Психологическая безопасность образовательной среды школы и ее психолого-педагогическое сопровождение*

8400

Аннотация

Анализируются современные подходы к проблеме психологической безопасности образовательной среды и ее психолого-педагогического сопровождения. Концепция психологической безопасности образовательной среды И.А.Баевой рассматривается как основа для создания системы психолого-педагогического сопровождения безопасности образовательной среды школы. Представлены результаты эмпирического исследования безопасности образовательной среды школы, направленного на выявление уровня психологической безопасности образовательной среды и различий в его оценке педагогами и учащимися, а также анализ влияния уровня психологической безопасности образовательной среды на психологическое благополучие учащихся. Измерение уровня психологической безопасности образовательной среды школы проводилось при помощи методики И.А.Баевой. К основным результатам проведенного исследования следует отнести подтверждение предположений о различиях в оценке показателей психологической безопасности образовательной среды педагогами и учащимися школы и влиянии уровня психологической безопасности образовательной среды школы на психологическое благополучие учащихся.

Общая информация

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ, проект № 12-36-01034.

Ключевые слова: безопасность, психологическая безопасность, образовательная среда, психологическое благополучие , психолого-педагогическое сопровождение

Рубрика издания: Психология образования

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Баева И.А., Гаязова Л.А. Психологическая безопасность образовательной среды школы и ее психолого-педагогическое сопровождение [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2012. Том 4. № 3. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2012_n3/55542 (дата обращения: 05.12.2023)

Фрагмент статьи

Понятие «психологическое сопровождение» прочно вошло в теорию и практику психологической работы в системе образования. Однако несмотря на широкое распространение оно нуждается в определении целей, результатов, критериев эффективности, содержания деятельности, так как разброс мнений в отношении сути самого понятия чрезвычайно велик: от отождествления понятий «психологическая служба» и «служба сопровождения», использования последней как современного синонима первой до понимания сопровождения как гуманистически ориентированного процесса взаимодействия школьника и психолога. Необходимость разобраться в содержательном наполнении процесса психологического сопровождения диктуется, на наш взгляд, прежде всего, тем, что данный процесс в определенной степени заменил или потеснил то, что в школе всегда называлось воспитанием. Отсюда еще более актуальной и практико ориентированной задачей является создание и апробация психолого-педагогических технологий, позволяющих осуществлять психологическое сопровождение школьника, адекватное типу школы.

Литература

  1. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании. СПб., 2002.
  2. Баева И.А., Волкова И.А., Лактионова Е.Б. Психологическая безопасность образовательной среды: Учеб. пособие / Под ред. И.А. Баевой. М., 2009.
  3. Баева И.А. и др. Психология безопасности как теоретическая основа гуманитарных технологий в социальном взаимодействии / Под ред. И.А.Баевой. СПб., 2007.
  4. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М., 1998.
  5. Елисеева О.А. Субъективное благополучие подростков и психологическая безопасность образовательной среды // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2011. №3.
  6. Казакова Е.И., Тряпицына А.П. Диалог на лестнице успеха: Школа на пороге нового века. СПб., 1997.
  7. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении / Под ред. И.А.Баевой. СПб., 2006.
  8. Орлов А.Б. Психология личности и сущность человека: парадигмы, проекции, практики. М., 1995.
  9. Ясвин В.А. Экспертиза школьной образовательной среды. М., 2000.

Информация об авторах

Баева Ирина Александровна, доктор психологических наук, академик РАО, профессор, профессор кафедры психологии развития и образования, ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена» (ФГБОУ ВО РГПУ им. А.И. Герцена), заведующая научно-исследовательской лабораторией «Психологическая безопасность и культура в образовании». Директор образовательной программы магистерской подготовки «Психологическая безопасность в образовании и социальном взаимодействии», Санкт-Петербург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2457-8221, e-mail: irinabaeva@mail.ru

Гаязова Лариса Альфисовна, кандидат психологических наук, заместитель руководителя Федерального координационного центра по обеспечению психологической службы в системе образования Российской Федерации, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0542-6687, e-mail: gayazovala@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 5947
В прошлом месяце: 29
В текущем месяце: 6

Скачиваний

Всего: 8400
В прошлом месяце: 40
В текущем месяце: 5