Введение
Обширная территория России предоставляет возможности для использования разнообразных ее ресурсов, но приводит к неравномерности их распределения: формируется так называемая региональная поляризация, приводящая к усилению и без того мощных и ослаблению скудных в плане человеческого капитала субъектов Российской Федерации. Примером служит неоднородность распределения учреждений ВПО и СПО на территории страны («образовательные оазисы и пустыни»), порождающая различия между регионами в удовлетворении потребностей населения в профессиональной подготовке. Это провоцирует молодежь как наиболее мобильную когорту [Карачурина, 2016] к миграционной активности, приходящейся на два пика: 17-19 лет (выбор учебного заведения) и 21-23 года (выбор места работы) [Габдрахманов, 2019]. Миграционный отток молодых людей «обесточивает» периферийные регионы, подпитывая своими силами крупные города и их агломерации. Популярность города с точки зрения образовательной миграции определяется специалистами через подсчет прироста численности 18-летних россиян. Он ярко выражен в Санкт-Петербурге, Ленинградской и Томской областях. Максимальное сокращение численности 18-летних зафиксировано в Республике Тыва, Ямало-Ненецком и Чукотском автономных округах [Габдрахманов, 2019]. Усиливает эту тенденцию стереотип о существенно более высоком качестве образования в столице [Очирова, 2021]. Важным стимулом переезда из родного города является удовлетворение образовательной потребности на более высоком уровне [Кашницкий, 2016], который предполагает и серьезную подготовку к поступлению в столичный вуз, а значит, происходит еще один обостряющий поляризацию отбор: из провинции уезжают самые способные и уверенные в себе. Происходит не просто миграция, а так называемая «утечка умов» – утрата умственного капитала [Митин, 2011], перемещение одаренной молодежи, способной продвинуть вперед развитие региона.
Одаренность традиционно понимается как «качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности» [Теплов, 1961, с. 17]. Она проявляет себя в ненасыщаемой потребности в познании и высоком уровне развития мыслительных процессов, надситуативной активности и адекватном взаимодействии личности с миром и другими людьми [Алексеев, 2017]. Многочисленные типологии делят одаренность по форме проявления (явная/скрытая), широте (общая/специальная) [Ахмедов, 2021], типу деятельности (интеллектуальная, художественная, лидерская и др. [Ларионова, 2008]). Но, несмотря на тип, признаком проявления одаренности является оригинальное, нетипичное и высокоэффективное выполнение деятельности [Мазилов, 2021], успешность в ней [Мельникова, 2014]. Диагностика одаренности, как правило, сводится к использованию тестов способностей (в т.ч. измерение IQ) и анализу внешкольной деятельности учащегося [Милгрем, 1997]. В данном исследовании мы опираемся на последний критерий, проверяя гипотезу о связи между одаренностью, миграционными установками, личностными особенностями и гендером учащихся средних общеобразовательных учреждений.
Организация исследования
Цель исследования – выявить гендерные особенности миграционных установок интеллектуально одаренных омских школьников с разным уровнем жизнестойкости и субъективного благополучия. Использованы методы тестирования (тест жизнестойкости С. Мадди в адаптации Д.А. Леонтьева, Е.И. Рассказовой [Леонтьев, 2006]; методика диагностики субъективного благополучия личности Р.М. Шамионова, Т.В. Бесковой [Шамионов, 2018]; шкала миграционных установок личности С.А. Кузнецовой [Кузнецова, 2014]), анкетирования (вопросы о социально-демографических характеристиках школьников, их интеллектуальной активности) и экспертного интервью (для уточнения полученной информации и формирования эмпирических критериев одаренности школьников).
Выборка: 461 школьник 14-17 лет (M=15,5, SD=1,39), в том числе 268 (58,1%) девушек и 193 (41,9%) юноши. Выборка была разделена на три группы по уровню внеучебной активности в интеллектуальной сфере (конкурсы, олимпиады, научно-практические конференции (НПК) разного уровня) с учетом данных экспертного интервью с руководителем центра «Точка роста», имеющего многолетний стаж работы с одаренными школьниками:
- Пассивные – школьники, не участвующие в интеллектуальных мероприятиях (N=119, 58 (48,7%) девушек, 61 (51,3%) юношей). Нельзя утверждать, что они не одаренные, но на момент опроса в их активности не было замечено маркеров высокого уровня способностей в какой-либо сфере.
- Мотивированные – участники школьных и районных/городских соревнований (N=200, 127 (63,5%) девушек, 73 (36,5%) юношей), демонстрирующие заинтересованность и активность в освоении предметов сверх уровня школьной программы.
- Одаренные – участники областных, всероссийских и международных олимпиад, конкурсов и НПК (N=137, 81 (59,1%) девушка, 56 (40,9%) юношей), как минимум лучшие в своем городе/районе, а то и в области.
Результаты исследования
Существует гендерная специфика в изучаемых нами конструктах: миграционные установки значимо сильнее выражены у девушек, а жизнестойкость и ее компоненты (контроль, принятие риска), а также эго-благополучие – у юношей (см. табл. 1).
Таблица 1
Миграционные установки, жизнестойкость и субъективное благополучие юношей и девушек
|
Конструкт |
Юноши |
Девушки |
t |
p |
|
Миграционные установки |
49,04 |
50,97 |
2,07 |
0,04 |
|
Жизнестойкость |
78,98 |
72,72 |
-2,86 |
0,00 |
|
Контроль |
29,32 |
26,42 |
-3,41 |
0,00 |
|
Вовлеченность |
33,40 |
30,69 |
-2,64 |
0,01 |
|
Принятие риска |
16,26 |
15,61 |
-1,28 |
0,20 |
|
Благополучие |
||||
|
Эмоциональное |
50,99 |
49,59 |
-1,51 |
0,13 |
|
Экзистенциально-деятельностное |
50,15 |
50,35 |
0,21 |
0,83 |
|
Эго-благополучие |
51,77 |
49,02 |
-2,98 |
0,00 |
|
Гедонистическое |
51,20 |
49,59 |
-1,73 |
0,08 |
|
Социально-нормативное |
50,11 |
50,51 |
0,44 |
0,66 |
|
Субъективное |
51,09 |
49,71 |
-1,50 |
0,13 |
Примечание. Здесь и далее для миграционных установок и субъективного благополучия приведены нормированные по выборке значения.
Исследование особенностей миграционных установок у юношей и девушек с разным уровнем интеллектуальной одаренности не показало значимых различий. Однако среди всех категорий школьников не стремящиеся к участию в интеллектуальных соревнованиях юноши имеют самые слабые из наблюдаемых миграционные установки, а интеллектуально одаренные девушки обладают самым сильным желанием переехать из родного города (см. табл. 2).
Таблица 2
Особенности связи интеллектуальной одаренности с миграционными установками юношей и девушек
|
Тип школьников |
Миграционные установки |
|
|
Юноши (F=0,02, p=0,9) |
Девушки (F=0,41, p=0,7) |
|
|
Одаренные (О) |
49,12 |
51,50 |
|
Мотивированные (М) |
49,15 |
50,91 |
|
Пассивные (П) |
48,87 |
49,83 |
Для установления внутриличностных предпосылок миграционного поведения школьников с разным уровнем интеллектуальной одаренности было проведено сравнение миграционных установок юношей и девушек с разным уровнем жизнестойкости и субъективного благополучия внутри каждой гендерной группы.
На мужской подвыборке значимых различий в проявлении миграционных установок в зависимости от уровня и компонента жизнестойкости (Fэмп.=2,87 при p=0,06), а также большинства типов субъективного благополучия обнаружено не было. Лишь с ростом социально-нормативного (Fэмп.=3,42, p=0,04) и гедонистического (Fэмп.=3,48, p=0,04) благополучия у мотивированных юношей миграционные установки снижаются. То есть молодые люди, считающие, что их поведение носит одобряемый обществом характер, действия соответствуют нормам, транслируемым референтными группами, а условия жизни вполне приемлемы, меньше стремятся покинуть родной город.
Анализ материалов, полученных на женской подвыборке, продемонстрировал, что связь жизнестойкости и всех ее компонентов распространяется на группу одаренных девушек, а контроля и вовлеченности – еще и на группу мотивированных. При этом во всех случаях усиление жизнестойкости способствует снижению миграционных установок (см. табл. 3).
Таблица 3
Особенности связи жизнестойкости и миграционных установок у девушек с разным уровнем одаренности
|
Конструкт |
Тип школьников |
Миграционные установки девушек с разным уровнем жизнестойкости |
F |
Знч. |
||
|
Низкий |
Средний |
Высокий |
||||
|
Жизнестойкость |
О |
54,86 |
51,60 |
42,72 |
5,69 |
0,00 |
|
М |
52,16 |
50,92 |
46,76 |
1,24 |
0,29 |
|
|
П |
51,15 |
48,40 |
50,69 |
0,55 |
0,58 |
|
|
Контроль |
О |
55,78 |
47,84 |
40,35 |
8,68 |
0,00 |
|
М |
52,93 |
49,97 |
44,74 |
3,12 |
0,05 |
|
|
П |
50,89 |
48,75 |
48,28 |
0,42 |
0,66 |
|
|
Вовлеченность |
О |
53,98 |
52,39 |
41,67 |
4,61 |
0,01 |
|
М |
50,75 |
51,94 |
42,72 |
3,12 |
0,05 |
|
|
П |
52,85 |
48,93 |
49,36 |
0,86 |
0,43 |
|
|
Принятие риска |
О |
55,74 |
52,47 |
47,45 |
2,91 |
0,06 |
|
М |
52,23 |
51,94 |
48,64 |
1,34 |
0,27 |
|
|
П |
52,36 |
49,15 |
49,69 |
0,45 |
0,64 |
|
Связь компонентов субъективного благополучия также чаще фиксируется в группах одаренных девушек, реже и слабее – у мотивированных, и лишь в одном случае в группе пассивных (см. табл. 4).
Таблица 4
Особенности связи субъективного благополучия и миграционных установок девушек с разным уровнем одаренности
|
Тип благополучия |
Тип школьников |
Миграционные установки девушек с разным уровнем благополучия |
F |
Знч. |
||
|
Низкий |
Средний |
Высокий |
||||
|
Субъективное |
О |
57,32 |
50,90 |
45,50 |
3,64 |
0,03 |
|
М |
57,33 |
51,08 |
44,66 |
4,48 |
0,01 |
|
|
П |
52,18 |
49,61 |
48,21 |
0,45 |
0,64 |
|
|
Эмоциональное |
О |
56,93 |
53,77 |
46,91 |
6,19 |
0,00 |
|
М |
52,10 |
52,89 |
49,66 |
1,25 |
0,29 |
|
|
П |
51,23 |
48,82 |
50,20 |
0,24 |
0,78 |
|
|
Экзистенциально-деятельностное |
О |
55,66 |
51,62 |
47,49 |
2,16 |
0,12 |
|
М |
55,64 |
51,05 |
45,81 |
2,55 |
0,08 |
|
|
П |
52,72 |
49,70 |
47,76 |
0,84 |
0,44 |
|
|
Эго-благополучие |
О |
56,91 |
49,89 |
48,22 |
3,34 |
0,04 |
|
М |
53,11 |
51,33 |
45,41 |
2,88 |
0,06 |
|
|
П |
55,01 |
48,83 |
49,39 |
1,67 |
0,20 |
|
|
Гедонистическое |
О |
56,28 |
50,32 |
48,90 |
2,07 |
0,13 |
|
М |
55,90 |
49,74 |
50,75 |
2,94 |
0,06 |
|
|
П |
56,43 |
49,07 |
36,95 |
6,88 |
0,00 |
|
|
Социально-нормативное |
О |
55,59 |
51,86 |
47,21 |
1,76 |
0,18 |
|
М |
56,04 |
50,89 |
46,61 |
1,81 |
0,17 |
|
|
П |
53,67 |
49,88 |
45,09 |
1,37 |
0,26 |
|
Среди одаренных девушек сильнее стремятся покинуть родной город школьницы с низким уровнем эмоционального и эго-благополучия, а также со сниженным общим субъективным благополучием. У мотивированных девушек лишь интегральный показатель благополучия связан с миграционными установками, а гедонистическое и эго-благополучие на уровне тенденции определяют формирование отношения к миграции. У пассивных девушек миграционные установки определяются лишь уровнем гедонистического благополучия: вероятно, они вполне удовлетворены своей жизнью и имеющимися достижениями, не стремясь к большему.
Обсуждение результатов
Жизнестойкость и ее компоненты связаны с миграционными установками девушек, никак при этом не определяя то, что зафиксировано в мужской подвыборке. Тот факт, что данная особенность у девушек выражена слабее, чем у юношей, а миграционные установки – сильнее, позволяет предположить, что эти психологические свойства имеют отношения обратной пропорции. У юношей, вероятно, в силу более высоких жизнестойкости и субъективного благополучия и слабых миграционных установок взаимосвязь между этими явлениями проследить сложнее. Жизнестойкость отражается на установках интеллектуально-одаренных и мотивированных, но не пассивных учениц: чем более способными являются девочки, тем сильнее связь их миграционных установок с явлениями, имеющими внутриличностную природу.
Уровень эмоционального и эго-благополучия выступает критерием, по которому различаются миграционные установки одаренных девушек, а интегральный показатель субъективного благополучия выступает подобным условием для выборки мотивированных школьниц. У пассивных в интеллектуальном плане девушек миграционные установки связаны с гедонистическим благополучием, которое из всех типов наиболее «приземленно», связано с удовлетворением базовых потребностей. У юношей социально-нормативное и гедонистическое благополучие соотносится с установками на миграцию лишь в группе мотивированных учеников.
Связь личностных факторов лишь с миграционными установками девушек объяснима спецификой гендерной социализации. Если юношей учат концентрироваться на конкретных действиях, то девушек – учитывать нюансы межличностных отношений, рефлексировать по поводу психологических явлений. Поэтому не только объективные параметры проживания в конкретном городе, но и собственное состояние в нем для девушек становится важным при решении вопроса о переезде. С городом выстраиваются словно бы персонифицированные отношения, он рассматривается шире, чем просто территория, наполняется смыслами, перекликающимися с личной биографией. Среди мотивированных девушек (как и одаренных) мигрировать собираются те, кто не нашел себе в родном городе подходящего дела, кто чувствует беспомощность и невозможность что-либо поменять в своем окружении. Также социализация современных женщин обретает новые черты, давая свободу в проявлении как феминных, так и маскулинных качеств, определяющих психологию победителя, завоевателя, и переезд в другой город выступает хорошим тренингом и маркером для проверки себя в конкурентной среде. С другой стороны, обладая более выраженным самосохраняющим поведением, девушки, особенно одаренные, способные, к примеру, поступить в вуз в столице, формируют парадоксальные на первый взгляд связи высокого принятия риска с низкими миграционными установками. Готовые уехать школьницы реально оценивают свои возможности и решаются на этот шаг лишь при условии минимального риска, полной уверенности в своих способностях.
У одаренных девушек высокие эмоциональное и эго-благополучие связаны с более низким уровнем миграционных установок. Усталость от учебных дел, олимпиад, конкурсов, психологическая зависимость от результатов этой деятельности дестабилизируют состояние девушек, что отражается в их самооценке. Обостряется ощущение «недооцененности» при соотношении «вклада» (сил, времени, лишений) и уровня достигнутого (призовые места, рейтинг и пр.). Возникает желание освободиться от груза ответственности, начав все «с чистого листа», что маловероятно сделать в уже сложившихся жизненных обстоятельствах, либо, напротив, компенсировать свою неудовлетворенность в других, более благоприятных и способствующих развитию условиях. В обоих случаях переезд может расцениваться одаренными школьницами как кардинальный способ решения накопившихся проблем, достижения гармонии и спокойствия в отношениях с собой, укрепления уверенности. Это решение дается легче, когда актуальное место жительства не удовлетворяет базовые потребности девушек (экологические, жилищные, материальные и др.) независимо от их уровня одаренности.
Заключение
Результаты проведенного нами исследования позволяют говорить о том, что для школьников Омска и Омской области, составивших нашу выборку, характерен средний уровень жизнестойкости, субъективного благополучия и миграционных установок. При этом миграционные установки у девушек выражены значимо сильнее, чем у юношей, а показатели жизнестойкости и ее компонентов (контроль, принятие риска), а также эго-благополучия – ниже.
Полученные данные свидетельствуют о том, что уровень интеллектуальной одаренности и гендерные особенности школьников напрямую не связаны с миграционными установками школьников, но если рассматривать это как тенденцию, то наименее склонны к миграции пассивные обучающиеся, наиболее – одаренные и мотивированные.
Наиболее выраженная связь обнаружена между параметрами «жизнестойкость», «субъективное благополучие» и миграционными установками школьников разного пола и уровня интеллектуальной одаренности. Неготовность к переезду проявляют мотивированные юноши, активно вовлеченные в социальные связи и актуальные для них виды деятельности, удовлетворенные условиями жизни, стремящиеся строить свое поведение и отношения с окружающими исходя из своих жизненных ориентиров, нравственных ценностей и представлений о благополучии.
Также полученные результаты позволяют говорить о том, что ослабление жизнестойкости повышает миграционные установки у одаренных и мотивированных девушек. Аналогичные тенденции характерны и для тех, кто не удовлетворен собой и своим эмоциональным состоянием.
Таким образом, результаты проведенного исследования подтвердили наше предположение о наличии связи между одаренностью, миграционными установками, личностными особенностями и гендером учащихся средних общеобразовательных учреждений. У одаренной молодежи Омской области обнаружены изменения в формировании миграционных установок при снижении уровня субъективного благополучия и жизнестойкости. Следовательно, целенаправленная психологическая работа в этом направлении, прежде всего с девушками, даст возможность не только улучшить их эмоциональное самочувствие и повысить уверенность в себе, но и позволит создать условия для поиска возможностей самореализации в пределах своего региона, сохраняя его образовательный, репродуктивный и экономический потенциал.