Подготовка будущих педагогов к формированию речевой деятельности младших школьников

77

Аннотация

Подготовка будущих педагогов начальной школы в настоящее время является одной из актуальных проблем в современном Казахстане. Одним из таких путей является внедрение практико- ориентированной компетентности будущего педагога начальных классов. Это предполагает формирование профессиональной компетентности педагога начальной школы, его способности решать типичные профессиональные задачи на основе приобретённых знаний и опыта. В научной педагогике и психологии целью воспитания и oбучения является рaзвитие личнoсти ребёнкa. Рaзвитие личнoсти рaссмaтривaется кaк длительный прoцесс oсвoения культуры нaрoдa. Речевaя культурa — этo сoстaвляющaя чaсть oбщей культуры, пoэтoму речевoе рaзвитие является вaжнейшей зaдaчей фoрмирoвaния личнoсти дoшкoльникa и млaдшегo шкoльникa. Нaучить детей прaвильнoй и вырaзительнoй речи — кaк устнoй, тaк и письменнoй — слoжнaя зaдaчa, требующaя кoмплекснoгo пoдхoдa. В рамках констатирующего эксперимента авторы проанализировали программу и учебники «Самопознание» с 1 по 4 класс. Содержание данного предмета способствует развитию диалогической речи младших школьников. Подготовка будущих педагогов включает в себя три компонента учебной деятельности: содержательный, операционный и мотивационный. Взаимосвязь указанных компонентов может служить характеристикой уровня готовности. Также в ходе констатирующего эксперимента были определены уровни готовности будущих педагогов к работе над развитием диалогической речи на уроке самопознания. Полученные результаты эксперимента подтвердили необходимость создания методической системы к работе над развитием диалогической речи младших школьников.

Общая информация

Ключевые слова: речевая деятельность, младшие школьники, профессиональная компетентность, профессиональная компетенция , практико-ориентированная подготовка, диалогическая речь

Рубрика издания: Исследования в области образования

Для цитаты: Сапаргалиева А.Ж., Аралбаева Р.К., Муратбекова Д.Е., Рысбеков К.К. Подготовка будущих педагогов к формированию речевой деятельности младших школьников // Учёные записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. 2020. Том 34. № 2. С. 137–145.

Литература

  1. Выготский Л. С. Экспериментальное исследование развития понятий // Собр. соч. Т. 2. М.: Педагогика, 1982. 504 с.
  2. Гумбольдт В. Язык и философия культуры. М.: Прогресс, 1985. 416 с.
  3. Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: пособие для учителя. М.: Просвещение, 1990. 98 с.
  4. Платонова Н. М., Платонов М. Ю. Современные тенденции развития высшей школы // Ученые записки СПбГИПСР. 2014. Вып. 1. Т. 21. С. 81–86.
  5. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии // Мастера психологии. СПб.: Питер, 2002. 720 с.
  6. Самопознание: учебник для 1 класса / Р. А. Мукажанова, Г. А. Омарова, А. Б. Сапарбаева и др. Алматы: ННПООЦ «Бобек», 2016. 156 с.
  7. Самопознание: учебник для 2 класса / Р. А. Мукажанова, Г. А. Омарова, С. Р. Керимбаева и др. Алматы: ННПООЦ «Бобек», 2017. 160 с.
  8. Самопознание: учебник для 3 класса / А. А. Карабутова, О. Н. Ковригина, О. М. Токовенко Алматы: ННПООЦ «Бобек», 2018. 144 с.
  9. Самопознание: учебник для 4 класса / А. А. Карабутова, О. Н. Ковригина, О. М. Токовенко. Алматы: ННПООЦ «Бобек», 2019 160 с.
  10. Сапаргалиева А. Ж., Муратбекова Д. Е. Развитие речевой деятельности у детей младшего школьного возрас- та // Доклады Казахской Академии Образования. 2019. № 3. 2019. С. 152–161.
  11. Шерьязданова Х. Т. Реалии и перспективы подготовки специалистов-психологов в высшем звене образования: монография. Алматы: Қазақ университеті, 2019. 216 с.
  12. Щерба Л. В. Языковая система и речевая деятельность. Л.: Наука, 1974. 428 с.
  13. Sapargaliyeva A., Aralbayeva R., Sheryazdanova H., Rysbekov K. Podgotovka spetsialistov vspomogatelnykh professiy v respublike Kazakhstan [Training of specialists of helping professions in the republic of Kazakhstan]. Mediterranean Journal of Social Sciences, 2015, 6 (2), pp. 111–114.
  14. Sapargaliyeva A. Improving of the professional training of a pedagogical psychologist as a specialist of helping professions: theory and practice: monograph. Taldykorgan: Altyn baspa Publ., 2019. 147 p. (In Russian).

Информация об авторах

Сапаргалиева Айжан Жанисовна, PhD, ассоциированный профессор кафедры педагогики и психологии, Жетысуский государственный университет им. И. Жансугурова, Казахстан, e-mail: aizhan_sapargaliyeva@mail.ru

Аралбаева Рысжамал Кадыровна, доктор социологических наук, доктор социологических наук, профессор кабинета разработки и реализации образовательных программ, филиал Академии государственного управления при Президенте Республики Казахстан по Алматинской области., e-mail: arkadyka@mail.ru

Муратбекова Динара Ерболсыновна, докторант кафедры педагогики и психологии, Жетысуский государственного университета им. И. Жансугурова, Казахстан, e-mail: aizhan_sapargaliyeva@mail.ru

Рысбеков Кадыр Койшибекович, кандидат философских наук, ассоциированный профессор кафедры социально-гуманитарных дисциплин, Жетысуский государственный университет им. И. Жансугурова, Казахстан, e-mail: rysbekov1980@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 208
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 6

Скачиваний

Всего: 77
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 3