Психологическая наука и образование
2019. Том 24. № 5. С. 27–36
doi:10.17759/pse.2019240503
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Взаимосвязь ценностей и карьерных ориентаций современных подростков
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: подросток, ценности, карьерные ориентации
Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2019240503
Тематический сетевой сборник: Психологическое благополучие субъектов образовательных отношений
Для цитаты: Пучкова Е.Б., Темнова Л.В., Сорокоумова Е.А., Курносова М.Г. Взаимосвязь ценностей и карьерных ориентаций современных подростков // Психологическая наука и образование. 2019. Том 24. № 5. С. 27–36. DOI: 10.17759/pse.2019240503
Полный текст
Введение
Одним из условий успешного развития общества является активное включение в социальную жизнь подрастающих поколений, молодежи, их социализация, усвоение, присвоение и развитие существующих правил, норм, традиций, культурных ценностей, поведение в соответствии с ними . Подростковый возраст — это период активного формирования ценностей и соотнесения их с образом будущей профессии, т . е . карьерных ориентаций . Различные авторы [4; 8; 16] подчеркивают значимость именно этого возраста в формировании осознанного отношения к профессиональному будущему . В качестве основного фактора, определяющего психологические особенности современных подростков, многие авторы выделяют их активную вовлеченность в виртуальную реальность с момента рождения . Благодаря такой вовлеченности подростки овладевают новыми навыками, приемами осуществления деятельности, формируют новые ценности, цели, которые в дальнейшем будут реализовываться, в частности, в профессиональном выборе . Эффективное развитие карьеры происходит тогда, когда человек в полной мере готов реализовать свои внутренние ресурсы при наличии определенных внешних факторов [3] . При этом личность рассматривается как действующий и принимающий решение актор, в котором индивидуальноличностные и социальные факторы пересекаются [12] . Анализ карьерной ориентации включает такие важные составляющие, как индивидуальное переживание, личностное осмысление профессиональной деятельности, аксиологические составляющие труда, систему ценностей подростков, которой посвящен ряд исследований российских психологов [1; 13 и др. ] .
Ядром, определяющим представления о карьерных траекториях подростков, несомненно, являются ценностные ориентации как на индивидном уровне, так и культурном, социально детерминированном уровне В рамках проекта WVS (World Values Survey) были выделены ведущие тенденции развития культурных ценностей в 97 странах мира (опрос проводился на выборке от 18 лет и старше) Россия, согласно данным Р . Инглхарта и К . Вельцеля, находится фактически у основания шкалы выживания (россияне задумываются больше об угрозах своей жизни, чем о ценностях самовыражения) В таких типах обществ существует постоянное ощущение угрозы со стороны представителей других этнических групп, лиц, придерживающихся иной культуры . «Переход от ценностей выживания к ценностям самовыражения связан с ростом ощущения защищенности и независимости человека, порождающим гуманистическую культуру толерантности и доверия, в рамках которой люди относительно высоко ценят независимость и самовыражение личности» [6, с . 90] . Россия относится к странам, в которых выше секулярно-рациональные ценности, а не традиционные В традиционных обществах основной целью жизни является создание семьи, ощущение своей значимости . Населению данных стран свойственно чувство национальной гордости, а также социальный конформизм, нежели индивидуальное самовыражение . Общества, в которых превалируют секулярно-рациональные ценности, по всем упомянутым выше вопросам придерживаются противоположных точек зрения
Автор теории «содержания и структуры ценностей» Ш . Шварц выявил, что в различных культурах определенные виды ценностей понимаются сходным образом . После группировки этих ценностей на основе общей цели Ш Шварц получил следующие типы ценностей: власть, достижение, гедонизм, стимуляция, самостоятельность, универсализм, благожелательность (доброта), традиция, конформность, безопасность [15] . В свою очередь, все выделенные им десять ценностей образуют пространство, формируемое двумя осями: сохранения (безопасность, конформность, традиция) и открытости к изменениям (самостоятельность, риск, гедонизм), с одной стороны, и заботы об окружающих (универсализм, благожелательность) и самоутверждения (власть, достижение, гедонизм) — с другой
Множество исследований специфики ценностных ориентаций российского общества в межпоколенческом аспекте было осуществлено на базе подхода и опросника Ш Шварца [2; 9; 10; 14] . В частности, было показано, что российская молодежь похожа на своих зарубежных сверстников по ценностям «Конформность» — «Традиция», а по ценности «Самоутверждение» — опережает молодежь почти всех европейских стран Средний показатель по параметрам «Самостоятельность», «Стимуляция», «Универсализм» у них выше, чем у взрослого поколения . Эти исследования проводились на молодежи в возрасте 19—28 лет . Аналогичное исследование на выборке современных подростков не проводилось, что и обусловило актуальность нашего исследования .
Программа исследования
Психодиагностическое обследование проведено на выборке подростков цифрового поколения трех различных образовательных учреждений г . Москвы на условиях добровольности и при согласии родителей . Выборка составила 120 человек в возрасте 15—16 лет, из которых 70% — девушки и 30% — юноши . Исследование осуществлено в марте—апреле 2018 г . В качестве гипотезы выступило предположение, что для подростков характерно расхождение между декларируемым и поведенческим уровнями как в сфере ценностей, так и карьерных ориентаций . Одними из задач исследования являлись поиск доминирующих ценностей подростков и их сравнение с ценностными ориентациями других возрастных групп
Изучение карьерных ориентаций осуществлялось с использованием опросника «Якоря карьеры» (Э . Шейн, перевод и адаптация В . А . Чикер, В . Э . Винокурова) [11] . Под «якорями» карьеры авторы понимают ценностные ориентации, социальные установки, интересы и другие социально обусловленные составляющие личности, которые побуждают человека к определенной деятельности Выявлялись девять типов карьерных ориентаций: 1) профессиональные компетенции — быть профессионалом, мастером в своем деле; 2) менеджмент — управлять людьми, проектами, бизнес-процессами и т . п . ; 3) автономия — главное в работе — это свобода и независимость; 4) стабильность работы — стабильная, надежная работа на длительное время; 5) стабильность места жительства — жить в своем городе, минимум переездов, командировок; 6) служение — воплощать в работе свои идеалы и ценности; 7) вызов — сделать невозможное возможным, решать уникальные задачи; 8) интеграция стилей жизни — сохранение гармонии между сложившейся личной жизнью и карьерой; 9) предпринимательство — создавать новые организации, товары, услуги
Ценностные ориентации диагностировались по опроснику Ш . Шварца [7] . Эти ценности объединяются в четыре блока: ценности сохранения (безопасность, конформность, традиция); ценности открытости к изменениям (самостоятельность, риск, гедонизм);
ценности заботы об окружающих (универсализм, благожелательность) и ценности самоутверждения (власть, достижение, гедонизм) . Представленность ценностных ориентаций устанавливалась на двух уровнях: нормативные идеалы, общекультурные установки, ценности личности на уровне убеждений (ценности, которые оказывают наибольшее влияние на личность человека в целом, определяют направленность, но не всегда проявляются в реальном социальном поведении, в конкретных действиях индивида (нормативный уровень)); индивидуальные приоритеты, ценности, наиболее часто проявляющиеся в поведении личности (личностный уровень)
Для поиска корреляционных связей между полученными по этим тестам данными использовался метод математической статистики — коэффициент ранговой корреляции Ч . Спирмена.
Результаты исследования
Виды ценностей |
Группы ценностей |
Уровень нормативных идеалов (ранг) |
Уровень индивидуальных приоритетов (ранг) |
Конформность |
Сохранения |
2 |
4 |
Безопасность |
Сохранения |
5 |
3 |
Традиции |
Сохранения |
8 |
2 |
Универсализм |
Забота об окружающих |
1 |
1 |
Доброта (благожелательность) |
Забота об окружающих |
3 |
5 |
Самостоятельность |
Открытость к изменениям |
4 |
6 |
Стимуляция (риск) |
Открытость к изменениям |
6 |
8 |
Гедонизм |
Открытость к изменениям и Самоутверждение |
10 |
10 |
Достижения |
Самоутверждение |
9 |
7 |
Власть |
Самоутверждение |
7 |
9 |
1. Анализ ценностных ориентаций подростков по опроснику Ш . Шварца показал, что на уровне нормативных идеалов ведущими у подростков оказались такие ценности, как «Универсализм», «Конформность» и «Доброта», что представлено в табл . 1. Ведущими ценностями на уровне индивидуальных приоритетов — «Универсализм», «Традиции» и «Безопасность». Таким образом, можно отметить, что совпадающей ведущей ценностью как на уровне социальных установок, так и на поведенческом уровне является «Универсализм», имеющий первый ранг в обоих случаях
Таким образом, для современных подростков характерно, во-первых, преобладание и на нормативном, и на индивидуальном уровнях ценностей групп «Сохранение» и «Забота об окружающих»: для них значимы сохранение традиций, хороших отношений с ближайшим окружением, терпимость к другим людям, их защита и избегание тех действий, которые могут привести к негативным последствиям как в близком окружении, так и в более обширных социальных общностях; во-вторых, меньшая значимость ценностей групп «Открытость к изменениям» и «Самоутверждение»
Для выделения специфики полученных результатов обратимся к данным двух исследований . Согласно работе Р . Инглхарта и К . Вельцеля, россиянам в возрасте от 18 лет и старше (на 2006 г . ) были присущи секуляр- но-рациональные ценности и ценности самосохранения . Наше исследование выявило динамику ценностных ориентаций: у поколения современных российских подростков
преобладают традиционные, а не секулярно- рациональные ценности; забота об окружающих, а не ценности самосохранения и самоутверждения . Исследование Ю . В . Зинькиной и др . [5] выявило: для восточно-европейских стран (к которым относится Россия) более характерно доминирование консерватизма и ценностей достижения (в противовес западноевропейским, где превалируют открытость к изменениям и забота об окружающих); в подавляющем большинстве стран мира у более молодых возрастных групп (18—24 лет) наблюдаются более высокие значения и ценностей открытости к изменениям, и ценностей самоутверждения . Наши данные говорят о том, что ценностная система современных российских подростков имеет отличия и от старших поколений восточноевропейских стран по шкале «Забота об окружающих-Самоутверждение» (для наших респондентов характерны ценности заботы об окружающих), и от молодых возрастных групп (18—24 лет) других стран по шкале «Консерватизм-Открытость к изменениям» (для наших респондентов характерны консервативные ценности)
Анализ карьерных ориентаций по опроснику «Якоря карьеры» показал, что ведущими карьерными ориентациями современного подростка являются, в первую очередь, «Служение», «Автономия» и «Интеграция стилей жизни» (см табл 2)
Таблица 2
Шкалы |
Ранг |
Служение |
1 |
Автономия (независимость) |
2 |
Интеграция стилей жизни |
3 |
Менеджмент |
4 |
Вызов |
5 |
Профессиональная компетентность |
6 |
Предпринимательство |
7 |
Стабильность работы |
8 |
Стабильность места жительства |
9 |
Обобщая доминирующие карьерные ориентации подростков, можно отметить, что они индивидуалистично ориентированы, так как, выбирая профессию, подростки считают главными в работе — свободу и независимость, воплощение своих идеалов и ценностей, наличие баланса между работой и личной жизнью
2 . Поиск корреляционных связей между данными, полученными по методике «Якоря карьеры» и ценностному опроснику Ш . Шварца показал, что стремление к профессиональной компетенции, автономии в карьере, созданию нового и управлению связаны, прежде всего (на уровне нормативных идеалов), с ценностью гедонизма В то время как забота о своем ближайшем окружении и стремление к глубине переживаний остаются на периферии системы ценностей подростка (см . табл . 3).
Анализ взаимосвязи ведущих карьерных ориентаций подростков («Служение», «Автономия», «Интеграция стилей жизни») с ведущими ценностями как на уровне нормативных идеалов («Универсализм», «Конформность», «Доброта»), так и на уровне индивидуальных приоритетов («Универсализм», «Традиции», «Безопасность») показал отсутствие большого числа положительных корреляционных связей Так, карьерная ориентация «Служение» не связана ни с одной ведущей ценностью; карьерная ориентация «Автономия» имеет положительную связь с ценностью «Универсализм» на уровне индивидуальных приоритетов и отрицательную связь с ценностью «Традиции» на уровне нормативных идеалов;
Тип карьерной ориентации |
Положительная связь (коэффициент корреляции при уровне значимости 0,05) |
Отрицательная связь (коэффициент корреляции при уровне значимости 0,05) |
||
Уровень нормативных идеалов |
Уровень индивидуальных приоритетов |
Уровень нормативных идеалов |
Уровень индивидуальных приоритетов |
|
Професси ональные компетенции |
Гедонизм (0,3) |
Универсализм (0,29) |
Стимуляция (-0,37) Благожелательность (-0,31) |
Самостоятельность (-0,35) |
Менеджмент |
Гедонизм (0,32) |
Стимуляция (0,3) |
Стимуляция (-0,27) Благожелательность (-0,48) Безопасность (-0,36) |
Традиции (-0,29) Самостоятельность (-0,27) Безопасность (-0,36) Конформизм (-0,31) |
Автономия |
Гедонизм (0,35) |
Стимуляция (0,39) Универсализм (0,27) |
Стимуляция (-0,31) Благожелательность (-0,4) Традиции (-0,29) |
|
Стабильность работы |
Безопасность (0,33) |
- |
Благожелательность (-0,42) |
Самостоятельность (-0,41) |
Стабильность места жительства |
Гедонизм (0,45) Безопасность (0,27) Достижение (0,41) |
Конформность (0,34) Универсализм (0,55) |
Стимуляция (-0,28) |
Традиции (-0,29) |
Служение |
|
|
Достижение (-0,42) Власть (-0,27) |
Достижение (-0,36) Гедонизм (-0,38) Самостоятельность (-0,49) Стимуляция (-0,28) |
Вызов |
Самостоятельность (0,28) |
Конформность (0,43) |
Конформность (-0,33) Стимуляция (-0,27) |
Гедонизм (-0,34) Стимуляция (-0,36) Традиции (-0,48) Власть (-0,4) |
Интеграция стилей жизни |
' |
' |
Конформность (-0,36) Гедонизм (-0,29) |
Достижение (-0,51) Власть (-0,37) |
Предприни мательство |
Универсализм (0,3) Безопасность (0,27) Власть (0,28) |
Универсализм (0,55) Благожелательность (0,3) |
Традиции (-0,27) |
Гедонизм (-0,56) Достижение (-0,63) Власть (-0,68) |
карьерная ориентация «Интеграция стилей жизни» имеет отрицательную корреляционную связь с ценностью «Конформность» Следовательно, ведущие ценности не обуславливают в полной мере ведущие карьерные ориентации подростков (обнаружены 3 корреляционные связи из 18 возможных) Наряду с этим можно отметить, что ведущие карьерные ориентации связаны с другими ценностями подростков, но в большинстве случаев различными по нормативному уровню и уровню индивидуальных приоритетов Данное положение может свидетельствовать как о несформированности, незрелости выбора карьерной ориентации, так и о перспективах профориентационной работы, осуществление которой должно включать в себя анализ сложившихся ценностей оптанта
Особо интересными являются случаи, когда карьерная ориентация связана положительно (поддерживается) на нормативном уровне и отрицательно — на личностном уровне (не поддерживается) с одной и той же ценностью: карьерные ориентации «Менеджмент» и «Автономия» положительно связаны у подростков на уровне поведения с ценностью «Стимуляция» и отрицательно — на декларируемом уровне Здесь мы можем предположить, что социум (с позиции подростка) не одобряет получение «драйва», эмоционального стимулирования (поощрения) от управления другими людьми А на уровне поведения подростки это реализуют (хотят реализовывать) . Карьерная ориентация «Вызов» положительно связана с ценностью «Конформность» на личностном уровне и отрицательно — на нормативном Выявленное противоречие отражает неготовность социума (с позиции подростка) принимать уникальные предложения и реализовывать новаторские решения . Ценность «Власть» имеет положительную (на нормативном уровне) и отрицательную (на личностном уровне) связь с карьерной ориентацией «Предпринимательство» . Социальные установки на успешность производства новых товаров и услуг, создание новых предприятий и организаций предполагают в нашем обществе наличие статуса, властных полномочий, богатства, доминантной позиции в рамках социальной системы В то же время в реальном поведении (на личностном уровне) подростки не готовы к актуализации этой ценности Это противоречие свидетельствует о ценностном давлении, которое ощущают на себе подростки и посредством традиций, и со стороны референтной группы
Выводы
У современных подростков и на нормативном, и на индивидуальном уровнях преобладают ценности групп «Сохранение» (включает ценности «Безопасность», «Конформность», «Традиция») и «Забота об окружающих» (включает ценности «Универсализм», «Благожелательность») Выявлена меньшая значимость ценностей групп «Открытость к изменениям» и «Самоутверждение»: российские подростки терпимы к другим, нацелены на понимание, конформны, ориентируются на традиции, в жизни для них важна безопасность Ведущими карьерными ориентациями подростков являются «Служение», «Автономия» и «Интеграция стилей жизни» Менее значимыми — «Стабильность работы» и «Стабильность места жительства» Анализ связей карьерных ориентаций с ценностями на уровне нормативных идеалов позволяет сделать вывод о том, что стремление к профессиональной компетенции, автономии в карьере, к созданию нового и управлению связаны, прежде всего, с ценностью гедонизма Расхождение в установленных связях между карьерными ориентациями и ценностями на нормативном и личностном уровнях свидетельствует о наличии противоречия между декларируемым и поведенческим уровнями подростков
[1] Пучкова Елена Борисовна, кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой психологии труда и психологического консультирования, Московский педагогический государственный университет (ФГБОУ ВО МПГУ), Москва, Россия . E-mail: eb . puchkova@mpgu . su
[2] Темнова Лариса Витальевна, доктор психологических наук, профессор, МГУ имени М . В . Ломоносова (ФГБОУ ВО МГУ имени М . В . Ломоносова), Москва, Россия . E-mail: Temnova . larisa@yandex . ru
[3] Сорокоумова Елена Александровна, доктор психологических наук, профессор, Московский педагогический государственный университет (ФГБОУ ВО МПГУ), Москва, Россия . E-mail: ea . sorokoumova@mpgu . su
[4] Курносова Марина Григорьевна, кандидат психологических наук, Нижегородский государственный университет имени Н . И . Лобачевского (ФГБОУ ВО НГУ), Нижний Новгород, Россия . E-mail: marina-grignn@yandex . ru
Литература
- Вартанова И.И. Психологические особенности мотивации и ценностей у старшеклассников разного пола // Психологическая наука и образование.2017.Т.22.№ 3.C.63—70.doi: 10.17759/pse.2017220307
- Голдырева В.А. Взаимосвязь ценностей и представлений о деловой этике у разных поколений россиян // Психологическая наука и образование.2013.№ 1.С.94—103.
- Замолоцких Е.Г., Пучкова Е.Б., Темнова Л.В. Мониторинг целенаправленности профессиональной карьеры стипендиатов Правительства Москвы // Социология образования.2013.№ 6.С.40—51.
- Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений.М.: Издат.центр «Академия», 2009.378 с.
- Зинькина Ю.В., Слинько Е.В., Быканова Д.А., Коротаев А.В. Динамика ценностей и модернизация: опыт количественного анализа // Журнал социологии и социальной антропологии.2018.№ 21 (1).С.44— 72.doi: 10.31119/jssa.2018.21.1.3
- Инглхарт Р., Вельцель К. Модернизация, культурные изменения и демократия: Последовательность человеческого развития.М.: Новое издательство, 2011.464 с.
- Карандашев В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство.СПб.: Речь, 2004.70 с.
- Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения.М.: Академия, 2010.304 с.
- Магун В.С., Руднев М.Г. Базовые ценности двух поколений россиян и динамика их социальной детерминации // Общественные науки и современность.2010.№ 3.С.87—97.
- Постникова М.И. Психология отношений между поколениями: теоретико-методологический аспект.Архангельск: Изд-во Поморского ун-та, 2010.180 с.
- Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология: Учебное пособие.СПб.: Изд-во «Речь», 2002.298 с.
- Сорокин П.С. Дисциплинарные подходы к изучению профессиональной карьеры в бизнес- организации и перспективы применения общих социологических теорий // Вестник ЮРГУ (НПИ).2013.№ 1.С.2—9.
- Сорокоумова Е.А., Курносова М.Г. Проблема формирования ценностных ориентаций в структуре профессиональной направленности и профессионального самоопределения подростков // Материалы VII Международной научно-практической конференции «Антропоцентрические науки: инновационный взгляд на образование и развитие личности» (г.Воронеж, 21—22 марта 2018 г.).Воронеж, Издательско-полиграфический центр «Научная книга», 2018.С.129—132.
- Федотова В.А. Ценности россиян в контексте возрастных различий // Вестник Пермского университета.Философия.Психология.Социология.2017.Вып.1.С. 78—86.doi: 10.17072/2078-7898/2017-1-78-86
- Schwartz S.H. Universals in the content and structure of values: Theory and empirical tests in 20 countries // Advances in experimental social psychology.N.Y.: Academic Press, 1992.№ 25.Р. 1—65.doi: 10.1016/ s0065-2601(08)60281-6.
- Super D.E. et al. Vocational Development: A Framework of Research.N.Y., 1957.142 р.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1877
В прошлом месяце: 26
В текущем месяце: 5
Скачиваний
Всего: 1146
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 0