Опыт применения новых подходов при организации образовательного процесса магистрантов по направлению «Психолого-педагогическое образование» (Воспитатель)

403

Аннотация

Рассматривается несколько принципов построения образовательного процесса магистрантов по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» (Воспитатель), в том числе сетевой принцип, предполагающий взаимодействие с дошкольными образовательными организациями; практико-ориентированный принцип, характеризующийся созданием условий для увеличения в образовательном процессе доли практических занятий; модульный принцип, позволяющий объединять в укрупненную образовательную единицу учебные дисциплины, схожие по смыслу; принцип индивидуализации и дифференциации, реализующий проектирование образовательного процесса на основе наличия базового (небазового) образования.На примере модуля «Индивидуализация и дифференциация образовательной работы с детьми дошкольного возраста» продемонстрированы возможности использования различных форм и методов контроля сформированности у магистрантов образовательных результатов с использованием индивидуальных и групповых, аудиторных и внеаудиторных форм контроля (теоретических, практических, с применением информационно-коммуникационных технологий, анализа литературных источников, кейс-заданий).

Общая информация

Ключевые слова: магистратура, модульное и сетевое построение образовательного процесса, образовательные результаты, формы контроля, методы контроля, формы оценки, методы оценки

Рубрика издания: Психология образования

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2018230510

Для цитаты: Казакова Л.А. Опыт применения новых подходов при организации образовательного процесса магистрантов по направлению «Психолого-педагогическое образование» (Воспитатель) // Психологическая наука и образование. 2018. Том 23. № 5. С. 102–111. DOI: 10.17759/pse.2018230510

Полный текст

 

Социальные, экономические и политические процессы, происходящие в нашей стране, создают «новую реальность», проникающую во все сферы жизни . Образование как социальный институт представляется открытой синергетической системой, быстро и оперативно реагирующей на все внешние изменения и порождающей внутренние бифуркационные процессы, приводящие к самоорганизации на микро- и макроуровнях .

Высшее профессиональное образование является составной частью системы образования Российской Федерации и, следовательно, также претерпевает в настоящее время целевые, содержательные и организационные изменения . К одним из таких системных и широкомасштабных изменений, актуальных для современности, относится обновление подготовки педагогических и психолого-пе- дагогических кадров Введение профессионального стандарта педагога, ориентация на научно-методологические основания гуманитарных и естественных наук, необходимость удовлетворения социального запроса общества и государства в образовательном процессе ставит целью взращивание профессионала (специалиста) нового типа — целеустремленного, самостоятельного, гибкого, динамичного, активного, владеющего профессиональными знаниями и компетенциями, умеющего быстро ориентироваться в объемном и сложном информационном потоке

Современный педагог, в том числе воспитатель, должен обладать готовностью и способностью смоделировать, организовать и осуществить психолого-педагогическое сопровождение дошкольников и школьников, основанное на традиционных и современных психологических подходах к деятельности.

Подготовка педагога, умеющего профессионально взаимодействовать с различными группами детей (в том числе с ограниченными возможностями здоровья) на основе индивидуализации и дифференциации образовательной работы с ними, является в настоящий момент актуальной задачей при организации образовательного процесса бакалавров и магистрантов по направлениям подготовки «Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование» и «Специальное (дефектологическое) образование».

В УлГПУ им . И . Н . Ульянова при моделировании и апробации новых модулей основной образовательной программы впервые в России применены следующие организационные формы реализации программы профессиональной (педагогической) магистратуры по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» (Воспитатель)

1. Сетевое построение образовательного процесса предусматривает организацию и проведение занятий, практикумов и практик как в высшем учебном заведении, так и в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (дошкольные образовательные организации, центры развития ребенка, центры игровой поддержки ребенка и т . д. ) . Для достижения целей и образовательных результатов программы магистратуры сетевое взаимодействие непосредственно реализуется при организации и проведении практических (семинарских) занятий, при выполнении студентами самостоятельной работы во внеурочное время, при организации, подготовке и проведении открытых занятий

2. Практико-ориентированное построение образовательного процесса на основе обязательного освоения теоретического материала и прохождения углубленной профессионально-ориентированной практики, практикумов и выполнения научно-исследовательской работы психолого-педагогического направления

Разработано 2 модели практико-ориентированного построения образовательного процесса:

— практико-ориентированная (на первом этапе теоретические и практические занятия проходят в высшем учебном заведении и в дошкольной образовательной организации в соотношении 40:60, на втором этапе осуществляется организация прохождения углубленной профессионально-ориентированной практики в дошкольной образовательной организации);

— системно-деятельностная (на первом этапе магистранты получают задания практического и научно-исследовательского характера, выполняют их в процессе прохождения углубленной профессионально-ориентированной практики на базе дошкольных образовательных организаций, на втором этапе проводятся теоретические занятия и мастер- классы в высшем учебном заведении и в дошкольных образовательных организациях в соотношении 30:70, цель которых — восполнение пробелов в знаниях и формирование современных научных представлений об организации и реализации образовательного процесса для детей дошкольного возраста)

3. Модульное построение практико-ориентированного образовательного процесса предполагает освоение магистрантом как отдельной программы модуля, так и всех шести программ модулей: «Основы современной системы дошкольного образования», «Организация образовательного процесса в дошкольной организации», «Индивидуализация и дифференциация образовательной работы с детьми дошкольного возраста», «Проектирование и сценирование развивающей образовательной работы с дошкольниками», «Педагогический мониторинг освоения детьми дошкольной образовательной программы», «Основы научно-исследовательской работы психолого-педагогического направления»

4. Программа помощи магистранту в построении индивидуальной практико-ориентированной образовательной траектории с выбором уровня трудности и скорости освоения отдельных программ учебных дисциплин модуля и программы модуля в целом

Главным принципом организации образовательного процесса для магистрантов с разным характером и уровнем образования мы выбрали индивидуализацию и дифференциацию образовательного маршрута: наличие базового педагогического образования (Вариант А) или высшего непрофильного образования (Вариант В)

Индивидуальный образовательный маршрут магистрантов, получивших высшее педагогическое образование (бакалавриат) (вариант А), построен на принципе индивидуализации, что предполагает изучение базовых дисциплин с учетом изучения только тех тем, которые не были пройдены при получении базового педагогического образования); дисциплины вариативной части изучаются магистрантами на базе сетевых образовательных организаций, содержание и скорость продвижения при их освоении будут определяться индивидуально-типологическими особенностями личности магистрантов и местом их работы Индивидуальный образовательный маршрут обязательно должен состоять из всех дисциплин базовой части, обязательных дисциплин по выбору и по одной вариативной дисциплине (в зависимости от индивидуальных склонностей, интересов и потребностей, профессионального самоопределения и места работы магистранта) Например, задания по производственной практике «Индивидуализация и дифференциация образовательной работы с детьми дошкольного возраста» разделены по уровням сложности (от описания изучаемых фактов и явлений до проектирования образовательной среды, подбора условий ее функционирования) и типу дошкольной образовательной организации (магистранту на выбор предлагалось проанализировать функционирование дошкольной образовательной организации общеразвивающего или компенсирующего вида, центра развития ребенка, в том числе с учетом формы собственности) Магистранты с непрофильным высшим образованием обучаются по варианту В, что ориентировано на обязательное групповое изучение всех учебных дисциплин с учетом индивидуальной скорости продвижения); дисциплины вариативной части должны быть изучены на базе сетевых образовательных организаций с обязательным выполнением различных типов и вариантов практико-ориентированных заданий На лекционных, семинарских и лабораторно­практических занятиях преподаватели могут использовать индивидуальные и групповые формы работы, интерактивные и информационно-коммуникативные технологии, методы проектирования профессиональных результатов и проведение занятий (магистрантами с детьми) на базе сетевых образовательных организаций

Магистранты, работающие в дошкольной образовательной организации, имеют право на изучение предметов базового цикла по индивидуальной программе (с учетом скорости освоения), а также на прохождение практики на базе организации, в которой они работают, или в сетевых дошкольных образовательных организациях

Сроки проведения промежуточной и итоговой диагностики по модулю могут быть индивидуализированы в зависимости от скорости прохождения дисциплин модуля отдельными магистрантами

5. Применение принципов индивидуализации и дифференциации при проектировании форм и методов контроля сформированности у магистрантов образовательных результатов модулей

На примере модуля «Индивидуализация и дифференциация образовательной работы с детьми дошкольного возраста» опишем более подробно возможности использования различных форм и методов контроля сформированности у магистрантов образовательных результатов

Модуль «Индивидуализация и дифференциация образовательной работы с детьми дошкольного возраста» знакомит магистрантов с организацией образовательного процесса в дошкольной образовательной организации на принципах индивидуализации и дифференциации в зависимости от возраста детей, состояния их здоровья, интересов, уровня познавательной активности, посещения одновозрастной, разновозрастной, инклюзивной (интегрированной) группы, в том числе ориентирован на проведение магистрантами практических занятий по обучению взаимодействию детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивной (интегрированной) группе.

Модуль «Индивидуализация и дифференциация образовательной работы с детьми дошкольного возраста» призван сформировать у магистрантов:

А. Профессиональные умения, необходимые для выполнения трудовых действий (из Профессионального стандарта педагога):

—        планировать и осуществлять воспитательную деятельность с учетом культурных и религиозных различий детей, возраста, пола и индивидуально-личностных особенностей;

—        обладать профессиональной готовностью оказывать педагогическую и психологическую помощь ребенку любого возраста и состояния здоровья;

—        применять в своей профессиональной деятельности классические и современные психологические подходы;

—        проектировать и внедрять индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные программы развития и индивидуально-ориентированные образовательные программы, основанные на личностных и возрастных особенностях воспитанников;

—        создавать условия для организации различных видов детской деятельности

Б Профессиональные компетенции (из Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44 04 02 Психолого­педагогическое образование (уровень магистратуры)):

—        способность на основе возрастных особенностей обучающихся проектировать систему образовательных задач, формирующую основы здорового образа жизни и способствующую становлению психически здоровой личности обучающегося;

—        способность моделировать и организовывать различные виды групповой и индивидуальной деятельности детей раннего и дошкольного возраста в различных сферах жизнедеятельности;

—        способность проектировать и реализовывать профилактические, образовательные и оздоровительные индивидуально-ориентированные программы для детей младшего школьного возраста, цель которых — устранить трудности обучения и адаптации к образовательной среде;

—        способность анализировать и обобщать опыт образовательной деятельности в различных типах образовательных организаций;

—        способность к результативному взаимодействию со всеми участниками образовательных отношений (педагогическими работниками, обучающимися и их родителями) для решения разнообразных проблем обучающихся;

—        способность ориентироваться в современных технологиях и программах с учетом потребностей образовательной среды

На основе синтеза и обобщения трудовых действий и профессиональных умений были предложены следующие образовательные результаты, которые формировались у магистрантов в процессе освоения программы модуля:

ОР-1 — разрабатывает и реализует программы индивидуального образовательного маршрута дошкольника с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;

ОР-2 — умеет выстраивать продуктивные отношения со специалистами дошкольной образовательной организации и родителями дошкольника в целях оптимального развития;

ОР-3 — способен анализировать возрастные и индивидуальные особенности ребенка, результаты освоения им образовательных программ для индивидуализации образовательной деятельности;

ОР-4 — способен использовать научные методы при решении практических задач на построение образовательного процесса на принципах индивидуализации и дифференциации

Таблица 1

Использование различных форм контроля на семинарских занятиях

 

Дисциплины

Примеры

индивидуальной формы контроля

групповой формы контроля

Реализация индивидуально­дифференциро­ванного подхода в разновозрастных группах

Индивидуальные творческие задания . Составление терминологического словаря

Групповые творческие задания Деловая игра

Современные тенденции в образовании детей с ОВЗ: инклюзивное и интегрированное образование

Составление психолого-педагогической характеристики на ребенка с определенным видом нарушений развития . Создание банка данных инновационных и традиционных образовательных технологий, используемых в интегрированном и инклюзивном образовании Разработка профилактической и(или) коррекционно-развивающей программы для детей с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата

Групповая дискуссия на одну из выбранных тем: «Инклюзивное образование: за и против?», «Влияют ли народные традиции на обучение детей с ОВЗ?» Просмотр и анализ видеофрагментов, демонстрирующих применение в интегрированном и инклюзивном образовательном процессе дошкольной образовательной организации профилактических, образовательных и коррекционно-развивающих стратегий и программ

Педагогическая поддержка детей с разными вариантами развития

Демонстрация отрывка коррекцион­но-развивающего занятия с детьми, имеющими нарушения устной речи . Составление методических рекомендаций для семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями интеллектуальной деятельности дошкольного возраста в семье

Разработка плана-конспекта занятия с детьми с ограниченными возможностями здоровья в специальной (коррекционной) группе дошкольной образовательной организации

Создание банка видеоматериалов, иллюстрирующих применение различных образовательных технологий для детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста Проведение SWOT-анализа и выявление рисков образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья

В программах учебных дисциплин предусмотрено использование индивидуальных и групповых форм контроля, при этом задания могут выполняться на семинарском занятии в аудитории или самостоятельно во внеурочное время с отчетом на семинарском занятии о результатах выполнения задания (см . табл . 1, 2). Хочется отметить, что все виды контрольных заданий проверяют сформированность определенных трудовых действий, в том числе на междисциплинарном уровне; в формулировке заданий фиксируется их практико-ориентированная и теоретическая направленность Магистрантам также предоставляется возможность выполнять индивидуальные и групповые задания в дистанционном формате на платформе Moodle .

Фиксация и оценка у магистрантов уровня сформированности образовательных результатов модуля осуществлялись с использованием разнообразных методов (см табл 3): во-первых, в учебных дисциплинах модуля применялись теоретические, практические задания, работа с литературой и документацией, несколько видов контрольных работ, задания, при выполнении которых необходимо использовать информационно-телекоммуникационные средства (ИКТ); во-вторых, набор методов контроля и оценки определялся целями и содержанием учебных дисциплин и был ориентирован на выполнение заданий магистрантами с высшим профильным или непрофильным образованием; в-третьих, магистрант самостоятельно или под руководством педагога (супервизора) мог выбрать комплект заданий, в основе которых лежат различные методы контроля и оценки сформированности образовательных результатов модуля

Таблица 2

Выполнение магистрантами самостоятельных (внеаудиторных) заданий

 

Дисциплины

Примеры

индивидуальных самостоятельных заданий

групповых самостоятельных заданий

Педагогическое сопровождение индивидуализации и дифференцированного подхода в художе- ственно-эстети- ческом развитии дошкольников

Составить аналитическую справку по результатам анализа использования индивидуального и дифференцированного подхода в работе с дошкольниками в комплексных образовательных программах и в педагогическом процессе одного из детских садов (на выбор)

Составить компьютерные презентации по студийной программе

 

Современные тенденции в образовании детей с ОВЗ: инклюзивное и интегрированное образование

Подбор и классификация разработанных и используемых в инклюзивном и интегрированном образовании профилактических стратегий и программ Презентация использования традиционных коррекционно-развивающих технологий в практике дошкольных образовательных организаций определенного региона России

Сравнительная характеристика образовательных условий для детей с ОВЗ в общеобразовательной среде различных стран мира

Презентация опыта использования инновационных образовательных технологий, применяемых в интегрированном (инклюзивном) образовании

Педагогическая поддержка детей с разными вариантами развития

Презентация опыта использования инновационных образовательных технологий, применяемых в специальном (коррекционном) образовании Составление банка данных технологий, стратегий, программ, применяемых для педагогической поддержки детей с нарушениями умственной деятельности в дошкольном детстве (в России, Франции, Испании, Германии, Португалии, Нидерландах и т д )

Инсценировка этапов развития специального образования в западных странах. Исследование познавательной (речевой, перцептивной) деятельности детей с нарушениями слуха и зрения .

Подбор и использование инновационной образовательной технологии для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Запись видео.

Составление банка данных сайтов об ассистивных устройствах для людей с ограничениями

Изучение опыта создания и внедрения адаптированной образовательной среды в дошкольных образовательных организациях для детей с ограниченными возможностями здоровья в России

Таким образом, в рамках разработки и апробации новых модулей основной образовательной программы профессиональной
(педагогической) магистратуры по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» (Воспитатель) были предложены и внедрены в образовательный процесс следующие инновации, касающиеся:

а) сетевого построения образовательного процесса за счет организации и проведения различных видов аудиторных и внеаудитор­ных лекционных и семинарских занятий как на базе университета, так и в дошкольных образовательных организациях различных типов и видов;

б) практико-ориентированного построения образовательного процесса, в основе которого лежит практико-ориентированная и системно­деятельностная модели организации образовательного процесса, отличающиеся между собой последовательностью организации и проведения блока теоретических и практических занятий и блока углубленной профессионально-ориентированной практики;

в) модульного построения практико-ори- ентированного образовательного процесса, ориентированного на вариативное освоение шести программ модулей;

г) построения индивидуальной практико­ориентированной образовательной траектории на принципах индивидуализации и дифференциации уровня трудности и скорости освоения отдельных дисциплин и программы модуля в целом;

д) вариативности контроля и оценки образовательных результатов по отдельной дисциплине и по модулю в целом: выполнение заданий в индивидуальных и групповых формах, в том числе в электронных образовательных системах (Moodle), сочетание различных методов контроля и оценки уровня сформированности определенного образовательного результата; преобладание заданий практической направленности

Литература

  1. Бурлакова И.А. Формирование готовности магистрантов применять культурно-историческую психологию и деятельностный подход для анализа дошкольной образовательной практики // Психологическая наука и образование.2015.Т.20.№ 3.С.88—94.doi:10.17759/pse.2015200310
  2. Казакова Л.А. Обучение взаимодействию детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовании [Электронный ресурс] // Фундаментальные исследования.2015.№ 2—11.С. 2459—2463.URL: http://www.fundamental-research.ru/ ru/article/view?id=37468 (дата обращения: 12.12.2016).
  3. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».(Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 № 30550) [Электронный ресурс] URL: https://rg.ru/2013/12/18/pedagog-dok.html (дата обращения: 03.12.2017).
  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2016 № 549 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.04.02 Психолого-педагогическое образование (уровень магистратуры)».(Зарегистрировано в Минюсте России 26.05.2016 № 42288).[Электронный ресурс] URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4% D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0 %BD%D1%82%D1%8B/8504/%D1%84%D0%B0% D0%B9%D0%BB/7853/Prikaz_%E2%84%96_549_ ot_12.05.2016.pdf (дата обращения: 12.12.2016).

Информация об авторах

Казакова Лариса Александровна, кандидат биологических наук, доцент кафедры педагогики и социальной работы,, Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова, Ульяновск, Россия, e-mail: larisakazakova07.12.2014@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 1312
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 4

Скачиваний

Всего: 403
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 8