Психологическая наука и образование
2022. Том 27. № 6. С. 19–20
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Вступительное слово тематических редакторов
Общая информация
Рубрика издания: Психология образования
Тип материала: редакторская заметка
Для цитаты: Рубцова О.В., Сорокова М.Г. Вступительное слово тематических редакторов // Психологическая наука и образование. 2022. Том 27. № 6. С. 19–20.
Подкаст
Полный текст
Цифровая трансформация образования – это мощный международный тренд и одно из приоритетных направлений государственной политики в Российской Федерации. Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2018 – 2025 гг. включает реализацию федерального проекта «Цифровая образовательная среда». Современному поколению студентов и школьников предстоит научиться эффективно действовать и профессионально работать в условиях цифровой экономики и цифрового государства.
Вузы все чаще обращаются к новым цифровым способам улучшения качества образования, повышения вовлеченности студентов в образовательный процесс и управления ресурсами знаний. Весьма важно преодоление дихотомии выбора между онлайн- и традиционно-очным образованием и придание особого значения смешанному обучению, которое, по выражению ректора МГППУ А.А. Марголиса, во многом становится фактором, «объединяющим прошлое и будущее в образовании». По данным ежегодного мониторинга экономики образования НИУ ВШЭ, образовательный процесс в российских вузах в 2020–2021 гг. претерпел серьезную трансформацию: опережающими темпами развернулись процессы цифровизации, начали осваиваться новые модели учебных курсов, различные виды новых технологий. Ускоренная цифровизация образовательного процесса рассматривается как растущее окно возможностей. Вместе с тем, процессы цифровой трансформации в общем образовании протекают, как представляется, достаточно драматично, выявляя ряд проблем, требующих инновационных подходов к их решению.
Тематика исследования отношения обучающихся и педагогов высшего и общего образования к разным форматам обучения в настоящее время очень популярна. На наш взгляд, основная проблема российских работ, построенных на опросах школьников и учителей об опыте обучения во время пандемии - это, если можно так выразиться, их «негативно-безнадежная составляющая». При этом исследователи часто ставят знак равенства между понятиями «онлайн-обучение» и «цифровая образовательная среда» (ЦОС), что абсолютно не верно. ЦОС – это совокупность многих компонентов, цифровых ресурсов, сервисов и программного обеспечения для реализации процесса обучения и организации взаимодействия всех участников образовательного процесса. Ресурсы ЦОС могут быть эффективно использованы в любом формате – очном, смешанном или онлайн.
С начала 2010-х гг. во всем мире проводятся эмпирические исследования и оценка эффективности цифровых форматов и моделей обучения для широкого спектра дисциплин как в высшем, так и в общем образовании. Результаты разные, но многие свидетельствуют о позитивном опыте и содержат конструктивные предложения. В настоящее время и во всем мире, и в России применяется широкое многообразие цифровых инструментов и программного обеспечения для сферы образования – как высшего, так и общего. Эти инструменты позволяют обеспечить в онлайн-среде не только интенсивное взаимодействие педагогов и обучающихся, включая совместную работу над интересными проектами, но и организацию самостоятельной работы школьников и студентов с привлечением цифровых ресурсов и сервисов, а также мониторинг и оценку образовательных результатов и многое другое.
Таким образом, на первый план выходит систематическая и интенсивная работа по овладению уже известным инструментарием, по разработке новых педагогических подходов на основе цифровых технологий, геймифицированных цифровых психодиагностических инструментов, а также повышение квалификации учителей и профессорско-преподавательского состава путем развития их цифровых компетенций и навыков, организация такой работы совместно с руководством образовательных учреждений и органами управления образованием. Вот почему особую важность приобретают конструктивная позиция и конкретные предложения по развитию и применению цифровых технологий в образовании.
В настоящей подборке представлены несколько интересных современных исследований, отражающих очерченный круг проблем в их различных аспектах, а также предлагающих варианты их конструктивного решения. Особенно важно, что авторы видят перспективы создания и продвижения новых технологий, цифровых инструментов и сервисов в образовании, а также сами принимают активное участие в их разработке и реализации.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 131
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 3
Скачиваний
Всего: 52
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 3