Психологическая безопасность образовательной среды школы и ее психолого-педагогическое сопровождение*

8727

Аннотация

Анализируются современные подходы к проблеме психологической безопасности образовательной среды и ее психолого-педагогического сопровождения. Концепция психологической безопасности образовательной среды И.А.Баевой рассматривается как основа для создания системы психолого-педагогического сопровождения безопасности образовательной среды школы. Представлены результаты эмпирического исследования безопасности образовательной среды школы, направленного на выявление уровня психологической безопасности образовательной среды и различий в его оценке педагогами и учащимися, а также анализ влияния уровня психологической безопасности образовательной среды на психологическое благополучие учащихся. Измерение уровня психологической безопасности образовательной среды школы проводилось при помощи методики И.А.Баевой. К основным результатам проведенного исследования следует отнести подтверждение предположений о различиях в оценке показателей психологической безопасности образовательной среды педагогами и учащимися школы и влиянии уровня психологической безопасности образовательной среды школы на психологическое благополучие учащихся.

Общая информация

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ, проект № 12-36-01034.

Ключевые слова: безопасность, психологическая безопасность, образовательная среда, психологическое благополучие , психолого-педагогическое сопровождение

Рубрика издания: Психология образования

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Баева И.А., Гаязова Л.А. Психологическая безопасность образовательной среды школы и ее психолого-педагогическое сопровождение [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2012. Том 4. № 3. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2012_n3/55542 (дата обращения: 09.12.2024)

Полный текст

 

 

Концепция психологической безопасности образовательной среды - это система взглядов на обеспечение безопасности участников от угроз позитивному развитию и психическому здоровью в процессе педагогического взаимодействия. Данную систему взглядов мы формулируем, исходя из предшествующего теоретического анализа, в результате которого:

■      определены понятия «образовательная среда» (психологический аспект) и

«психологическая безопасность»;

■      обосновано заключение о возможности рассмотрения школы как одного из

социальных институтов, включенных в обеспечение национальной безопасности (ее социального аспекта);

■      выявлены основные угрозы, дестабилизирующие состояние психологической безопасности в образовательной среде [1; 3; 7].

Основные положения концепции психологической безопасности образовательной среды таковы.

1.             Образование есть отрасль человекопроизводства. Это означает, что школа как социальный институт, производящий «сверхсложный продукт» - личность, способную к самоактуализации, - должна создавать стабильные условия для его производства, использовать технологии, которые в минимальной степени несут в себе риск вреда процессу формирования и развития личности, обеспечивать его устойчивость и сопротивляемость негативным воздействиям социальной среды. В психологическом смысле можно говорить о том, что, если в авторитарной системе социальные институты (в том числе и школа) созданы для контроля над человеком, то в гуманистической парадигме они обеспечивают человеку «чувство базового удовлетворения», создают условия для развития и раскрытия личностного потенциала.

2.    Образовательная среда является частью образовательного пространства. Образовательное пространство имеет территориальную обозначенность и качественные характеристики, позволяющие полноценно удовлетворять потребности в развитии, социализации и культурной идентификации детей и молодежи при обязательном соблюдении их безопасности. Организационной структурой, обеспечивающей решение этих задач, выступает образовательная система, она включает в себя отдельные образовательные учреждения, психолого-педагогической сутью которых является создание образовательной среды. Важным условием, придающим образовательной среде развивающий характер, является ее психологическая безопасность. Единое образовательное пространство создается за счет образовательной политики, направленной на сохранение и укрепление физического, психического, социального здоровья всех субъектов системы образования. На уровне школы это выражается в системе мер, направленных на предотвращение угроз для позитивного, устойчивого развития личности. В психологическом смысле - это создание и внедрение технологий сопровождения психологической безопасности образовательной среды.

3.                               Для психологической безопасности образовательной среды существуют угрозы.

Основной угрозой во взаимодействии участников образовательной среды является получение психологической травмы, в результате которой наносится ущерб позитивному развитию и психическому здоровью, удовлетворению основных потребностей, т. е. возникает препятствие на пути самоактуализации. Основной источник психотравмы - психологическое насилие в процессе взаимодействия.

В организационном аспекте угрозу здоровью участников образовательной среды создает неразвитость системы психологической помощи, в результате чего деятельность службы сопровождения в системе образования оказывается неэффективной.

Устранение перечисленных угроз в образовательной среде будет способствовать снижению психологических опасностей в образовательном пространстве, а в более широком масштабе - способствовать распространению безопасных отношений участников в социальной жизни. Психологически безопасными можно считать такие межличностные отношения, которые вызывают у участников чувство принадлежности (референтной значимости среды), убеждают человека, что он пребывает вне опасности (отсутствие вышеперечисленных угроз), укрепляют психическое здоровье.

4.             Психологическую безопасность образовательной среды необходимо обеспечить. Обеспечение психологической безопасности образовательной среды и, как следствие, охрана и поддержание психического здоровья ее участников должно быть приоритетным направлением деятельности службы практической психологии в образовании.

Анализ угроз позволяет нам сформулировать критерии психологической безопасности образовательной среды. Первый критерий - это защищенность от психологического насилия во взаимодействии для всех участников образовательной среды. Угрозой психологической безопасности будет непризнание референтной значимости образовательной среды ее участниками и, как следствие, реализация намерения ее покинуть или отрицание ее ценностей и норм. Поэтому второй критерий психологической безопасности образовательной среды - ее референтная значимость, фиксируемая как отношение к ней. Угрозой психологической безопасности будет отсутствие у всех участников образовательной среды удовлетворенности основными характеристиками процесса взаимодействия, так как именно в этом процессе содержатся возможности и условия, обеспечивающие личностное развитие. Эмпирическими проявлениями здесь являются: эмоциональный комфорт, возможность высказать свою точку зрения; уважительное отношение к себе; сохранение личного достоинства; возможность обратиться за помощью, учет личных проблем и затруднений; внимание к просьбам и предложениям; помощь в выборе собственного решения. Третьим критерием психологической безопасности образовательной среды является уровень удовлетворенности основными характеристиками процесса взаимодействия.

Для выявления данных показателей психологической безопасности образовательной среды нами создана и апробирована методика «Диагностика психологической безопасности образовательной среды школы» [2].

Психологически безопасная образовательная среда, имеющая референтную значимость, удовлетворяющая основные потребности в личностно-доверительном общении, обеспечивающая психологическую защищенность включенных в нее субъектов, создается через психолого-педагогические технологии, построенные на основаниях диалога, на обучении сотрудничеству и отказу от психологического насилия во взаимодействии и направленные на развитие и формирование психологически здоровой личности.

Понятие «психологическое сопровождение» прочно вошло в теорию и практику психологической работы в системе  образования. Однако несмотря на широкое распространение  оно нуждается в           определении     целей,     результатов,     критериев эффективности, содержания деятельности, так как разброс мнений в отношении сути самого понятия чрезвычайно велик: от отождествления понятий «психологическая служба» и «служба сопровождения», использования последней как современного синонима первой до понимания сопровождения как гуманистически ориентированного процесса взаимодействия школьника и психолога. Необходимость разобраться в содержательном наполнении процесса психологического сопровождения диктуется, на наш взгляд, прежде всего, тем, что данный процесс в определенной степени заменил или потеснил то, что в школе всегда называлось воспитанием. Отсюда еще более актуальной и практико ориентированной задачей является создание и апробация психолого-педагогических технологий, позволяющих осуществлять психологическое сопровождение школьника, адекватное типу школы.

Возвращаясь к теоретическим истокам, можно отметить, что Л.С.Выготский рассматривал общение ребенка со взрослым в качестве одного из ведущих механизмов онтогенетического развития. А в современной практике сопровождение рассматривается, в первую очередь, как система профессиональной деятельности психолога, направленной на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуациях школьного взаимодействия [4]. Е.И.Казакова и А.П.Тряпицына в качестве исходного теоретического положения для формирования теории и методики сопровождения рассматривают системно-ориентационный подход, в логике которого развитие понимается как выбор и освоение субъектом тех или иных инноваций [6]. Естественно, каждая ситуация выбора порождает множественность вариантов решения, опосредованных некоторым ориентационным полем развития. Сопровождение может трактоваться как помощь субъекту в формировании ориентационного поля развития, ответственность за действие в котором несет субъект.

Таким образом, под сопровождением понимается метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. Крайне актуальным становится вопрос о характере условий, их оценке, технологиях создания, т. е. фактически мы имеем основание обратиться к еще одному современному психолого-педагогическому понятию - «образовательная среда». Образовательная среда чаще всего понимается как система условий формирования личности и возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении [9]. Причем в контексте воздействия службы сопровождения на образовательную среду главным предметом внимания становится ее социально-психологическая составляющая. В отечественной психологии связь человек с социальной средой соотносится с проблемой становления человека как личности.

Качественно-количественная характеристика связи личности с социальной средой, динамический результат ее социализации достигаются за счет включения во все возможные      каналы коммуникации, т. е. общения в его основных видах: непосредственного и опосредованного. Таким образом, функции общения при их реализации выступают как достаточные основания для психологического объяснения взаимодействия человека и социальной среды.

Общение в психологии понимается как явление и как процесс. Существенным свойством общения является то, что это есть социальная потребность, которая в ситуации неудовлетворения проявляется как жизненно необходимая. В силу этого она может рассматриваться как пограничная между физиологическими и социальными потребностями человека. Еще одним существенным свойством общения является то, что оно само по себе есть деятельность, своеобразный процесс, порождающий потребность в совместной деятельности. Наконец, существенной особенностью общения является то, что оно служит фоном любой другой деятельности.

Все эти параметры общения порождают психологическую составляющую образовательной среды школы, а качество их реализации будет либо способствовать позитивному развитию личности, либо порождать деформации, отклонения или препятствия на пути реализации личностного потенциала.

Таким образом, эффективность психолого-педагогического сопровождения может быть оценена в параметрах социально-психологической составляющей образовательной среды школы или в характеристиках педагогической реальности как совокупности всех деятельно-коммуникативных взаимодействий и взаимоотношений участников учебно­воспитательного процесса [8], т. е. можно говорить о среде как об объединяющем начале развития.

Авторы, анализирующие характеристики образовательной среды школы, часто упоминают категорию «безопасность». Одной из существенных психологических опасностей является неудовлетворение важнейшей базовой потребности в личностно­доверительном общении. Длительное ограничение возможностей самореализации ученика приводит к специфическому изменению его личности, побуждающему его выработать комплекс установок на окружающий мир и себя в нем, исходя из переживаний разобщенности значимых связей и отношений, ощущения незащищенности.

Теория «референтных групп» утверждает, что одним из существенных оснований выбора группы в качестве референтной является переживание эмоционального благополучия, трактуемого как чувство эмоциональной защищенности, безопасности. Именно такие группы получают наибольшую вероятность стать референтными, рассматриваются как «Мы». Отметим и то, что потребность в безопасности является базовой в иерархии потребностной сферы человека А. Маслоу, без частичного удовлетворения которой невозможно достичь самореализации.

Приведенные обоснования позволяют нам выдвинуть в качестве ключевой психологической характеристики образовательной среды школы характеристику ее безопасности. Под «безопасной психологической средой школы» мы понимаем среду взаимодействия, свободную от проявления психологического насилия, имеющую референтную значимость для включенных в нее субъектов (в плане положительного отношения к ней), характеризующуюся преобладанием гуманистической центрации у участников (т. е. центрации на интересах (проявлениях) своей сущности и сущности других людей) и отражающуюся в эмоционально-личностных и коммуникативных характеристиках ее субъектов.

Задача психолого-педагогического сопровождения безопасности образовательной среды школы - защита (создание безопасности) личности всех участников образовательной среды через создание условий для наиболее полноценного развития и реализации их индивидуальных потенций. В этой среде вырастает здоровая личность, которая не принимает решения в ущерб себе и окружающим, т. е. фактически безопасная среда - та, которая сохраняет, поддерживает и развивает психическое здоровье и психологическое благополучие ее участников.

Таким образом, можно говорить о еще одном интересном показателе, определяющем деятельность и конкретные технологии сопровождения с целью построения безопасной психологической среды, - о психическом здоровье и психологическом благополучии.

Только люди со здоровой психикой обычно чувствуют себя активными участниками социальной системы, поэтому в американской культуре принято определять душевное здоровье как вовлеченность в общение и социальное взаимодействие. Запущенность воспитания и неблагоприятные условия окружающей среды становятся причиной различных форм неадекватного поведения человека в обществе, криминального развития личности.

Критерии психического здоровья сегодня не представлены в виде устойчивого комплекса.

Исследователи перечисляют целый ряд параметров позитивного психического здоровья: адаптивность в микросоциальных отношениях; способность самоуправления поведением; разумное планирование жизненных целей и поддержание активности в их достижениях; адекватное восприятие окружающей среды и совершения поступков; целеустремленность; работоспособность; активность; полноценность семейной жизни; отношение к Я; рост, развитие и самореализация личности; целостность личности; активность восприятия реальности; самоуправление (самоконтроль).

Первичное обобщение позволяет отметить, что направленность на поддержание психического здоровья, прежде всего, заключается в следующем: запуск и поддержание процессов саморазвития; помощь в планировании жизненного пути и профессионального самоопределения; развитие способности к саморегуляции и самоуправлению поведением; профилактика социальных опасностей (употребление наркотиков, вербовка в деструктивные культы и т.п.).

Вместе с тем в многочисленных работах, исследующих перечисленные показатели, используются понятия, созвучные психическому здоровью, в их числе понятие «психологическое благополучие». О.Е.Елисеевой на основе анализа исследований, посвященных данной проблематике, было выявлено, что содержание психологического благополучия связано с эмоциональным равновесием и положительными эмоциями человека, что оно затрагивает отношение человека к себе, включает чувство собственного достоинства, чувство непрекращающегося развития и самореализации, может определяться через отношения с другими людьми, пронизанные заботой и доверием, определяет эффективность межличностного взаимодействия [5].

Проведенный анализ дает возможность обсуждать основные концептуальные положения организации деятельности психолого-педагогического сопровождения как важнейшей составляющей деятельности психологической службы в системе образования.

Таким основанием может служить нацеленность на создание безопасной психологической среды (что одновременно может выступать критерием эффективности деятельности службы сопровождения), а вариативные технологии по ее созданию должны быть ориентированы на поддержание психического здоровья и психологического благополучия всех субъектов учебно-воспитательного процесса. Вариативность технологий является обязательным условием, так как они должны соответствовать уровню развития образовательной среды каждой конкретной школы и особенностям окружающей школу более широкой социальной среды, т е. существенно отличаться для городской и сельской школы, но быть построенными на общих принципах психологической безопасности и поддержания психического здоровья и психологического благополучия.

Рассмотрим некоторые результаты эмпирического исследования психологической безопасности образовательной среды, касающиеся изучения уровня психологической безопасности и ее структурных компонентов в образовательных учреждениях, особенностей оценки уровня психологической безопасности субъектами образовательной среды - педагогами и учащимися, а также характера взаимосвязи уровня психологической безопасности образовательной среды и психологического благополучия учащихся.

Для анализа состояния проблемы психологической безопасности образовательной среды в школах нами произведена оценка индекса психологической безопасности в пяти общеобразовательных учреждениях города Москвы. Выборку исследования составили 124 педагога и 181 учащийся подросткового и младшего юношеского возраста. Цель исследования заключалась в оценке уровня психологической безопасности образовательной среды и ее структурных компонентов. Для выявления уровня психологической безопасности образовательной среды была использована методика «Психологическая безопасность образовательной среды школы» И.А. Баевой.

Для выявления уровня психологической безопасности образовательной среды школы и особенностей его оценки педагогами и учащимися был проведен сравнительный анализ полученных данных для каждой школы (рис. 1).

Результаты анализа позволили определить следующее.

Во-первых, уровень психологической безопасности школы в оценках обеих групп испытуемых изменяется относительно согласовано.

Во-вторых, во всех обследованных школах уровень психологической безопасности образовательной среды в оценках педагогов выше, чем у учащихся. Данный результат можно рассматривать с точки зрения возрастных и статусно-ролевых особенностей испытуемых и предположить, что поскольку образовательная среда для педагогов воплощает в себе поле их профессиональной деятельности и по ценностно-смысловому содержанию может выступать как более значимая, чем для учащихся, постольку,  соответственно, педагоги более чувствительны при оценке ее психологической безопасности.

Рис. 1. Уровень психологической безопасности образовательной среды школ в оценках педагогов и учеников в различных школах

В-третьих, различия в уровне психологической безопасности образовательной среды в разных школах в оценках учителей выражены довольно ярко, тогда как различия в оценке уровня психологической безопасности учащимися выражены незначительно. Такой результат может не только свидетельствовать в пользу предположения о большей ценностно-смысловой нагруженности образовательной среды для педагогов, но и говорить о том, что психологическая безопасность образовательной среды для педагогов и учащихся может детерминироваться различными факторами. Также можно предположить, что психологическая безопасность образовательной среды для педагогов может выступать условием ее безопасности для учащихся.

Кроме того, было выявлено, что существуют выраженные различия в том, как педагоги и учащиеся оценивают структурные компоненты психологической безопасности (рис. 2). Структурные компоненты психологической безопасности образовательной среды во всех школах у педагогов выше, нежели у учащихся, за исключением удовлетворенности межличностным взаимодействием - в ряде школ у педагогов довольно низкие показатели именно по этому компоненту.

Для предварительного анализа проблемы взаимосвязи параметров психологической безопасности образовательной среды школы и личностных характеристик учащихся в ходе исследования было проверено предположение о том, что психологическая безопасность образовательной среды для педагогов влияет на психологическое благополучие учащихся.

Проверка предположения о том, что уровень психологической безопасности образовательной среды может влиять на психологическое благополучие учащихся, осуществлялась при помощи однофакторного дисперсионного анализа. Компоненты психологического благополучия учащихся измерялись при помощи пакета методик, в число которых вошли «Шкала субъективного благополучия» в адаптации М.В.Соколовой, методика диагностики личностной креативности Е.Е.Туник, тест смысложизненных ориентаций в адаптации Д.А.Леонтьева.

В результате было выявлено, что в зависимости от уровня психологической безопасности образовательной среды для педагогов меняется и уровень компонентов психологического благополучия учащихся. В частности, психологическая безопасность образовательной среды для педагогов влияет на составляющие эмоционального благополучия - напряженность и чувствительность (F=2,48;                        p<0,05), значимость социального окружения (F=3,76; p<0,01), самооценку здоровья (F=6,42;            p<0,001); на смысложизненные ориентации - восприятие своей жизни как интересной и эмоционально насыщенной (F=4,63; p<0,001), представление о себе, как о человеке, обладающим свободой выбора при построении жизни (F=2,88; p<0,05), представление о себе, как о человеке, способном контролировать жизнь (F=2,84; p<0,05); на составляющие личностной креативности - склонность к риску (F=4,42; p<0,001), любознательность (F=6,11; p<0,001), стремление к постановке и решению сложных задач, настойчивость в достижении задуманного (F=3,30; p<0,01).

Результаты анализа показали, что в образовательной среде с высоким уровнем психологической безопасности для педагогов учащиеся отличаются более стабильным эмоциональным состоянием с преобладанием позитивно окрашенных эмоций и чувств, большим интересом к социальному окружению, уверенностью в собственных силах и возможности менять сложившуюся ситуацию. Также в такой образовательной среде учащихся отличает более выраженная познавательная активность и настойчивость при решении различных задач.

Таким образом, уровень психологической безопасности образовательной среды в различных образовательных учреждениях различается. Имеются различия и в показателях психологической безопасности образовательной среды в оценках педагогов и учащихся в одной и той же школе. Психологическая безопасность образовательной среды различных образовательных учреждений в оценках педагогов имеет, в отличие от данных учащихся, более выраженную дифференциацию и различия в зависимости от конкретного учреждения. Психологическое благополучие учащихся тесно связано с уровнем психологической безопасности образовательной среды для педагогов; в среде с высокими показателями психологической безопасности формируются такие составляющие благополучия, как эмоциональный комфорт, уверенность в себе и своих возможностях, более высокий уровень познавательной активности.

Подводя итоги, хотелось бы отметить, что проблема психологической безопасности образовательной среды и ее психолого-педагогического сопровождения, хотя и признана значимой и важной, тем не менее по-прежнему требует пристального внимания специалистов. Это связано с тем, что на данный момент, несмотря на наличие серьезных исследований, направленных на определение теоретико-методологических основ обеспечения безопасности, практическое воплощение многих положений требует дополнительных ресурсов, таких как психолого-педагогическая подготовка кадров, разработка и внедрение вариативных технологий психолого-педагогического сопровождения психологической безопасности образовательной среды и методики измерения их эффективности, выявление характеристик психологической безопасности образовательной среды, оказывающих наиболее существенное влияние на развитие и формирование личности детей и подростков.

Литература

  1. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании. СПб., 2002.
  2. Баева И.А., Волкова И.А., Лактионова Е.Б. Психологическая безопасность образовательной среды: Учеб. пособие / Под ред. И.А. Баевой. М., 2009.
  3. Баева И.А. и др. Психология безопасности как теоретическая основа гуманитарных технологий в социальном взаимодействии / Под ред. И.А.Баевой. СПб., 2007.
  4. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М., 1998.
  5. Елисеева О.А. Субъективное благополучие подростков и психологическая безопасность образовательной среды // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2011. №3.
  6. Казакова Е.И., Тряпицына А.П. Диалог на лестнице успеха: Школа на пороге нового века. СПб., 1997.
  7. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении / Под ред. И.А.Баевой. СПб., 2006.
  8. Орлов А.Б. Психология личности и сущность человека: парадигмы, проекции, практики. М., 1995.
  9. Ясвин В.А. Экспертиза школьной образовательной среды. М., 2000.

Информация об авторах

Баева Ирина Александровна, доктор психологических наук, академик РАО, профессор, профессор кафедры психологии развития и образования, заведующая научно-исследовательской лабораторией «Психологическая безопасность и культура в образовании». Директор образовательной программы магистерской подготовки «Психологическая безопасность в образовании и социальном взаимодействии», ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена» (ФГБОУ ВО РГПУ им. А.И. Герцена), Санкт-Петербург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2457-8221, e-mail: irinabaeva@mail.ru

Гаязова Лариса Альфисовна, кандидат психологических наук, заместитель руководителя Федерального координационного центра по обеспечению психологической службы в системе образования Российской Федерации, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0542-6687, e-mail: gayazovala@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 6797
В прошлом месяце: 115
В текущем месяце: 32

Скачиваний

Всего: 8727
В прошлом месяце: 14
В текущем месяце: 11