Диагностическая методика оценки способностей к проектированию деятельности в групповой работе «Периметр»

921

Аннотация

Описывается методика диагностики способностей к проектированию деятельности при формировании общего замысла проектной работы членами группы. Оригинальный инструмент диагностики способностей проектной деятельности был разработан на основе методик Н. Аха, Л.С. Выготского — Л.С. Сахарова, а также методик Ю.В. Громыко и В.В. Рубцова. Подчеркивается особенность диагностической методики, которая, по мнению авторов, состоит в использовании разработанных авторами критериев оценки процессов коммуникации и процессов координации действий при групповом решении задач. Методика построена на основе деятельностного подхода. Область применения диагностической методики — оценка результатов проектной деятельности и сформированности проектных компетенций подростков и юношей в процессе школьного (основного и дополнительного), а также вузовского образования. Она применима для оценки уровня сформированности проектных команд как в сфере образования, так и в профессиональной работе. В настоящее время методика находится на стадии апробации.

Общая информация

Ключевые слова: деятельность проектирования, деятельностный подход, проектное обучение, проектный замысел, способности, проектные команды, методика Выготского—Сахарова, организация групповой деятельности

Рубрика издания: Психология образования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2020250201

Для цитаты: Акопова Э.С., Глазунова О.И., Громыко Ю.В. Диагностическая методика оценки способностей к проектированию деятельности в групповой работе «Периметр» // Психологическая наука и образование. 2020. Том 25. № 2. С. 5–18. DOI: 10.17759/pse.2020250201

Подкаст

Фрагмент статьи

Актуальность работы определяется тем, что в настоящее время технологии организации проектной деятельности учащихся представляют собой, с нашей точки зрения, одно из основных направлений развития российского образования. В связи с этим очень большое значение имеет разработка эффективных средств оценки результатов проектной деятельности учащихся, которых на сегодняшний день явно недостаточно.

Литература

  1. Выготский Л.С., Сахаров Л.С. Исследование образования понятий: методика двойной стимуляции // Хрестоматия по общей психологии.Психология мышления.Гл.5./ Под ред.Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В.Петухова.М., 1981
  2.  Выготский Л.С.Мышление и речь.М.: Лабиринт, 1999.352 с.
  3. Глазунова О.И., Громыко Ю.В. О двух подходах к диагностике взаимодействий в совместной работе: от оценки взаимодействий в мониторинговых исследованиях PISA к деятельностному анализу сотрудничества в проектных командах // Психологическая наука и образование.2019.Том 24.№ 5.С.58—70.DOI:10.17759/pse.2019240506
  4. Громыко Ю.В. Роль взаимопонимания при решении учебных задач в совместной деятельности: Дис.… канд.психол.наук.М., 1985.168 с.
  5. Громыко Ю.В. К проблеме создания общенародной школы будущего: синтез предметного и проектного образования // Психологическая наука и образование.2018.Том 23.№ 1.С.93—105.DOI:10.17759/pse.2018230108
  6. Громыко Ю.В. Российская система образования сегодня.Решающий фактор развития или путь в бездну? Образование как политическая технология.М.: ЛЕНАНД, 2019.368 с.
  7. Громыко Ю.В. Реанимация Российской системы образования.Проблемы и возможности: другая система координат и навигатор живого субъекта образования // Стратегия развития компьютерной реальности / Под ред.Г.Г.Малинецкого, П.А. Верника, В.В.Иванова.М.: Техносфера, 2020.С.316—336.
  8. От совместного действия — к конструированию новых социальных общностей: Совместность.Творчество.Образование.Школа (Круглый стол методологического семинара под руководством В.В.Рубцова, Б.Д.Эльконина) / В.В.Рубцов [и др.] // Культурно-историческая психология.2018.Том 14.№ 3.С.5—30.DOI:10.17759/chp.2018140302
  9. Рубцов В.В. Роль кооперации в развитии интеллекта детей // Вопросы психологии.1980.№ 4.С.79—89.
  10. Рубцов В.В. Социогенез совместного действия: взаимопонимание людей как условие понимания вещей.Интервью (беседу вел В.Т.Кудрявцев) // Культурно-историческая психология.2018.Том 14.№ 4.C.106—121.DOI: 10.17759/chp.2018140413
  11. Рубцов В.В., Агеев В.В., Давыдов В.В.Опробование как механизм построения совместных действий // Психологический журнал.1985.№ 4.С. 120—129.
  12. Рубцов В.В., Марголис А.А. Компьютер как средство моделирования предметных учебных сред // Информатика и народное образование.1987.№ 5.C.8—13.
  13. Рубцов В.В., Мульдаров В.К.Метод нормативной диагностики учебно-познавательных действий у школьников // Вопросы психологии.1987.№ 5.С. 147—153.
  14. Рубцов В.В. Социально-генетическая психология развивающего образования: деятельностный подход.М.: МГППУ, 2008.416 с.
  15. Сахаров Л.С. О методах исследования понятий (1930) // Культурно-историческая психология.2006.№ 2.C.32—47.
  16. Узнадзе Д.Н. Выработка понятий в дошкольном возрасте // В кн.: Психологические исследования.М., 1966.C.76—134.
  17. Ach Narziss.Über die Begriffsbildung [About the formation of terms].Bamberg, 1921, 343 p.
  18. Berninger A. Group Emotions and Group Epistemology / In Candiotto L.(ed.) // The Value of Emotions for Knowledge.Palgrave Macmillan, Cham, 2019.P.261—279.DOI:10.1007/978-3-030-15667- 1_12
  19. Cash P., Kreye M.E. Exploring Uncertainty Perception as a Driver of Design Activity // Design Studies.2017.Vol.54(January).P.50—79.DOI: 10.1016/j.destud.2017.10.004
  20. Woods R. A Design Thinking Mindset for Data Science.2019 [Электронный ресурс].URL: https:// towardsdatascience.com/a-design-thinking-mindset-for-data-science-f94f1e27f90 (дата обращения: 06.02.2020).
  21. Heidi Weber H., Ganchob S., Mateus A., Rodrigues A.C. Varying Mindsets in Design Thinking.Why they change during the process and how to nudge them // Proceedings of the 6th Design Doctoral Conference | DDC’19: Transgression, IADE — Universidade Europeia, Lisbon, Portugal, 22-24 May 2019.P.45—52.

Информация об авторах

Акопова Эльвира Сергеевна, кандидат психологических наук, аналитик, отдел менторского сопровождения управленческих кадров, Московский центр развития кадрового потенциала образования, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1676-2408, e-mail: isemin@mail.ru

Глазунова Ольга Игоревна, кандидат психологических наук, генеральный директор, Общество с ограниченной ответственностью «Инновационная компания «Мыследеятельностная педагогика», Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9882-6107, e-mail: obrantr@mail.ru

Громыко Юрий Вячеславович, доктор психологических наук, профессор, кафедра "Педагогическая психология имени профессора В.А. Гуружапова", факультет "Психология образования", , ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), директор, Институт опережающих исследований «Управление человеческими ресурсами» им. Е.Л.Шифферса, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5943-8232, e-mail: yugromyko@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 1574
В прошлом месяце: 22
В текущем месяце: 4

Скачиваний

Всего: 921
В прошлом месяце: 14
В текущем месяце: 2