Особенности развития социально-коммуникативных компетенций младших школьников с задержкой психического развития (ЗПР)

1069

Аннотация

Представлены результаты исследования особенностей социально-коммуникативных компетенций у детей 7—8 лет с задержкой психического развития в совместной деятельности: способности договариваться, распределять действия, придерживаться замысла, разрешать конфликты. Определены принципы проектирования образовательной среды для детей с задержанным психическим развитием в условиях общеобразовательной школы в соответствии с особенностями развития их социально-коммуникативных компетенций и ориентацией на задачи, поставленные в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования обучающихся с ОВЗ. Обращается внимание на то, что специально организуемые условия как система специфических целенаправленных мер, обеспечивающих динамику, целостность, технологичность и продуктивность процесса развития социально-коммуникативных компетенций у обучающихся с ЗПР, включают: построение развивающей образовательной среды, планирование и реализацию занятий, основанных на организации совместной деятельности детей в парах и малых группах, мониторинг, сопровождение и оценку уровня развития у них коммуникативных знаний, умений и личностных качеств.

Общая информация

Ключевые слова: социальная компетентность, социально-коммуникативные компетенции, совместная деятельность, проектирование образовательной среды, обучающиеся с задержкой психического развития, младшие школьники с ОВЗ

Рубрика издания: Психология образования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2019240307

Тематический сетевой сборник: Психологическое благополучие субъектов образовательных отношений

Для цитаты: Егорова М.А., Заречная А.А. Особенности развития социально-коммуникативных компетенций младших школьников с задержкой психического развития (ЗПР) // Психологическая наука и образование. 2019. Том 24. № 3. С. 74–84. DOI: 10.17759/pse.2019240307

Фрагмент статьи

В основу Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее — Стандарт) положены деятельностный и дифференцированный подходы, реализация которых предполагает наряду с овладением детьми содержанием образования также их личностное развитие в соответствии с требованиями современного общества, что, по мнению разработчиков Стандарта, обеспечит возможность успешной социализации и социальной адаптации детей с атипией развития. Согласно нормативному документу, основная цель и результат начального общего образования обучающихся с ОВЗ — это общекультурное и личностное развитие, рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Литература

  1. Выготский Л.С.Собрание сочинений: В 6 т.Т. 4.Детская психология.М.: Педагогика, 1983.432 с.
  2. Заречная А.А.Психологические условия развития коммуникативной компетентности у детей 6—8 лет с разным темпом психического развития: Автореф.дис.… канд.психол.наук.М., 2018.25 с.
  3. Конокотин А.В. Обзор психологических исследований по проблеме организации социальных взаимодействий учащихся в инклюзивных классах [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология.2018.Т.7.№ 1.С.45—52.doi:10.17759/ jmfp.2018070105
  4. Обухова Л.Ф. Социокогнитивный подход к исследованию интеллектуального развития ребенка [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования.2010.№ 5.URL: http://psyedu.ru/ journal/2010/5/Obuhova.phtml (дата обращения: 11.04.2019).
  5. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2015 № 35847) [Электронный ресурс] // URL: http://pbprog.ru/documents/documents_element.php?ELEMENT_ ID=3247 (дата обращения: 11.04.2019).
  6. Психическое развитие младших школьников / Под ред.В.В.Давыдова.М.: Педагогика, 2002.210 с.
  7. Рубцов В.В. Акмеологические модели развития детей в обучении // Акмеология.2005.№ 1.С.17— 20.
  8. Рубцов В.В. Социально-генетическая психология развивающего образования.М.: МГППУ, 2008.416 с.
  9. Рубцов В.В. О деятельностном содержании психолого-педагогической подготовки современного учителя для новой школы / В.В. Рубцов, А.А.Марголис, В.А.Гуружапов // Культурно-историческая психология.2010.№ 4.С. 62—68.
  10. Belland B.R., Glazewski K.D., Ertmer P.A. Inclusion and Problem-Based Learning: Roles of Students in a Mixed-Ability Group [Электронный ресурс] // RMLE Online.2009.Vol.32(9).P.1—19.URL: https://files.eric.ed.gov/fulltext/ EJ858823.pdf (дата обращения: 11.04.2019).
  11. Fitch E.F., Hulgin K.M. Achieving inclusion through CLAD: Collaborative Learning Assessment through Dialogue [Электронный ресурс] // International Journal of Inclusive Educational.2013.Vol.12 (4).P.423—439.doi:10.1080/13603110601121453
  12. CGT Éduc’action — Cahier syndical [Электронный ресурс].AESH, 12.2015 // URL: https://www.cgtr-educaction.com/attachment/626407/ (дата обращения: 11.04.2019).
  13. Klavina А., Martin E. Block The Effect of Peer Tutoring on Interaction Behaviors in Inclusive Physical Education [Электронный ресурс] // Adapted Physical Activity Quarterly.2008.Vol.25 (2).P.132—158.doi=1 0.1.1.917.6099&rep=rep1&type=pdf
  14. Mavrou K. Examining peer acceptance in verbal and non-verbal interaction during computer-supported collaborative learning: implications for inclusion [Электронный ресурс] // International Journal of Inclusive Educational.2012.Vol.16 (2).P.119—138.doi:10.1080/13603111003671657

Информация об авторах

Егорова Марина Алексеевна, кандидат педагогических наук, профессор кафедры педагогической психологии имени профессора В.А. Гуружапова, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0716-6858, e-mail: egorovama@mgppu.ru

Заречная Анна Алексеевна, кандидат психологических наук, психолог, Научно-исследовательского центра детской нейропсихологии имени А.Р. Лурия (НИЦ детской нейропсихологии им. А.Р. Лурия), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8759-7262, e-mail: anego@bk.ru