Многомерная шкала удовлетворенности жизнью школьников

2949

Аннотация

Представлены результаты разработки многомерной шкалы удовлетворенности жизнью (ШУДЖИ) у детей младшего школьного возраста на основе опросника MSLSS Е.С.Хюбнера.Методика позволяет получить оценку удовлетворенности жизнью по пяти шкалам: «Семья», «Школа», «Учителя», «Я сам», «Друзья», а также общий показатель удовлетворенности жизнью. На детях младшего школьного возраста (3—4-й классы, N=483) показаны надежность и валидность методики.Пятифакторная структура методики подтверждается с помощью конфирматорного факторного анализа.Все шкалы опросника обладают высокой надежностью (0,82 < α < 0,89) и демонстрируют ожидаемые связи с показателями субъективного благополучия и различными шкалами самооценки, оцененными с помощью методики Дембо—Рубинштейн.В статье представлены текст опросника, а также нормативные данные для детей младшего школьного возраста.

Общая информация

Ключевые слова: удовлетворенность жизнью, субъективное благополучие, диагностика, младшие школьники, самооценка

Рубрика издания: Психологическая диагностика

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2018230601

Финансирование. Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, проект 18-013-00386 «Внутренняя и внешняя мотивация школьников, обучающихся по разным образовательным программам».

Тематический сетевой сборник: Психологическое благополучие субъектов образовательных отношений

Для цитаты: Сычев О.А., Гордеева Т.О., Лункина М.В., Осин Е.Н., Сиднева А.Н. Многомерная шкала удовлетворенности жизнью школьников // Психологическая наука и образование. 2018. Том 23. № 6. С. 5–15. DOI: 10.17759/pse.2018230601

Литература

  1. Арчакова Т.О., Веракса А.Н., Зотова О.Ю., Перелыгина Е.Б. Субъективное благополучие у детей: инструменты измерения и возрастная динамика // Психологическая наука и образование.2017.Т. 22.№ 6.C. 68—76.doi: 10.17759/ pse.2017220606
  2. Водяха С.А. Особенности психологического благополучия старшеклассников // Психологическая наука и образование.2013.№ 6.Особенности психологического благополучия старшеклассников // Психологическая наука и образование.2013.№ 6.С.114—120.
  3. Гордеева Т.О., Сычев О.А., Осин Е.Н. Диагностика оптимизма: детский опросник оптимистического стиля объяснения успехов и неудач // Культурно-историческая психология.2017.Т. 13.№ 2.C. 50—60.doi: 10.17759/chp.2017130206
  4. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике: (Практическое руководство).Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике.Москва: Медицина, 1970.215 с.
  5. Фомина Т.Г., Ефтимова О.В., Моросанова В.И. Взаимосвязь субъективного благополучия с регуляторными и личностными особенностями у учащихся младшего школьного возраста // Психолого-педагогические исследования.2018.Т. 10.№ 2.C. 64—76.doi: 10.17759/ psyedu.2018100206
  6. Andrews F.M., Withey S.B. Social indicators of well-being: Americans’ perceptions of life quality.Social indicators of well-being.New York: Plenum Press, 1976.455 p.
  7. Diener E. Assessing subjective well-being: Progress and opportunities // Social Indicators Research.1994.Vol. 31(2).P. 103—157.doi: 10.1007/BF01207052.
  8. Diener E., Diener M. Cross-cultural correlates of life satisfaction and self-esteem // Diener E.(eds) Culture and well-being: Social indicators research series.Springer, Dordrecht, 2009.P. 71—91.
  9. Guillemin F., Bombardier C., Beaton D. Cross-cultural adaptation of health-related quality of life measures Guillemin: literature review and proposed guidelines.Journal of Clinical Epidemiology.1993.V.46.P.1417—1432.doi: 10.1016/0895-4356(93)90142-N
  10. Huebner E.S., Laughlin J.E., Ash C., Gilman R. Further validation of the Multidimensional Students’ Life Satisfaction Scale // Journal of Psychoeducational Assessment.1998.Vol. 16(2).P. 118—134.doi: 10.1177/073428299801600202.
  11. Huebner E.S. Preliminary development and validation of a Multidimensional Life Satisfaction Scale for Children // Psychological Assessment.1994.Vol. 6(2).P. 149—158.doi: 10.1037/1040-3590.6.2.149.
  12. Huebner E.S. Research on Assessment of Life Satisfaction of Children and Adolescents // Social Indicators Research.2004.Vol. 66(1—2).P. 3—33.doi: 10.1023/B:SOCI.0000007497.57754.e3.
  13. Huebner E.S., Zullig J., Saha R. Factor structure and reliability of an abbreviated version of the Multidimensional Students’ Life Satisfaction Scale // Child Indicator Research.2012.Vol.5.P.561—657.doi: 10.1007/s12187-012-9140-z
  14. Pavot W., Diener E.D., Colvin C.R., Sandvik E. Further validation of the Satisfaction with Life Scale: Evidence for the cross-method convergence of well-being measures // Journal of personality assessment.1991.Vol. 57(1).P. 149—161.doi: 10.1207/ s15327752jpa5701_17.
  15. Sawatzky R., Ratner P., Johnson, J., Kopec J., Zumbo B. Sample heterogeneity and the measurement structure of the Multidimensional Students’ Life Satisfaction Scale // Social Indicators Research.2009.Vol.94.P.273—296.doi: 10.1007/s11205-008-9423-4
  16. Schnettlera В., Orellanabc L., Sepúlvedabc J., Mirandaa H., Grunertd K., Lobose G., Huechec C.Psychometric properties of the Multidimensional Students’ Life Satisfaction Scale in a sample of Chilean university students // Suma Psicologica.2017.Vol.24.P.97—106.doi: https://doi.org/10.1016/j.sumpsi.2017.06.001

Информация об авторах

Сычев Олег Анатольевич, кандидат психологических наук, доцент, старший научный сотрудник , ФГБОУ ВО "Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет имени В.М. Шукшина" (ФГБОУ ВО АГГПУ), Бийск, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0373-6916, e-mail: osn1@mail.ru

Гордеева Тамара Олеговна, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии образования и педагогики, факультет психологии, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (ФГБОУ ВО МГУ имени М.В. Ломоносова), ведущий научный сотрудник Международной лаборатории позитивной психологии личности и мотивации, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3900-8678, e-mail: tamgordeeva@gmail.com

Лункина Мария Владимировна, аспирант, факультета психологии, Московский государственный университет им. Ломоносова, Москва, Россия, e-mail: marusamendelevich@gmail.ru

Осин Евгений Николаевич, кандидат психологических наук, доцент, заместитель заведующего Международной лабораторией позитивной психологии личности и мотивации, Высшая школа экономики (ФГАОУ ВО НИУ ВШЭ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3330-5647, e-mail: eosin@hse.ru

Сиднева Анастасия Николаевна, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии, Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9815-9049, e-mail: asidneva@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 5155
В прошлом месяце: 48
В текущем месяце: 47

Скачиваний

Всего: 2949
В прошлом месяце: 22
В текущем месяце: 20