Принципы организации социально-психологического сопровождения, направленного на профилактику социальных рисков подросткового возраста, в России и за рубежом

1431

Аннотация

Рассматриваются особенности разработки и внедрения программ социально-психологического сопровождения подростков в отечественной и зарубежной практике. Приоритетным направлением в сфере профилактики социальных рисков среди подростков и молодежи является предоставление систематизированной, комплексной, достоверной информации о последствиях употребления психоактивных веществ, обучение подростков методам самопомощи, саморегуляции, использование здоровьесберегающих технологий, формирование личной стойкой отрицательной позиции к проблеме употребления психоактивных веществ. Эффективность профилактических антинаркотических программ обусловлена выявлением целевой группы (с учетом психофизиологическим возрастных особенностей), разработкой комплекса профилактических мероприятий на основе межведомственного взаимодействия с привлечением к работе родителей (законных представителей) несовершеннолетних.

Общая информация

Ключевые слова: аддиктивные формы поведения, социальные риски, химическая зависимость, межведомственное взаимодействие по вопросам профилактики, социально-психологическое сопровождение социальных рисков

Рубрика издания: Психология развития

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2014060114

Для цитаты: Третьякова Т.В. Принципы организации социально-психологического сопровождения, направленного на профилактику социальных рисков подросткового возраста, в России и за рубежом [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. Том 6. № 1. С. 117–125. DOI: 10.17759/psyedu.2014060114

Полный текст

Подростковый возраст по праву считается одним из сложных этапов в развитии человека. Несовершеннолетние познают себя, свой внутренний мир, а также стремятся «заглянуть во взрослую жизнь». Нередко это сопровождается реализацией рискованного поведения (аддиктивного, делинквентного и девиантного). Зачастую подобный опыт характеризуется отрицательными последствиями и для самого подростка, и для его семьи, поэтому большое значение имеет профилактика социальных рисков в подростковом возрасте, поскольку это - условие предотвращения развития отклоняющегося поведения у несовершеннолетних.

Наряду с различными формами девиантного поведения (от лат. deviatio - поведение, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространенных и устоявшихся норм социума) более детального рассмотрения требует приобщение подростков к употреблению наркотических средств и психоактивных веществ - аддиктивные модели поведения (от англ. addiction - зависимость, пагубная привычка).

Аддиктивное поведение - одна из форм отклоняющегося поведения с формированием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния с помощью приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных видах деятельности. Факт приобщения подростка к одному виду аддиктивного поведения повышает вероятность вовлеченности в другие типы зависимости. По мнению С.А. Кулакова, аддиктивное поведение следует рассматривать «как злоупотребление одним или несколькими психоактивными веществами без признаков индивидуальной психической и физической зависимости, сопровождающееся ухудшением социального функционирования» [7, с. 15] .

Проблема приобщения подростков к употреблению алкоголя и наркотиков как к одному из видов рискованного поведения остается по-прежнему актуальной. В 2012 г. специализированными учреждениями Министерства здравоохранения Российской Федерации были зарегистрированы 85750 подростков с диагнозом наркологических расстройств [10]. Отечественные и зарубежные исследователи (А. Адлер, А.Е. Личко, Ц.П. Короленко и др.) сходятся в определении мультифакторной природы развития аддиктивного поведения. Исследователи выделяют следующие причины, приводящие к реализации аддиктивных форм поведения: медико-биологические, индивидуально­психологические, социальные [1; 8].

Аддиктивное поведение в подростковом возрасте проявляется в следующих формах: химическая зависимость (наркотическая, алкогольная, токсикомания), лудомания, компьютерная зависимость. В исследованиях А.Е. Личко, В.С. Битенского и других ученых в качестве причины формирования химических зависимостей рассматривается воздействие среды. Влияние референтной группы также может выступить решающим фактором приобщения подростка к наркотикам и алкоголю. Такие группы, как правило, складываются стихийно на почве нездоровых интересов и часто представляют собой микросреду, отрицательно влияющую на подростка, формирующую социально негативные интересы. Отсутствие духовных ценностей, моральных принципов, норм общественной жизни приводит к тому, что подростки охотно становятся активными участниками различных групп, в том числе и асоциальных. Подростки ищут понимания и принятия своих чувств, но на фоне наркотизации и алкоголизации в наркотическом или алкогольном дурмане формируется искаженное мировоззрение [8].

Рассматривая социальные факторы формирования аддиктивных паттернов в подростковом возрасте, следует уделить особое внимание роли семьи в этом процессе. Именно в семье закладываются и развиваются базовые качества личности ребенка (воля, эмоции, целеустремленность). Необходимое условие для гармоничного развития детей в семье - реализация следующих функций: воспитательной, экономической, эмоциональной, коммуникативной, освоение всеми членами семьи социальных норм и правил, а также ценностных ориентаций, определяющих стиль жизни, планы и способы их достижения. Алкоголизация, наркотизация родителей, их эмоциональная холодность, неудовлетворение жизненно важных потребностей ребенка влияют на тип личности подростка, на его интеллектуальную сферу и могут являться фактором, предрасполагающим к употреблению несовершеннолетними алкоголя и наркотиков [13].

В исследованиях Т.И. Шульги, Л.Я. Олиференко выявлено, что дезадаптированность семьи сказывается на таких отклонениях в поведении подростков, как правонарушения, употребление психоактивных веществ, воровство, побеги из дома, прогулы в школе. На фоне воспитания в деструктивной семье у подростка деформируются личностные особенности, изменяются в негативную сторону мотивационно-потребностная, эмоционально-волевая сферы, что может способствовать развитию аддиктивных паттернов поведения. Превентивные меры, направленные на предотвращение вовлечения подростков в процесс употребления наркотических веществ и алкоголя, составляют основу профилактической антинаркотической работы в учебных коллективах с привлечением к данной работе родителей (законных представителей) [16].

Таким образом, учитывая мультифакторную природу возникновения социально рискованного поведения у несовершеннолетних, в профилактическую работу следует вовлекать самого подростка, его родителей, ближайшее окружение (родственники, друзья, близкие, учебный коллектив), в противном случае эффективность мероприятий по профилактике социальных рисков снижается. Итак, мероприятия по профилактике социальных рисков подросткового возраста должны быть направлены не только на «группу риска» (подростков), но и на микросоциум и макросоциум (семья, образовательное учреждение, референтная группа).

В настоящее время на государственном уровне большое внимание уделяется программам, направленным на профилактику социальных рисков у подростков. В течение последних четырех лет в сфере государственной политики по борьбе с алкоголизмом и наркоманией принят ряд документов: «Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года», «План создания государственной системы профилактики немедицинского потребления наркотиков и совершенствования медицинской помощи и реабилитации больных наркоманией (на 2012-2020 годы)» и др. Наметилась тенденция к стабилизации количества лиц, страдающих наркологическими заболеваниями, как среди подростков, так и среди взрослого населения. В обществе создаются предпосылки к изменению приоритетных ценностей, основой которых является следование принципам здорового образа жизни. Следует отметить, что программы профилактики социальных рисков подросткового возраста реализуются на всей территории РФ [15].

На базе ГКУЗ «Московский научно-практический центр наркологии Департамента здравоохранения города Москвы» разработана и проводится «Комплексная программа первичной позитивной профилактики аддиктивного поведения в образовательных учреждениях» (Е.А. Брюн, О.Ж Бузик, Е.И. Сокольчик, О.А Габрильянц и соавторы). Программа состоит из двух частей: 1) методика проведения профилактических занятий для молодых людей в возрасте 15-17 лет, обучающихся в образовательных учреждениях и колледжах; 2) методика проведения профилактических занятий для педагогов и родителей подростков. Занятия для подростков направлены на снижение внутренних факторов риска и развитие возможностей противостояния внешним негативным воздействиям. Эффективность профилактических мероприятий во многом определяется системностью воздействия и степенью вовлеченности родителей и педагогического коллектива в данную работу. Особое внимание в программе уделяется формированию навыков эффективной коммуникации, личностной компетенции с учетом возрастных особенностей различных целевых групп [4].

В лаборатории медико-психологической реабилитации МГППУ разработана концепция «Становление в сфере образования системы профилактики аддиктивного поведения детей и молодежи города Москвы» (В.В. Аршинова, В.В. Барцалкина). В этой концепции представлена модель профилактической системы. Реализация концепции позволяет осуществлять в каждом конкретном случае адресное профилактическое вмешательство, которое «совместно с духовно-нравственным воспитанием является залогом становления благополучия и высокого качества жизни подрастающего поколения» [2, c. 11].

Институтом прикладных социальных технологий города Москвы разработана «Комплексная программа профилактики социального сиротства, реабилитации и коррекции социальных сирот и детей, пострадавших от семейного насилия». Решение проблемы социального сиротства тесно связана с профилактической работой с семьями, в том числе с семьями группы риска. Эта работа обеспечивается комплексом современных диагностических, коррекционных, реабилитационных технологий, разработанных с учетом специфики конкретной группы. Целевое назначение данной программы определяется внедрением целостной системы мультидисциплинарной поддержки и коррекционно­реабилитационной помощи детям и подросткам группы риска по социальному сиротству, а также развитием социозащитных учреждений как центрального звена профилактики социального сиротства [3].

Специалистами кафедры клинической психологии Московского государственного медико-стоматологического университета имени А.И. Евдокимова реализуются следующие программы: «Кораблик» (возраст участников от 6 до 12 лет), «Поддержка» (от 12 до 15 лет), «Опора» (от 16 до 20 лет), направленные на формирование здорового образа жизни на основе развития духовно-творческого позитивного потенциала и собственной ценностной позиции.

Программа «Кораблик» представляет собой обучение здоровому жизненному стилю. Она направлена на развитие эмоциональной сферы, обучение навыкам рефлексии чувств, формирование стремления преодолевать жизненные трудности, справляться со стрессом без использования отклоняющихся форм поведения. Программа разработана с учетом возрастных особенностей младшего школьного возраста.

Целью профилактической программы «Точка опоры» является формирование здорового жизненного стиля, личностных ресурсов и стратегий поведения, препятствующих употреблению наркотических веществ и других психоактивных веществ, и устойчивости к отрицательным социальным влияниям.

В процессе реализации программы «Поддержка» происходит формирования адаптивной личности, способной эффективно развиваться и преодолевать жизненные трудности.

Важно отметить, что только концептуально и стратегически обоснованные программы, разработанные на основе современной психологической науки и выполняемые профессиональными и подготовленными в данной области психологами, могут быть эффективными. Эффективность реализация профилактических программ обусловлена стратегическим обоснованием, концептуальной составляющей и внедрением программ профессионалами, подготовленными в данной области (Н.А. Сирота) [9].

В Южном федеральном округе действует долгосрочная краевая целевая программа «Дети Кубани» Департамента семейной политики Краснодарского края [11]. Одним из основных направлений этой программы является реализация государственной политики в отношении семей и несовершеннолетних, находящихся в сложной жизненной ситуации, в социально опасном положении. В Краснодарском крае на базе общеобразовательных учреждений реализуется программа антинаркотического воспитания «Здоровый образ жизни», в рамках которой проводятся спортивные мероприятий, лекции [6].

В Сибирском федеральном округе реализуется региональная программа профилактики девиантного поведения среди несовершеннолетних, один из ее компонентов - система профилактики безнадзорности и правонарушений. Здесь созданы специализированные учреждения для лиц группы риска, нуждающихся в социальной реабилитации. В таких учреждениях большое внимание уделяется трудовой и творческой реабилитации подростков, что предполагает организацию их игровой, коммуникативной, познавательной деятельности, формирование навыков социального поведения.

Важнейший аспект профилактической работы - взаимодействие специалистов с микросоциумом, с семьей. В Барнауле действует клуб «Надежда», он объединяет женщин, заинтересованных в решении проблем, связанных с воспитанием детей. На базе центра социальной помощи семье и детям работает «Школа эффективного родителя». На занятиях у родителей формируются навыки эффективного общения с детьми, ответственная родительская позиция [12]. Для подростков действуют программы «Умей сказать: “Нет”», «Твой выбор», направленные на формирование стойкой отрицательной позиции по отношению к употреблению психоактивных веществ, навыков позитивной коммуникации и т. д.

Профилактическая работа в различных регионах Российской Федерации имеет ряд особенностей. Так, мероприятия по профилактике употребления психоактивных веществ у коренных народов разрабатываются и проводятся с учетом физиологических особенностей: стремительная дезадаптация, узкий спектр социальных предложений, «безвозвратность потерь». В связи с этим в программах профилактики акцентируются просветительская деятельность, расширение возможностей альтернативной позитивной занятости населения (сохраняя самобытную культуру этих народов), подготовка специалистов из числа коренного населения, формирование собственной активной «трезвеннической» позиции.

На всей территории Российской Федерации разработку и реализацию антинаркотических профилактических программ осуществляют специалисты (педагоги- психологи, медицинские психологи, специалисты по социальной работе, врачи психиатры- наркологи), имеющие специальное образование, профессиональную подготовку и необходимую квалификацию для работы с детско-подростковой аудиторией и молодежью по вопросам профилактики употребления наркотических средств и других психоактивных веществ. Следует отметить, что профилактическая работа проводится с привлечением специалистов всех субъектов профилактики: КДН, ФСКН, администрации ГОУ, родительской общественности, центров психологического здоровья.

Таким образом, в Российской Федерации программы профилактики социальных рисков направлены на предупреждение вовлечения подростков в различные формы отклоняющегося поведения. Следует отметить, что на государственном уровне приоритетное значение придается именно профилактической работе, поскольку предотвращение вовлечения подростков и молодежи в различные формы отклоняющегося поведения - залог сохранения здоровья будущего поколения и формирования гармоничной личности, свободной от зависимости.

Анализируя зарубежный опыт (США, страны Западной Европы), следует отметить, что там наряду с антинаркотическими программами реализуется и профилактическая работа, направленная на предупреждение других социальных рисков подросткового возраста. Например, Департамент социального обеспечения штата Орегон (США) в сотрудничестве с другими организациями предлагает программы сохранения психического и физического здоровья подростков, предупреждения алкоголизма и зависимого поведения, программы для семей, программы предупреждения заболеваний ВИЧ и программы предупреждения подростковой беременности [5].

Рассматривая зарубежный опыт построения профилактических программ для подростков, следует отметить, что их целью является повышение у несовершеннолетних устойчивости к различным негативным социальным влияниям, в том числе и к употреблению наркотиков, а также формирование индивидуальной компетентности путем обучения личностным и социальным навыкам. В настоящее время такие программы широко распространены в США и странах Западной Европы и охватывают, в основном, три следующие области: информация и социальная устойчивость; развитие ряда личностных и поведенческих навыков; обучение различным социальным навыкам.

Деятельность Американской организация «PartnershipatDrugFree.org» ориентирована на прекращение употребления наркотиков среди подростков и молодежи, а также на родителей подростков, употребляющих ПАВ. Она охватывает множество программ, состоящих из следующих блоков: профилактический, лечебный, восстановительный. В каждом блоке родителям представлены рекомендации и приводятся содержание программ, подборки результатов исследований [17].

Таким образом, зарубежные профилактические программы, направленные на предотвращения развития отклоняющегося поведения, базируются на принципах формирования у несовершеннолетних устойчивости к различным негативным социальным влияниям и развития индивидуальной компетентности посредством освоения личностных и социальных навыков.

Следует отметить, что программы профилактики социальных рисков среди несовершеннолетних на территории Российской Федерации разрабатываются и действуют с учетом психофизиологических особенностей подросткового возраста, с привлечением к работе родителей (законных представителей) несовершеннолетних, т. е. профилактические программы направлены не только на подростка, но и на его непосредственное окружение - семью. Приоритетными направлениями в сфере профилактики         социальных рисков в подростковом возрасте являются не «пугающие практики», а систематизированная, комплексная, достоверная, адекватная информация о последствиях употребления психоактивных веществ, обучение методикам самопомощи, саморегуляции, использование здоровьесберегающих технологий, формирование личной стойкой отрицательной позиции к проблеме употребления психоактивных веществ.

При составлении профилактических программ, безусловно, необходимо акцентировать внимание на психологическом и социальном аспектах данной работы, так как психокоррекционная работа с подростком будет неэффективной без изменения модели взаимодействия несовершеннолетнего и его родителей. В настоящее время осуществление социально-психологического сопровождения программ профилактики социальных рисков подросткового возраста является необходимым аспектом в создании единого профилактического пространства с целью предотвращения развития отклоняющихся моделей поведения у несовершеннолетних.

Литература

  1. Адлер А. Понять природу человека. СПб.: Прогресс, 1997. 88 с.
  2.  Аршинова В.В., Барцалкина В.В. и др. Концепция «Становление в сфере образования системы профилактики аддиктивного поведения детей и молодежи города Москвы». М.: МГППУ, 2011. 99 с.
  3.  Борисов В.А., Ананьев Е.И., Кабакова Е.А. Комплексная программа профилактики социального сиротства, реабилитации и коррекции социальных сирот и детей, пострадавших от семейного насилия [Электронный ресурс]. URL: www. institutesocionom.ru.
  4.  Брюн, Е.А. Комплексная программа первичной позитивной профилактики аддиктивного поведения в образовательных учреждениях / Брюн Е.А., Бузик О.Ж, Сокольчик Е.И., Габрильянц О.А. и др. 2013 [Электронный ресурс] . URL: www.narcologos.ru.
  5.  Департамент социального обеспечения штата Орегон (США). Программы сохранения психического и физического здоровья подростков; предупреждение алкоголизма и зависимого поведения; программы для семей и т. д. [Электронный ресурс] URL: http://www.drugfree.org/about.
  6. Краснодарский край. Программа антинаркотического воспитания «Здоровый образ жизни» [Электронный ресурс]. URL: http://www.antinarko.ru.
  7.  Кулаков С.А. Психотерапия и психопрофилактика аддиктивного поведения у подростков // Журнал практического психолога. 1996. № 4. С. 4–7.
  8.  Личко А.Е., Битенский В.С. Подростковая наркомания. М.: Медицина, 1991. 300 с.
  9.  Москаленко У.Д. Зависимость семейная болезнь. М.: ПЕР СЭ, 2009. 129 с.
  10. Национальный научный центр наркологии Министерства здравоохранения Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: www.nncn.ru.
  11. Программа «Дети Кубани». Департамент семейной политики Краснодарского края [Электронный ресурс]. URL: http://www.kubzan.ru.
  12.  Программы: «Школа эффективного родителя», «Ответственное отцовство» г. Барнаул [Электронный ресурс]. URL: e-mail: criscentr@mail.ru.
  13. Пятницкая И.Н., Найденова Н.Г. Подростковая наркомания. М.: Медицина, 2008. 251 с.
  14.  Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Профилактика наркомании и алкоголизма. М.: Издат. центр «Академия», 2007. 175 с. URL : www.clinical-psy.ru.
  15.  Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года. 2009 [Электронный ресурс]. URL: www.fskn.gov.ru.
  16. Шульга Т.И. Проблемы волевой регуляции в онтогенезе // Вопросы психологии. 1994. № 1. С. 12–15.
  17. PartnershipatDrugFree.org [Электронный ресурс]. URL: http://theparenttoolkit.org/images/uploads/toolkit/resource_files/grandparents_guide.pdf).

Информация об авторах

Третьякова Т.В., медицинский психолог отделения профилактики зависимого поведения, Московский научно-практический центр наркологии Департамента здравоохранения, Москва, Россия, e-mail: tatjana.trt@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2701
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 6

Скачиваний

Всего: 1431
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0