Гендерные особенности миграционных установок одаренных омских школьников с разным уровнем жизнестойкости и субъективного благополучия

114

Аннотация

Представлены результаты исследования, направленного на выявление гендерных особенностей связи жизнестойкости и субъективного благополучия с миграционными установками сибирских школьников. В опросе приняли участие учащиеся средних общеобразовательных учреждений Омска и Омской области (N=461), от 14 до 17 лет (15,5, SD=1,39), 268 (58,1%) девушек, 193 (41,9%) юноши. Применены методы тестирования и анкетирования, экспертного интервью. Методики исследования: тест жизнестойкости С. Мадди в адаптации Д.А. Леонтьева, Е.И. Рассказовой; методика диагностики субъективного благополучия личности Р.М. Шамионова, Т.В. Бесковой; шкала миграционных установок личности С.А. Кузнецовой; авторская анкета, включившая вопросы о социально-демографических характеристиках школьников, их интеллектуальной активности. Полученные результаты свидетельствуют о наличии связи жизнестойкости и субъективного благополучия с миграционными установками интеллектуально одаренных и мотивированных девушек. При этом миграционные установки юношей практически не связаны с вышеназванными конструктами, вне зависимости от уровня их одаренности и активности. У одаренных девушек низкий уровень жизнестойкости, в частности, контроля и вовлеченности, а также субъективного, в частности, эмоционального и эго-благополучия связан с высокими миграционными установками. У мотивированных девушек сходным образом установки о миграции связаны с контролем и вовлеченностью, субъективным благополучием. Делается вывод о дифференцированной связи гендера и одаренности с миграционными установками школьников, ее опосредованности уровнем их жизнестойкости и благополучия.

Общая информация

Ключевые слова: интеллектуальная одаренность, школьный возраст, девушки, юноши, эмиграционное поведение, субъективное благополучие, контроль, принятие риска, вовлеченность, жизнестойкость

Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2023280106

Финансирование. Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (РНФ) № 22-28-20375, https://www.rscf.ru/project/22-28-20375/, гранта в форме субсидии, предоставленного из бюджета Омской области, соглашение № 22-с.

Получена: 26.08.2022

Принята в печать:

Для цитаты: Потапова Ю.В., Маленова А.Ю., Маленов А.А., Потапов А.К. Гендерные особенности миграционных установок одаренных омских школьников с разным уровнем жизнестойкости и субъективного благополучия // Психологическая наука и образование. 2023. Том 28. № 1. С. 112–121. DOI: 10.17759/pse.2023280106

Полный текст

Введение

Обширная территория России предоставляет возможности для использования разнообразных ее ресурсов, но приводит к неравномерности их распределения: формируется так называемая региональная поляризация, приводящая к усилению и без того мощных и ослаблению скудных в плане человеческого капитала субъектов Российской Федерации. Примером служит неоднородность распределения учреждений ВПО и СПО на территории страны («образовательные оазисы и пустыни»), порождающая различия между регионами в удовлетворении потребностей населения в профессиональной подготовке. Это провоцирует молодежь как наиболее мобильную когорту [4] к миграционной активности, приходящейся на два пика: 17-19 лет (выбор учебного заведения) и 21-23 года (выбор места работы) [3]. Миграционный отток молодых людей «обесточивает» периферийные регионы, подпитывая своими силами крупные города и их агломерации. Популярность города с точки зрения образовательной миграции определяется специалистами через подсчет прироста численности 18-летних россиян. Он ярко выражен в Санкт-Петербурге, Ленинградской и Томской областях. Максимальное сокращение численности 18-летних зафиксировано в Республике Тыва, Ямало-Ненецком и Чукотском автономных округах [3]. Усиливает эту тенденцию стереотип о существенно более высоком качестве образования в столице [13]. Важным стимулом переезда из родного города является удовлетворение образовательной потребности на более высоком уровне [5], который предполагает и серьезную подготовку к поступлению в столичный вуз, а значит, происходит еще один обостряющий поляризацию отбор: из провинции уезжают самые способные и уверенные в себе. Происходит не просто миграция, а так называемая «утечка умов» – утрата умственного капитала [12], перемещение одаренной молодежи, способной продвинуть вперед развитие региона.

Одаренность традиционно понимается как «качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности» [14, с. 17]. Она проявляет себя в ненасыщаемой потребности в познании и высоком уровне развития мыслительных процессов, надситуативной активности и адекватном взаимодействии личности с миром и другими людьми [1]. Многочисленные типологии делят одаренность по форме проявления (явная/скрытая), широте (общая/специальная) [2], типу деятельности (интеллектуальная, художественная, лидерская и др. [7]). Но, несмотря на тип, признаком проявления одаренности является оригинальное, нетипичное и высокоэффективное выполнение деятельности [9], успешность в ней [10]. Диагностика одаренности, как правило, сводится к использованию тестов способностей (в т.ч. измерение IQ) и анализу внешкольной деятельности учащегося [11]. В данном исследовании мы опираемся на последний критерий, проверяя гипотезу о связи между одаренностью, миграционными установками, личностными особенностями и гендером учащихся средних общеобразовательных учреждений.

Организация исследования

Цель исследования – выявить гендерные особенности миграционных установок интеллектуально одаренных омских школьников с разным уровнем жизнестойкости и субъективного благополучия. Использованы методы тестирования (тест жизнестойкости С. Мадди в адаптации Д.А. Леонтьева, Е.И. Рассказовой [8]; методика диагностики субъективного благополучия личности Р.М. Шамионова, Т.В. Бесковой [15]; шкала миграционных установок личности С.А. Кузнецовой [6]), анкетирования (вопросы о социально-демографических характеристиках школьников, их интеллектуальной активности) и экспертного интервью (для уточнения полученной информации и формирования эмпирических критериев одаренности школьников).

Выборка: 461 школьник 14-17 лет (M=15,5, SD=1,39), в том числе 268 (58,1%) девушек и 193 (41,9%) юноши. Выборка была разделена на три группы по уровню внеучебной активности в интеллектуальной сфере (конкурсы, олимпиады, научно-практические конференции (НПК) разного уровня) с учетом данных экспертного интервью с руководителем центра «Точка роста», имеющего многолетний стаж работы с одаренными школьниками:

  1. Пассивные – школьники, не участвующие в интеллектуальных мероприятиях (N=119, 58 (48,7%) девушек, 61 (51,3%) юношей). Нельзя утверждать, что они не одаренные, но на момент опроса в их активности не было замечено маркеров высокого уровня способностей в какой-либо сфере.
  2. Мотивированные – участники школьных и районных/городских соревнований (N=200, 127 (63,5%) девушек, 73 (36,5%) юношей), демонстрирующие заинтересованность и активность в освоении предметов сверх уровня школьной программы.
  3. Одаренные – участники областных, всероссийских и международных олимпиад, конкурсов и НПК (N=137, 81 (59,1%) девушка, 56 (40,9%) юношей), как минимум лучшие в своем городе/районе, а то и в области.

Результаты исследования

Существует гендерная специфика в изучаемых нами конструктах: миграционные установки значимо сильнее выражены у девушек, а жизнестойкость и ее компоненты (контроль, принятие риска), а также эго-благополучие – у юношей (см. табл. 1).

Таблица 1

Миграционные установки, жизнестойкость и субъективное благополучие юношей и девушек

Конструкт

Юноши

Девушки

t

p

Миграционные установки

49,04

50,97

2,07

0,04

Жизнестойкость

78,98

72,72

-2,86

0,00

Контроль

29,32

26,42

-3,41

0,00

Вовлеченность

33,40

30,69

-2,64

0,01

Принятие риска

16,26

15,61

-1,28

0,20

Благополучие

Эмоциональное

50,99

49,59

-1,51

0,13

Экзистенциально-деятельностное

50,15

50,35

0,21

0,83

Эго-благополучие

51,77

49,02

-2,98

0,00

Гедонистическое

51,20

49,59

-1,73

0,08

Социально-нормативное

50,11

50,51

0,44

0,66

Субъективное

51,09

49,71

-1,50

0,13

Примечание. Здесь и далее для миграционных установок и субъективного благополучия приведены нормированные по выборке значения.

Исследование особенностей миграционных установок у юношей и девушек с разным уровнем интеллектуальной одаренности не показало значимых различий. Однако среди всех категорий школьников не стремящиеся к участию в интеллектуальных соревнованиях юноши имеют самые слабые из наблюдаемых миграционные установки, а интеллектуально одаренные девушки обладают самым сильным желанием переехать из родного города (см. табл. 2).

Таблица 2

Особенности связи интеллектуальной одаренности с миграционными установками юношей и девушек

Тип школьников

Миграционные установки

Юноши (F=0,02, p=0,9)

Девушки (F=0,41, p=0,7)

Одаренные (О)

49,12

51,50

Мотивированные (М)

49,15

50,91

Пассивные (П)

48,87

49,83

 

Для установления внутриличностных предпосылок миграционного поведения школьников с разным уровнем интеллектуальной одаренности было проведено сравнение миграционных установок юношей и девушек с разным уровнем жизнестойкости и субъективного благополучия внутри каждой гендерной группы.

На мужской подвыборке значимых различий в проявлении миграционных установок в зависимости от уровня и компонента жизнестойкости (Fэмп.=2,87 при p=0,06), а также большинства типов субъективного благополучия обнаружено не было. Лишь с ростом социально-нормативного (Fэмп.=3,42, p=0,04) и гедонистического (Fэмп.=3,48, p=0,04) благополучия у мотивированных юношей миграционные установки снижаются. То есть молодые люди, считающие, что их поведение носит одобряемый обществом характер, действия соответствуют нормам, транслируемым референтными группами, а условия жизни вполне приемлемы, меньше стремятся покинуть родной город.

Анализ материалов, полученных на женской подвыборке, продемонстрировал, что связь жизнестойкости и всех ее компонентов распространяется на группу одаренных девушек, а контроля и вовлеченности – еще и на группу мотивированных. При этом во всех случаях усиление жизнестойкости способствует снижению миграционных установок (см. табл. 3).

Таблица 3

Особенности связи жизнестойкости и миграционных установок у девушек с разным уровнем одаренности

Конструкт

Тип школьников

Миграционные установки девушек с разным уровнем жизнестойкости

F

Знч.

Низкий

Средний

Высокий

Жизнестойкость

О

54,86

51,60

42,72

5,69

0,00

М

52,16

50,92

46,76

1,24

0,29

П

51,15

48,40

50,69

0,55

0,58

Контроль

О

55,78

47,84

40,35

8,68

0,00

М

52,93

49,97

44,74

3,12

0,05

П

50,89

48,75

48,28

0,42

0,66

Вовлеченность

О

53,98

52,39

41,67

4,61

0,01

М

50,75

51,94

42,72

3,12

0,05

П

52,85

48,93

49,36

0,86

0,43

Принятие риска

О

55,74

52,47

47,45

2,91

0,06

М

52,23

51,94

48,64

1,34

0,27

П

52,36

49,15

49,69

0,45

0,64

 

Связь компонентов субъективного благополучия также чаще фиксируется в группах одаренных девушек, реже и слабее – у мотивированных, и лишь в одном случае в группе пассивных (см. табл. 4).

Таблица 4

Особенности связи субъективного благополучия и миграционных установок девушек с разным уровнем одаренности

Тип благополучия

Тип школьников

Миграционные установки девушек с разным уровнем благополучия

F

Знч.

Низкий

Средний

Высокий

Субъективное

О

57,32

50,90

45,50

3,64

0,03

М

57,33

51,08

44,66

4,48

0,01

П

52,18

49,61

48,21

0,45

0,64

Эмоциональное

О

56,93

53,77

46,91

6,19

0,00

М

52,10

52,89

49,66

1,25

0,29

П

51,23

48,82

50,20

0,24

0,78

Экзистенциально-деятельностное

О

55,66

51,62

47,49

2,16

0,12

М

55,64

51,05

45,81

2,55

0,08

П

52,72

49,70

47,76

0,84

0,44

Эго-благополучие

О

56,91

49,89

48,22

3,34

0,04

М

53,11

51,33

45,41

2,88

0,06

П

55,01

48,83

49,39

1,67

0,20

Гедонистическое

О

56,28

50,32

48,90

2,07

0,13

М

55,90

49,74

50,75

2,94

0,06

П

56,43

49,07

36,95

6,88

0,00

Социально-нормативное

О

55,59

51,86

47,21

1,76

0,18

М

56,04

50,89

46,61

1,81

0,17

П

53,67

49,88

45,09

1,37

0,26

 

Среди одаренных девушек сильнее стремятся покинуть родной город школьницы с низким уровнем эмоционального и эго-благополучия, а также со сниженным общим субъективным благополучием. У мотивированных девушек лишь интегральный показатель благополучия связан с миграционными установками, а гедонистическое и эго-благополучие на уровне тенденции определяют формирование отношения к миграции. У пассивных девушек миграционные установки определяются лишь уровнем гедонистического благополучия: вероятно, они вполне удовлетворены своей жизнью и имеющимися достижениями, не стремясь к большему.

Обсуждение результатов

Жизнестойкость и ее компоненты связаны с миграционными установками девушек, никак при этом не определяя то, что зафиксировано в мужской подвыборке. Тот факт, что данная особенность у девушек выражена слабее, чем у юношей, а миграционные установки – сильнее, позволяет предположить, что эти психологические свойства имеют отношения обратной пропорции. У юношей, вероятно, в силу более высоких жизнестойкости и субъективного благополучия и слабых миграционных установок взаимосвязь между этими явлениями проследить сложнее. Жизнестойкость отражается на установках интеллектуально-одаренных и мотивированных, но не пассивных учениц: чем более способными являются девочки, тем сильнее связь их миграционных установок с явлениями, имеющими внутриличностную природу.

Уровень эмоционального и эго-благополучия выступает критерием, по которому различаются миграционные установки одаренных девушек, а интегральный показатель субъективного благополучия выступает подобным условием для выборки мотивированных школьниц. У пассивных в интеллектуальном плане девушек миграционные установки связаны с гедонистическим благополучием, которое из всех типов наиболее «приземленно», связано с удовлетворением базовых потребностей. У юношей социально-нормативное и гедонистическое благополучие соотносится с установками на миграцию лишь в группе мотивированных учеников.

Связь личностных факторов лишь с миграционными установками девушек объяснима спецификой гендерной социализации. Если юношей учат концентрироваться на конкретных действиях, то девушек – учитывать нюансы межличностных отношений, рефлексировать по поводу психологических явлений. Поэтому не только объективные параметры проживания в конкретном городе, но и собственное состояние в нем для девушек становится важным при решении вопроса о переезде. С городом выстраиваются словно бы персонифицированные отношения, он рассматривается шире, чем просто территория, наполняется смыслами, перекликающимися с личной биографией. Среди мотивированных девушек (как и одаренных) мигрировать собираются те, кто не нашел себе в родном городе подходящего дела, кто чувствует беспомощность и невозможность что-либо поменять в своем окружении. Также социализация современных женщин обретает новые черты, давая свободу в проявлении как феминных, так и маскулинных качеств, определяющих психологию победителя, завоевателя, и переезд в другой город выступает хорошим тренингом и маркером для проверки себя в конкурентной среде. С другой стороны, обладая более выраженным самосохраняющим поведением, девушки, особенно одаренные, способные, к примеру, поступить в вуз в столице, формируют парадоксальные на первый взгляд связи высокого принятия риска с низкими миграционными установками. Готовые уехать школьницы реально оценивают свои возможности и решаются на этот шаг лишь при условии минимального риска, полной уверенности в своих способностях.

У одаренных девушек высокие эмоциональное и эго-благополучие связаны с более низким уровнем миграционных установок. Усталость от учебных дел, олимпиад, конкурсов, психологическая зависимость от результатов этой деятельности дестабилизируют состояние девушек, что отражается в их самооценке. Обостряется ощущение «недооцененности» при соотношении «вклада» (сил, времени, лишений) и уровня достигнутого (призовые места, рейтинг и пр.). Возникает желание освободиться от груза ответственности, начав все «с чистого листа», что маловероятно сделать в уже сложившихся жизненных обстоятельствах, либо, напротив, компенсировать свою неудовлетворенность в других, более благоприятных и способствующих развитию условиях. В обоих случаях переезд может расцениваться одаренными школьницами как кардинальный способ решения накопившихся проблем, достижения гармонии и спокойствия в отношениях с собой, укрепления уверенности. Это решение дается легче, когда актуальное место жительства не удовлетворяет базовые потребности девушек (экологические, жилищные, материальные и др.) независимо от их уровня одаренности.

Заключение

Результаты проведенного нами исследования позволяют говорить о том, что для школьников Омска и Омской области, составивших нашу выборку, характерен средний уровень жизнестойкости, субъективного благополучия и миграционных установок. При этом миграционные установки у девушек выражены значимо сильнее, чем у юношей, а показатели жизнестойкости и ее компонентов (контроль, принятие риска), а также эго-благополучия – ниже.

Полученные данные свидетельствуют о том, что уровень интеллектуальной одаренности и гендерные особенности школьников напрямую не связаны с миграционными установками школьников, но если рассматривать это как тенденцию, то наименее склонны к миграции пассивные обучающиеся, наиболее – одаренные и мотивированные.

Наиболее выраженная связь обнаружена между параметрами «жизнестойкость», «субъективное благополучие» и миграционными установками школьников разного пола и уровня интеллектуальной одаренности. Неготовность к переезду проявляют мотивированные юноши, активно вовлеченные в социальные связи и актуальные для них виды деятельности, удовлетворенные условиями жизни, стремящиеся строить свое поведение и отношения с окружающими исходя из своих жизненных ориентиров, нравственных ценностей и представлений о благополучии.

Также полученные результаты позволяют говорить о том, что ослабление жизнестойкости повышает миграционные установки у одаренных и мотивированных девушек. Аналогичные тенденции характерны и для тех, кто не удовлетворен собой и своим эмоциональным состоянием.

Таким образом, результаты проведенного исследования подтвердили наше предположение о наличии связи между одаренностью, миграционными установками, личностными особенностями и гендером учащихся средних общеобразовательных учреждений. У одаренной молодежи Омской области обнаружены изменения в формировании миграционных установок при снижении уровня субъективного благополучия и жизнестойкости. Следовательно, целенаправленная психологическая работа в этом направлении, прежде всего с девушками, даст возможность не только улучшить их эмоциональное самочувствие и повысить уверенность в себе, но и позволит создать условия для поиска возможностей самореализации в пределах своего региона, сохраняя его образовательный, репродуктивный и экономический потенциал.

Литература

  1. Алексеев Н.А. Психология и педагогика одаренного ребенка. Тюмень: Изд-во Тюмен. гос. ун-та, 2017. 310 с.
  2. Ахмедов О.С., Раджабов Ш.С. Критерии выделения видов одаренности // Проблемы педагогики. 2021. № 6(57). С. 61–65.
  3. Габдрахманов Н.К., Никифорова Н.Ю., Лешуков О.В. «От волги до Енисея...»: образовательная миграция молодежи в России. М.: НИУ ВШЭ, 2019. 48 с.
  4. Карачурина Л.Б., Мкртчян Н.В. Межрегиональная миграция в России: возрастные особенности // Демографическое обозрение. 2016. № 4. С. 47–65.
  5. Кашницкий И.С., Мкртчян Н.В., Лешуков О.В. Межрегиональная миграция молодежи в России: комплексный анализ демографической статистики // Вопросы образования. 2016. Том 13. № 3. С. 169–203. DOI:10.17323/1814-9545-2016-3-169-203
  6. Кузнецова С.А., Кузнецов И.Ю., Фещенко А.В. Разработка шкалы миграционных установок личности // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2014. № 1. С. 83–90.
  7. Ларионова Т.В., Волгина А.М. Виды одаренности детей и критерии ее выявления // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2008. Том 1. № 13. С. 168–174.
  8. Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. Методическое руководство по новой методике психологической диагностики личности с широкой областью применения. М.: Смысл, 2006. 43 с.
  9. Мазилов В.А., Слепко Ю.Н. Психологическое исследование одаренности: проблема теории и метода // Сибирский психологический журнал. 2021. № 79. С. 30–47. DOI:10.17223/17267080/79/3
  10. Мельникова Л.А., Суслонов П.Е. Профессиональная компетентность как форма одаренности взрослого человека // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2014. № 45. С. 82–86.
  11. Милгрем Р., Гонг Е. Творческая внешкольная активность интеллектуально одаренных старшеклассников как прогностическая характеристика их достижений: лонгитюдное исследование // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д.Б. Богоявленского. М.: Молодая гвардия, 1997. С. 143–161.
  12. Митин Д.Н. Интеллектуальная миграция: сущность, последствия и пути решения // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2011. № 1. С. 41–47.
  13. Очирова Г.Н. Образовательная миграция из республики Бурятия: факторы, масштабы и направления // Вестник университета. 2021. № 4. С. 181–188. DOI:10.26425/1816-4277-2021-4-181-188
  14. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961. 536 с.
  15. Шамионов Р.М., Бескова Т.В. Методика диагностики субъективного благополучия личности [Электронный ресурс] // Психологические исследования. 2018. Том 11. № 60. URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2018v11n60/1602-shamionov60.html (дата обращения: 05.05.2022).

Информация об авторах

Потапова Юлия Викторовна, кандидат психологических наук, доцент, кафедра общей и социальной психологии, ФГБОУ ВО «Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского», Омск, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1226-8982, e-mail: kardova.jv@gmail.com

Маленова Арина Юрьевна, кандидат психологических наук, доцент, кафедра социальной психологии, ФГБОУ ВО «Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского», Омск, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5778-0739, e-mail: malyonova@mail.ru

Маленов Александр Александрович, кандидат психологических наук, заведующий учебно-научной лабораторией, ФГАОУ ВО «Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского» (ФГАОУ ВО ОмГУ им. Ф.М. Достоевского), Омск, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3654-956X, e-mail: malyonov@mail.ru

Потапов Александр Константинович, кандидат исторических наук, преподаватель института СПО, ФГАОУ ВО «Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского» (ФГАОУ ВО ОмГУ им. Ф.М. Достоевского), Омск, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5890-9987, e-mail: poalexk2187@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 299
В прошлом месяце: 26
В текущем месяце: 11

Скачиваний

Всего: 114
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 10