Разработка опросника для диагностики профессионально правомерной направленности личности

2582

Аннотация

Профессиональное образование нуждается в инструментарии, обеспечивающем не только оценку правовых знаний и способности эффективно их применять, но и диагностику мотивационной готовности будущих специалистов к правомерному поведению в сфере профессиональной деятельности. Ввиду недостаточности подобных инструментов целью описываемого в статье исследования выступила разработка методики, диагностирующей профессионально правомерную направленность личности (как мотивационную основу правомерной юридически компетентной профессиональной деятельности). Разработанный авторами опросник базируется на теоретической модели профессионально правомерной направленности личности, отражающей структурно-содержательные и критериально-оценочные характеристики ее сформированности. Приводятся психометрические характеристики опросника и результаты эмпирических исследований, необходимых для его валидизации, которые проводились на контингенте студентов неюридического вуза (выборка 250 человек в возрасте от 20 до 45 лет, соотношение мужского и женского пола 1:1).

Общая информация

Ключевые слова: правовое поведение, личностная детерминация, профессионально правомерная направленность, модель, диагностика, психометрические характеристики

Рубрика издания: Психология профессиональной деятельности

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Хащенко Т.Г., Шпак М.М. Разработка опросника для диагностики профессионально правомерной направленности личности [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2013. Том 5. № 4. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2013_n4/65817 (дата обращения: 13.12.2024)

Полный текст

Многовековая проблема правомерного поведения личности приобрела в российских реалиях характер острой социальной и народно-хозяйственной проблемы, которую не удается решить ни посредством повышения правовой информированности граждан, ни путем совершенствования норм законодательства и деятельности правоохранительных структур. То обстоятельство, что внешние стимулы законопослушного поведения не дают желаемого результата, преломляясь через неоптимальные внутренние условия (внутреннюю среду личности), закономерно актуализирует проблему личностной детерминации правомерного поведения, которая несмотря на активное и многолетнее изучение правового поведения разными науками (юриспруденцией, психологией, социологией, философией, педагогикой) остается недостаточно изученной [3].

Особую актуальность эта проблема приобретает в контексте профессиональной подготовки будущих специалистов к юридически компетентной правомерной деятельности в сфере их профессионального выбора. Очевидно, что акцент на формировании правовых знаний и способности будущего специалиста эффективно применять их на практике не отвечает реальности правоприменительной практики, показывающей, что сама по себе правовая «компетентность» не только не является гарантией соблюдения закона, но и нередко используется для умелого «обхода» закона без ущерба для себя и своего дела. Необходимым условием правомерного юридически компетентного поведения человека в профессиональной сфере выступает сформированность мотивационной основы такого поведения, что порождает потребность профессионального образования в инструментарии, позволяющем диагностировать не только операциональную готовность будущего специалиста к юридически грамотной правомерной деятельности, но и мотивационную готовность.

Однако если уровень правовых знаний и способность к их практическому применению успешно измеряются при помощи соответствующих тестовых заданий по правовым дисциплинам, то оценка сформированности мотивационной готовности к правомерной профессиональной деятельности затруднена ввиду недостаточности соответствующих методик. Разработка валидного инструментария, позволяющего осуществлять экспертизу мотивационной готовности к правомерной профессиональной деятельности, требует в свою очередь выделения и обоснования структурно-содержательных характеристик такой готовности.

Осуществленный нами синтез исследований правового поведения личности как социокультурного и психологического феномена, представленных в них подходов к определению сущности и классификации правового поведения, к объяснению его детерминации, анализ исследований личностных коррелятов различных видов преступлений и личностных предпосылок правомерного поведения, их гендерной и возрастной специфики, изучение трудов, посвященных формированию правосознания, правовых установок и правовой компетентности личности [3], приводят к выводу о детерминированности правового поведения сложными констелляциями личностных структур его субъекта. Несмотря на то, что взаимосвязь личностных структур, определяющая в конкретной ситуации выбор в пользу правомерного способа достижения целей, представлена в психологических и педагогических исследованиях фрагментарно, и на то, что внимание исследователей акцентируется преимущественно на операциональной готовности специалиста к эффективному использованию закона (качествах, обеспечивающих эффективное использование закона в решении профессиональных задач и реализации законных прав и обязанностей человека в сфере его профессиональной деятельности), сопоставление и обобщение накопленных данных позволяет выделить (и раскрыть структурно-содержательные характеристики) ключевую детерминанту правомерного профессионального поведения личности - ее профессионально правомерную направленность.

Выступая системным личностным образованием, определяющим отношения личности к себе и к другим как к субъектам правоотношений, к профессиональной деятельности как к нормативно регулируемой и к предметному миру, с которым она связана, профессионально правомерная направленность личности (ППНЛ) интегрирует три подсистемы (интра-, интер- и экстраориентационную) и четыре инвариантных компонента (когнитивный, аффективный, поведенческий и ценностно-мотивационный), элементы которых в контексте каждой из выделенных подсистем наполняются соответствующим этим подсистемам содержанием (табл. 1).

Интегральным критерием сформированности ППНЛ выступает сформированность всех трех ее подсистем, отражаемая совокупностью частных критериев (соответствующих подсистемам) и показателей (соответствующих четырем компонентам). Эта теоретическая модель легла в основу разработанного нами опросника «Профессионально правомерная направленность личности (ППНЛ)» ( см. приложение).

Общая характеристика опросника. Опросник ППНЛ предназначен для исследования сформированности профессионально правомерной направленности личности (как в целом, так и отдельных ее составляющих). Предполагаемый адресат описываемого варианта опросника - студенты и специалисты неюридических профессий, однако при соответствующей модификации опросник может быть использован и по отношению к юристам.

Текст опросника включает в себя 78 пунктов, в которых отражено содержание подсистем и компонентов профессионально правомерной направленности личности. Респонденту предлагается оценить степень своего согласия/несогласия с этими пунктами по пятибалльной шкале (5 баллов - абсолютно согласен; 4 балла - скорее согласен, чем не согласен; 3 балла - трудно сказать; 2 балла - скорее не согласен, чем согласен; 1 балл - абсолютно не согласен).

Сформированность ППНЛ анализируется по четырем основным и четырем вспомогательным шкалам, отражающим ее измерения. К основным шкалам отнесены: интраориентационная          (шкала 1), интерориентационная (шкала 2)

и экстраориентационная (шкала 3), а также общая шкала ППНЛ (суммарный показатель по описанным выше трем шкалам).

К дополнительным шкалам отнесены четыре шкалы, соответствующие «сквозным» компонентам профессионально правомерной направленности личности (отражающие сформированность этих компонентов): когнитивная (шкала 5), аффективная (шкала 6), поведенческая (шкала 7) и ценностно-мотивационная (шкала 8). Каждый пункт опросника входит в состав только одной основной шкалы и одной дополнительной (за исключением шкалы ППНЛ, которая отражает суммарный показатель по первым трем основным шкалам). Поэтому содержание одной из шкал не может быть использовано для изучения ППНЛ по другим шкалам. Анализ показателей основных и дополнительных шкал позволяет не только сделать вывод о степени сформированности профессионально правомерной направленности личности, но и выявить «слабые» места, на которые следует направить психолого-педагогическое воздействие при подготовке или повышении квалификации специалистов.

Психометрические характеристики опросника. Конструктная валидность опросника определяется логикой его конструирования, в которой отражается теоретико­методологический смысл предложенной трактовки профессионально правомерной направленности личности как системного личностного образования. Теоретическая модель, на которой базируется опросник, основана на обобщении большого массива накопленных научных данных (как теоретических, так и эмпирических) [3].

Для определения внутренней согласованности (одномоментной надежности опросника) рассчитывались коэффициенты а Кронбаха по основным шкалам опросника, которые составили: по шкале 1 - 0,672; по шкале 2 - 0,805; по шкале 3 - 0,789; по общей шкале (ППНЛ) - 0,894 (объем выборки 250 человек).

Для обоснования содержательной валидности опросника изучались взаимосвязи полученных при его помощи показателей с результатами выполнения методик, направленных на изучение близкородственных показателей. Для выявления корреляционных связей использовался метод корреляции Спирмена (объем выборки 200 человек в возрасте от 20 до 45 лет). Были установлены статистически значимые связи (табл. 2) с показателями нравственно-правовой надежности (методика Е.Ю. Стрижова [1]), с рейтингом ценности закона (модифицированная методика М. Рокича), с типом правового поведения личности [2]. Примененная модификация методики М. Рокича не нарушает концептуальной основы этой методики [4]: к восемнадцати терминальным и инструментальным ценностям были добавлены соответственно терминальная ценность «Жизнь в соответствии с законом (соблюдение норм права во всех жизненных ситуациях)» и инструментальная ценность «Эффективное использование закона в достижении целей».

                                                                                                                                                                 Таблица 2 Корреляции показателей по шкалам ППНЛ с результатами выполнения диагностических

методик, исследующих близкородственные показатели

Переменные

Valid N

R

t(N-2)

p-level

Шкала 1и активно правомерный тип поведения

200

0,2855

4,191

0,0000

Шкала 1 и активно неправомерный тип поведения

200

-0,2588

-3,770

0,0002

Шкала 1 и пассивно правомерный тип поведения

200

-0,2047

-2,943

0,0036

Шкала 1 и пассивно неправомерный тип поведения

200

-0,1884

-2,70

0,0075

Шкала 1 и нравственно-правовая надежность

200

0,1532

2,181

0,0304

Шкала 2 и активно правомерный тип поведения

200

0,1668

2,380

0,0183

Шкала 2 и активно неправомерный тип поведения

200

-0,2796

-4,098

0,0001

Шкала 2 и нравственно-правовая надежность личности

200

0,2895

4,255

0,0000

Шкала 3 и пассивно неправомерный тип поведения

200

-0,1535

-2,186

0,030

Шкала 3 и нравственно-правовая надежность личности

200

0,1760

2,516

0,0127

ППНЛ и активно правомерный тип поведения

200

0,2172

3,131

0,0020

ППНЛ и активно неправомерный тип поведения

200

-0,2626

-3,830

0,0002

ППНЛ и пассивно правомерный тип поведения

200

-0,1682

-2,402

0,0173

ППНЛ и пассивно неправомерный тип поведения

200

-0,1409

-2,003

0,0465

ППНЛ и              нравственно-правовая                              надежность

личности

200

0,2306

3,335

0,0010

Шкала 8 и активно правомерный тип поведения

200

0,1665

2,376

0,0185

Шкала 8 и активно правомерный тип поведения

200

-0,2660

-3,883

0,0001

Шкала 8 и нравственно-правовая надежность личности

200

0,2764

4,047

0,0001

Шкала 5 и активно правомерный тип поведения

200

0,1791

2,562

0,0112

Шкала 5 и активно неправомерный тип поведения

200

-0,1910

-2,739

0,0067

Шкала 5 и пассивно правомерный тип поведения

200

-0,1736

-2,480

0,0140

Шкала 5 и нравственно-правовая надежность личности

200

0,2115

3,045

0,0027

Шкала 8 и активно правомерный тип поведения

200

0,1730

2,471

0,0143

Шкала 8 и активно неправомерный тип поведения

200

-0,1987

-2,850

0,0048

Шкала 8 и пассивно правомерный тип поведения

200

-0,1653

-2,358

0,0194

Шкала 7 и пассивно неправомерный тип поведения

200

-0,1436

-2,041

0,0426

Рейтинг ценности закона в                                                                                           иерархии

инструментальных ценностей личности и шкала 6

200

-0,3720

-5,641

0,0000

Рейтинг ценности закона в иерархии терминальных ценностей и шкала 6

200

-0,3770

-5,73

0,0000

Шкала 8 и рейтинг ценности закона в иерархии инструментальных ценностей личности

200

-0,7078

-14,10

0,0000

Шкала 8 и рейтинг ценности закона в иерархии терминальных ценностей

200

-0,8537

-23,07

0,0000

 

Статистически значимых различий между представителями женского и мужского пола в исследуемой выборке не выявлено. Проверка тест-ретестовой надежности ППНЛ, проводившаяся спустя два месяца после теста (контингент - 120 человек), выявила преемственность данных, достаточную для позитивного вывода о надежности опросника.

Стандартизация опросника осуществлялась на студентах неюридического вуза очной и заочной форм обучения (объем выборки 250 человек в возрасте от 20 до 45 лет). С этой целью были вычислены максимальные и минимальные значения ППНЛ в исследуемой выборке, среднее значение, медиана, нижний и верхний квартили и стандартное отклонение по шкале ППНЛ (табл. 3), а также процентили по основным шкалам. Согласно полученным данным показатели от 83 до 92 баллов по первым трем шкалам и от 254 до 278 балов по общей шкале могут быть интерпретированы как показатели среднего уровня. Показатели выше и ниже указанных значений могут трактоваться соответственно как высокие и низкие. Однако для корректного нормирования требуются дополнительные исследования на других контингентах испытуемых.

Таблица 4

Описательная статистка по шкале ППНЛ

Переменные

Valid N

Mean

Median

Min

Max

Lower

Quartile

Upper Quartile

Std.Dev.

Шкала ППНЛ

250

265,0

270,5

165,0

321,0

247,0

286,0

32,25

Приложение

ОПРОСНИК ППНЛ 

Вопросы

Балл

1. Закон - творение человеческого общества, без которого невозможно благополучие и развитие общества

 

2. Я уверен, что хорошо знаю свои права, закрепленные Конституцией РФ

 

3. Тот факт, что все, происходящее в обществе, регулируется законодательством, придает больше уверенности и спокойствия членам данного общества

 

4. Я привык и смирился с тем, что в нашем обществе нужно всех и за все материально благодарить (врачей, учителей, чиновников и т.д.)

 

5. Закон - оковы, которые человечество изобрело, чтобы ограничивать свободу людей

 


6. Я достаточно хорошо знаю свои обязанности, закрепленные Конституцией РФ

 

7. Я чувствую себя спокойнее и увереннее, осознавая, что вся моя жизнь регулируется законом

 

8. Я привык и смирился с тем, что в нашем обществе не все правонарушения наказываются

 

9. Я убежден, что вся жизнь человека должна проходить в соответствии с нормами закона того общества, в котором он живет

 

10. Мои знания в области законодательства позволяют мне предвидеть последствия моих действий (или бездействия) в различных жизненных ситуациях

 

11. Я безразличен к правонарушениям, если нарушение закона не затрагивает благополучия моих близких и меня самого

 

12. Для меня, как и для моего ближайшего окружения, не привычно нарушать закон даже по мелочам

 

13. В современном обществе должно существовать равенство прав и обязанностей личности, общества и государства

 

14. Я знаю, какие из моих личностных качеств помогают мне эффективно отстаивать свои законные права, а какие мешают

 

15. Для меня любое известие о нарушении закона связано с неприятными переживаниями

 

16. Я привык к тому, что в нашем обществе не принято сообщать в компетентные органы о правонарушениях

 

17. Основные права человека незыблемы и должны соблюдаться как отдельными людьми, так и обществом в целом

 

18. Я хорошо представляю, какие из моих личностных качеств могут помочь мне вести себя в соответствии с законом при давлении со стороны

 

19. Мне неприятна даже сама мысль о том, что я сам могу нарушить закон

 

20. Я привык к противоречиям между правовой реальностью и нормами закона в нашем обществе

 

21. Если закон несправедлив, то его необязательно соблюдать, особенно в тех случаях, когда можно избежать наказания

 

22. Я знаю, что делать, если мои законные права нарушены

 

23. Я ненавижу закон и его представителей

 

24. Не может быть никаких особых обстоятельств, которые оправдывали бы нарушение закона

 

25. Я знаю, как при необходимости получить необходимую мне правовую информацию

 

26. Любой факт несправедливого применения закона вызывает у меня негативные переживания

 

27. Закон должен быть жизненной ценностью не только для меня, но и для окружающих меня людей

 

28. Я хорошо знаю нормы закона, определяющие мои взаимоотношения с другими людьми в различных сферах моей жизнедеятельности (бытовой, учебной профессиональной и т. д.)

 

29. То, что мои взаимоотношения с другими людьми регулируются законом, - это комфортно и удобно

 

30. Я не привык требовать от других людей соблюдения закона, если это не затрагивает меня и моих близких

 

31. Не только я, но и другие члены общества несут ответственность перед законом за свои действия (или бездействие) по отношению к другим людям

 

32. Я знаю, как выстраивать взаимоотношения с другими людьми при разрешении правовых ситуаций

 

33. Меня не волнует, когда посторонние или малознакомые мне люди нарушают закон

 

34. Я привык не оглядываться на нормы закона во взаимоотношениях с другими людьми

 

35. Осуществление моих прав и свобод ни при каких обстоятельствах не должно нарушать прав и свобод других людей

 

36. Я хорошо представляю себе свои сильные и слабые стороны при разрешении правовой ситуации с другими людьми

 

37. Я испытываю неприятные чувства, когда вижу, как допускается нарушение законных прав посторонних для меня людей

 

38. В моей среде не принято иметь дело с людьми, нарушающими закон

 

39. Законные права людей, с которыми я контактирую, для меня - безусловная ценность

 

40. Я достаточно хорошо знаю закон, чтобы не нарушать законные права других людей

 

41. Я очень болезненно переживаю, когда закон нарушается по отношению к близким мне людям

 

42. Я привык, что окружающие меня люди часто нарушают свои обязательства по отношению ко мне

 

43. Все люди, включая меня самого и тех, с кем я контактирую, равны перед законом

 

44. Я достаточно хорошо знаю закон, чтобы обеспечить исполнение другими людьми обязательств передо мной

 

45. Мне было бы крайне неприятно узнать, что кто-то из близких мне людей нарушает закон, даже в том случае, если это не грозит им негативными последствиями

 

46. Я привык помогать «своим» людям даже в нарушение закона

 

47. Мои обязанности перед другими людьми, закрепленные законом, для меня безусловны

 

48. Я хорошо знаю свои личностные качества, помогающие (мешающие) мне настоять на соблюдении закона другими людьми

 

49. Мне неприятно, когда люди, с которыми я контактирую, ведут себя так, как будто у меня есть только обязанности и нет прав

 

50. Люди, с которыми я имею какие-либо отношения, должны ответственно относиться к собственным законным правам и обязанностям

 

51. Я достаточно знаю закон, чтобы прогнозировать последствия моих правовых отношений с другими людьми

 

52. Приятно чувствовать уважение к моим законным правам со стороны других людей

 

53. Я хочу быть осведомленным о своих правах и обязанностях в рамках моей профессиональной деятельности

 

54. Я знаю, что любая профессиональная деятельность регулируется законодательством

 

55. Нормы, регулирующие мою профессиональную (учебную) деятельность, в целом вызывают у меня чувство удовлетворения и комфорта

 

56. Я привык, как и другие, соблюдать нормы профессиональной деятельности только при жестком контроле со стороны

 

57. Соблюдение норм закона в профессиональных взаимоотношениях - незыблемое условие профессиональной деятельности

 

58. Я хорошо знаю нормы, регулирующие мою профессиональную (учебную) деятельность

 

 

 

 

59. Если бы обстоятельства вынудили меня нарушить нормы моей профессиональной деятельности, я бы не испытывал из-за этого дискомфорта

 

60. Я привык соблюдать дисциплину труда

 

61. Нормы, регулирующие профессиональную деятельность человека, не должны нарушаться, даже если это «в интересах дела»

 

62. Я знаю, что я должен быть осведомленным о своих правах и обязанностях в рамках моей профессиональной деятельности

 

63. Мне безразлично, когда посторонние мне люди не выполняют нормы, регулирующие общую для нас профессиональную деятельность, если это не затрагивает мои собственные интересы.

 

64. Я привык отстаивать свои трудовые права

 

65. Не существует никаких причин, оправдывающих нарушение закона должностными лицами или специалистами

 

66. Я хорошо представляю себе, какие из моих личностных качеств могут помешать или помочь мне достигать профессиональных целей законными способами

 

67. Нарушение близкими мне людьми норм профессиональной деятельности беспокоит меня исключительно по причине возможного наказания

 

68. Я привык не обращать внимания на мелкие нарушения закона моими сотрудниками (сокурсниками)

 

69. Неукоснительное соблюдение норм профессиональной деятельности и профессиональное творчество несовместимы

 

70. Я знаю, что неудачи в профессиональной деятельности могут быть связаны с незнанием и несоблюдением закона

 

71. Мне неприятно, когда мои деловые партнеры (сотрудники) не соблюдают нормы, регулирующие нашу деятельность

 

72. Для меня привычно, что соблюдение трудовых прав моих сотрудников - это их собственное дело

 

73. Беспечное отношение к нормам закона - причина многих неприятностей в профессиональной деятельности

 

74. Я знаю, что моя осведомленность о нормах, регулирующих мою профессиональную деятельность, обеспечивает защиту моих прав

 

75. Мне неприятно, когда сотрудники требуют от меня соблюдения их прав даже по мелочам

 

76. Во всех профессиях: «праведно жить - скудно быть»

 

77. Я осознаю, что требования, предъявляемые ко мне руководством, не должны противоречить нормам закона

 

78. Я испытываю чувство уважения к коллегам, соблюдающим закон при любых обстоятельствах

 

 

Ключ к опроснику

(курсивом выделены «обратные» пункты опросника с обратным подсчетом баллов)

Шкала 1: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26

Шкала 2: 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52

Шкала 3: 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78

Шкала 4 (общий балл ППНЛ): подсчитывается путем суммирования баллов, полученных по шкалам 1, 2 и 3

Шкала 5: 2 6 10 14 18 22 25 28 32 36 40 44 48 51 54 58 62 66 70 74 77

 

Шкала 6: 3 7 11 15 19 23 26 29 33 37 41 45 49 52 55 59 63 67 71 75 78

Шкала 7: 4 8 12 16 20 30 34 38 42 46 56 60 64 68 72.

Шкала 8: 1 5 9 13 17 21 24 27 31 35 39 43 47 50 53 57 61 65 69 73 76

Литература

  1. Стрижов Е.Ю. Психология нравственной надежности и мошенничества: Монография. М.:ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2009. 305 с.
  2. Хащенко Т.Г., Хащенко А.В., Шпак М.М. Психология правомерного поведения. Опросник «Правовое поведение личности». Ульяновск: Ульяновская ГСХА, 2011. 67 с.
  3. Хащенко Т.Г., Хащенко А.В., Шпак М.М. Формирование личностной готовности студентов вуза к правомерной профессиональной деятельности: психолого-педагогические условия и технология: Монография. Ульяновск: Ульяновская ГСХА, 2012. 160 с.
  4. Rokeach M.The Nature of Human Values. N. Y.: The Free Press, 1973. 438 p.

Информация об авторах

Хащенко Татьяна Геннадьевна, кандидат психологических наук, Заведующая кафедрой права, психологии и педагогики Ульяновской государственной сельскохозяйственной академии имени П.А. Столыпина, e-mail: taropsy@mail.ru

Шпак Марина Михайловна, Аспирант кафедры права, психологии и педагогики Ульяновской государственной сельскохозяйственной академии имени П.А. Столыпина, e-mail: kafedrappp@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2156
В прошлом месяце: 14
В текущем месяце: 5

Скачиваний

Всего: 2582
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 2