Уровень и личностные факторы готовности педагогов дошкольного и среднего образования к переходу на управленческую работу

563

Аннотация

Статья посвящена изучению психологической готовности педагогов разных уровней образования к переходу к управленческой деятельности. В исследовании использовались опросник «Психологическая готовность исполнителя к переходу на управленческую работу» и 11 психодиагностических методик, направленных на измерение различных личностных черт. На выборке, состоящей из 744 педагогов и 284 специалистов других отраслей хозяйства, было показано, что существует дифференциация работников по общей психологической готовности к переходу на управленческую работу в зависимости от сферы деятельности. У педагогов данная готовность находится на среднем уровне и принципиально ниже, чем у работников других отраслей. Высокой психологической готовностью к переходу на управленческую работу отличаются педагоги с развитой потребностью в успехе, позитивной оценкой собственных способностей управлять своими и чужими эмоциями, высокой готовностью к риску, относительно низкой личностной тревожностью и сильной социальной установкой на власть.

Общая информация

Ключевые слова: исполнитель, руководитель, управленческая деятельность, психологическая готовность

Рубрика издания: Психология образования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2019240207

Для цитаты: Филинкова Е.Б. Уровень и личностные факторы готовности педагогов дошкольного и среднего образования к переходу на управленческую работу // Психологическая наука и образование. 2019. Том 24. № 2. С. 72–81. DOI: 10.17759/pse.2019240207

Полный текст

 

Уровень и личностные факторы готовности педагогов дошкольного и среднего образования к переходу на управленческую работу

Постановка проблемы

Проблема дефицита резерва на руководящие должности существует во всех отраслях народного хозяйства . Однако в образовании эта проблема носит особо острый характер — среди педагогов находится не очень много желающих занять руководящие посты [11;17] . Во многом это связано с неготовностью педагогов-исполнителей становиться руководителями, детерминируемой высокой удовлетворенностью своей профессией и работой [13; 15]; достаточно негативным отношением к управленческой деятельности в образовании [16; 17]; невысокой оценкой собственных управленческих способностей [14] Приведенные выше факторы отражают психологию трудовой деятельности человека
и не затрагивают личностных особенностей
субъекта. Множество работ, посвященных личностной детерминации готовности к управленческой деятельности, можно разделить на два направления: 1) изучение формирования личностных характеристик как основы потенциальной готовности [1; 2; 5; 6; 8]; 2) исследования, в которых личностные особенности рассматриваются как составляющие уже реализованной готовности [3; 4; 7; 10; 18] . Не умаляя вклада этих работ, отметим, что все они позволяют оценить готовность к управленческой деятельности только косвенно, поскольку респондентами выступали либо студенты, либо уже состоявшиеся управленцы . Готовность исполнителей стать руководителями является предметом крайне редких психологических исследований [9; 13; 19], однако именно она определяет качество кадрового резерва во всех отраслях, в том числе и в образовании

Цель, задачи, предмет и методы исследования

Актуальность и высокая практическая значимость обозначенной проблемы обусловили проведение исследования, целью которого было изучение личностных особенностей педагогов как фактора их психологической готовности к управленческой деятельности . Предмет исследования — взаимосвязь характеристик личности педагогов среднего и дошкольного образования и их психологической готовности к переходу к управленческой деятельности .

Задачи исследования:

1. изучить уровень психологической готовности к переходу на управленческую работу у педагогов среднего и дошкольного образования;

2. выявить взаимосвязи между личностными особенностями педагогов-исполнителей и их психологической готовностью к переходу к управленческой деятельности .

В исследовании принимали участие 385 учителей (возраст от 21 до 77 лет, средний возраст — 40,3 лет; доля мужчин — 7,8%; педагогический стаж от 0,5 до 49 лет, средний стаж — 14 лет) и 359 педагогов ДОО (только женщины; возраст от 20 до 74 лет, средний возраст — 42,4 года; педагогический стаж — 0,5—55 лет, средний стаж — 15 лет) . Для сравнения были взяты группы исполнителей (284 чел ), специалистов в области торговли, финансов, сервиса и группы руководителей: заведующих и заместителей заведующих ДОО (68 чел ) и руководителей разных отраслей промышленности на уровне начальников подразделений (62 чел )

Основной метод исследования — анкетирование Для диагностики личностных особенностей были использованы методики: опросник ЭмИн Д . Люсина; шкала личностной тревожности Ч . Д . Спилбергера в адаптации Ю . Ханина; диагностика склонности к стрессам Дж . Джексона; «Оценка потребности в одобрении» Д. Крауна и Д. Марлоу в адаптации Ю . Ханина, «Мотивация успеха и боязни неудачи» А. Реана; «Социально-психологические установки личности» О . Потемкиной; «Готовность к риску» Г . Шуберта; «Опросник толерантности-интолерантности к неопределенности» Т. Корниловой; «Мотивационная структура личности» В Мильмана; «Макиавеллизм личности» В Знакова; «Диагностика парциальных позиций интернальности-экс- тернальности личности» Е . Бажина, Е . Голын- киной, А. Эткинда . Уровень общей психологической готовности и выраженность ее компонентов определялись с помощью опросника «Психологическая готовность исполнителя к переходу на управленческую работу» Е . Фи- линковой [18] .

Обработка результатов проводилась с помощью корреляционного анализа по Спирме­ну и сравнения групп по критерию Фишера .

Результаты исследования и их обсуждение

Общая психологическая готовность педа- гогов-исполнителей к переходу к управленческой деятельности (далее — ОПГ) характеризуется двумя особенностями (табл 1) Во- первых, уровень ОПГ педагогов невысокий, значимых различий между учителями и воспитателями ДОО не наблюдается Во-вторых, педагоги как социальная группа отличаются от рядовых работников других профессий принципиально (ф=10,7; р<0,001) более низ­
ким уровнем ОПГ: доля педагогов, характеризующихся низким и очень низким уровнем готовности, равна двум пятым (40,1%) от всего количества респондентов, в то время как аналогичная доля исполнителей из других отраслей хозяйства не превышает десяти процентов (9,2%) .

Сравнение результатов по психологической готовности к переходу к управленческой деятельности, полученных на педагогах-ис- полнителях и педагогах-руководителях, также показывает их серьезное различие: оценка готовности руководителей образования значительно выше аналогичной оценки исполнителей . Рассмотрение уровней ОПГ, рассчитанных для групп исполнителей и руководителей, позволяет заключить: во-первых, различия по готовности к переходу к управленческой деятельности зависимы от профессиональной принадлежности работников-исполнителей; во-вторых, сильнейшие отличия в готовности исполнителей разных профессий у руководителей заметно нивелируются

Далее мы рассмотрим результаты ис- полнителей-педагогов в части выраженности компонентов ОПГ. Все четыре компонента готовности имеют уровень ниже среднего, достоверно (p<0,001) отличаясь от соответствующего уровня у других профессиональных групп (табл . 2) . Наибольшие различия касаются личностного смысла управленческой деятельности: низким уровнем его сформи- рованности характеризуются практически половина педагогов (48,8%) и всего лишь один из десяти непедагогов (9,5%) . Наименьшие различия фиксируются по компоненту «вынужденность решения» — не очень склонны к такому решению один из трех педагогов (35,9%), но каждый второй представитель иной профессии (55,6%) .

Корреляционный анализ выявил множество связей готовности к переходу к управленческой деятельности с различными личностными характеристиками (табл 3) Общая готовность достоверно связана (p<0,01) с потребностью в успехе, самооценкой умений управлять своими и чужими эмоциями, общим уровнем эмоционального интеллекта (ОЭИ), степенью готовности к риску, личностной тревожностью, социальной установкой на власть На уровне 0,01<p<0,05 ОПГ взаимосвязана с оценкой способностей к пониманию чужих эмоций, межличностной интолератностью к неопределенности, социальной установкой на результат, направленностью на социальную полезность и общую активность (по методике Мильмана) . Не обнаружено связи между ОПГ, с одной стороны, и стрессоустойчивостью, мотивацией одобрения, интернальностью и манипулятивностью, с другой

Таблица 1 

Уровень ОПГ у представителей разных профессиональных групп (в % от соответствующей выборки)

Уровень общей психологической готовности к переходу к управленческой деятельности (ОПГ)

Г руппы респондентов

Исполнители

Руководители

Учителя

Педагоги

ДОО

Общая

выборка

педагогов

Специалисты других отраслей

Обшая выборка руководителей

Руководители

ДОО

Руководители

других

отраслей

Очень низкий

5,7

9,7

7,7

1,4

3,0

2,9

3,2

Низкий

32,0

32,9

32,4

7,8

16,3

19,2

9,7

Средний

58,1

51,8

55,1

70,0

64,4

67,6

62,9

Высокий

4,2

5,6

4,8

19,7

16,3

15,9

24,2

Очень высокий

0

0

0

1,1

0

0

0

Ср. значение (в баллах)

50,46

49,00

49,76

63,44

59,36

56,81

63,04

Таблица 2 

Выраженность компонентов ОПГ у исполнителей разных профессиональных групп (в % от соответствующей выборки)

 

Компонент

Уровень/среднее

значение

Группы респондентов

Учителя

Педагоги

ДОО

Общая выборка педагогов

Специалисты других отраслей

Личностный смысл управленческой деятельности

Низкий

47,8

49,9

48,8

9,5

Средний

48,0

47,3

47,7

75,4

Высокий

4,2

2,8

3,5

15,1

Ср. значение (в баллах)

15,09

14,96

15,03

23,80

Оценка себя как лидера

Низкий

37,1

39,3

38,2

13,4

Средний

56,1

55,4

55,8

68,6

Высокий

6,8

5,3

6,0

18,0

Ср. значение (в баллах)

15,32

14,66

15,00

18,52

Самооценка подготовленности к работе руководителя

Низкий

32,7

40,4

36,4

10,9

Средний

60,8

54,9

58,0

71,8

Высокий

6,5

4,7

5,6

17,3

Ср. значение (в баллах)

11,28

10,50

10,90

13,84

Вынужденность

решения

Низкий

35,6

36,2

35,9

55,6

Средний

57,7

56,6

57,1

41,2

Высокий

6,7

7,2

7,0

3,2

Ср. значение (в баллах)

8,76

8,88

8,82

7,27

 
Таблица 3 
 
Коэффициенты корреляции Спирмена между показателями ОПГ и личностными особенностями исполнителей1 (объединенная группа педагогов ДОО и учителей) 
 

Кол-во

 

респон­дентов

 

Показатели

готовности

Личностная

характеристика

 

ОПГ

Личностный смысл управл. деятельности

Оценка себя как лидера

Самооценка подготовленности к работе рук

Вынуж­

денность

решения

n=124

Личностная тревожность

-0,247**

 

-0,304**

-0,258**

 

n=115

Потребность в успехе

0,373**

0,289**

0,353**

0,335**

 

 

n=92

Понимание чужих эмоций

0,238*

 

0,329**

 

 

Управление чужими эмоциями

0,273**

0,215*

0,223*

 

 

Управление своими эмоциями

0,291**

0,210*

 

0,287**

 

ОЭИ

0,294**

0,224*

0,273**

0,207*

 

n=85

Степень готовности к риску

0,429**

0,287**

0,504**

0,422**

 

n=71

МИТН

-0,295*

-0,299**

-0,313**

 

 

 

n=86

Соц . установка на результат

0,225*

0,291**

0,231*

 

 

Соц . установка на эгоизм

 

0,225*

 

 

 

Соц.установка на свободу

 

 

0,249*

 

 

Соц.установка на власть

0,447**

0,534**

0,420**

0,419**

-0,424**

Соц . установка на деньги

 

0,213*

 

 

-0,235*

 

Кол-во

 

респон­дентов

 

Показатели

готовности

Личностная

характеристика

 

ОПГ

Личностный смысл управл. деятельности

Оценка себя как лидера

Самооценка подготовленности к работе рук

Вынуж­

денность

решения

 

n=53

Стремление к

 

 общению

 

0,287*

 

 

 

Общая активность

0,342*

0,316*

0,310*

 

0,320*

Социальная

 

 полезность

0,310*

0,249*

0,381**

 

 

 
 
Основываясь на том, что личностные особенности не зависят от психологической готовности, а наоборот, последняя формируется на их базе, мы можем констатировать, что личностными детерминантами ОПГ являются: сильная потребность в успехе, низкая личностная тревожность, развитые умения управлять своим и чужим эмоциональным состоянием, готовность к риску, выраженное стремление к власти Личностный смысл управленческой деятельности тесно связан (p<0,01) с потребностью в успехе, степенью готовности к риску, межличностной интолерантностью к неопределенности (МИТН) и социальными установками на власть и результат . Мы понимаем представленные данные так, что основным смыслом перехода к управленческой деятельности для педагогов выступают стремления контролировать ситуацию вокруг них (МИТН), добиться успеха, который всегда связан с риском, и обладать властью Власть в организации проявляется в формальном и неформальном лидерстве . Оценка себя как лидера (оценка неформального лидерства) имеет взаимосвязи (p<0,01) с личностной тревожностью, потребностью в успехе, показателями ОЭИ, готовностью к риску, МИТН, направленностью на власть и социальную полезность . Представленные взаимосвязи говорят, что оценивание себя в качестве неформального лидера у педагогов происходит на основе критериев достижения результативности в межличностном взаимодействии, направленности на общественную пользу и готовности к самостоятельному принятию решений .

Оценка подготовленности к работе руководителя, по сути, отражает формальное лидерство, реализуемое не иначе как в процессе управленческого взаимодействия, поэтому неудивительно, что пять из шести найденных корреляционных связей данного компонента повторяют связи, имеющиеся у «Самооценки в качестве лидера» . Однако повседневная работа руководителем имеет еще один аспект — индивидуальной деятельности, без подчиненных Наличие индивидуальной работы у любого управленца объясняет корреляционную связь между самооценкой подготовленности к такой работе и умением управлять собой

Что касается компонента «вынужденность решения» стать руководителем, то корреляционные связи, прежде всего, обнаруживают его обусловленность отсутствием заметных стремлений педагогов к власти и деньгам Это логично: если личностный смысл перехода в сферу управления для педагогов формируется на основе желания иметь власть, то отсутствие такового детерминирует вынужденность решения Интересно рассмотреть корреляционную связь вынужденности перехода к руководящей деятельности и высокой общей активности: чем выше направленность педагога на общую активность, тем выше вынужденность решения То есть в той или иной степени вынуждены принимать решение стать руководителем те педагоги, которые «засветились», ярко проявили себя в коллективе Скорее всего, они успешны и очень удовлетворены своим педагогическим трудом, и им совсем не хочется оставлять работу с детьми, что неизбежно в случае перехода на управленческую должность

Рассмотрим далее совокупность корреляционных связей, найденных между ОПГ и ее компонентами, с одной стороны, и личностными характеристиками, с другой, для групп учителей и воспитателей ДОО (табл . 4—5) . Общими взаимосвязями, присутствующими в результатах обеих групп, являются корреляции всех компонентов готовности к переходу
к управленческой деятельности и социальном установки на власть . Это свидетельствует в пользу того, что власть является решающим стимулом управленческого самоопределения .

Важной внутренней детерминантой анализируемого самоопределения является потребность в успехе, связи компонентов ОПГ с которой присутствуют в обеих группах . Для

Таблица 4

Коэффициенты корреляции Спирмена между показателями готовности (ОПГ)
и личностными особенностями учителей
 

Кол-во

респон­

дентов

 

Показатели

готовности

Личностная

характеристика

 

ОПГ

Личностный смысл управл. деятельности

Оценка себя как лидера

Самооценка подготовленности к работе рук.

Вынужденность

решения

n=73

Потребность в успехе

0,395**

0,261*

0,393**

0,468**

-0,306**

 

n=51

Управление чужими

 

эмоциями

 

0,328*

0,313*

 

 

 

Управление своими

 

эмоциями

 

0,450**

0,369**

0,311*

0,382**

 

Контроль экспрессии

0,307*

 

 

0,360**

 

ОЭИ

0,390**

0,353*

0,333*

0,320*

 

n=35

Степень готовности к

 

риску

 

0,584**

0,430**

0,671**

0,527**

 

 

n=21

Интолерантность к

 

неопределенности

 

 

 

 

 

0,440*

 

n=45

Соц . установка на результат

 

0,341*

 

 

-0,352*

Соц . установка на эгоизм

 

0,292*

 

 

 

Соц . установка на труд

0,335*

0,324*

0,367*

 

 

Соц . установка на свободу

 

 

0,363*

 

 

Соц.установка на власть

0,449**

0,582**

0,439**

0,432**

-0,505**

 

n=41

Стремление к

 

общению

 

 

0,343*

 

 

 

Общая активность

0,488**

0,405**

0,318*

0,353*

0,396*

Социальная

 

полезность

 

0,426**

0,350*

0,441**

 

 

Таблица 5 

 
Коэффициенты корреляции Спирмена между показателями готовности (ОПГ)
и личностными особенностями педагогов ДОО

 

Кол-во

респон­дентов

 

Показатели

готовности

Личностная

характеристика

 

ОПГ

Личностный смысл управл. деятельности

Оценка себя как лидера

Самооценка подготовленности к работе рук.

Вынужденность

решения

n=49

Личностная

 

тревожность

 

-0,281*

 

-0,450**

-0,427**

 

n=41

 

 

 

 

Потребность в успехе

0,332*

0,322*

 

 

 

n=50

Ст . готовности к риску

 

 

 

0,308*

 

n=40

Соц . установка на

 

 власть

0,467**

0,526**

0,410**

0,447**

-0,362*

n=12

Стремление к

 

общению

 

 

 

 

-0,703*

 

 
учителей наличие потребности в успехе — в большей степени критерий позитивной самооценки в роли руководителя, а для воспитателей ДОО — дополнительный к потребности во власти смысл перехода к управлению .

Оставшимися двумя личностными характеристиками, имеющими взаимосвязи с показателями ОПГ в обеих группах педагогов, являются готовность рисковать и стремление к общению. Значение этих личностных свойств как факторов управленческого самоопределения для учителей и воспитателей различно Если для учителей готовность к риску определяет и обе самооценки в качестве руководителя, и смысл перехода, то для педагогов ДОО — только самооценку подготовленности к работе руководителя . Направленность на общение, наоборот, у воспитателей выступает критерием подготовленности к менеджерской работе, а у учителей — одним из смыслов перехода .

Отличительной особенностью результатов у группы воспитателей ДОО является наличие тесных связей между компонентами, характеризующими самооценку в качестве руководителя и лидера, и личностной тревожностью субъекта: чем выше уровень тревожности, тем ниже управленческая самооценка и уровень общей психологической готовности к управленческой деятельности . Специфическими особенностями результатов группы учителей по результатам корреляционного анализа оказались прямые связи готовности и ее компонентов с составляющими эмоционального интеллекта (управление своими и чужими эмоциями, контроль экспрессии и ОЭИ), социальными установками (на результат, эгоизм, труд, свободу), интолерант- ностью к неопределенности, направленностью на общую активность и социальную полезность

В целом, корреляционный анализ подтвердил сделанный выше вывод о различиях, характеризующих разные профессиональные группы . Если выше мы говорили, что эти различия определяют несовпадение уровней психологической готовности в целом и отдельных ее компонентов, то здесь выявлено, что профессиональная принадлежность детерминирует и различия в личностных факторах, оказывающих в конечном счете влияние на итоговый выбор

Выводы

1. Существует дифференциация работников по психологической готовности к переходу на управленческую работу в зависимости от сферы деятельности . У педагогов данная готовность находится на среднем уровне и принципиально ниже, чем у работников торговли, финансов, сферы услуг. Невысокая готовность педагогов к руководству связана, прежде всего, с отсутствием личностного смысла такого решения, в меньшей степени — с невысокой оценкой себя в качестве лидера коллектива и специалиста-менеджера

2. Общая психологическая готовность к переходу на управленческую работу в значительной степени зависима у педагогов от развитой потребности в успехе, позитивной оценки своих способностей управлять своими и чужими эмоциями, высокой готовности к риску, относительно низкой личностной тревожности, сильной установки на власть В меньшей степени готовность стать руководителем связана с такими личностными особенностями, как способность к пониманию чужих эмоций, межличностная ин- толерантность к неопределенности, социальная установка на результат, направленность на социальную полезность и общую активность

3. Основным смыслом перехода к управленческой деятельности для педагогов выступает стремление к власти и успешное распоряжение ею, а оценивание себя в качестве будущего лидера коллектива происходит на основе критериев достижения результативности в межличностном взаимодействии, направленности на общественную пользу и готовности к самостоятельному принятию решений Вынужденность решения стать руководителем связана с отсутствием заинтересованности субъекта, главным образом, во власти, в меньшей степени — в деньгах, но также с высокой общей активностью педагога .

4. Профессиональная принадлежность детерминирует разницу в личностных факторах, оказывающих влияние на итоговый выбор Это выражается, во-первых, в различной значимости у педагогов дошкольного и среднего образования отдельных личностных характеристик для формирования общей психологической готовности, во-вторых, в различной значимости этих характеристик с точки зрения возникновения личностного смысла перехода и позитивности оценки себя как руководителя

Заключение

Проведенный нами анализ позволил выявить личностные особенности педагогических работников, выступающие в качестве детерминант их готовности к переходу на управленческую работу, а также уровень данной психологической готовности педагогов среднего и дошкольного образования в сравнении с аналогичным показателем специалистов других отраслей Дальнейшие исследования проблемы могут вестись в направлении изучения ОПГ работников в зависимости от особенностей организации (корпоративной культуры, ее масштаба или формы собственности), а также в зависимости от уровня руководства, на который переходит исполнитель


[1] Филинкова Евгения Борисовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии, Московский государственный областной университет (ГОУ ВО МО МГОУ), Москва, Россия . E-mail: jane421@yandex . ru

[2] Filinkova Evgeniya Borisovna, PhD in Psychology, Associate Professor, Chair of Social Psychology, Moscow State Regional University, Moscow, Russia . E-mail: jane421@yandex. ru

Литература

  1. Денисова О.П. Формирование психологической готовности студента — будущего менеджера к управленческой деятельности: Автореф.дисс....канд.психол.наук.Самара, 2007.24 с.
  2. Езопова С.А. Формирование личностно- профессиональной готовности студентов к деятельности руководителя дошкольного образовательного учреждения: Автореф.дисс....канд.пед.наук.СПб., 1999.17 с.
  3. Ильин С.С. Психологическая готовность специалиста к управленческим профессиям: содержание, структура, диагностика: Дис....канд.психол.наук.М., 1999.157 с.
  4. Казанцев Д.И.Профессионально— психологическая готовность современного руководителя образовательного учреждения к управленческой деятельности (модель управленческих компетенций) // Актуальные проблемы психологического знания.2014.№ 1.С. 31—37.
  5. Киютина И.И. Дидактические средства формирования готовности будущих учителей к управленческой деятельности: Автореф.дис....канд.пед.наук.Брянск, 2004.19 с.
  6. Климова Г.Г. Формирование профессионально- педагогической готовности студентов вуза к управленческой деятельности: Автореф.дис....канд.пед.наук.Екатеринбург, 2002.22 с.
  7. Котельникова Л.А. Формирование готовности руководителей школ к инновационной деятельности: Автореф.дис....канд.пед.наук.Бирск, 2010.19 с.
  8. Локшин К.В. Формирование управленческой готовности будущего менеджера физической культуры при обучении специальным дисциплинам: Автореф.дис....канд.пед.наук.М., 2008.20 с.
  9. Скориков В.Б. Психологическая готовность работника к руководству научно-производственным коллективом: Автореф.дис....канд.психол.наук.М., 1991.19 с.
  10. Таратухина М.С. Развитие потенциальной готовности руководителей дошкольного образования к инновационной деятельности: Автореф.дис....канд.пед.наук.В.Новгород, 2004.22 с.
  11. Филинкова Е.Б. Мотивация принятия решения учителями о переходе от педагогической деятельности к управленческой // Сибирский психологический журнал.2012.№ 44.С.89—100.
  12. Филинкова Е.Б. Опросник «Психологическая готовность исполнителя к переходу на управленческую работу» // Социальная психология и общество.2018.Т.9.№ 1.С.177—196.doi: 10.17759/sps.2018090112
  13. Филинкова Е.Б. Роль удовлетворенности трудом в формировании готовности педагогов к переходу к управленческой деятельности // Вестник Московского государственного областного университета.Серия: Психологические науки.2018.№ 4.С.129—140.doi: 10.18384/2310-7235-2018-4- 129-140
  14. Филинкова Е.Б. Самооценка готовности учителей к управленческой деятельности // Вестник Московского государственного областного университета.Серия: Психологические науки.2015.№ 1.С.25—39.
  15. Филинкова Е.Б. Удовлетворенность трудом как фактор готовности педагогов к смене работы // Вестник Брянского государственного университета.2015.№ 2.С.122—126.
  16. Филинкова Е.Б., Князева И.А. Представления учителей о деятельности директоров школ // Вестник Московского государственного областного университета.Серия: Психологические науки.2014.№ 1.С.83—92.
  17. Филинкова Е.Б., Шульга Т.И. Восприятие педагогами руководящей деятельности в образовании как фактор готовности к переходу на управленческую должность // Психологическая наука и образование.2018.Т.23.№ 4.С.21—31.doi: 10.17759/pse.2018230402
  18. Швецова В.М. Педагогическое сопровождение развития готовности к управленческой деятельности руководителя образовательного учреждения: Автореф.дис....канд.пед.наук.Хабаровск, 2009.26 с.
  19. Щеколдина А.А. Должностной переход в профессиональном становлении специалиста: Дис. ...канд.психол.наук.М., 2002.229 с.

Информация об авторах

Филинкова Евгения Борисовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии, Московский государственный областной университет, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9802-4497, e-mail: Jane421@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1468
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 563
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 1