Проектирование основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) подготовки педагогических кадров в соответствии с профессиональным стандартом педагога*

862

Аннотация

Деятельность педагога предполагает овладение им профессиональными (трудовыми) действиями, описанными в профессиональном стандарте, а также компетенциями и знаниями, необходимыми для их осуществления. В этой связи проектирование основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) предполагает профессионализацию подготовки педагога, т.е. такую модель его практико-ориентированного обучения, в которой основным образовательным результатом является способность будущего учителя строить профессиональную деятельность, в соответствии с профессиональным стандартом. В статье раскрываются особенности ОПОП подготовки педагогических кадров, разработанной нами в соответствии с профессиональными нормами, учитывающими те трудовые функции, которые учитель реализует в своей работе. Основная профессиональная программа состоит из модулей, разработанных с учетом идеи «событийности», где «входное/итоговое событие» отражает уровень готовности или способности к выполнению того или иного трудового действия.

Общая информация

* Работа выполнена при финансовой поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации (Государственный контракт № 05.043.11.0029 от 16.06.2014, проект «Усиление практической направленности подготовки будущих педагогов в программах бакалавриата в рамках укрупненной группы специальностей «Образование и педагогика» по направлению подготовки «Педагогическое образование» (Учитель основного общего образования) на основе организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и основного общего образования»).

Ключевые слова: бакалавриат, модернизация, модульное обучение, основная профессиональная образовательная программа

Рубрика издания: Методология и технология образования

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2015070407

Для цитаты: Ахтариева Р.Ф. Проектирование основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) подготовки педагогических кадров в соответствии с профессиональным стандартом педагога [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2015. Том 7. № 4. С. 60–72. DOI: 10.17759/psyedu.2015070407

Полный текст

 

Разработка образовательной программы, направленной на подготовку будущего учителя и удовлетворяющей требованиям усиления практической направленности, потребовала от нас проектирования основной профессиональной образовательной программы. Основная цель модернизации основной профессиональной образовательной программы (дальше по тексту ОПОП) состоит в приведении программ подготовки педагогических кадров в соответствии с теми требованиями, которые сформулированы в профессиональном стандарте педагога (и профессиональных стандартов других педагогических работников).

Исходя из этой цели, выпускник программы подготовки педагогических кадров должен быть готов (или способен) к осуществлению своей профессиональной деятельности в классе в соответствии со структурой и содержанием трудовых функций, указанных в профессиональном стандарте. Другими словами, его деятельность как педагога предполагает овладение профессиональными (трудовыми) действиями, описанными в профессиональном стандарте, а также компетенциями и знаниями, необходимыми для их осуществления.

Исходя из вышесказанного, в основу проектирования ОПОП была положена идея профессионализации подготовки педагога, т. е. такая модель его практико-ориентированного обучения, как утверждает А.А. Марголис, в которой основным образовательным результатом является способность строить будущую профессиональную деятельность, в соответствии с выработанными профессиональным сообществом нормами - профессиональным стандартом, что обеспечивает, в свою очередь, возможность полноценной учебной деятельности учащихся в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования (ФГОС ОО) [3].

Основная профессиональная образовательная программа (ОПОП) бакалавриата, реализуемая вузом по направлению подготовки 44.03.05 - Педагогическое образование, проектируется на основе сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и основного общего образования, регламентирует цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии осуществления образовательного процесса, оценку качества подготовки выпускника по данному направлению подготовки. ОПОП нацелена на методическое обеспечение реализации ФГОС ВО по направлению «Педагогическое образование» на основе организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и основного общего образования в соответствии с требованиями Профессионального стандарта педагога.

ОПОП разработана как модульная профессиональная образовательная программа. Принцип модульности использован с целью усиления практической направленности подготовки будущих педагогов на основе организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и основного общего образования на основе стандартов нового поколения. [4; 5; 6]

Данная программа принадлежит к уровню высшего образования и включает в свою структуру модули дисциплин. Исходя из того понимания модуля, которое А.А. Марголис определил, как «комплексная практико-теоретическая единица, направленная на формирование определенного набора профессиональных действий, соответствующих Профессиональному стандарту педагога» [3], мы определяем модуль как интегрированный комплекс учебных дисциплин, имеющий логическое завершение и разрабатываемый как часть образовательной программы.

Направленность каждого модуля на формирование готовности выпускника к реализации определенного рода трудовых действий, позволило определить следующую цель ОПОП: подготовка выпускника программы готового/способного к осуществлению своей профессиональной деятельности в классе в соответствии со структурой и содержанием трудовых функций, указанных в Профессиональном стандарте.

При проектировании ОПОП был определен основной образовательный результат ее реализации. Таким результатом является готовность/способность выпускника программы строить свою будущую профессиональную деятельность в соответствии профессиональным стандартом, что обеспечивает возможность полноценной учебной деятельности учащихся в соответствии с ФГОС ОО.

Процесс проектирования ОПОП отвечает следующим требованиям: практико- ориентированность образовательной программы на основе интеграции всех составляющих ее элементов; модульное построение ОПОП; «вертикальное» сетевое взаимодействие: вуз - образовательная организация, - реализующее программы среднего образования (вуз-школа).

Учебное содержание предложенных модулей (М1, М2, М3 и т. д) включает в себя не только интегрированный комплекс учебных дисциплин, направленный на освоение теоретических знаний, но и содержание практик, которое обеспечит возможность сформировать у студента необходимые профессиональные действия, связанные с реализацией конкретной трудовой функции будущего педагога. Содержание практик в основном и дает возможность проверить готовность/способность выпускника программы к выполнению того или иного трудового действия.

Миссия основной профессиональной образовательной программы - усиление практической направленности подготовки учителя основного общего образования на основе сетевого взаимодействия вуза и школы. Реализовать данную миссию позволит то, что в процессе освоения содержания модуля студент будет иметь оптимальное количество «входов» и «выходов» в базовую образовательную организацию (вуз) и сетевую образовательную организацию (школа). Это возможно в случае заключения соответствующих договоров между вузом и конкретной школой, где определяется «зона ответственности» каждого участника сетевого взаимодействия.

Исходя из требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 - Педагогическое образование (с двумя профилями образования) (уровень бакалавриата) (проект) [6], в результате освоения программы бакалавриата у выпускника должны быть сформированы общекультурные, общепрофессиональные, профессионально-прикладные компетенции, обеспечивающие готовность к выполнению профессиональных действий.

Анализ компетенций, формируемых в результате реализации ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.05 - Педагогическое образование [6], и трудовых действий, к которым должен быть готов выпускник программы бакалавриата, определенных в Профессиональном стандарте «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)»[4], позволил определить те компетенции, которые необходимы будущему учителю, но которые не определены в ФГОС ВО. Эти компетенции обозначены как дополнительные компетенции (ДК). Выпускник программы бакалавриата должен обладать следующими дополнительными компетенциями.

ДК-1 - готовностью к использованию диагностического инструментария для анализа эффективности учебных занятий и подходов к обучению.

ДК-2 - готовностью к использованию диагностического инструментария для контроля и оценки индивидуальных образовательных достижений обучающихся.

ДК-3 - способностью мотивировать образовательную деятельность учащихся, в том числе с особыми образовательными потребностями.

ДК-4 - способностью управлять деятельностью обучающихся на основе установленных правил и норм поведения.

ДК-5 - способностью решать задачи воспитания в различных видах деятельности обучающихся (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.).

ДК-6 - готовностью к созданию и поддержанию традиций образовательной организации.

ДК-7 - готовностью к конструктивному взаимодействию с родителями (законными представителями) в решении образовательных задач.

ДК-8 - готовность к экспериментальной деятельности, направленной на апробацию и внедрение новых образовательных технологий и образовательных ресурсов.

Проектируемая ОПОП состоит из следующих блоков, которые определены в ФГОС ВО [6]. Блок 1 «Модули (Дисциплины)», который включает модули (дисциплины), относящиеся к

базовой части программы, и модули (дисциплины), относящиеся к ее вариативной части.

Блок 2 «Практики», который в полном объеме относится к вариативной части программы.

Блок 3 «Государственная итоговая аттестация», который относится к вариативной (профильной) части программы.

Структура ОПОП по направлению подготовки 44.03.05 - Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) на основе сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и основного общего образования, представлена в табл. 1.

Таблица 1

Структура основной профессиональной образовательной программы по направлению
подготовки 44.03.05 - Педагогическое образование

Структура программы бакалавриата

Объем программы бакалавриата с присвоением квалификации «прикладной бакалавр» в зачетных единицах

Блок 1

Модули

249

 

Базовая часть

67

Вариативная часть

182

Блок 2

Практики

45

Блок 3

Государственная итоговая аттестация

6

Объем программы бакалавриата

300

 

В рамках базовой части Блока 1 нашей ОПОП бакалавриата предлагается реализация следующих обязательных дисциплин: «Философия», «История», «Иностранный язык», «Безопасность жизнедеятельности», «Физическая культура». Обозначенные дисциплины реализуются в модулях: «Дисциплины гуманитарного и экономического цикла: гуманитарное и экономическое знание в образовательной практике» («Философия», «История»), «Культура коммуникаций» («Иностранный язык»), «Культура здоровья и безопасная, комфортная среда» («Физическая культура», «Прикладная физическая культура», «Безопасность жизнедеятельности»).

Составной часть любой ОПОП является дисциплина «Физическая культура», которая должна быть реализована в объеме 72 академических часов (2 зачетные единицы) в очной форме обучения в форме лекций, семинарских, методических занятий, а также занятий по приему нормативов физической подготовленности и «Прикладная физическая культура» - в объеме не менее 328 академических часов в очной форме обучения в форме практических занятий. Эти занятия предназначены в нашей программе для дальнейшего приобщения студентов к здоровому образу жизни, обеспечения физической подготовленности обучающихся, в том числе профессионально-прикладного характера. Предполагается, что эти занятия будут использованы и для выявления уровня физической подготовленности будущего учителя для выполнения им нормативов физической подготовленности.

Дисциплины «Физическая культура» и «Прикладная физическая культура» реализуются в модуле «Культура здоровья и безопасная, комфортная среда», в котором также предусмотрены «входные/итоговые события», направленные на выявление готовности/способности к выполнению трудовых действий, заявленных в профессиональном стандарте педагога. Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в разрабатываемом модуле устанавливается особый порядок освоения дисциплин и предусмотрены соответствующие «входные/итоговые события»[2].

Проектируемая нами образовательная программа подготовки бакалавров предусматривает изучение следующих модулей: «Дисциплины гуманитарного и экономического цикла: гуманитарное и экономическое знание в образовательной практике»; «Дисциплины математического и естественно-научного цикла: естественнонаучное и математическое знание в образовательной практике»; «Дисциплины профессионального цикла базовой подготовки: конструирование и реализация образовательных процессов»[1]; «Теоретические и экспериментальные основы педагогической деятельности: исследовательская и экспериментальная деятельность учителя»; «Психология и педагогика развития учащихся: практика личностно-ориентированного образования»; «Культура коммуникаций»; «Культура здоровья и безопасная, комфортная среда»; «Дисциплины профиля подготовки»; «Практика», «Итоговая государственная аттестация».

Модуль «Практика» включает две части: учебная практика, интегрированная в содержание учебных модулей, и производственная практика.

Каждый модуль (кроме модуля практики) имеет базовую (обязательную) часть и вариативную, устанавливаемую вузом (не менее 30% от объема модуля в целом). Вариативная часть дает возможность расширения и углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовой части модуля, позволяет студенту получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности, дальнейшего самосовершенствования. Выбор «траектории движения» по модулю определяется студентом с участием учителя - супервизора из сетевой школы и педагога из вуза с учетом успешности/не успешности изучения теории модуля.

Модуль практики позволяет студенту проводить «педагогические пробы» с целью «оттачивания» трудовых действий и необходимых умений в образовательном учреждении, участвующем в сетевом взаимодействии образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и основного общего образования. В этом модуле происходит «сборка» готовности/способности выполнения трудовых действий будущим педагогом, выпускником программы бакалавриата.

Практико-ориентированность проектируемой ОПОП реализуется через сетевое взаимодействие «вуз-школа». Сетевая форма реализации ОПОП предполагает совместную реализацию образовательной программы несколькими организациями, осуществляющими образовательную деятельность. Это происходит с привлечением при необходимости организаций науки, культуры, спорта и иных организаций, обладающих ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, учебных и производственных практик и иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой, на основе сетевого взаимодействия. Целью применения сетевого взаимодействия (в нашем случае - вертикальное взаимодействие) является повышение качества, как высшего педагогического образования, так и общего среднего образования. Сетевое взаимодействие «вуз-школа» реализуется с учетом потребностей рынка труда и предполагает расширение доступа обучающихся к современным образовательным ресурсам, технологиям и средствам обучения. Такое проектирование ОПОП позволяет предоставлять обучающимся возможности формирования индивидуальных образовательных траекторий, деятельностного освоения модулей, эффективного осуществления учебных и производственных практик, а также иных видов учебной и учебно­профессиональной деятельности, предусмотренных ОПОП. Образовательные организации, участвующие в сетевом взаимодействии по реализации ОПОП, должны иметь соответствующие лицензии на право осуществления образовательной деятельности и государственную аккредитацию.

Применение сетевой формы реализации ОПОП способствует углубленному освоению практико-ориентированных модулей, учебных дисциплин, а также эффективному проведению входных/итоговых событий модулей, осуществлению учебных и производственных практик и других видов учебной деятельности.

В табл. 2 представлена трудоемкость модулей, являющихся составной часть ОПОП.

Таблица 2

Трудоемкость модулей

 

Дисциплина

Заче тны х един иц

Часы, всего

Лекцион ные часы

Семинар ы/ практичес кие часы

Лаборат орные часы

Практи ка

СРС

Модуль «Дисциплины гуманитарного и экономического цикла: гуманитарное и экономическое знание в образовательной практике»

1

История

2

72

10

26

-

-

36

2

Культурология

2

72

10

26

-

-

36

 

3

Философия

2

72

10

26

-

-

36

Дисциплины вариативной части модуля: «Образовательная система как историко-социальный феномен», «Экономика и управление образованием», «Социологическая диагностика в образовании», «Правовые основы образовательной деятельности», «Этические основы образовательной деятельности»

4

1-я              дисциплина

вариативной         части

(одна из пяти)

2

72

10

26

-

-

36

5

2-я              дисциплина

вариативной         части

(одна из оставшихся четырех)

2

72

10

26

-

-

36

6

3-я дисциплина вариативной части (одна из оставшихся трехтрех дисциплин)

2

72

10

26

-

-

36

7

Итоговое событие

1

 

Всего

13

468

60

156

-

-

216

Модуль «Дисциплины математического и естественно-научного цикла:

Естественнонаучное и математическое знание в образовательной практике»

1

Естественнонаучная картина мира

2

72

12

24

-

-

36

2

Математика и основы математической обработки информации

2

72

12

18

6

-

36

3

Информационные        и

коммуникационные технологии                  в

образовании

2

72

12

-

24

-

36

Дисциплины вариативной части модуля: «Мультимедиа в образовании», «Электронное обучение», «Электронные образовательные ресурсы», «Информационные системы в образовании», «Интернет-

технологии в образовании»

4

1-я              дисциплина

вариативной части (одна из пяти)

2

72

4

-

32

-

36

5

2-я              дисциплина

вариативной части (одна из оставшихся четырех)

2

72

4

-

32

-

36

 

Всего:

10

360

44

42

94

-

180

Модуль «Дисциплины профессионального цикла базовой подготовки: конструирование и реализация образовательных процессов»

1

Феномен педагогической деятельности

2

72

10

26

-

-

36

2

Психология образования

2

72

10

26

-

-

36

3

Управление воспитательным

процессом

2

72

10

26

-

-

36

4

Управление учебно­познавательной деятельностью

2

72

10

20

6

-

36

5

Интерактивные практики образования

2

72

10

26

-

-

36

Дисциплины вариативной части модуля: «Оценивание эф( процесса», «Конструирование воспитательных программ» процессе», «Психолого-педагогические основы творческог реализация общеобразовательных программ»

активности учебно-воспитательного «Взаимодействие в образовательном

'о саморазвитии»; «Конструирование и

6

1-я              дисциплина

вариативной части (одна из пяти)

2

72

8

28

-

-

36

7

2-я              дисциплина

2

72

8

28

-

-

36

 

вариативной части (одна из оставшихся четырех)

 

 

 

 

 

 

 

8

3-я дисциплина вариативной части (одна из оставшихся трех дисциплин)

2

72

10

26

-

-

36

9

Учебная практика (распределенная)

4

144

-

-

-

144

-

1

0

Итоговое учебное событие (Педагогическая ярмарка)

1

36

-

-

-

-

-

 

Итого

21

756

76

206

6

144

288

Модуль «Психология и педагогика развития учащихся: практика личностно­ориентированного образования»

1

Возрастные и индивидуальные особенности развития учащихся

3

108

16

18

20

-

54

2

Школьная

психодиагностика

3

108

12

6

36

-

54

3

Методы активного социально­психологического обучения

2

72

8

28

-

-

36

Дисциплины вариативной части: «Психология и педагогика образования одаренных детей», «Психология детей с особыми образовательными потребностями», «Психолого-педагогические основы инклюзивного образования», «Коррекционно-развивающая работа с учащимися», «Психологические основы здоровьесберегающих технологий в образовании»

4

1-я              дисциплина

вариативной части (одна

2

72

8

16

12

-

36

 

 

из пяти)

 

 

 

 

 

 

 

5

2-я              дисциплина

вариативной части (одна из оставшихся четырех)

2

72

8

28

-

-

36

6

3-я дисциплина вариативной части (одна из оставшихся трех дисциплин)

2

72

8

28

-

-

36

7

Учебная практика (распределенная)

6

216

-

-

-

216

-

8

Итоговое учебное событие

1

36

-

-

-

-

-

 

Итого

21

756

60

124

68

216

252

Модуль «Теоретические и экспериментальные основы педагогической деятельности: Инновационная и экспериментальная деятельность учителя»

1

Исследовательская

деятельность учителя

2

72

10

26

-

-

36

2

Экспериментальная деятельность в общеобразовательных учреждениях

2

72

8

28

-

-

36

Дисциплины вариативной части: «Организация исследовательской деятельности школьников», «Педагогическая диагностика», «Исследовательская культура и профессиональный рост учителя»

3

1-я              дисциплина

вариативной         части

(одна из трех)

2

72

10

26

-

-

36

4

2-я              дисциплина

вариативной         части

(одна из оставшихся двух)

2

72

10

26

 

36

 

Всего:

8

288

38

106

-

-

144

Модуль «Культура коммуникаций»

 

 

Дисциплины модуля

12

Модуль «Дисциплины профиля»

 

Дисциплины модуля

170

Модуль «Культура здоровья и безопасная, комфортная среда»

 

Дисциплины модуля

5

Модуль «Практика»

 

Практики*

всего по ОПОП

45

 

Модуль «Итоговая государственная аттестация»

 

ИГА

6

 

Итого по ОПОП

300

* При проектировании ОПОП модуль «Практика» определен в объеме 45 зачетных единиц, одиннадцать из которых представлены в других модулях в форме учебной практики модуля. Эта учебная практика позволяет решать задачи усиления практической ориентированности модуля.

Финансирование

Работа выполнена при финансовой поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации (Государственный контракт № 05.043.11.0029 от 16.06.2014, проект «Усиление практической направленности подготовки будущих педагогов в программах бакалавриата в рамках укрупненной группы специальностей «Образование и педагогика» по направлению подготовки «Педагогическое образование» (Учитель основного общего образования) на основе организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и основного общего образования»).

Литература

  1. Ахтариева Р.Ф., Мокшина Н.Г., Мартынова В.А. Разработка модуля «дисциплины профессионального цикла базовой подготовки» основной профессиональной образовательной программы [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2015.№ 1. URL: www.science-education.ru/121-17875 (дата обращения: 19.10.2015).
  2. Ахтариева Р.Ф., Мартынова В.А. Усиление практической направленности подготовки будущих педагогов в программах бакалавриата[Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. URL: www.science-education.ru/120-15389 (дата обращения: 19.10.2015).
  3. Марголис А.А.Требования к модернизации основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) подготовки педагогических кадров в соответствии с Профессиональным стандартом педагога: предложения к реализации деятельностного подхода в подготовке педагогических кадров [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. № 1. URL: http://psyedu.ru/journal/2014/2/Margolis.phtml (дата обращения: 19.10.2015).
  4. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта “Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)” [Электронный ресурс]. (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 № 30550). URL:http://www.rg.ru/2013/12/18/pedagog-dok.html (дата обращения: 19.10.2015).
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897[Электронный ресурс]. URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959 (дата обращения: 19.10.2015).
  6. Проект приказа Министерства образования и науки Российской Федерации об утверждение федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование [Электронный ресурс]. URL. http:// http://quality-brgu.ru/index.php?id=52&Itemid=75&option=com_content&view=article (дата обращения: 19.10.2015).

Информация об авторах

Ахтариева Разия Файзиевна, кандидат педагогических наук, Декан факультета физической культуры Елабужского института, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Елабуга, Россия, e-mail: raziya-a@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1897
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 13

Скачиваний

Всего: 862
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0