Введение
Рост численности детей с миграционным опытом в российском образовании и их концентрация в отдельных школах (Деминцева, 2020) в последние годы стали вызовом для педагогов, несущих ответственность за образовательную успешность всех обучающихся.
Если в ранних исследованиях фиксировалось, что дети с миграционным опытом в России по образовательным результатам не отличались от местных детей (OECD, 2016; Tovar Garcia, 2017), то последнее общероссийское исследование фиксирует сравнительно низкие результаты (ФИОКО, 2024), что в целом согласуется с ситуацией по всему миру (Cortina Toro, Jimenez, Rozo Villarraga, 2024).
В качестве фактора низких результатов учащихся с миграционным опытом в большинстве исследований рассматривается их недостаточное владение русским языком (Александров, Баранова, Иванюшина, 2012; ФИОКО, 2024).
По этой причине основным направлением образовательной политики в России, направленной на улучшение образовательных результатов детей с миграционным опытом, стало повышение уровня владения русским языком, что согласуется с общемировой практикой (Sedmak et al., 2021). С 2025 года ответственность за знание детьми русского языка возложена на семьи мигрантов и вводится обязательное тестирование на знание языка как условие поступления в школы.
При определяющей роли языкового аспекта на академическую успешность детей с миграционным опытом влияют и другие факторы, в том числе установки и ожидания педагогов (Brophy, Good, 1974; Costa, Langher, Pirchio, 2021; Van den Bergh et al., 2010).
Установки педагогов представляют собой психологическую тенденцию, выражающуюся в оценке конкретного субъекта с некоторой степенью благосклонности или неблагосклонности (Eagly, Chaiken, 2007, p. 598). Это определяет поведение педагога (Fazio, 1990) и сказывается на результатах обучающихся (Kahveci, 2023). Данный конструкт интенсивно исследуется в отношении инклюзии учащихся с особыми образовательными потребностями (Lindner et al., 2023; Искакова, Присяжнюк, Зангиева, 2023), в отношении детей с миграционным опытом (Chircop, 2022; Rokita-Jaśkow et al., 2025; Козлова, 2020; Хайрутдинова, Громова, 2024; Wang et al., 2022), сопряжен с поликультурной или этнокультурной компетентностью педагогов (Клушина, Волков, 2023).
Конструкт ожиданий у педагогов стал активно изучаться после появления работы «Пигмаллион в классе» (Rosenthal, Jacobson, 1968), которая подтвердила гипотезы о «самоисполняющихся пророчествах» и связи ожиданий с результатами учащихся. Данный эксперимент побудил дальнейшие исследования в этой области (Proctor, 1984). Ожидания педагогов определяют как суждения о потенциальных учебных достижениях ученика, сформированные на основе имеющейся у педагога информации о нем (Rubie-Davies, 2014).
Существует массив обзоров и метаанализов на тему ожиданий педагогов (Good, 2024; Rubie-Davies, Hattie, 2024; Орлов, Крушельницкая, Терехова, 2024; Абдурахманова, 2020), обзоры и эмпирические исследования ожиданий педагогов к детям с миграционным опытом (Pit-ten Cate, Glock, 2023; Kleen, Glock, 2018; Akifeva, Alieva, 2018), работы об аккультурационных ожиданиях (Каримова и др., 2023).
Однако исследований связи установок и ожиданий педагогов с академическими результатами учащихся с миграционным опытом в мировой науке в целом меньше (Costa, Langher, Pirchio, 2021), а в России при высокой доле мигрантов (World Migration Report, 2024) данная область остается мало знакомой исследователям и практикам.
Предлагаемая публикация призвана восполнить этот дефицит, стимулировать российские исследования по этой теме и предоставить доказательную базу для реализации практик изменения установок и ожиданий педагогов по отношению к учащимся с миграционным опытом, способствующих повышению академических результатов.
Статья включает несколько блоков: теоретическая рамка и методология обзора, результаты обзора и обобщенные выводы.
Теоретическая рамка, материалы и методы
Для отбора и анализа исследований связи установок и ожиданий педагогов с образовательными результатами учащихся с миграционным опытом мы использовали следующую теоретическую модель (см. рисунок).
Она основана на ведущих теориях влияния установок и ожиданий педагога на его поведение и образовательные результаты учащихся:
- Модель самоисполняющегося пророчества (Brophy, Good, 1974).
- Школьная модель ожиданий педагога (Proctor, 1984).
- Модель установок и ожиданий педагога, оказывающих эффект на возможности и результаты обучения (Denessen et al., 2022).
- MODE-модель отношений установок и поведения (Fazio, 1990).
- Теория запланированного поведения (Ajzen, Fishbein, 1980).
Данная модель позволяет не только структурировать исследования, но увидеть ключевые этапы рассматриваемого процесса, что имеет значение для определения возможного влияния на него в практиках профессионального развития и управления школой.
Соответствие публикации предложенной модели выступило основным критерием отбора. Наряду с ним использованы следующие критерии: квартиль журнала (Q1/Q2), язык публикации (русский или английский), формат публикации (статья), период публикации (2010–2024 гг.), объект исследования (школьное образование, будущие или работающие педагоги), открытый доступ к полному тексту статьи, количественные методы исследования. Поиск научных источников для анализа осуществлялся по ключевым словам – конструктам/их синонимам, встроенным в модель нашего исследования, на платформах: Google Scholar, ERIC, JSTOR, Dimensions.
Результаты
Было отобрано и проанализировано 33 статьи. Публикации представляют 8 стран с различной миграционной ситуацией и системами школьного образования. Чаще всего встречались исследования, проведенные в Германии (18) и США (6), что может быть объяснено большой долей мигрантов в этих странах (World Migration Report, 2024). По большей части работы по рассматриваемой проблематике публиковали в журнале Social Psychology of Education (8 статей), при этом отчетливо выделяется ряд ведущих авторов-исследователей. Наиболее изученным элементом модели представляется деятельность педагогов через объективность оценивания детей с миграционным опытом.
Формирование установок и ожиданий: роль стереотипов
Ключевым фактором, детерминирующим формирование установок и ожиданий педагогов, выступают групповые стереотипы об этнических меньшинствах, расе или мигрантах. Педагоги быстрее ассимилируют данные, соответствующие стереотипам о национальностях, по сравнению с информацией, им противоречащей (Glock, Krolak-Schwerdt, 2013). Стереотипы активируются также вследствие наличия неродного акцента у учащегося, что влияет на ожидания педагогов при контроле других факторов (Lorenz et al., 2023). При этом эффекты стереотипов варьируются в зависимости от этнической группы (Froehlich et al., 2016).
Стереотипные установки, как правило, становятся основой для прогнозирования академических результатов учащихся. Педагоги склонны экстраполировать стереотипы на ожидания от обучения учащихся с миграционным опытом (Dandy et al., 2015; Lorenz, 2021; Okura, 2022). Так, обобщенные представления о «холодности» или «средней компетентности» определенных этнических групп влияли на ожидания педагогов (Neuenschwander, Garrote, 2024). Напротив, ожидания педагогов в отношении успеваемости были достаточно точны для учащихся с миграционным опытом, но завышены для учащихся без миграционного опыта (Tobisch, Dresel, 2017). В США позитивные стереотипы об азиатских учащихся вели к позитивным установкам и высоким ожиданиям педагогов (Okura, 2022).
Влияние установок и ожиданий педагога
Педагоги и будущие педагоги в основном демонстрируют негативное имплицитное отношение к этническим меньшинствам (Costa, Langher, Pirchio, 2021). Негативные неявные установки и низкие ожидания педагогов в отношении этнических меньшинств не только снижают успеваемость этих учащихся, но и косвенно усиливают академические достижения учеников из этнического большинства, углубляя межгрупповой разрыв (Van den Bergh et al., 2010). Влияние ожиданий педагога на успеваемость учащихся, причем девочек, из этнических меньшинств выше, чем на результаты учащихся из этнического большинства (Jamil, Larsen, Hamre, 2018). Однако подобные эффекты неоднозначны: этнические характеристики учащегося иногда не являются модераторами ожиданий педагогов (De Boer, Bosker, Van Der Werf, 2010). Это также согласуется с выводами Peterson et al. (2016), где при контроле предыдущей успеваемости явные ожидания педагогов не объясняли этнический разрыв между европейскими и азиатскими учащимися, хотя был эффект от скрытых предубеждений (Peterson et al., 2016). Эффект низких ожиданий для детей с миграционным опытом был подтвержден в исследовании Neuenschwander et al. (2021), но не был обнаружен в исследовании Lorenz (2021). Положительная связь высоких ожиданий в отношении азиатских учащихся с успеваемостью этих учащихся была обнаружена в исследовании Okura (2022). А в школах с высокой концентрацией детей с миграционным опытом педагогические ожидания оказывали косвенное влияние на успеваемость учеников через феномен «академической бесполезности» (Agirdag, Van Avermaet, Van Houtte, 2013).
Предвзятость в деятельности педагога
Ключевым звеном в цепочке влияния установок и ожиданий на академические результаты выступает поведенческий компонент, прежде всего – объективность оценивания. Педагоги склонны занижать оценки учащимся с миграционным опытом даже при сопоставимых способностях с учащимися без миграционного опыта (Van den Bergh et al., 2010; Triventi, 2020). Эссе, атрибутированные турецким именам, получали более низкие баллы, чем аналогичные работы с немецкими именами (Sprietsma, 2012). Педагоги-практиканты систематически занижали оценки детям с мигрантским опытом, особенно при низкой исходной успеваемости (Bonefeld, Dickhäuser, 2018; Bonefeld, Dickhäuser, Karst, 2020). Тенденция к негативной предвзятости при оценке работ детей с миграционным опытом подтверждается в том числе рядом других исследований (Holder, Kessels, 2017; Peter, Karst, Bonefeld; 2024; Vieluf, Sauerwein, 2018). При этом предвзятость оценивания усугубляется не только при наличии у педагогов негативных установок, но также при атрибуции академических неудач учащихся с миграционным опытом их личным способностям (Glock, Kleen, 2023). И даже если педагоги не проявляли предвзятости в оценке верности решения определенной задачи учащимся с миграционным опытом, то при оценке математических способностей такая предвзятость проявлялась (Copur-Gencturk et al., 2020). Однако в ряде случаев фиксируются примеры гиперкомпенсации, такие как завышенные оценки, обусловленные либо страхом проявления предвзятости (Kleen, Glock, 2018), либо позитивными стереотипными установками педагогов к отдельной расе (Okura, 2022).
Недооценка педагогами потенциала детей с миграционным опытом может детерминировать предвзятость при формировании рекомендаций относительно академического трекинга, ограничивая их восходящую мобильность (Nishen et al., 2023), хотя предвзятость педагогов в трекинг-рекомендациях не всегда наблюдается (Nishen, Kessels, 2024). Кроме того, расовые установки педагогов коррелируют и с дисциплинарными практиками: учащиеся африканского (Chin et al., 2020, Owens, 2022) и латиноамериканского (Owens, 2022) происхождения чаще подвергаются дисциплинарным мерам, чем белые учащиеся за схожие нарушения.
Механизмы контроля за деятельностью педагога
Снижение влияния стереотипных установок и ожиданий педагогов на учение и результаты учащихся может быть достигнуто через целенаправленные интервенции. Так, программа повышения осведомленности педагогов о стереотипах и дискриминации и предоставление стратегий по формированию более справедливых ожиданий для учащихся независимо от их этнического статуса позволили нивелировать влияние миграционного статуса на ожидания педагогов в тестовой группе (Neuenschwander et al., 2021). Использование объективных критериев оценивания, таких как таблица ошибок, позволило снизить влияние неявных ассоциаций (стереотипов) у педагогов на результаты оценивания учащихся с миграционным опытом (Peter, Karst, Bonefeld, 2024). Аналогично практики повышения внимания педагога к учащимся с миграционным опытом (Karst, Bonefeld, 2020) частично снижали предвзятость, хотя могли уменьшать точность оценок. При этом традиционные стимулирующие меры педагогам, ориентированные на средние показатели успеваемости в классе, усугубляли неравенство между афроамериканскими и учащимися из доминирующей расовой группы (Hill, Jones, 2021), поэтому, возможно, более подходящей мерой будет стимулирование педагогов за прогресс учащихся с миграционным опытом. Противоречивые эффекты имеет обеспечение культурного соответствия педагогов и учеников, то есть привлечение педагогов с мигрантским опытом в школы (Neugebauer, Klein, Jacob, 2022).
Заключение
Проведенный анализ показывает, что формируемые на основе стереотипов (в отношении расы, этнической группы, миграционного статуса) предвзятые негативные установки и ожидания педагогов оказывают эффект на успеваемость учащихся с миграционным опытом: часто – значимый негативный эффект, редко – нейтральный или позитивный. Данные установки и ожидания педагогов могут проявляться в их деятельности в отношении учащихся с миграционным опытом, прежде всего в практиках оценивания, дисциплинарного воздействия, рекомендациях относительно траекторий обучения.
Характер и сила эффектов могут отличаться как для этнической группы и пола учащегося, так и для институционального и странового социокультурного контекстов. Таким образом, предвзятость педагогов в отношении учащихся с миграционным опытом вносит вклад в формирование образовательного неравенства.
Снижение влияния установок и ожиданий может быть достигнуто через такие целенаправленные интервенции, как осведомление педагогов о влиянии стереотипов, рекомендации по использованию ими объективных критериев оценивания, повышению внимания к учащимся, формированию высоких ожиданий, стимулирующие выплаты для педагогов, связанные с улучшением результатов учащихся с миграционным опытом.
Меры по корректировке установок и ожиданий педагогов в отношении учащихся с миграционным опытом потенциально будут способствовать росту академических результатов учащихся. Понимание детерминации учебных достижений через установки и ожидания педагогов, а также возможности управляющего влияния на этот процесс имеет особую важность для современной российской школы, решающей задачи обеспечения образовательной успешности всех учащихся в условиях роста разнообразия контингента школ.
Ограничениями исследования являются, во-первых, выборочный охват публикаций, во-вторых, включение только одного предиктора установок и ожиданий педагогов – стереотипов.
Научный и практический интерес представляют исследования дополнительных факторов, формирующих установки и ожидания педагогов в отношении детей с миграционным опытом, которые могут уточнить и дополнить предложенную модель: государственная миграционная политика (Finch, Hernández Finch, Avery, 2021), масс-медиа (Омельченко, 2021), школьный климат (в т.ч. установки профессионального сообщества) (Ulbricht et al., 2022), установки и ожидания родителей учащихся с миграционным опытом (Kast, Schwab, 2020), а также практики подготовки педагогов (Akcaoğlu, Arsal, 2022). Центральным исследовательским вопросом дальнейших исследований является эмпирическое изучение того, какой эффект оказывают установки и ожидания педагогов на академические результаты детей с миграционным опытом в российском образовательном контексте.