Психолого-педагогическая оценка развития движений у детей 5—7 лет

957

Аннотация

Описано исследование, посвященное поиску методов психолого-педагогической оценки развития движений у детей 5—7 лет. Раскрыта актуальность создания подобной диагностики для выявления соответствия актуального двигательного развития ребенка возрастной норме. Согласно гипотезе, в основу психолого-педагогической оценки развития движений у детей 5—7 лет могут быть положены новые виды движений (которые появляются в этом возрасте) и особенности их выполнения детьми. Показаны принципы отбора видов движений для диагностических заданий. Представлены данные выполнения экспериментальных тестовых заданий в результате обследования 100 детей 5—7 лет, которые сравниваются с данными педагогического мониторинга; формулируются выводы о возможности применения разработанных методов психолого- педагогической оценки развития движений — информативных (по выявленным особенностям развития) и более экономичных (по затрате времени).

Общая информация

Ключевые слова: развитие движений, психолого-педагогическая оценка, диагностика

Рубрика издания: Психологическая диагностика

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2019240308

Для цитаты: Горшкова Е.В., Рыжова Е.Ю. Психолого-педагогическая оценка развития движений у детей 5—7 лет // Психологическая наука и образование. 2019. Том 24. № 3. С. 85–94. DOI: 10.17759/pse.2019240308

Подкаст

Горшкова Е.В. Психолого-педагогическая оценка развития движений у детей 5—7 лет

Полный текст

 

Психолого-педагогическая оценка развития движений у детей 5—7 лет

Введение в проблему исследования

Движение — комплекс психофизиологических функций, реализуемых двигательным аппаратом организма; является основным средством взаимодействия человека с внешней средой [2], приспособления к ней с целью воздействия на нее, благодаря чему происходит не только совершенствование и укрепление физических возможностей, но и психическое развитие человека
Впервые о связи движений и психики сказал И М Сеченов: «Все бесконечное разнообразие внешнего проявления мозговой деятельности сводится окончательно к одному
 лишь явлению — мышечному движению» [19, с. 71], — и ввел термин «психомоторика», указывающий на эту связь . А . В . Запорожец, исследуя психологию движений, говорил о произвольности и осознанности их выполнения, благодаря которым решение двигательных задач становится более эффективным, с более высоким результатом [8; 9] . Н . А . Бернштейн в учении о построении движений описал уровни управления ими, каждый из которых — «это ключ к решению определенного класса двигательных задач» [1, с . 147] . Он рассматривал «упражняемость» организма на основе повторения двигательных заданий как «повторение без повторения», т . к . каждая новая ситуация требует приноравливания двигательного навыка к внешним обстоятельствам . Это особенно очевидно на примере двигательной ловкости, которая, в отличие от силы, скорости, выносливости, гибкости, названа наиболее «психологичным» из физических качеств [1]: она базируется на координации движений и требует — в режиме быстрого реагирования — активной ориентировки в постоянно изменяющихся предметных условиях деятельности

Ученые подчеркивали, что развитие движений у детей происходит не вследствие только лишь дозревания всех систем организма, но в результате обучения под руководством взрослого, благодаря постановке перед детьми определенных двигательных задач, освоение которых задействует «зону ближайшего развития»

Обучение, способствующее развитию у дошкольников движений, имеет огромное значение, поскольку сказывается не только на формировании и совершенствовании работы основных органов и систем детского организма, функциональном дозревании ЦНС, но и является условием нормального психического развития [1; 4; 8; 9; 12; 15; 17; 19]: ребенок с первых месяцев жизни с помощью движений взаимодействует с окружающим миром, познает его, общается, выражает свое отношение к нему, включается в деятельность, осваивает человеческую моторику, культуру и в результате развивается как личность

Одним из условий развивающего обучения становится диагностика эффективности его воздействия Оценка индивидуального развития детей необходима для построения вариативного развивающего образования [3] . В последние десятилетия проблема диагностики развития движений у дошкольников является одной из важнейших . Диагностика позволяет выявлять актуальный уровень освоения движений и «зону ближайшего развития» в становлении человеческой моторики и способов двигательного поведения [4]

До настоящего времени нет единства в позициях авторов относительно методик и способов оценки развития движений Одни методики исследуют психологические особенности выполнения движений (содержание, предметные условия представленности задания, мотивацию и др. ) [8] или компоненты движений (статическая и динамическая координация, быстрота, ритмичность, сила и др ) [5] и доступны для применения и интерпретации только специально подготовленным психологам, психофизиологам Другие методики, применяемые в работе педагогов- практиков, фиксируют развитие конкретных двигательных навыков [14], показатели двигательной активности [18; 21] или физические качества [12] . Методики, рекомендованные органами образования, оказываются весьма трудоемкими, затратными по времени, с приблизительным способом оценки [10] . Среди современных методов изучения особенностей психомоторики старших дошкольников применяются такие, где требуется аппаратно­-компьютерное оборудование [7]

Разработка методов психолого-педаго- гической оценки развития движений у дошкольников актуальна в связи с важностью обеспечения оптимального режима двигательной активности детей с учетом уровня их реальных возможностей в двигательном развитии . Импульсом к проведению нашего исследования послужила следующая идея: на основе анализа известных способов психоло- го-педагогической оценки развития движений разработать диагностику, наиболее экономичную (по процедуре, затратам времени) и информативную, достоверную (по выявленным особенностям развития) Сами задания должны содержать такой состав соответствующих возрасту движений, особенности выполнения которых детьми свидетельствовали бы о развитии у них психомоторных свойств движений — координации и произвольности; а процедура проведения заданий была бы доступной как для массовой, так и индивидуальной оценки детей в условиях ДОО без специального измерительного оборудования .

Программа исследования

Цель — изучение и разработка методов психолого-педагогической оценки развития движений у детей 5—7 лет .

Гипотеза: в основу психолого-педагоги- ческой оценки развития движений у детей 5—7 лет могут быть положены новые виды движений (которые появляются в этом возрасте) и особенности их выполнения детьми .

Эмпирическое исследование проводилось в 2017—2018 гг .

Характеристика испытуемых: в исследовании приняли участие 100 дошкольников, из них 50 детей в возрасте 5—6 лет (30 девочек и 20 мальчиков из старших групп) и 50 детей в возрасте 6—7 лет (27 девочек и 23 мальчика из подготовительных групп) — воспитанники массового детского сада, без особенностей развития . Исследование было проведено на базе ГБОУ Школа № 868, дошкольное отделение № 2, г . Москва . Выборка формировалась по списочному составу возрастных групп — из детей, присутствовавших на момент диагностики, без специального отбора .

Схема исследования — констатирующий «срез» параллельно по экспериментальной диагностике, разработанной нами (далее — ЭД), и педагогическому мониторингу [10] (далее — ПМ) . По обеим методикам индивидуальное обследование проводил один и тот же экспериментатор в естественных условиях (в физкультурном зале) . Результаты анализировались методами математической статистики .

Методика экспериментальной диагностики.

Принцип подбора заданий для ЭД — комплексный психолого-педагогический подход с учетом ряда факторов .

• На основе анализа образовательных программ (по разделу «Физическое развитие») [6; 11; 13; 16] отбирались основные виды движений (локомоции); упражнения на равновесие и двигательную координацию, рекомендуемые всеми программами как новые навыки для освоения детьми 5—7 лет

• Из них — согласно теории Н .А . Берн­штейна об уровнях построения движений [1] — выбирались движения с разными «ведущими» уровнями, активно развивающимися именно в старшем дошкольном возрасте . Так определились задачи на сохранение неподвижной позы (уровень мышечно-суставных увязок); динамическую координацию при перемещении в пространстве (подуровень С1, «ведущий» локомоторные движения с участием зрительного контроля); а также на меткость и точность (подуровень С2, управляющий целевыми движениями)

• Произвольность движений (по теории А . В . Запорожца) [8; 9] отслеживалась по правильному исходному положению перед началом движения, точности следования инструкции и результативности выполнения задания Это отражалось в системе оценки по уровням

• Некоторые принципы построения тестовых заданий и оценки признаков их выполнения были аналогичны тестам из «мото­скопии» Н.И. Озерецкого [5], направленной на исследование разных компонентов движений .

Процедуры исследования и оценка выполнения заданий. Испытуемым каждого возраста (5—6 и 6—7 лет) предлагалось по 5 заданий (на крупную моторику) — аналогичных по названиям и видам движений, но различных по сложности: 1) прыжки на одной ноге (на месте/с продвижением); 2) отбивание мяча одной рукой (стоя на месте/с продвижением); 3) подбрасывание мяча вверх и после его отскока от пола ловля двумя руками (без поворота/с поворотом); 4) метание набивного мешочка в обруч (с 3 м/с 4 м); 5) ласточка (стоя на полу/на гимнастической скамье) .

Показатели для определения уровней выполнения движений в каждом задании: а) количественная норма (по числу повторений движения или времени сохранения неподвижной позы); б) точность выполнения структуры движений, в том числе использование исходного положения; в) качество выполнения
движений (соразмерность; высота прыжка, мягкость приземления, ритмичность, устойчивость в неподвижном положении) .

Оценка — по трем уровням (уточненный вариант принципа оценки, предложенного Е . В . Горшковой [4, с . 57]):

• высокий — задание выполнено полностью, точно, качественно, ритмично, с выполнением или перевыполнением количественной «нормы»;

• средний — выполняется структура движения и «норма», но недостаточно качественно: неловко, с нарушением равномерного ритма повторений;

• низкий — допускаются грубые ошибки, нарушающие структуру движения, препятствующие выполнению минимальной «нормы».

Краткая характеристика заданий ПМ и оценки их выполнения. Каждому ребенку предлагалась обширная серия заданий: в старшей группе — 15, в подготовительной — 12 . Из них по 10 заданий в обеих группах были сходными по видам движений: прыжки в длину, высоту, через скакалку, бег на 30 и 90 м, метание, лазание и др . , — но отличающимися по «нормативам»; остальные были специфическими: в старшей группе — с мячом и на равновесие; в подготовительной — виды метания набивного мяча

Оценка включает три градации: навык «не сформирован», «в процессе формирования» и «сформирован», — и границы между ними не определены, то есть допускается оценива­ние по субъективному впечатлению .

Результаты исследования и их обсуждение

1)     Данные диагностики (ЭД). Общегруп­повые результаты по пяти тестам для детей 5—6 и 6—7 лет отражены на рисунке .

 Таким образом, из пяти диагностических заданий, подготовленных для детей как 5—6, так и 6—7 лет, три теста («Прыжки на одной ноге», «Послушный мяч», «Ласточка») признаны адекватными возрасту испытуемых: в них процентное соотношение детей разных

 
 

уровней отвечало нормальному распределению; они кратко описаны в табл. 1; остальные два задания (в каждом возрасте) отсеяны из- за сложности (и нуждаются в доработке) Индивидуальные баллы за каждое из трех заданий суммировались, затем вычислялось

Таблица 1 

Задания для выявления уровней развития движений у детей 5—7 лет

Название

упражнения

«Прыжки на одной ноге»

«Послушный мяч»

«Ласточка»

1

2

3

4

Старшая группа (дети 5—6 лет)

Материал / размещение в пространстве

Нет /

Выйти на свободное место

Мяч резиновый (диаметр — 25 см) / Выйти на свободное место

Нет /

Выйти на свободное место

Последовательность движений и количественная норма

Прыгать на одной ноге на месте не менее 5 раз подряд

Двумя руками подбросить мяч вверх, дать ему упасть, отскочить от пола, затем поймать его двумя руками . Серия из 3—5 повторений

Поднять руки в стороны, отвести назад одну ногу, выпрямив колено, и постоять неподвижно 10 секунд

Оценка

Высокий уровень (3 балла)

5 и более прыжков подряд — легко, пружинно, с мягким приземлением, в равномерном ритме, с одинаковой высотой подпрыгивания

Серия из 3—5 и более повторений, без остановок . Подбрасывает мяч вверх точно перед собой и после отскока мяча от пола ловит его, удерживая ладонями, пальцами

Устойчиво стоит 10 секунд и более на удобной ноге, не качаясь и не опуская другую, не сгибая ее в колене

Средний уровень (2 балла)

Не менее 5 прыжков подряд — тяжело, замедленно, высота прыжков неравномерная

Серия из 3—5 повторений, но мяч подбрасывает слишком высоко или далеко за голову, смещается с исходной точки, ловит мяч после отскока, прижимая его к корпусу

Стоит 69 секунд; может покачиваться для сохранения равновесия, но не опускает ногу

Низкий уровень (1 балл)

Не выполняет норму: подряд 5 прыжков; теряет равновесие; может чередовать прыжки то на одной, то на другой ноге, перепрыгивает с ноги на ногу

Не выполняет инструкцию: либо сразу отбивает мяч об пол, либо подбрасывает мяч вверх, но после отскока мяча не может поймать его

Стоит 1—5 сек или не может удержать позу (сгибает отведенную назад ногу; опускает ее, чтобы опереться на нее и не упасть)

Подготовительная группа (дети 6—7 лет)

Материал / размещение в пространстве

Шнур (длина 3 м) на полу, вытянут по прямой / Встать сбоку от одного конца шнура

Мяч резиновый (диаметр 25 см) /

Выйти на свободное место

Гимнастическая скамья (высота 25 см; ширина 25 см) / Встать на середину скамьи (лицом к одному из ее концов)

Последовательность движений и количественная норма

Перепрыгивать шнур на одной ноге то слева, то справа, продвигаясь вперед (вдоль шнура до конца)

1 попытка: невысоко подбросить мяч перед собой, повернуться вокруг себя и после отскока мяча от пола поймать его двумя руками

Руки в стороны, отвести одну ногу назад и постоять неподвижно 1015 сек .

 

среднее арифметическое значение. По нему определялся итоговый уровень развития движений у ребенка: баллы от 2,5 и выше — высокий уровень; от 1,5 до 2,4 — средний; от 0 до 1,4 — низкий уровень.

Сравнение результатов мальчиков и девочек (в каждой возрастной выборке) методом математического анализа (по критерию Манна-Уит­ни) [20] показал отсутствие значимых различий . То есть отобранные задания равно подходят для обеих гендерных групп, что существенно упрощает процедуру обследования детей 5—7 лет . 

Таблица 2 

Сравнение уровней развития движений на основе данных экспериментальной диагностики и педагогического мониторинга (в %)

Название

упражнения

«Прыжки на одной ноге»

«Послушный мяч»

«Ласточка»

1

2

3

4

Оценка

Высокий уровень (3 балла)

Перепрыгивает шнур на одной ноге, продвигаясь вперед; движения четкие, слаженные, ритмичные

Уверенно подбрасывает мяч вверх, точно перед собой, поворачивается вокруг себя и после отскока мяча от пола ловит его, не прижимая к корпусу, удерживая ладонями

Устойчиво стоит 15 сек и более на удобной ноге, не качаясь и не опуская другую, не сходя с места

Средний уровень (2 балла)

Подпрыгивает несколько раз на одной ноге, прежде чем перепрыгнуть шнур (нарушает равномерный ритм прыжков)

Подбрасывает мяч слишком высоко или далеко за голову, при повороте смещается с исходной точки, после отскока мяча ловит его (ладонями или прижимая к корпусу)

Стоит от 10—14 сек. ; может покачиваться для сохранения равновесия, но не опускает ногу

Низкий уровень (1 балл)

Перескакивает с ноги на ногу или не продвигается вдоль шнура; либо меняет ноги в ходе выполнения задания

Не подбрасывает мяч, а бросает об пол, пропускает поворот вокруг себя . После отскока мяча от пола не может поймать его

Стоит очень короткое время (1—9 сек ) или сгибает отведенную назад ногу; либо опускает ее и опирается на нее, чтобы не упасть

 

 

На основе индивидуальных данных определялись общегрупповые уровни развития движений в возрастной группе дошкольников: как по каждому заданию, так и за всю диагностику в целом (табл 2)

2) Данные мониторинга (ПМ). Для количественной обработки результатов три градации оценки за каждое задание переводились в баллы от 1 до 3; среднее значение от суммы баллов по всем заданиям давало итоговый уровень ребенка Далее подсчитывались об­щегрупповые результаты (табл 2)

3)  Сравнение данных диагностики (ЭД) и мониторинга (ПМ) подтвердило гипотезу нашего исследования . В табл . 2 видно, что результаты ЭД отражают нормальное распределение признаков по трем уровням с преобладанием в каждом возрасте детей среднего
уровня развития движений . По данным в ПМ, у тех же детей отсутствует низкий уровень в выполнении заданий, а преобладает либо средний (в 5—6 лет), либо высокий уровень (в 6—7 лет), что может объясняться либо легкостью заданий (не соответствующих возрасту испытуемых), либо неточной системой оценки с возможностью субъективного завышения результата

Сопоставление индивидуальных результатов по двум методикам — методами статистического анализа (Пирсон, Манн—Уитни [20]) — выявило, с одной стороны, значимую корреляцию между данными ЭД и ПМ (у детей 5—6 лет Ккор=0,74, при р=0,01; у детей 6—7 лет Ккор=0,34, при р=0,05), а с другой — достоверно значимые различия при уровне значимости p=0,01 (у 5—6-летних детей иэмп=668 и 680 — у детей 6—7 лет, т . е . существенно меньше критического значения критерия (икр=912 для выборки в 50 человек) Эти данные в совокупности показывают, что обе методики отражают сходную тенденцию: дети с лучшим развитием движений получают более высокие баллы, и наоборот Однако, в отличие от «примерных» оценок в ПМ, система оценки в ЭД точнее отражает уровни развития движений у детей благодаря дифференциации признаков, по которым определяется актуальный уровень развития движений у каждого ребенка При этом выявляются конкретные ошибки,


[1] This paper is based on the master's thesis competed by E . Yu . Ryzhova in 2018 under the academic supervision of E . V . Gorshkova (PhD) within the “Psychology and Pedagogy of Preschool Child Development” programme, Chair of Preschool Pedagogy and Psychology, Faculty of Educational Psychology, Moscow State University of Psychology and Education .

Литература

  1. Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии.М.: Физкультура и спорт, 1991.288 с.
  2. Большой психологический словарь / Сост.и общ.ред.Б.Г.Мещеряков, В.П.Зинченко.СПб.: Прайм-Еврознак, 2003.672 с.
  3. Бурлакова И.А. Теория и практика современного отечественного дошкольного образования // Психологическая наука и образование.2015.Т.20.№ 3.С.35—43.doi:10.17759/pse.2015200305
  4. Горшкова Е.В. Развитие моторики у дошкольников: Учебное пособие.М.: Некоммерческое партнерство «Авторский Клуб», 2017.76 с.
  5. Гуревич М.О., Озерецкий Н.И. Методика исследования моторики // Психомоторика.Часть вторая.М.; Л.: Государственное медицинское издательство, 1930.172 с.
  6. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Науч.редакторы Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, О.В. Солнцева.СПб.: ООО «Издательство «Детство- ПРЕСС», 2014.280 с.
  7. Загревская А.И., Сосуновский В.С., Зальмеж Т.Н. Психомоторные особенности детей старшего дошкольного возраста // Психологическая наука и образование.2018.Т.23.№ 5.C.13—21.doi: 10.17759/pse.2018230502
  8. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2 т.Т.2.Развитие произвольных движений / Под ред.В.В.Давыдова, В.П.Зинченко.М.: Педагогика, 1986.299 с.
  9. Запорожец А.В. Психологическое изучение развития моторики ребенка- дошкольника // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / Под ред.А.Н.Леонтьева, А.В. Запорожца.М.: Международный образовательный и психологический колледж, 1995.С.112—122.
  10. Инструментарий для проведения педагогической диагностики воспитанников дошкольных групп (Физическое развитие) [Электронный ресурс] // Мониторинги в системе дошкольного образования.URL: http://mcko.ru/pages/preschool_education (дата обращения: 05.03.2019)
  11. Истоки: Примерная образовательная программа дошкольного образования.5-е изд.М.: ТЦ Сфера, 2014.161 с.
  12. Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста.М.: Просвещение, 1985.271 с.
  13. Крылова Н.М. Детский сад — Дом радости.Примерная образовательная программа дошкольного образования инновационного, целостного, комплексного, интегративного и компетентностного подхода к образованию, развитию и саморазвитию дошкольника как неповторимой индивидуальности / Науч.ред.Л.В. Тимошенко.3-е изд., перераб.и доп.в соответствии ФГОС ДО.М.: ТЦ Сфера, 2014.264 с.
  14. Никитина Т.А. Педагогическая диагностика детей в соответствии с ФГОС ДО // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения.2015.№ 5.С.4—9.
  15. Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия с детьми 5—6 лет: Пособие для воспитателя детского сада.М.: Просвещение, 1988.143 с.
  16. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред.М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой.2-е изд., испр.и доп.М.: Мозаика- Синтез, 2005.208 с.
  17. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.СПб.: Питер, 2007.713 с.
  18. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей.М.: Мозаика-Синтез, 2000.255 с.
  19. Сеченов И.М. Избранные философские и психологические произведения.М.: Госполитиздат, 1947.647 с.
  20. Сорокова М.Г. Математические методы в психологии: непараметрическая статистика: Учебное пособие.М.: МГППУ, 2011.281 с.
  21. Шишкина В.А. Двигательное развитие дошкольника: пособие для педагогов учреждений дошкольного образования.Мозырь: Белый ветер, 2014.133 с.

Информация об авторах

Горшкова Елена Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры дошкольной педагогики и психологии факультета Психологии образования, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8516-6573, e-mail: e-gorshkova@yandex.ru

Рыжова Елена Юрьевна, воспитатель, Государственное бюджетное образовательное учреждение Школа №1466 имени Надежды Рушевой, магистр, кафедра дошкольной педагогики и психологии, факультет психология образования, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный психолого-педагогический университет», Москва, Россия, e-mail: sakura73@inbox.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2536
В прошлом месяце: 33
В текущем месяце: 14

Скачиваний

Всего: 957
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 3