Introduction  to the Event–Related Potential Technique, 2nd Edition. Cambridge, MA: MIT Press, 2014. P. 1–406.
  25. McCleery J. P., Ceponiene R., Burner K. M., Town- send J., Kinnear M., Schreibman L. Neural correlates of verbal and nonverbal semantic integration in children with autism spectrum disorders // Journal of Child Psychology and Psychiatry. 2010. Mar. Vol. 51. № 3. P.  277–286.
  26. McFadden K. L., Rojas D. C. Electrophysiology of autism/ San Diego: INTECH Open Access Publisher, 2013. Р. 1–23
  27. Monk C. S., Peltier S. J., Wiggins J. L., Weng S. J., Carrasco M., Risi S., Lord C. Abnormalities of intrinsic functional connectivity in autism spectrum disor- ders // Neuroimage.  2009.  Aug  15.  Vol.  47.  №  2. P. 764–772.
  28. Murias M., Webb S. J., Greenson J., Dawson G. Resting state cortical connectivity reflected in EEG coherence in individuals with autism // Biological Psychiatry. 2007. Aug 1. Vol. 62. № 3. P. 270–273.
  29. O’Connor K. Auditory processing in autism spectrum disorder: A review // Neuroscience and Biobehavioral Reviews. 2012. Feb. Vol. 36. № 2. P. 836–854.
  30. Orekhova E. V., Stroganova T. A. Arousal and attention re–orienting in autism spectrum disorders: evidence from auditory event–related potentials // Frontiers in Human Neuroscience. 2014. Feb 6. Vol. 8.
  31. Orekhova E. V., Stroganova T. A., Prokofyev A. O., Nygren G., Gillberg C., Elam M. Sensory gating in young children with autism: Relation to age, IQ, and EEG gamma oscillations // Neuroscience Letters. 2008. Mar 28. Vol. 434. № 2. P. 218–223.
  32. Philip R. C. M., Dauvermann M R., Whalley H C., Baynham K., Lawrie S M., Stanfield A C. A systema- tic review and meta–analysis of the  fMRI  investiga- tion of autism spectrum disorders //  Neuroscience and Biobehavioral Reviews. 2012. Feb. Vol. 36. № 2. P.  901–942.
  33. Pijnacker J., Geurts B., van Lambalgen M., Buitelaar J., Hagoort P. Exceptions and anomalies: An ERP study on context sensitivity in autism // Neuropsychologia. 2010. Aug. Vol. 48. № 10. P. 2940–2951.
  34. Pulvermuller  F.  Words  in  the  brain’s  language // Behavioral and Brain Sciences. 1999. Apr. Vol. 22. № 2. P. 253.
  35. Ramachandran V.  S., Oberman  L.  M. Broken mirrors – A theory of autism // Scientific American. 2006 Nov. Vol. 295. № 5. P. 62–69.
  36. Raymaekers R., Wiersema J. R., Roeyers H. EEG study of the mirror neuron system in children with high functioning autism // Brain Research. 2009. Dec  4. Vol. 1304. P. 113–121.
  37. Rizzolatti G., Fabbri–Destro M. Mirror neurons: from discovery to autism // Experimental Brain Research. 2010. Jan. Vol. 200. № 3–4. P. 223–237.
  38. Rogers S. J., Ozonoff S. Annotation: What do we know about sensory dysfunction in autism? A critical review of the empirical evidence // Journal of Child Psychology and  Psychiatry  2005.  Vol.  46.  №  12. P.  1255–1268.
  39. Rundblad G., Annaz D. The atypical development of metaphor and metonymy comprehension in children with autism // Autism. 2010. Jan. Vol. 14. № 1. P. 29–46.
  40. Ruysschaert L., Warreyn P., Wiersema J. R., Oostra A., Roeyers H. Exploring  the  Role  of  Neural Mirroring in Children with Autism Spectrum Disorder // Autism Research. 2014. Apr. Vol. 7. № 2. P. 197–206.
  41. Sowden S., Koehne S., Catmur C.,  Dziobek  I., Bird G. Intact automatic imitation and typical spatial compatibility in autism spectrum disorder: challenging the broken mirror theory // Autism Research. 2015. [Epub ahead of print].
  42. Spence S. J., Schneider M. l. The Role of Epilepsy and Epileptiform EEGs in Autism Spectrum Disorders // Pediatric Research. 2009. Jun. Vol. 65. № 6. P. 599– 606.
  43. Stroganova T. A., Orekhova E. V., Posikera I. N. EEG alpha rhythm in infants // Clinical Neurophysiology. 1999. Jun. Vol. 110. № 6. P. 997–1012.
  44. van Diessen E., Senders J., Jansen F. E., Boersma M., Bruining H.Increased power of resting–state gamma oscillations in autism spectrum disorder detected by routine electroencephalography // European Archives of Psychiatry and Clinical Neuroscience. 2015. Sep. Vol. 265. № 6. P. 537–540.
  45. Wang J., Barstein J., Ethridge L. E., Mosconi M. W., Takarae Y., Sweeney J. A. Resting state EEG abnormalities in autism spectrum disorders // Journal of Neurodevelopmental Disorders. 2013. Sep 16. Vol. 5.
  46. Weng S. J., Wiggins J. L., Peltier S. J., Carrasco M., Risi S., Lord C., Monk C. S. Alterations of resting state functional connectivity in the default network in adolescents with autism spectrum disorders // Brain Research. 2010. Feb 8. Vol. 1313. P. 202–214.

Информация об авторах

Жукова Марина Андреевна, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, Научный центр когнитивных исследований, Научно-технологический университет «Сириус», Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3069-570X, e-mail: zhukova.ma@talantiuspeh.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3053
В прошлом месяце: 19
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 1227
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 1