Структура профессиональной компетенции учителя начальных классов с точки зрения ФГОС второго поколения*

7174

Аннотация

В статье представлена разработанная авторами математическая модель профессиональной компетенции учителя начальной школы на основе применения метода множественного регрессионного анализа. Определена структура профессиональной компетенции учителя начальных классов, полученная методом экспертных оценок, соответствующая ФГОС второго поколения. Описана структура профессиональной компетенции учителя, включающая следующие виды специальных компетенций: профессиональные знания, методические умения, рефлексивно-аналитические умения, коммуникативная компетенция, социальная компетенция, правовая компетенция, результативность деятельности, информационная компетенция и организационные умения. С помощью методики шкалирования и ранжирования выделены частные компетенции, входящие в структуру специальных компетенций учителя. Представлены технология оценки профессиональных компетенций учителя начальных классов и процедура аттестации учителя в условиях перехода к новым образовательным стандартам.

Общая информация

* Исследование выполнено при поддержке федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009–2013 гг., госконтракт № П612 от 07.08.2009.

Ключевые слова: профессиональная компетенция , структура компетенции, модель профессиональной компетенции, процедура аттестации, уравнение множественной регрессии, квалификационная категория

Рубрика издания: Методология и технология образования

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Захарова И.М., Федекин И.Н. Структура профессиональной компетенции учителя начальных классов с точки зрения ФГОС второго поколения [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2010. Том 2. № 4. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2010_n4/Zaharova_Fedekin (дата обращения: 16.11.2024)

Полный текст

В связи с принятием новых Федеральных образовательных стандартов второго поколения возникла необходимость пересмотреть содержание образования, формы, методы обучения и воспитания, роль и место учителя в образовательном процессе, способы определения уровня профессионализма учителя начальной школы [3].
Идеологию ФГОС второго поколения характеризует ориентация на результаты образования, на реализацию системно-деятельностного подхода в образовании, на развитие личности учеников, на целенаправленную организацию учебной среды. В связи с этим принципиально меняются квалификационные требования и квалификационные характеристики учителей. Центральное место в них занимают профессиональные педагогические компетенции. В сущности, происходит принципиальное изменение содержания трудовой деятельности учителя начальной школы [3].
На основе сравнительного анализа различных теоретических подходов, а также требований ФГОС общего образования второго поколения на первом, теоретическом, этапе работы была определена структура профессиональных компетенций учителя начальных классов: методические умения; организаторские умения; рефлексивно-аналитические умения; информационная компетенция; правовая компетенция; социальная компетенция; коммуникативная компетенция; профессиональные знания; результативность деятельности.
Далее была произведена оценка важности данных компетенций для деятельности учителей начальных классов группой экспертов с помощью неградуированных шкал Дембо- Рубинштейн. Обработка оценок экспертов производилась при помощи метода множественного регрессионного анализа [2], в результате чего были получены модели оценки профессиональных компетенций в виде уравнения множественной регрессии для каждой квалификационной категории (базовой, первой и высшей).
На втором этапе исследования было определено содержание каждого специального вида профессиональной компетенции учителя.
С этой целью использовались методы ранжирования и экспертные оценки. Экспертам был предложен список специальных профессиональных компетенций, составляющих тот или иной вид общей профессиональной компетенции [3].
Например, социальная компетенция, согласно ФГОС второго поколения, предполагает следующие знания и умения: знание методов оценки степени социальной напряженности в отношениях ребенка с окружающей средой; знание показателей
формирования гражданской зрелости человека; знание средств оценки системы позитивных межличностных отношений (психологический климат и организационная культура); умение формировать позитивные межличностные отношения в детском коллективе; умение формировать положительный микроклимат в рамках организационной культуры в образовательном учреждении; умение разрешать конфликтные ситуации и оказывать поддержку в проблемных и кризисных ситуациях людям разного культурного и расово-этнического происхождения; умение эффективно взаимодействовать с родителями, педагогами образовательного учреждения по вопросам воспитания и развития учеников; построение своей деятельности в соответствии с нравственными, этическими и правовыми нормами [3].
Далее эксперты ранжировали («взвешивали») по степени важности каждый специальный вид компетенции. Путем нахождения среднего ранга конкретной компетенции по группе экспертов были отобраны 4-7 первых конкретных компетенций в каждом из определенных видов компетентности. Остальные критерии в дальнейшей работе не использовались, поскольку не имели существенного значения для работы учителя начальных классов [2].
Согласно задачам исследования, на третьем этапе оставшиеся конкретные компетенции были «взвешены» и найдена их «доля» в определенном виде компетентности. Для этой цели был использован метод средневзвешенных оценок.
При взвешивании доли каждой конкретной компетенции предлагалось пользоваться 100-бальной шкалой. Каждая конкретная компетенция оценивалась экспертами в указанном диапазоне, так что сумма баллов конкретных компетенций составляла 100, что приравнивается к определенному виду компетентности.
В результате были определены содержание каждого общего вида профессиональной компетенции и их доля (вес) по отношению к общей профессиональной педагогической компетенции учителя начальных классов.
Результаты второго и третьего этапов исследования представлены в таблице.
.
Т а б л и ц а 1. Весовые коэффициенты (средний балл) оценки экспертами основных составляющих профессиональной компетенции учителя

Профессиональные знания

Средний балл

Возрастная психология

16

Педагогическая психология

15

Теория обучения младших школьников

17

Теория и методика воспитания младших школьников

17

Современные педагогические технологии и методики обучения

22

Русский (татарский) язык

13

Правовая компетенция

Средний

 

балл

Конституция РФ

8

Закон РФ «Об образовании»

13

Конвенция о правах ребенка

13

Стандарты общего начального образования второго поколения

29

Должностная инструкция (по месту работы)

13

Правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения

11

Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»

13

Информационная компетенция

Средний балл

Владение основами работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами

15

Владение основами работы с мультимедийным оборудованием

14

Навыки применения существующих информационных технологий, в том числе цифровых образовательных ресурсов

14

Обоснованный (в соответствии с дидактическими целями и принципами) выбор программного учебно-методического обеспечения, включая цифровые

образовательные ресурсы

21

Навыки оценивания эффективности и результатов обучения младших школьников по предмету (курсу, программе), учитывая освоение знаний, овладение умениями, развитие опыта творческой деятельности,

познавательного интереса обучающихся, через использование компьютерных технологий, в том числе текстовых редакторов и электронных таблиц

18

Умения конструировать и использовать на уроке дидактические материалы с применением компьютерного программного обеспечения

18

Результативность деятельности

Средний балл

Использование учениками различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе введение текста с помощью клавиатуры, фиксация (запись) в цифровой форме и умения анализировать изображения, звуки, измеряемые величины, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной

избирательности, этики и этикета

22

Владение учащимися начальных классов логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родо-видовым признакам; установление аналогий и причинно-следственных связей

20

Выполнение учебных действий с языковыми единицами, использование знаний для решения познавательных, практических и коммуникативных задач (Русский язык, Родной язык)

14

Чтение вслух и про себя, анализ и преобразование художественных, научнопопулярных и учебных текстов с использованием элементарных литературных понятий (Литературное чтение)

17

Использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений

13

Выполнение устных и письменных арифметических действий с числами и числовыми выражениями, решение текстовых задач, действия в соответствии с алгоритмами, построение простейших алгоритмов, работа с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, совокупностями (Математика)

14

Методические умения

Средний балл

Умение сформировать у учащихся знаково-символические средства

представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач

15

Умение сформировать у учащихся операции сравнения, анализа, обобщения, простейшей классификации по родо-видовым признакам, установления аналогий, отнесения к известным понятиям

17

Умение сформировать у учащихся различные способы поиска информации, в том числе с использованием средств ИКТ (информационно-коммуникативных технологий), обработки, анализа и интерпретации данных в соответствии с учебной задачей; научить пользоваться словарями и справочной литературой для школьников

18

Умение сформировать у учащихся навыки участия в учебном диалоге и передачи в связном повествовании полученной информации

16

Умение сформировать у учащихся начальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета начальной школы

16

Умение сформировать у учащихся компетенции, заложенные в требованиях к освоению учебного материала конкретных учебных дисциплин

18

Коммуникативная компетенция

Средний балл

Владение приемами установления контакта с обучающимися разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе

30

Владение методиками диагностики причин конфликтных ситуаций

19

Владение навыками взаимодействия с другими специалистами при решении (педагогической) проблемы, реализации проекта

21

Умение организовать коммуникативную деятельность учеников, в том числе с развитием навыков речевого общения и этикета

30

Социальная компетенция

Средний балл

Умение формировать позитивные межличностные отношения в детском коллективе

30

Умение формировать положительный микроклимат в рамках организационной культуры в образовательном учреждении

20

Умение эффективно взаимодействовать с родителями, педагогами

образовательного учреждения по вопросам воспитания и развития учеников

25

Построение своей деятельности в соответствии с нравственными, этическими и правовыми нормами

25

Рефлексивно-аналитические умения

Средний балл

Умение адекватно оценивать текущее состояние и динамику

интеллектуального, морального, волевого развития ребенка

17

Умение оценивать текущее состояние и динамику освоения ребенком основной образовательной программы

18

Умение ставить цели на достижение успехов в предметной сфере учащихся и в достижении более высоких метапредметных результатов

15

Умение правильно выделять трудности в освоении учебных предметов, возникающие у ученика в начальных классах

17

Умение оценивать сформированность у учащихся учебных действий

(общеучебных умений)

16

Умение адекватно оценивать результативность своей педагогической

деятельности

17

Организационные умения

Средний балл

Знание принципов организации образовательной среды (в том числе воспитательной и информационно-образовательной)

13

Владение современными технологиями проектирования образовательной среды

16

Умение организовывать совместную и индивидуальную деятельность детей

19

Умение организовывать работу по продвижению ребенка в рамках

индивидуальной образовательной траектории

20

Умение учитывать внутренние и внешние условия выполнения своей деятельности и деятельности учащихся по достижению запланированных результатов

16

Умение выбирать из нескольких программ (средств) наиболее подходящую программу (средство) для достижения поставленной цели

16

 
Результаты, приведенные в таблице, имеют практическое значение: определена доля частной компетенции в каждом из девяти видов специальных компетенций учителя (методические умения, коммуникативная компетенция и т. д.). В некоторых компетенциях частные компетенции могут быть равновзвешенными, т.е. иметь одинаковое значение для интегральной характеристики профессиональной компетенции учителя. Например, в рефлексивно-аналитических умениях мы наблюдаем, что все шесть частных компетенций составляют примерно одинаковую долю в структуре данной компетенции. В других же видах, например в правовой компетенции, одна из частных видов компетенции, а именно знание стандартов второго поколения, имеет большее значение для формирования данного вида компетенции. Такую же закономерность мы можем увидеть в результативности деятельности, где наибольший вес по сравнению с другими частными видами компетенций имеет владение учениками навыками анализа, синтеза, обобщения (логическими операциями) [1].
Приведенные данные важны для составления процедуры аттестации учителей начальной школы. Знание структуры каждого вида компетенции и весовых долей входящих в ее состав частных компетенций позволит определить структуру требований к учителю в зависимости от квалификационной категории и обусловить систему заданий, предъявляемых учителю по тому или иному виду компетенций. Например, компетенция «профессиональные знания» структурно состоит из знаний по возрастной (16), педагогической (15) психологии, знания теории обучения (17), теории и методики воспитания (17), знания современных педагогических технологий (22), знания языка (13). Следовательно, при экспертизе данного вида профессиональной компетенции необходимо 7
включить в тестовые задания условно 16 вопросов по возрастной психологии, соответственно 15 вопросов по педагогической психологии и т. д. Данная процедура будет достаточно четко стандартизирована и обоснована результатами как теоретического, так и эмпирического исследования.
На втором этапе исследования нами были получены уравнения множественной регрессии для каждой из квалификационных категорий.
 
Уравнение множественной регрессии для базовой квалификационной категории:
 
БК=37,98+0,44ПрофЗн+0,5ОргУм-0,4ИнфКом-0,42СоцКом , где (1)
БК - общая профессиональная компетентность на уровне базовой категории;
ПрофЗн - профессиональные знания;
ОргУм - организаторские умения;
ИнфКом - информационная компетенция;
СоцКом - социальная компетенция.
 
Уравнение множественной регрессии для первой квалификационной категории:
 
ПерК=25,38+0,42МУ+0,26КомКом-0,13ПрКом, где (2)
ПерК - общая профессиональная компетентность на уровне первой категории;
МУ - методические умения;
КомКом - коммуникативная компетенция;
ПрКом - правовая компетенция.
 
Уравнение множественной регрессии для высшей квалификационной категории:
 
ВысК=38,12+0,43Рез+0,23МУ+0,1РАУ+0,09СоцКом-0,22ИнфКом, где (3)
ВысК - общая профессиональная компетентность на уровне высшей категории;
Рез - результативность деятельности;
МУ - методические умения;
РАУ - рефлексивно-аналитические умения;
СоцКом - социальная компетенция;
ИнфКом - информационная компетенция.
 
На заключительном этапе исследования имеется возможность подставить в данные уравнения числовые коэффициенты конкретных компетенций (см. табл.), полученные на третьем этапе исследования, и определяются требования к конкретному содержанию и структуре педагогической компетенции учителя в зависимости от уровня квалификации.
Следует отметить, что все коэффициенты корреляции, полученные в уравнениях (1), (2) и (3), являются статистически значимыми. Знак корреляции означает прямую или обратную зависимость и не несет смысловой нагрузки. В практическом смысле отрицательный знак коэффициента имеет лишь техническое значение при составлении листов экспертной оценки, когда высший балл присваивается более низкому показателю компетенции и, наоборот, при положительной корреляции.
Таким образом, для базовой квалификационной категории - уравнение (1) - необходимы определенный уровень профессиональных знаний, организационных умений, умения работать в команде и владение информационной грамотностью. Это хорошо согласуется с практикой педагогической деятельности учителя, так как вчерашнему выпускнику ВУЗа нужно еще наработать опыт применения полученных знаний, выработать свой индивидуальный стиль педагогической деятельности. Молодой специалист обязан учиться работать в социальной группе, где происходит интеграция результатов деятельности каждого входящего в педагогический коллектив.
Для учителя, претендующего на получение первой квалификационной категории, - уравнение (2) - наиболее значимыми являются методическая компетентность, далее коммуникативная компетентность и правовые знания. Структура по компонентам не совпадает с базовой категорией: учителю, претендующему на первую квалификационную категорию, уже недостаточно только уметь организовать свою педагогическую деятельность в соответствии с профессиональными знаниями, полученными в вузе, - ему необходимо проявлять методические умения, которые позволят сформировать у учащихся компетенции, заложенные в требованиях к освоению учебного материала. Необходимо научить младших школьников различным способам поиска информации, в том числе с использованием средств ИКТ, обработки, анализа и интерпретации данных в соответствии с учебной задачей, а также научить пользоваться словарями и справочной литературой.
При аттестации на первую квалификационную категорию появляются требования к коммуникативной компетентности учителя. Если учителю, имеющему базовую квалификационную категорию, необходимо уделять внимание работе в группе, учиться взаимодействию с родителями, коллегами, психологом и другими участниками учебновоспитательного процесса, то у учителя, получившего первую квалификационную категорию, этот уровень уже должен быть пройден: необходимо выстраивать и поддерживать успешные коммуникации не только в пределах школы, но и за ее пределами.
Наличие в уравнении правовой компетентности показывает, что учителю для повышения своей профессиональной компетентности следует владеть на более высоком уровне правовой основой педагогической деятельности. Особое внимание экспертов данному виду компетенции для получения первой категории объясняется, по-видимому, слабой правовой защищенностью педагога и ребенка в школе и участившимися случаями нарушения прав ребенка в практике школы.
Наиболее существенные различия (по сравнению с базовой и первой квалификационными категориями) были выявлены по структуре профессиональной компетенции учителя, претендующего на высшую категорию, - уравнение (3). Для подтверждения высшей квалификационной категории уже недостаточно только профессиональных знаний и организационных умений. Более важными видами компетенций для данной категории эксперты считают результативность деятельности учителя, методические и рефлексивно-аналитические умения. Эти результаты хорошо согласуются с требованиями ФГОС второго поколения, где указывается, что результативность является важнейшим показателем качества педагогической деятельности. Согласно полученным результатам, необходимо формировать субъекта учебной деятельности и развивать у младшего школьника общеучебные умения, что в принципе невозможно без внедрения в педагогическую деятельность учителя принципов развивающего обучения [1].
Таким образом, цель исследования достигнута, получены уравнения множественной регрессии, определяющие состав компетенций и их структуру для каждой из квалификационных категорий. Данный результат позволяет в практическом плане каждому учителю реально проанализировать, какие виды частных компетенций, входящих в структуру специальных компетенций, у него сформированы, какие сформированы частично, а какие еще отсутствуют.
Знание содержания определенного вида профессиональной компетенции учителя и структуры педагогической компетенции в целом дает возможность разработать конкретные задания для процедур аттестации учителей начальной школы, соответствующие требованиям ФГОС второго поколения.

 

Литература

  1. Давыдов В.В.Теория развивающего обучения. М., 1996.
  2. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных: Учеб. пособие. СПб., 2004.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утвержден приказом Минобрнауки России от 06.10.09, № 373 // Вестник образования России. 2009. № 2.

Информация об авторах

Захарова Ирина Михайловна, кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой теории и методики начального и дошкольного образования, Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов (ФБГОУ ВПО «НИСПТР»), Набережные Челны, Россия, e-mail: zaharova-i@mail.ru

Федекин Игорь Николаевич, кандидат психологических наук, заведующий кафедрой педагогики и психологии факультета педагогики и психологии, ФГБОУ ВО НГПУ, Набережные Челны, Россия, e-mail: ifedekin@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3328
В прошлом месяце: 16
В текущем месяце: 8

Скачиваний

Всего: 7174
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 3