В последние годы растет интерес исследователей к позитивному психологическому развитию детей и подростков, во многом стимулированный развитием нового направления — позитивной психологии, а также пониманием того, что благополучие ребенка не сводится к отсутствию у него неблагоприятных характеристик, таких как тревожность, депрессия, асоциальное поведение и др. Исследования показывают, что удовлетворенность жизнью (УЖ), понимаемая как «глобальная оценка человеком своей жизни», является важной составляющей психологического благополучия личности В соответствии с концепцией Э . Динера УЖ является одной из основных составляющих предложенного им конструкта субъективного благополучия, ее когнитивным компонентом наряду с позитивной и негативной аффективностью личности.
Исследования УЖ фокусируются на том, как и почему люди переживают свою жизнь в позитивном ключе . Они показывают, что УЖ связана с показателями адаптивного и неадаптивного жизненного функционирования В частности, позитивная УЖ считается основополагающим фактором, предсказывающим отсутствие психопатологических симптомов, а также фактором, способствующим достижению ряда позитивных жизненных результатов, таких как улучшение академической успеваемости, межличностных отношений и физического здоровья у подростков.
В психологии сложилось два подхода к оценке УЖ: одномерный и многомерный. Первый из них рассматривает УЖ как одномерный конструкт, который измеряется с помощью глобальных, не привязанных к конкретным сферам жизни формулировок либо путем суммирования коррелирующих пунктов, оценивающих удовлетворенность в разных значимых сферах . В рамках второго подхода УЖ рассматривается как многомерный конструкт, образованный из относительно независимых показателей, характеризующих удовлетворенность в разных сферах жизни В опубликованном недавно обзоре Т . О . Арчаковой и А . Н . Вераксы с соавторами описаны методики, соответствующие разным подходам. Многомерные опросники обеспечивают более информативный и в целом более надежный подход к диагностике УЖ, так как они позволяют не только оценить общий уровень, но и понять индивидуальный профиль удовлетворенности по разным сферам
В 1994 г . Е . С . Хюбнер разработал многомерную шкалу УЖ (Multidimensional Students' Life Satisfaction Scale, MSLSS), самоотчетный опросник из 40 пунктов, предназначенный для оценки УЖ учащихся начиная с 3-го класса. MSLSS продемонстрировала хорошие психометрические свойства, включая приемлемую внутреннюю согласованность, ретестовую надежность и факторную структуру
Методика основана на многомерной модели УЖ, в которой выделяется один общий фактор и пять факторов второго уровня, соответствующих разным сферам жизни ребенка Выделяются следующие важные для школьников сферы жизни: «Семья», «Друзья», «Школа», «Я сам(а)», «Условия жизни». Содержание пунктов шкалы «Семья» относится к удовлетворенности респондентов их отношениями с членами семьи Шкала «Школа» оценивает удовлетворенность детей школьной жизнью с точки зрения поддержки их интересов и общего отношения к школе и учебной деятельности . Шкала «Друзья» направлена на изучение удовлетворенности отношениями со своими сверстниками . Шкала «Я сам» касается уровня удовлетворенности самим собой, позитивного отношения к себе и мнения других людей . Шкала «Условия жизни» направлена на изучение удовлетворенности ребенка соседями и районом проживания .
В последние два десятилетия работа над валидизацией MSLSS велась в США, Канаде, Испании, Франции, Ирландии, Китае, Южной Корее, Турции, Великобритании, Иране, Сербии, Италии, Гонконге, Чили и других странах. Анализ этих работ показывает, что результаты конфирматорного факторного анализа и индексы соответствия моделей различаются по разным выборкам . В некоторых исследованиях удалось подтвердить пятифакторную модель с оригинальной 40-пун- ктовой версией методики, в то время как в других индексы соответствия моделей оказались неудовлетворительными. В свете проблем, возникающих в ряде выборок в связи с 10 обратными утверждениями, была предложена сокращенная версия MSLSS, состоящая из 30 пунктов, однако в данном исследовании не удалось показать ее соответствие теоретической пятифакторной структуре Канадскими исследователями разработана сокращенная англоязычная 18-пунктовая версия MSLSS, включающая только прямые утверждения.
Ряд отечественных исследователей используют различные версии опросника MSLSS, однако не известны надежность и другие психометрические показатели этих шкал, так как ни одна из них не была опубликована Например, мы в своих работах неоднократно использовали MSLSS. С .А. Водяха на основе MSLSS разработал опросник школьного благополучия, заменив «Условия жизни» на «Отношения с учителями», и апробировал его на выборке детей от 11 до 17 лет. Этот опросник не был опубликован, его описание же не содержит необходимой психометрической информации Таким образом, можно сделать вывод о назревшей необходимости разработки надежной русскоязычной версии MSLSS, пригодной для применения в исследованиях и практической деятельности школьного психолога
Адаптация русскоязычной версии методики велась в соответствии с принципами кросс-культурной адаптации опросников, оценивающих качество жизни, и с учетом опыта предыдущих адаптаций В ходе работы над русскоязычной версией опросника MSLSS мы исходили из того, что одним из главных личностных предикторов УЖ являются показатели самооценки. Особенно тесную связь следует ожидать между самооценкой и шкалой «Я сам», отражающей удовлетворенность собой Удовлетворенность в других сферах жизни также должна быть связана с самооценкой, особенно в тех случаях, когда речь идет о самооценке качеств, значимых для успеха в этой сфере жизни В частности, можно ожидать, что удовлетворенность школой будет связана с самооценкой качеств, влияющих на успешность учебной деятельности: способностей, ума, старательности .
Целью нашей работы стало создание русскоязычной версии многомерной методики УЖ подростков на основе опросника MSLSS Е . С . Хюбнера. В ходе проводимого исследования проверялись следующие гипотезы:
1) эмпирическая структура методики, образованная из пяти коррелирующих факторов, обладающих высокой внутренней согласованностью, соответствует теоретической модели, включающей пять показателей: удовлетворенность отношениями в семье, школой, учителями, собой и отношениями с друзьями;
2) внешняя валидность шкал УЖ школьников характеризуется связями с другими невербальными оценками благополучия и самооценкой
Участники исследования. В исследовании приняли участие учащиеся младших классов (3—4-й классы, N = 483) из четырех общеобразовательных средних школ г. Москвы . Среди испытуемых было 257 мальчиков, 222 девочки, четверо учащихся пол не указали . Средний возраст — 9,64 года (8—12 лет, SD = 0,69), подавляющее большинство детей (95%) — в возрасте от 9 до 11 лет .
Методики. Для диагностики психологического благополучия школьников был разработан опросник, основанный на многомерной шкале удовлетворенности жизнью Е С Хюб- нера (за основу был взят перевод Е Н Осина, применявшийся ранее в наших исследованиях и исследованиях коллег) . Ввиду значимости учебной деятельности в школьном возрасте (в младшем школьном возрасте выступающей ведущим типом деятельности) было принято решение дополнить методику шкалой удовлетворенности отношениями с учителем . При этом шкала удовлетворенности условиями жизни была исключена для обеспечения компактности опросника, а также в силу ее малой полезности для практической деятельности школьного психолога и ее кросс-культурной специфичности В отличие от США, где была разработана методика, в России разброс между различными районами проживания значительно меньше, что сказывается на меньшей рефлексии этой сферы и ее вкладе в УЖ детей В результате анализа и отбора наиболее согласованных пунктов была составлена итоговая версия опросника, включающая 30 утверждений . Использовалась пятибалльная шкала ответов от «никогда» до «всегда» Текст методики с инструкцией и ключом приведен в приложении
Для анализа валидности предложенного опросника использовались две следующие невербальные методики диагностики субъективного благополучия и самооценки детей, соответствующие данной возрастной группе (3—4-й классы):
• Для диагностики субъективного благополучия использовалась шкала «Отношение к школе и жизни», представляющая собой два набора из 7 символических изображений лиц с различными эмоциональными состояниями — от веселого, улыбающегося к грустному и очень печальному . Ребенку предлагается обвести одно лицо, соответствующее его отношению к школе и учебе (в первом наборе) и к своей жизни (во втором) . При подсчете каждому лицу приписывается оценка в баллах (от 7 до 1) . Коэффициент корреляции между показателями отношения к школе и к жизни составил 0,35 (p < 0,001) . Такое умеренное значение указывает на специфичность школьного благополучия и его несводимость к общему субъективному благополучию
• Для диагностики самооценки использовалась методика Дембо—Рубинштейн. В соответствии с инструкцией дети на подписанных вертикальных шкалах (линеечках) отмечали, насколько выражены у них следующие восемь качеств: красота, доброта, способности к учебе, везение, ум, старательность, честность, общительность В ходе анализа наряду с оценкой по исходным шкалам использовался также суммарный балл по всем шкалам как интегральный показатель самооценки (альфа Кронбаха = 0,81) .
Методики предъявлялись фронтально двумя психологами, все инструкции и утверждения зачитывались вслух, дети заполняли специальные бланки с опросниками
Результаты
Соответствие структуры методики теоретической модели проверялось при помощи конфирматорного факторного анализа Модель, в которой каждый пункт опросника был отнесен к одному из пяти коррелирующих факторов (см рис ), соответствующих шкалам опросника, оценивалась в программе MPLUS 7 . В результате анализа были получены хорошие показатели соответствия модели исходным данным: х2 = 762,43; df = 395; p < 0,001; CFI = 0,936; NNFI = 0,929; RMSEA = 0,044; 90%-ный доверительный интервал для RMSEA (0,039—0,049); PCLOSE = 0,985; N = 483. Иерархическая модель с одним общим фактором второго уровня показала меньшее соответствие данным: х2 = 897,35; df = 400; p < 0,001; CFI = 0,913; NNFI = 0,905; RMSEA = 0,051. Следовательно, эмпирическими данными лучше подтверждается модель опросника, включающая пять взаимозависимых факторов Вместе с тем иерархическая модель, судя по показателям соответствия, также является приемлемой, так что возможным является использование общего показателя по всем шкалам О высокой внутренней согласованности шкал свидетельствуют значения коэффициентов надежности а Кронбаха, превышающие 0,80 (см . табл . 1) Для суммарного показателя было получено высокое значение коэффициента а Кронбаха — 0,94 .
Корреляции между шкалами методики свидетельствуют о том, что все они статистически значимо связаны между собой, однако сила связей варьируется в довольно широких пределах. Шкалы удовлетворенности школой и отношениями с учителем в соответствии с ожиданиями показали сильную взаимосвязь, подтверждая предположение о том, что отношения с учителем являются решающим фактором отношения младшего школьника к школе В то же время для некоторых шкал корреляции оказались довольно умеренными, как, например, для шкал «Я сам» и «Друзья» со шкалой удовлетворенности школой Это говорит о том, что, несмотря на важную роль школы в жизни ребенка, благополучие в других жизненных сферах сильно зависит также и от других, не связанных со школой факторов В ходе анализа валидности были вычислены корреляции каждой из шкал опросника с показателями благополучия по невербальной методике «Лица» и различными шкалами самооценки (см табл 2) Высокий коэффициент корреляции шкалы «Школа» с показателем отношения к школе по методике «Лица» свидетельствует о том, что они измеряют единый
конструкт, полностью подтверждая внешнюю валидность этой шкалы Отношение к жизни по методике «Лица» показало умеренные статистически значимые связи со всеми шкалами опросника при наличии наиболее тесной связи со шкалой удовлетворенности отношениями в семье Этот факт отражает, по-видимому, основной вклад семейных отношений в общее благополучие ребенка . Умеренные значения коэффициентов в данном случае можно объяснить тем, что опросник дает дифференцированную оценку благополучия в разных жизненных сферах в отличие от общего показателя по методике «Лица» Общая самооценка показала наиболее тесную связь со шкалой «Я сам», свидетельствуя о том, что удовлетворенность собой основывается на позитивной самооценке При этом самооценки личных качеств, имеющих значение для эффективной учебной деятельности (способности к учебе, старательность, ум), показали наиболее тесные корреляции со шкалами удовлетворенности школой и отношениями с учителями Удовлетворенность отношениями с друзьями наиболее тесно связана с самооценкой общительности
С целью стандартизации методики для каждой из шкал были вычислены средние значения и стандартные отклонения в целом по выборке, а также отдельно для мальчиков и девочек (см табл 3) Возрастных различий выявлено не было, что может быть следствием довольно узкого возрастного диапазона участников исследования

Рис. Факторная модель, отражающая структуру методики ШУДЖИ . Все приведенные коэффициенты значимы при p < 0,05, ошибки измерения опущены для упрощения рисунка
Таблица 1
Интеркорреляции между шкалами опросника ШУДЖИ
|
Показатели |
Семья |
Школа |
Учителя |
Я сам |
Друзья |
|
Семья |
— |
|
|
|
|
|
Школа |
0,39*** |
— |
|
|
|
|
Учителя |
0,60*** |
0,68*** |
— |
|
|
|
Я сам |
0,55*** |
0,32*** |
0,50*** |
— |
|
|
Друзья |
0,48*** |
0,26*** |
0,46*** |
0,56*** |
— |
|
Надежность (альфа Кронбаха) |
0,82 |
0,86 |
0,89 |
0,83 |
0,84 |
Таблица 2
Корреляции шкал опросника ШУДЖИ с другими шкалами и показателями
|
|
Семья |
Школа |
Учителя |
Я сам |
Друзья |
Общий показатель |
|
Благополучие (методика «Лица») |
|
|||||
|
Отношение к школе |
0,39*** |
0,70*** |
0,63*** |
0,35*** |
0,29*** |
0,63*** |
|
Отношение к жизни |
0,42*** |
0,24*** |
0,33*** |
0,34*** |
0,31*** |
0,42*** |
|
Самооценка (методика Дембо—Рубинштейн) |
|
|||||
|
Красота |
0,11* |
0,01 |
0,06 |
0,44*** |
0,19*** |
0,20*** |
|
Доброта |
0,21*** |
0,22*** |
0,25*** |
0,34*** |
0,26*** |
0,33*** |
|
Способности к учебе |
0,29*** |
0,36*** |
0,36*** |
0,35*** |
0,24*** |
0,42*** |
|
Везение |
0,26*** |
0,03 |
0,17*** |
0,35*** |
0,27*** |
0,27*** |
|
Ум |
0,22*** |
0,26*** |
0,24*** |
0,32*** |
0,19*** |
0,32*** |
|
Старательность |
0,30*** |
0,31*** |
0,34*** |
0,31*** |
0,22*** |
0,39*** |
|
Честность |
0,31*** |
0,28*** |
0,28*** |
0,36*** |
0,36*** |
0,41*** |
|
Общительность |
0,27*** |
0,17*** |
0,26*** |
0,35*** |
0,36*** |
0,36*** |
|
Самооценка (Сумма) |
0,37*** |
0,30*** |
0,37*** |
0,54*** |
0,40*** |
0,51*** |
Обсуждение результатов
Результаты конфирматорного факторного анализа свидетельствуют о подтверждении пятифакторной структуры методики ШУДЖИ . Полученные данные о валидности и надежности методики соответствуют показателям, полученным в исследованиях оригинальной версии, и позволяют говорить о высокой внутренней согласованности и внешней валидности шкал. Предложенная новая шкала удовлетворенности отношениями с учителями показывает ожидаемые корреляции с другими шкалами этой методики, а также с другими методиками, позволяя при этом получить ценные дополнительные сведения о благополучии школьника как субъекта учебной деятельности
Валидность методики подтверждается корреляциями субшкал с показателями невербальных шкал самооценки, в свою очередь выступающей в соответствии с данными предшествующих исследований в качестве одного из наиболее сильных предикторов УЖ и благополучия [Diener, 2009] . Показатели УЖ в различных сферах показывали наиболее высокие корреляции с самооценкой тех качеств, которые имеют наибольшее значение для успешности в соответствующей сфере, что говорит о дискриминантной валидности шкал
Таким образом, с помощью предложенной методики можно получить надежную и достаточно подробную информацию об общей УЖ, а также получить профиль удовлетворенности различными жизненными сферами . Методика может быть рекомендована исследователям, изучающим УЖ, а также практическим психологам для выявления риска низкого психологического благополучия учащихся начиная с 3-го класса
Таблица 3
Описательная статистика и гендерные различия по шкалам опросника
|
Шкалы |
Семья |
Школа |
Учителя |
Я сам |
Друзья |
Общий показатель |
|
Общее среднее |
24,96 |
19,74 |
22,68 |
21,48 |
24,18 |
113,04 |
|
Стд . отклонение |
4,98 |
6,54 |
6,3 |
5,64 |
5,46 |
22,15 |
|
Среднее (мальчики, N = 257) |
25,14 |
19,2 |
22,5 |
21,06 |
23,82 |
111,78 |
|
Стд. отклонение (мальчики) |
4,86 |
6,48 |
6,24 |
5,58 |
5,58 |
22,33 |
|
Среднее (девочки, N = 222) |
24,78 |
20,4 |
22,98 |
21,96 |
24,72 |
114,85 |
|
Стд . отклонение (девочки) |
5,16 |
6,54 |
6,36 |
5,64 |
5,22 |
21,84 |
|
f-критерий |
0,79 |
-2,09 |
-0,85 |
-1,74 |
-1,8 |
-1,52 |
|
Степени свободы (df) |
477 |
477 |
477 |
477 |
477 |
477 |
|
p-уровень |
незна чим |
< 0,05 |
незна чим |
незна чим |
незна чим |
незначим |
|
U Манна—Уитни |
27 683 |
25 407 |
26 930,5 |
25 680 |
25 778,5 |
26 223 |
|
Z-статистика |
0,56 |
-2,07 |
-1,06 |
-1,89 |
-1,83 |
-1,52 |
|
р-уровень |
незна чим |
< 0,05 |
незна чим |
незна чим |
незна чим |
незначим |
|
Размер эффекта пола (d Коэна) |
0,07 |
0,18 |
0,08 |
0,16 |
0,17 |
0,14 |
Приложение
Текст методики
Инструкция: «Перед тобой список предложений . Пожалуйста, отметь, как часто они оказываются верными для тебя: никогда, иногда, часто, почти всегда, всегда».
1. Мне нравится проводить время с родителями .
2. Утром мне хочется пойти в школу .
3. Большинство моих учителей мне нравятся .
4. Мне кажется, я выгляжу хорошо .
5. Мои друзья относятся ко мне хорошо .
6. Мои родители занимаются со мной интересными вещами .
7. Мне нравится в школе .
8. Я доволен своими учителями .
9. Другим со мной интересно .
10. Друзья хорошо обращаются со мной .
11. Моя семья лучше большинства других
12. В школе интересно
13. Я люблю слушать моих учителей
14. Я приятный человек .
15. У меня хорошие друзья
16. Члены моей семьи хорошо обращаются друг с другом .
17. Я бы хотел, чтобы можно было не ходить в школу .
18. Некоторые мои учителя — интересные люди
19. Большинству людей я нравлюсь
20. Мне нравится проводить время с друзьями .
21. Родители справедливо относятся ко мне .
22. Мне интересно на школьных занятиях .
23. Я всегда могу обратиться к учителям за помощью
24. Есть много вещей, которые у меня хорошо получаются .
25. У меня достаточно друзей
26. Дома я могу заняться множеством интересных вещей .
27. В школе я чувствую себя плохо .
28. С учителями интересно разговаривать .
29. Я нравлюсь себе как человек
30. Мои друзья помогут мне, если понадобится .