Взаимосвязь ценностей и карьерных ориентаций современных подростков

1146

Аннотация

Анализируется взаимосвязь ценностей, присущих подросткам цифрового поколения, с их карьерными ориентациями. Психодиагностическое обследование проводилось на выборке 120 человек в возрасте 15—16 лет в 2018 году с помощью следующего инструментария: опросник «Якоря карьеры» Э. Шейна и ценностный опросник Ш. Шварца. Предполагалось, что доминирующие ценности как на нормативном уровне, так и на уровне индивидуальных приоритетов взаимосвязаны с ведущими карьерными ориентациями подростков. На основании полученных результатов делается вывод о том, что у подростков цифрового поколения и на нормативном, и на индивидуальном уровнях преобладают ценности групп «Сохранение» и «Забота об окружающих». Установлено, что ведущими карьерными ориентациями подростков являются «Служение», «Автономия» и «Интеграция стилей жизни». Стремление к профессиональной компетенции, автономии в карьере, созданию нового и управлению связаны, прежде всего, с ценностью гедонизма. В то же время социальные ценности — забота о своем ближайшем окружении и стремление к глубине переживаний — остаются на периферии. Отмечается расхождение в установленных связях между карьерными ориентациями и ценностями на нормативном и личностном уровнях: одни и те же карьерные ориентации обуславливаются различными ценностями, что может быть объяснено наличием противоречия между декларируемым и поведенческим уровнями подростков, а также ценностного давления, которое осуществляется в процессе социализации посредством референтной группы и традиций.

Общая информация

Ключевые слова: подросток, ценности, карьерные ориентации

Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2019240503

Тематический сетевой сборник: Психологическое благополучие субъектов образовательных отношений

Для цитаты: Пучкова Е.Б., Темнова Л.В., Сорокоумова Е.А., Курносова М.Г. Взаимосвязь ценностей и карьерных ориентаций современных подростков // Психологическая наука и образование. 2019. Том 24. № 5. С. 27–36. DOI: 10.17759/pse.2019240503

Полный текст

 
 

Взаимосвязь ценностей и карьерных ориентаций современных подростков

 

Введение

Одним из условий успешного развития общества является активное включение в социальную жизнь подрастающих поколений, молодежи, их социализация, усвоение, присвоение и развитие существующих правил, норм, традиций, культурных ценностей, поведение в соответствии с ними . Подростковый возраст — это период активного формирования ценностей и соотнесения их с образом будущей профессии, т . е . карьерных ориентаций . Различные авторы [4; 8; 16] подчеркивают значимость именно этого возраста в формировании осознанного отношения к профессиональному будущему . В качестве основного фактора, определяющего психологические особенности современных подростков, многие авторы выделяют их активную вовлеченность в виртуальную реальность с момента рождения . Благодаря такой вовлеченности подростки овладевают новыми навыками, приемами осуществления деятельности, формируют новые ценности, цели, которые в дальнейшем будут реализо­вываться, в частности, в профессиональном выборе . Эффективное развитие карьеры происходит тогда, когда человек в полной мере готов реализовать свои внутренние ресурсы при наличии определенных внешних факторов [3] . При этом личность рассматривается как действующий и принимающий решение актор, в котором индивидуально­личностные и социальные факторы пересекаются [12] . Анализ карьерной ориентации включает такие важные составляющие, как индивидуальное переживание, личностное осмысление профессиональной деятельности, аксиологические составляющие труда, систему ценностей подростков, которой посвящен ряд исследований российских психологов [1; 13 и др. ] .

Ядром, определяющим представления о карьерных траекториях подростков, несомненно, являются ценностные ориентации как на индивидном уровне, так и культурном, социально детерминированном уровне В рамках проекта WVS (World Values Survey) были выделены ведущие тенденции развития культурных ценностей в 97 странах мира (опрос проводился на выборке от 18 лет и старше) Россия, согласно данным Р . Инглхарта и К . Вельцеля, находится фактически у основания шкалы выживания (россияне задумываются больше об угрозах своей жизни, чем о ценностях самовыражения) В таких типах обществ существует постоянное ощущение угрозы со стороны представителей других этнических групп, лиц, придерживающихся иной культуры . «Переход от ценностей выживания к ценностям самовыражения связан с ростом ощущения защищенности и независимости человека, порождающим гуманистическую культуру толерантности и доверия, в рамках которой люди относительно высоко ценят независимость и самовыражение личности» [6, с . 90] . Россия относится к странам, в которых выше секулярно-рациональные ценности, а не традиционные В традиционных обществах основной целью жизни является создание семьи, ощущение своей значимости . Населению данных стран свойственно чувство национальной гордости, а также социальный конформизм, нежели индивидуальное самовыражение . Общества, в которых превалируют секулярно-рациональные ценности, по всем упомянутым выше вопросам придерживаются противоположных точек зрения

Автор теории «содержания и структуры ценностей» Ш . Шварц выявил, что в различных культурах определенные виды ценностей понимаются сходным образом . После группировки этих ценностей на основе общей цели Ш Шварц получил следующие типы ценностей: власть, достижение, гедонизм, стимуляция, самостоятельность, универсализм, благожелательность (доброта), традиция, конформность, безопасность [15] . В свою очередь, все выделенные им десять ценностей образуют пространство, формируемое двумя осями: сохранения (безопасность, конформность, традиция) и открытости к изменениям (самостоятельность, риск, гедонизм), с одной стороны, и заботы об окружающих (универсализм, благожелательность) и самоутверждения (власть, достижение, гедонизм) — с другой

Множество исследований специфики ценностных ориентаций российского общества в межпоколенческом аспекте было осуществлено на базе подхода и опросника Ш Шварца [2; 9; 10; 14] . В частности, было показано, что российская молодежь похожа на своих зарубежных сверстников по ценностям «Конформность» — «Традиция», а по ценности «Самоутверждение» — опережает молодежь почти всех европейских стран Средний показатель по параметрам «Самостоятельность», «Стимуляция», «Универсализм» у них выше, чем у взрослого поколения . Эти исследования проводились на молодежи в возрасте 19—28 лет . Аналогичное исследование на выборке современных подростков не проводилось, что и обусловило актуальность нашего исследования .

Программа исследования

Психодиагностическое обследование проведено на выборке подростков цифрового поколения трех различных образовательных учреждений г . Москвы на условиях добровольности и при согласии родителей . Выборка составила 120 человек в возрасте 15—16 лет, из которых 70% — девушки и 30% — юноши . Исследование осуществлено в марте—апреле 2018 г . В качестве гипотезы выступило предположение, что для подростков характерно расхождение между декларируемым и поведенческим уровнями как в сфере ценностей, так и карьерных ориентаций . Одними из задач исследования являлись поиск доминирующих ценностей подростков и их сравнение с ценностными ориентациями других возрастных групп

Изучение карьерных ориентаций осуществлялось с использованием опросника «Якоря карьеры» (Э . Шейн, перевод и адаптация В . А . Чикер, В . Э . Винокурова) [11] . Под «якорями» карьеры авторы понимают ценностные ориентации, социальные установки, интересы и другие социально обусловленные составляющие личности, которые побуждают человека к определенной деятельности Выявлялись девять типов карьерных ориентаций: 1) профессиональные компетенции — быть профессионалом, мастером в своем деле; 2) менеджмент — управлять людьми, проектами, бизнес-процессами и т . п . ; 3) автономия — главное в работе — это свобода и независимость; 4) стабильность работы — стабильная, надежная работа на длительное время; 5) стабильность места жительства — жить в своем городе, минимум переездов, командировок; 6) служение — воплощать в работе свои идеалы и ценности; 7) вызов — сделать невозможное возможным, решать уникальные задачи; 8) интеграция стилей жизни — сохранение гармонии между сложившейся личной жизнью и карьерой; 9) предпринимательство — создавать новые организации, товары, услуги

Ценностные ориентации диагностировались по опроснику Ш . Шварца [7] . Эти ценности объединяются в четыре блока: ценности сохранения (безопасность, конформность, традиция); ценности открытости к изменениям (самостоятельность, риск, гедонизм);

ценности заботы об окружающих (универсализм, благожелательность) и ценности самоутверждения (власть, достижение, гедонизм) . Представленность ценностных ориентаций устанавливалась на двух уровнях: нормативные идеалы, общекультурные установки, ценности личности на уровне убеждений (ценности, которые оказывают наибольшее влияние на личность человека в целом, определяют направленность, но не всегда проявляются в реальном социальном поведении, в конкретных действиях индивида (нормативный уровень)); индивидуальные приоритеты, ценности, наиболее часто проявляющиеся в поведении личности (личностный уровень)

Для поиска корреляционных связей между полученными по этим тестам данными использовался метод математической статистики — коэффициент ранговой корреляции Ч . Спирмена.

Результаты исследования

 
 
Таблица 1 
 
Ранговые места ценностей на нормативном и индивидуальном уровнях
 

Виды ценностей

Группы ценностей

Уровень нормативных идеалов (ранг)

Уровень индивидуальных приоритетов (ранг)

Конформность

Сохранения

2

4

Безопасность

Сохранения

5

3

Традиции

Сохранения

8

2

Универсализм

Забота об окружающих

1

1

Доброта (благожелательность)

Забота об окружающих

3

5

Самостоятельность

Открытость к

 изменениям

4

6

Стимуляция (риск)

Открытость к

 изменениям

6

8

Гедонизм

 Открытость к

 изменениям и

 Самоутверждение

10

10

Достижения

Самоутверждение

9

7

Власть

Самоутверждение

7

9



1. Анализ ценностных ориентаций подростков по опроснику Ш . Шварца показал, что на уровне нормативных идеалов ведущими у подростков оказались такие ценности, как «Универсализм», «Конформность» и «Доброта», что представлено в табл . 1. Ведущими ценностями на уровне индивидуальных приоритетов — «Универсализм», «Традиции» и «Безопасность». Таким образом, можно отметить, что совпадающей ведущей ценностью как на уровне социальных установок, так и на поведенческом уровне является «Универсализм», имеющий первый ранг в обоих случаях

Таким образом, для современных подростков характерно, во-первых, преобладание и на нормативном, и на индивидуальном уровнях ценностей групп «Сохранение» и «Забота об окружающих»: для них значимы сохранение традиций, хороших отношений с ближайшим окружением, терпимость к другим людям, их защита и избегание тех действий, которые могут привести к негативным последствиям как в близком окружении, так и в более обширных социальных общностях; во-вторых, меньшая значимость ценностей групп «Открытость к изменениям» и «Самоутверждение»

Для выделения специфики полученных результатов обратимся к данным двух исследований . Согласно работе Р . Инглхарта и К . Вельцеля, россиянам в возрасте от 18 лет и старше (на 2006 г . ) были присущи секуляр- но-рациональные ценности и ценности самосохранения . Наше исследование выявило динамику ценностных ориентаций: у поколения современных российских подростков
преобладают традиционные, а не секулярно- рациональные ценности; забота об окружающих, а не ценности самосохранения и самоутверждения . Исследование Ю . В . Зинькиной и др . [5] выявило: для восточно-европейских стран (к которым относится Россия) более характерно доминирование консерватизма и ценностей достижения (в противовес западноевропейским, где превалируют открытость к изменениям и забота об окружающих); в подавляющем большинстве стран мира у более молодых возрастных групп (18—24 лет) наблюдаются более высокие значения и ценностей открытости к изменениям, и ценностей самоутверждения . Наши данные говорят о том, что ценностная система современных российских подростков имеет отличия и от старших поколений восточноевропейских стран по шкале «Забота об окружающих-Самоутверждение» (для наших респондентов характерны ценности заботы об окружающих), и от молодых возрастных групп (18—24 лет) других стран по шкале «Консерватизм-Открытость к изменениям» (для наших респондентов характерны консервативные ценности)

Анализ карьерных ориентаций по опроснику «Якоря карьеры» показал, что ведущими карьерными ориентациями современного подростка являются, в первую очередь, «Служение», «Автономия» и «Интеграция стилей жизни» (см табл 2)

Таблица 2 

 
Результаты диагностики карьерных ориентаций подростков 
 

Шкалы

Ранг

Служение

1

Автономия

 (независимость)

2

Интеграция стилей жизни

3

Менеджмент

4

Вызов

5

Профессиональная

 компетентность

6

Предпринимательство

7

Стабильность работы

8

Стабильность места

 жительства

9


Обобщая доминирующие карьерные ориентации подростков, можно отметить, что они индивидуалистично ориентированы, так как, выбирая профессию, подростки считают главными в работе — свободу и независимость, воплощение своих идеалов и ценностей, наличие баланса между работой и личной жизнью

2 . Поиск корреляционных связей между данными, полученными по методике «Якоря карьеры» и ценностному опроснику Ш . Шварца показал, что стремление к профессиональной компетенции, автономии в карьере, созданию нового и управлению связаны, прежде всего (на уровне нормативных идеалов), с ценностью гедонизма В то время как забота о своем ближайшем окружении и стремление к глубине переживаний остаются на периферии системы ценностей подростка (см . табл . 3).

Анализ взаимосвязи ведущих карьерных ориентаций подростков («Служение», «Автономия», «Интеграция стилей жизни») с ведущими ценностями как на уровне нормативных идеалов («Универсализм», «Конформность», «Доброта»), так и на уровне индивидуальных приоритетов («Универсализм», «Традиции», «Безопасность») показал отсутствие большого числа положительных корреляционных связей Так, карьерная ориентация «Служение» не связана ни с одной ведущей ценностью; карьерная ориентация «Автономия» имеет положительную связь с ценностью «Универсализм» на уровне индивидуальных приоритетов и отрицательную связь с ценностью «Традиции» на уровне нормативных идеалов;

 
 
Таблица 3 
 
Связь карьерных ориентаций с ценностями подростков
 

Тип

карьерной

ориентации

Положительная связь (коэффициент корреляции при уровне значимости 0,05)

Отрицательная связь (коэффициент корреляции при уровне значимости 0,05)

Уровень нормативных идеалов

Уровень индивидуальных приоритетов

Уровень нормативных идеалов

Уровень индивидуальных приоритетов

Професси­

ональные

компетенции

Гедонизм

 (0,3)

Универсализм

(0,29)

Стимуляция

 (-0,37)

 Благожелательность

(-0,31)

Самостоятельность

(-0,35)

Менеджмент

Гедонизм

 (0,32)

Стимуляция (0,3)

Стимуляция

(-0,27)

 Благожелательность

(-0,48)

 Безопасность

 (-0,36)

Традиции (-0,29)

Самостоятельность

(-0,27)

Безопасность

 (-0,36)

Конформизм

(-0,31)

Автономия

Гедонизм (0,35)

Стимуляция

(0,39)

Универсализм

 (0,27)

Стимуляция

(-0,31) Благожелательность

(-0,4)

Традиции

 (-0,29)

 

Стабильность

работы

Безопасность

(0,33)

-

Благожелательность

(-0,42)

Самостоятельность

(-0,41)

Стабильность места жительства

Гедонизм

 (0,45)

Безопасность

(0,27)

Достижение

 (0,41)

Конформность

(0,34)

Универсализм

(0,55)

Стимуляция

 (-0,28)

Традиции

(-0,29)

Служение

 

 

Достижение

 (-0,42)

Власть

(-0,27)

Достижение

(-0,36)

Гедонизм

(-0,38)

 Самостоятельность

 (-0,49)

Стимуляция

(-0,28)

Вызов

Самостоятельность

(0,28)

Конформность

 (0,43)

Конформность

(-0,33)

Стимуляция

 (-0,27)

Гедонизм

(-0,34)

Стимуляция

(-0,36)

Традиции

(-0,48)

Власть

(-0,4)

Интеграция стилей жизни

'

'

Конформность

(-0,36)

Гедонизм (-0,29)

Достижение

(-0,51)

Власть

(-0,37)

Предприни­

мательство

Универсализм

(0,3)

Безопасность

(0,27)

Власть (0,28)

Универсализм

(0,55)

Благожелательность

 (0,3)

Традиции

 (-0,27)

Гедонизм

(-0,56)

Достижение

(-0,63)

Власть

(-0,68)



карьерная ориентация «Интеграция стилей жизни» имеет отрицательную корреляционную связь с ценностью «Конформность» Следовательно, ведущие ценности не обуславливают в полной мере ведущие карьерные ориентации подростков (обнаружены 3 корреляционные связи из 18 возможных) Наряду с этим можно отметить, что ведущие карьерные ориентации связаны с другими ценностями подростков, но в большинстве случаев различными по нормативному уровню и уровню индивидуальных приоритетов Данное положение может свидетельствовать как о несформированности, незрелости выбора карьерной ориентации, так и о перспективах профориентационной работы, осуществление которой должно включать в себя анализ сложившихся ценностей оптанта

Особо интересными являются случаи, когда карьерная ориентация связана положительно (поддерживается) на нормативном уровне и отрицательно — на личностном уровне (не поддерживается) с одной и той же ценностью: карьерные ориентации «Менеджмент» и «Автономия» положительно связаны у подростков на уровне поведения с ценностью «Стимуляция» и отрицательно — на декларируемом уровне Здесь мы можем предположить, что социум (с позиции подростка) не одобряет получение «драйва», эмоционального стимулирования (поощрения) от управления другими людьми А на уровне поведения подростки это реализуют (хотят реализовывать) . Карьерная ориентация «Вызов» положительно связана с ценностью «Конформность» на личностном уровне и отрицательно — на нормативном Выявленное противоречие отражает неготовность социума (с позиции подростка) принимать уникальные предложения и реализовывать новаторские решения . Ценность «Власть» имеет положительную (на нормативном уровне) и отрицательную (на личностном уровне) связь с карьерной ориентацией «Предпринимательство» . Социальные установки на успешность производства новых товаров и услуг, создание новых предприятий и организаций предполагают в нашем обществе наличие статуса, властных полномочий, богатства, доминантной позиции в рамках социальной системы В то же время в реальном поведении (на личностном уровне) подростки не готовы к актуализации этой ценности Это противоречие свидетельствует о ценностном давлении, которое ощущают на себе подростки и посредством традиций, и со стороны референтной группы

Выводы

У современных подростков и на нормативном, и на индивидуальном уровнях преобладают ценности групп «Сохранение» (включает ценности «Безопасность», «Конформность», «Традиция») и «Забота об окружающих» (включает ценности «Универсализм», «Благожелательность») Выявлена меньшая значимость ценностей групп «Открытость к изменениям» и «Самоутверждение»: российские подростки терпимы к другим, нацелены на понимание, конформны, ориентируются на традиции, в жизни для них важна безопасность Ведущими карьерными ориентациями подростков являются «Служение», «Автономия» и «Интеграция стилей жизни» Менее значимыми — «Стабильность работы» и «Стабильность места жительства» Анализ связей карьерных ориентаций с ценностями на уровне нормативных идеалов позволяет сделать вывод о том, что стремление к профессиональной компетенции, автономии в карьере, к созданию нового и управлению связаны, прежде всего, с ценностью гедонизма Расхождение в установленных связях между карьерными ориентациями и ценностями на нормативном и личностном уровнях свидетельствует о наличии противоречия между декларируемым и поведенческим уровнями подростков


[1] Пучкова Елена Борисовна, кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой психологии труда и психологического консультирования, Московский педагогический государственный университет (ФГБОУ ВО МПГУ), Москва, Россия . E-mail: eb . puchkova@mpgu . su

[2] Темнова Лариса Витальевна, доктор психологических наук, профессор, МГУ имени М . В . Ломоносова (ФГБОУ ВО МГУ имени М . В . Ломоносова), Москва, Россия . E-mail: Temnova . larisa@yandex . ru

[3] Сорокоумова Елена Александровна, доктор психологических наук, профессор, Московский педагогический государственный университет (ФГБОУ ВО МПГУ), Москва, Россия . E-mail: ea . sorokoumova@mpgu . su

[4] Курносова Марина Григорьевна, кандидат психологических наук, Нижегородский государственный университет имени Н . И . Лобачевского (ФГБОУ ВО НГУ), Нижний Новгород, Россия . E-mail: marina-grignn@yandex . ru

Литература

  1. Вартанова И.И. Психологические особенности мотивации и ценностей у старшеклассников разного пола // Психологическая наука и образование.2017.Т.22.№ 3.C.63—70.doi: 10.17759/pse.2017220307
  2. Голдырева В.А. Взаимосвязь ценностей и представлений о деловой этике у разных поколений россиян // Психологическая наука и образование.2013.№ 1.С.94—103.
  3. Замолоцких Е.Г., Пучкова Е.Б., Темнова Л.В. Мониторинг целенаправленности профессиональной карьеры стипендиатов Правительства Москвы // Социология образования.2013.№ 6.С.40—51.
  4. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений.М.: Издат.центр «Академия», 2009.378 с.
  5. Зинькина Ю.В., Слинько Е.В., Быканова Д.А., Коротаев А.В. Динамика ценностей и модернизация: опыт количественного анализа // Журнал социологии и социальной антропологии.2018.№ 21 (1).С.44— 72.doi: 10.31119/jssa.2018.21.1.3
  6. Инглхарт Р., Вельцель К. Модернизация, культурные изменения и демократия: Последовательность человеческого развития.М.: Новое издательство, 2011.464 с.
  7. Карандашев В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство.СПб.: Речь, 2004.70 с.
  8. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения.М.: Академия, 2010.304 с.
  9. Магун В.С., Руднев М.Г. Базовые ценности двух поколений россиян и динамика их социальной детерминации // Общественные науки и современность.2010.№ 3.С.87—97.
  10. Постникова М.И. Психология отношений между поколениями: теоретико-методологический аспект.Архангельск: Изд-во Поморского ун-та, 2010.180 с.
  11. Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология: Учебное пособие.СПб.: Изд-во «Речь», 2002.298 с.
  12. Сорокин П.С. Дисциплинарные подходы к изучению профессиональной карьеры в бизнес- организации и перспективы применения общих социологических теорий // Вестник ЮРГУ (НПИ).2013.№ 1.С.2—9.
  13. Сорокоумова Е.А., Курносова М.Г. Проблема формирования ценностных ориентаций в структуре профессиональной направленности и профессионального самоопределения подростков // Материалы VII Международной научно-практической конференции «Антропоцентрические науки: инновационный взгляд на образование и развитие личности» (г.Воронеж, 21—22 марта 2018 г.).Воронеж, Издательско-полиграфический центр «Научная книга», 2018.С.129—132.
  14. Федотова В.А. Ценности россиян в контексте возрастных различий // Вестник Пермского университета.Философия.Психология.Социология.2017.Вып.1.С. 78—86.doi: 10.17072/2078-7898/2017-1-78-86
  15. Schwartz S.H. Universals in the content and structure of values: Theory and empirical tests in 20 countries // Advances in experimental social psychology.N.Y.: Academic Press, 1992.№ 25.Р. 1—65.doi: 10.1016/ s0065-2601(08)60281-6.
  16. Super D.E. et al. Vocational Development: A Framework of Research.N.Y., 1957.142 р.

Информация об авторах

Пучкова Елена Борисовна, кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой психологии труда и психологического консультирования, факультет педагогики и психологии, Московский педагогический государственный университет, Москва, Россия, e-mail: eb.puchkova@mpgu.su

Темнова Лариса Витальевна, доктор психологических наук, профессор кафедры современной социологии, социологический факультет, Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова, Москва, Россия, e-mail: Temnova.larisa@yandex.ru

Сорокоумова Елена Александровна, доктор психологических наук, профессор, кафедра психологии и психологического консультирования, Московский педагогический государственный университет (ФГБОУ ВО МПГУ),, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2060-7657, e-mail: ea.sorokoumova@mpgu.su

Курносова Марина Григорьевна, кандидат психологических наук, доцент, Институт экономики и предпринимательства, кафедра менеджмента и государственного управления, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского" (ННГУ), Нижний Новгород, Россия, e-mail: marina-grirgnn@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1877
В прошлом месяце: 26
В текущем месяце: 5

Скачиваний

Всего: 1146
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 0