Организация изучения этнопсихологии народов Востока в Московском городском психолого-педагогическом университете

771

Аннотация

Материалы статьи отражают результат реализации ИОП «Этнопсихология народов Востока». Автор подчеркивает, что актуальность обсуждаемой темы, в первую очередь, обусловлена тем, что в наше время расширяющиеся экономические, политические и культурные связи России со странами Востока выдвигают на первый план необходимость активного изучения их языков и культур не столько в академическом, сколько в прикладном аспекте. Расширение и укрепление взаимоотношений с этими странами стимулирует потребность в свободно владеющих языком специалистах, компетентных не только в экономических, но и в культурных различиях. Отмечается, что нехватка кадров ощущается сегодня и в приграничных районах, и в центральных областях РФ. Подчеркивается, что несмотря на то что во многих вузах Российской Федерации изучают востоковедение, на сегодняшний день в системе высшего образования подготовка специалистов именно по этнопсихологии народов Востока не ведется. Обращается внимание, что Московский городской психолого-педагогический университет предпринимает первые шаги по созданию кафедры этнопсихологии народов Востока в МГППУ.

Общая информация

Ключевые слова: БРИК, Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), регионоведение, психология народов, этническая психология, этнопсихология

Рубрика издания: Психология образования

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Габуния Г.Г. Организация изучения этнопсихологии народов Востока в Московском городском психолого-педагогическом университете [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2010. Том 2. № 5. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2010_n5/Gabunia (дата обращения: 24.11.2024)

Полный текст

В последние годы происходит децентрация российских геополитических интересов и активизация контактов с азиатскими странами, причем не только политических и экономических, но и культурных. Это признается на всех уровнях государственных институтов. Актуальность востоковедческой проблематики с позиций нынешнего дня очевидна даже неспециалистам.
Нарастающий интерес России к Востоку в целом повышает необходимость научного исследования вопросов, связанных с развитием этих культур, их актуального состояния, опыта, накопленного древними народами, и особенно психологических аспектов. За последнее столетие изменяется парадигма всемирной истории: Восток перестает быть объектом приложения колонизаторских и цивилизаторских усилий Запада и превращается в мощный субъект мировой политики, ведет этнокультурное наступление на Запад [1, с. 197]. Мировое развитие определяется взаимодействием четырех главных цивилизационных комплексов:

  • китайского - 1,3 млрд человек;
  • индийского - свыше 1 млрд;
  • исламского - 1,3 млрд;
  • евро-атлантического - около 1 млрд.

Россия, будучи евразийской державой, теснейшим образом связана и с Востоком, и с Западом. Кроме того, как многонациональная и многоконфессиональная, она обязана и во внутренней политике опираться на фундамент знаний о межкультурной коммуникации. Формирование таких экономических союзов, как Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) и БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай), также свидетельствует о возрастающей значимости исследований по этнопсихологии Востока [8, с. 19].
Изучение цивилизационной специфики стран Востока необходимо для полноты представления о них как о партнерах в двусторонних отношениях и на мировой арене. Эти особенности, складывающиеся на протяжении тысячелетий, являются продуктом самобытной культуры каждого из восточных народов [3, с. 34]. Этнокультурные параметры определяют специфику ментальности народа, его этнопсихологию.
Расширяющиеся экономические, политические и культурные связи России по странам Востока выдвигают на первый план необходимость активного изучения их языков и культур не столько в академическом, сколько в прикладном аспекте. Так как Россия активно расширяет и укрепляет взаимоотношения с этими странами, потребность в специалистах, компетентных и в экономических, и в культурных различиях, свободно владеющих языком, возрастает. На сегодняшний день нехватка кадров ощущается и в приграничных районах, и в центральных областях РФ, в том числе и в Москве, где наиболее активно культурно-экономическое взаимодействие со странами Восточной и ЮгоВосточной Азии.

Развитие направления этнопсихологии народов Востока в МГППУ. Реализация инновационной образовательной программы «Этнопсихология народов Востока»

В структуре МГППУ уже существует единственная в РФ кафедра этнопсихологии и поликультурных проблем образования, однако политическая обстановка требует дополнительных ресурсов для изучения востоковедения в практическом аспекте.
Интерес к этой проблематике усиливается тем, что в Москве существуют образовательные учреждения, готовящие выпускников со знанием восточных языков, в частности, китайского. Наиболее успешно этот язык преподается в школе-интернате № 11, № 1649, ГОУ ЦО № 1948. В связи с этим отметим, что у их выпускников есть потребность в углублении знаний, полученных ранее.
Организация учебного процесса на кафедре дает возможность получить добротные знания по восточной этнопсихологии, как практические, так и теоретические, что позволит выпускать высококвалифицированные кадры. Эти специалисты будут иметь возможность применять свои знания, работая и в госструктурах, и в частном бизнесе. Причем не только у нас в стране, но и за рубежом. Такие специалисты будут востребованы в образовании, в культуре, в экономической сфере, в туризме и т.д.
Помимо основной направленности большое внимание будет уделено методам изучения восточных этносов. Абстрактные, необоснованные заключения о психологических особенностях народов вредны и могут оскорбить национальные чувства. Для психологов здесь острой проблемой является надежность тестов, экспериментальных процедур, применяемых для исследования этнических общностей. Особенности этнопсихологии того или иного народа проявляются в первую очередь в его мировоззрении [2, с. 106]. Вырабатываясь в течение тысячелетий, они закрепляются в сознании, переходя из поколения в поколение, путем усвоения исторического опыта народа. Важную роль в этом играют знание национальной истории, устной традиции (фольклора), классической литературы, философских достижений, религиозных норм, поведенческих установок, закладывающихся семейным и школьным воспитанием. Язык выполняет двоякую функцию - банка данных и ретранслятора специфических черт национальной психологии. Из этого следует, что свободное владение иностранным языком является одной из главных задач работы кафедры. Изучение языка с опорой на психологические особенности данного этноса будет проходить наиболее эффективно.
При разработке ресурсов нового направления стало очевидно, что в Москве проводится недостаточно прикладных исследований, и для решения стоящих перед МГППУ задач необходимо сотрудничество с вузами, имеющими передовой опыт по разработке этих проблем. Поездка в Дальневосточный государственный университет путей сообщения, Дальневосточный институт психологии и психоанализа оказалась очень эффективной - она дала возможность познакомиться с научными разработками в интересуемой области, обменяться опытом между вузами - победителями приоритетного национального проекта «Образование» посредством организации телемоста. Помимо взаимодействия с вузами Дальнего Востока осуществилось сотрудничество с Калмыкским государственным университетом, Восточным факультетом Санкт-Петербургского университета, Институтом востоковедения РАН.
На встрече с руководством1 Восточного факультета    Санкт-Петербургского государственного университета идея изучения востоковедения в психологическом вузе с применением соответствующих подходов была горячо поддержана. Сотрудники МГППУ выступили с презентацией инновационного проекта «Этнопсихология народов Востока». Был проведен круглый стол по обмену опытом реализации инновационных проектов.
Калмыкский государственный университет имеет большой научный опыт разработки проблем этнопсихологии, а также организации структур в рамках университета, занимающихся изучением данного вопроса. При встрече с ректором КалГУ Г. М. Борликовым и проректорами было подписано соглашение о сотрудничестве, намечены пути взаимодействия. Проблемы регулирования учебного процесса были освещены на встрече с директором Восточного института Е. Э. Хобуновой.
При посещении лаборатории педагогических инноваций обсуждались константы, составляющие этнос восточного народа (на примере калмыков - буддизм, фольклор, эпос Джангр, осознание себя как монголов). Эти положения необходимы при планировании обучения на кафедре этнопсихологии народов Востока.
Большую пользу университету принесли поездки в КНР, Монголию, так как они заложили основу для дальнейшего стратегического сотрудничества.
В связи с тем, что 2007 год был объявлен Годом Китая в России, большинство учебных пособий, подготовленных к тому времени, посвящено изучению особенностей китайского народа. Для России Китай - ближайший сосед, крупнейший экономический партнер, важный поставщик рабочей силы и одновременно очень значимый работодатель, а стало быть, и источник доходов. Поэтому интерес к Китаю, к китайскому языку и культуре постоянно растет и будет расти дальше не только в приграничных областях, но и в Москве. Монографии известных в мировом научном сообществе синологов2 являются новым востребованным продуктом, отвечающим запросам как специалистов-востоковедов, так и экономистов, взаимодействующих с КНР.
Таким образом, можно констатировать, что результаты ИОП «Этнопсихология народов Востока» воплощаются в несколько этапов:
Первый этап - создание вариативной системы подготовки постдипломного образования (курсы повышения квалификации, в том числе языковые).
Второй этап - обучение студентов-психологов по специализации «Этнопсихология народов Востока» (создание магистерских программ);
Третий этап - организация консультативного центра на базе МГППУ по вопросам, связанным с востоковедением вообще и психологическими аспектами в частности.

Перспективы реализации результатов инновационного образовательного проекта

В настоящее время результаты ИОП «Этнопсихология народов Востока» активно используются в работе Консорциума гуманитарных университетов ШОС. Последняя представляет из себя региональную международную организацию, основанную в 2001 году лидерами Китая, России, Казахстана, Таджикистана, Киргизии и Узбекистана. За исключением Узбекистана, остальные страны являлись участницами «Шанхайской пятерки», основанной в результате подписания в 1996-1997 годах между Казахстаном, Киргизией, Китаем, Россией и Таджикистаном соглашений об укреплении доверия в военной области и о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы. После включения Узбекистана в 2001 году участники переименовали ее в Шанхайскую организацию сотрудничества.
По итогам совместной работы была сформирована концепция сетевого университета, она подразумевает под собой проведение магистерских программ, которые будут реализовываться в ряде крупных университетов государств - членов ШОС. Таким образом, молодой человек поступает в один из головных вузов университета ШОС у себя в стране или за рубежом, и с этого момента он считается официально прикрепленным к вузу и становится его студентом. Получение диплома происходит на основе стандартных требований образовательной системы страны.
В этом году будут задействованы первые программы университета ШОС. Студенты будут обучаться в нескольких странах по очереди. Намечены пять направлений в обучении:

  1. регионоведение. В его рамках будут преподаваться языки, история и экономика всего региона;
  2. энергетика;
  3. экология. У стран-участниц ШОС очень много общих проблем, связанных с охраной окружающей среды, например, вопрос о трансграничных водных ресурсах;
  4. информационные технологии Современный век - век информатики. Сегодня в информационные технологии включены не только интернет, но и, например, цифровое телевидение, наладонные компьютеры, единые базы данных и т. п. Для будущего развития информатики в этом регионе университет ШОС будет готовить специалистов, знающих язык и свободно владеющих информационными технологиями;
  5. нанотехнологии Это направление - перспективное и наукоемкое. Оно требует больших совместных усилий и дорогостоящих исследований.

На данный момент единственным камнем преткновения остается вопрос о китайском языке, который согласно утвержденному решению стран-участниц наравне с русским станет официальным языком ШОС. Программа изучения китайского языка, по мнению экспертов, занимает как минимум два года. Это знание станет необходимым для студентов, решивших приобщиться к совместному китайско-российскому проекту. До сих пор дата создания университета неизвестна, однако работу по его учреждению уже ведут профильные ведомства стран - членов ШОС.
По результатам ИОП также идет разработка концепции научно-исследовательского центра. Планируется, что работа центра будет осуществляться по следующим направлениям:

  • оказание    научно-технических    и консультационных услуг    по всем направлениям деятельности;
  • выпуск тематических сборников научных трудов, материалов конференций и съездов, симпозиумов и других и их реализация;
  • редакционно-издательская деятельность по договорам с редакционноиздательскими организациями и типографиями, в том числе собственная полиграфическая деятельность;
  • консультирование, оказание исследовательских услуг.

В данный момент ведутся активные переговоры с потенциальными партнерами: Международной организацией по миграции, Бюро в Москве и Женеве; Московским Центром Карнеги; Управлением Верховного Комиссара ООН по делам беженцев; Центром миграционных исследований и Федеральной миграционной службой.
Задачи, стоящие перед Центром:

  1. исследование и разработка теоретических и методологических основ формирования и развития высшего образования в области этнопсихологии народов Востока;
  2. выполнение научно-исследовательских работ по этнопсихологии восточных этносов в интересах муниципальных образований и правительственных организаций Москвы;
  3. развитие инновационной деятельности с целью создания научной продукции и конкурентоспособных исследований, ориентированных на решение этнических проблем Москвы;
  4. расширение международного    научно-технического    сотрудничества с учебными заведениями и фирмами зарубежных стран с целью вхождения в мировую систему науки и образования и совместной разработки научной продукции в    области психологии;
  5. создание качественно новой исследовательской базы высшей школы в области этнопсихологических исследований;
  6. развитие финансовой основы исследований и разработок за счет использования внебюджетных средств и инновационной деятельности;
  7. в целях поддержания взаимосвязи и единства научного и учебного процессов в НИЦ:
  • привлекаются студенты к участию в научно-исследовательских работах, выполняемых за счет средств бюджета и внебюджетных источников финансирования;
  • проводятся на базе научных подразделений университета и в научно-учебных центрах, а также совместно с производственными и    научно производственными организациями - партнерами МГППУ разнообразные формы учебной работы: курсового и дипломного проектирования, учебной и производственной практики, целевой подготовки студентов, а также других форм подготовки специалистов;
  • организуются и проводятся внутривузовские конкурсы студенческих научно-исследовательских работ, студенческие научные конференции и семинары;
  • осуществляются    отбор и представление студентов для участия в межрегиональных, российских и международных конкурсах, в конкурсах грантов, проводимых Министерством образования и науки РФ, а также другими государственными и негосударственными структурами.
  • обсуждаются и разрабатываются структуры и модели функционирования научно-исследовательского центра, решаются кадровые вопросы.

Заключение

Следует констатировать, что направление «этнопсихология народов Востока» пока не получило достаточного развития в московских вузах. Несмотря на то что во многих вузах Российской Федерации изучают востоковедение, на сегодняшний день в системе высшего образования подготовка специалистов именно по этнопсихологии народов Востока не производится. Руководство Московского городского психолого-педагогического университета как инновационного вуза - победителя конкурсного отбора инновационных вузов, осознает необходимость изучения этих вопросов. В ходе реализации планов по созданию учебного и научного направления по этнопсихологии стран Востока были подготовлены уникальные учебные пособия, приобретена тематическая литература, налажены связи с российскими и зарубежными университетами и организациями, что, несомненно, имеет огромное значение для профессионального роста университета в целом.

1 Деканом Е. И. Зеленевым., профессором, доктором исторических наук; заместителями декана М. Ю. Илюшиной, кандидатом исторических наук; Н. В. Григорьевой, кандидатом исторических наук.

2 В первую очередь назовем труды академика В. С. Мясникова [3] и профессора Н. А. Спешнева [6]. Здесь же нельзя не упомянуть учебные пособия профессора Н. Е. Боревской «Система образования в контексте этнопсихологии» и профессора О. Е. Непомнина «Новая и новейшая история Китая», а также
труды С. А. Торопцева [7] и др. [4; 5;].

Литература

  1. Крысько В. Г. Этническая психология. М., 2002.
  2. Леонтьев А. А. Национальная психология и этнопсихология // Советская этнография. 1983. № 2.
  3. Мясников. В. С. Этнопсихологические особенности дипломатии КНР. М., 2007.
  4. Мясников В. С., Кузнецов А. П. Новейшие концепции исламской цивилизации: психология панисламизма. М., 2008.
  5. Мясников В. С., Кузнецов А. П. Формирование взаимных образов и стереотипов между Россией и Японией. М., 2008.
  6. Спешнев Н. А. Этнопсихология Китая. М., 2007.
  7. Торопцев С. А. Культурно-историческая психология китайцев: исторический и литературный аспекты. М., 2008.
  8. Чугров С. Идеологемы и внешнеполитическое сознание // Мировая экономика и международные отношения. 1993. № 2.

Информация об авторах

Габуния Галина Георгиевна, кандидат психологических наук, проректор по Международным связям, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, e-mail: oia.mgppu@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 2083
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 9

Скачиваний

Всего: 771
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 2