Особенности психологического благополучия одаренных подростков с разным уровнем развития креативности

729

Аннотация

Обосновывается и проверяется гипотеза о взаимосвязи психологического благополучия одаренных подростков и характеристик их креативности. Рассматривается специфика психологического благополучия одаренных подростков с разным уровнем креативности, их отношение к образовательной среде, уровень удовлетворенности ее значимыми характеристиками и степень защищенности от психологического насилия во взаимодействии. Использована методика «Шкала психологического благополучия» К. Рифф, а также шкалы «Находчивость» и «Дивергентное мышление» теста вербальной креативности Х.Зиверта и методика И.А. Баевой «Психологическая безопасность образовательной среды школы». Исследование проведено на выборке учащихся 8—10-х классов специализированных школ математической и естественно-научной направленности. Всего 253 учащихся в возрасте 14—17 лет (154 юноши, 99 девушек). Установлены различия показателей психологического благополучия у подростков с разным уровнем выраженности вербальной креативности: в частности, у подростков с высокой креативностью ниже показатель «положительные отношения с другими». Различается структура взаимосвязей психологического благополучия и креативности в группах высоко- и низкокреативных подростков. Высококреативные одаренные подростки оценивают свое состояние как менее благополучное по сравнению с низкокреативными и испытывают затруднения в выстраивании близких, доверительных отношений. Подростки с низкой креативностью более удовлетворены такими характеристиками образовательной среды, как взаимоотношения с окружающими и предоставляемые средой возможности, оценка защищенности от психологического насилия у них отрицательно связана с оригинальностью мышления.

Общая информация

Ключевые слова: одаренность, креативность, подростки, психологическое благополучие , образовательная среда

Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2021260203

Финансирование. Публикация подготовлена при поддержке гранта РФФИ № 19-013-00410, «Образовательная среда как фактор психологического благополучия одаренных учащихся подросткового возраста», 2019—2021 гг.

Для цитаты: Лактионова Е.Б., Грецов А.Г., Орлова А.В., Тузова А.С. Особенности психологического благополучия одаренных подростков с разным уровнем развития креативности // Психологическая наука и образование. 2021. Том 26. № 2. С. 28–39. DOI: 10.17759/pse.2021260203

Литература

  1. Авдеева Л.Н., Ширванян А.Э., Яшуткин В.А. Соотношение понятий «Творчество» и «Одаренность» // Психология творчества и одаренности. Материалы всероссийской научно- практической конференции (г. Москва, 20— 21 апреля 2018 г.).М.: МГПУ, 2018.C. 56—60.
  2. Баева И.А., Волкова Е.Н., Лактионова Е.Б. Психологическая безопасность образовательной среды: развитие личности / Под ред. И.А.Баевой.М.: Изд-во «Нестор-История», 2011.272 с.
  3. Балаш А.В., Топоева Е.Ю.Особенности психологического благополучия старших подростков с признаками одаренности // Вестник науки и образования.2020.№ 1(79).С. 101—105.
  4. Водяха С.А. Креативность старшеклассников как предиктор психологического благополучия в школе // Педагогическое образование в России.2015.№ 6.С.91—95.
  5. Водяха С.А.Предикторы психологического благополучия студентов // Педагогическое образование в России.2013.№ 1.С.70—74.
  6. Дружинин В.Н.Психология общих способностей / В.Н.Дружинин.СПб.: Питер, 2007.368 с.
  7. Зиверт Х. Тестирование личности.2-е изд.: Пер.с нем.М.: АО «Интерэксперт», 1998.С.80—100.
  8. Кочкина О.Э.Взаимосвязь психологического благополучия и креативности в старшем школьном возрасте // Образование и наука в современных реалиях.Сборник материалов IV Международной научно-практической конференции (г.Чебоксары, 26 февраля 2018 г.).Редколлегия: О.Н.Широков [и др.].2018.С.72—73.
  9. Крушельницкая О.Б.Подросток в системе референтных отношений.М.: МПСИ, 2008.208 с.
  10. Леонтьев Д.А., Осин Е.Н., Досумова С.Ш., Рзаева Ф.Р., Бобров В.В.Переживания в учебной деятельности и их связь с психологическим благополучием // Психологическая наука и образование.2018.Том 23.№ 6.С.55—66.DOI:10.17759/pse.2018230605
  11. Мартыненко Е.В., Матвиенко В.В.Понятие и концептуальные основы креативности как творческие способности индивида: структура одаренности // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук.2013.№ 5.С.410—414.
  12. Матюшкин А.М.Концепция творческой одаренности // «Вопросы психологии».1989.№ 6.С.29—33.
  13. Мелик-Пашаев А.А.Художественная одаренность детей, ее выявление и развитие / А.А. Мелик-Пашаев, З.Н.Новлянская, А.А. Адаскина, Н.Ф.Чубук.Дубна: Феникс, 2006.112 с.
  14. Микляева А.В., Хороших В.В., Волкова Е.Н.Субъективные факторы психологического благополучия одаренных подростков: теоретическая модель // Science for Education Today.2019.Том 9.№ 4.С.36—55.
  15. Молчанов С.В., Алмазова О.В., Поскребышева Н.Н.Моральные суждения подростков с разным уровнем психологического благополучия // Психологическая наука и образование.2019.Том 24.№ 4.С.22—35.DOI:10.17759/pse.2019240402
  16. Певзнер М.Н., Петряков П.А., Ширин А.Г.Одаренность как педагогическая проблема и образовательный вызов: взгляд российских ученых // Поддержка одаренности — развитие креативности: материалы международного конгресса (Витебск, 22-27.09.2014).Витебск, ВГУ им.П.М.Машерова, 2014.Том 1.С.21—29.
  17. Рабочая концепция одаренности.Под ред.Богоявленской Д.Б., Шадрикова В.Д., Бабаевой Ю.Д.и др.2-е изд., расш.и перераб.М.: Министерство образования РФ, 2003.95 c.
  18. Туник Е.Е.Лучшие тесты на креативность.Диагностика творческого мышления.СПб.: Питер, 2013.320 с.
  19. Щебланова Е.И., Цой А.Б.Социально- психологическая адаптация одаренных учащихся с разными видами интеллектуальных способностей // Психологические исследования: электронный научный журнал.2013.Т.6.№ 31.С.7.URL: http:// psystudy.ru (дата обращения: 17.06.2020).
  20. Bergold S., Wirthwein L., Rost D., Steinmayr R.Are gifted adolescents more satisfied with their lives than their non-gifted peers? // Frontiers in Psychology.2015.Vol.6.P.1623.
  21. Besancon M., Fenouillet F., Shankland R.Influence of school environment on adolescents’ creative potential, motivation and well-being // Learning and Individual Differences.2015.Vol.43.P. 178—184.
  22. Csikszentmihalyi M.Culture, time and development of talent / M.Csikszentmihalyi, R.E.Robinson // Conception of giftedness.Cambridge: Cambridge University Press, 1986.P.264—284.
  23. Gardner H. Creativity lives and creative works: a synthetic scientific approach // R.Sternberg, T.Tardif (eds.).The nature of creativity.Cambridge: Cambridge University Press, 1988.P.298—324.
  24. Gebart-Eaglemont J.E., Foddy M.Creative potential and the sociometric status of children // Creativity Research Journal.1994.Vol.7(1).Р.47—57.DOI:10.1080/10400419409534508
  25. Kroesbergen E.H., Hooijdornk M., Van Viersen S., Middel-Lalleman M., Reijnbers J.The psychological well-being of early identified gifted children // Gifted Child Quarterly.2016.Vol.60—1.P.16—30.
  26. Lau S., Li C.S., Chu D.Perceived creativity: Its relationship to social status and self-concept among Chinese high ability children // Creativity Research Journal.2004.Vol.16(1).Р.59—67.DOI:10.1207/ s15326934crj1601_6
  27. Neihart M.The impact of giftedness on psychological well-being: What does the empirical literature say? // Roeper Review.1999.Vol.22-1.P.10—17.
  28. Richards Ruth.Everyday creativity in the classroom / In Ronald A.Beghetto & James C.Kaufman (Eds.) // Nurturing creativity in the classroom.UK: Cambridge University Press, 2010.P.206—234.DOI:10.1017/ CBO9780511781629.011
  29. Ryff С., Keyes С.The structure of psychological well-being revisited // Journal of Personality and Social Psychology.1995.Vol.69(4).P.719—727.

Информация об авторах

Лактионова Елена Борисовна, доктор психологических наук, заведующая кафедрой психологии развития и образования, Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена (ФГБОУ ВО «РГПУ имени А.И. Герцена»), Санкт-Петербург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7863-1414, e-mail: lena_laktionova@mail.ru

Грецов Андрей Геннадьевич, доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры психологии развития и образования, ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена» (ФГБОУ ВО РГПУ им. А.И. Герцена), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5896-8733, e-mail: agretsov@mail.ru

Орлова Анна Валерьевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития и образования, ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена» (ФГБОУ ВО РГПУ им. А.И. Герцена), Санкт-Петербург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2748-9478, e-mail: anyaorlova@list.ru

Тузова Александра Сергеевна, аспирант кафедры психологии развития и образования, ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена» (ФГБОУ ВО РГПУим. А.И. Герцена), Санкт-Петербург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6830-5543, e-mail: alexandra.tuzova25@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1198
В прошлом месяце: 27
В текущем месяце: 9

Скачиваний

Всего: 729
В прошлом месяце: 24
В текущем месяце: 5