Деятельностный подход и практико-ориентированное обучение в подготовке учителя начальных классов: опыт Сибирского федерального университета*

1241

Аннотация

Целью реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2011–2015 гг., в рамках которой ведется работа авторов статьи, является развитие сетевого взаимодействия с системой СПО для получения педагогического образования на основе новых модулей и правил реализации программ бакалавриата, предполагающих усиление практической направленности подготовки будущих учителей как основы для совершенствования федеральных образовательных стандартов высшего образования, разработки новых примерных основных образовательных программ и поиска новых способов оценки образовательных результатов в соответствии с требованиями Профессионального стандарта педагога. Авторы считают, что успешное внедрение результатов работы по данному направлению позволит повысить качество подготовки учителей начальных классов, а также снизить кадровый дефицит в системе начального общего образования, в системе среднего профессионального образования Российской Федерации и Красноярского края.

Общая информация

* Работа выполнена при финансовой поддержке Министерства образования Российской Федерации (Государственный контракт № 05.043.12.0031 от 18.06.2014, проект: «Усиление практической направленности подготовки будущих педагогов в программах бакалавриата в рамках укрупненной группы специальностей “Образование и педагогика” по направлению подготовки “Психолого-педагогическое образование” (Учитель начальных классов) на основе организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и среднего профессионального образования»).

Ключевые слова: педагогическое образование, бакалавриат, сетевое взаимодействие, академическая мобильность, модульное обучение, учебный модуль, практико-ориентированное обучение

Рубрика издания: Методология и технология образования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2015070414

Для цитаты: Смолянинова О.Г., Коршунова В.В. Деятельностный подход и практико-ориентированное обучение в подготовке учителя начальных классов: опыт Сибирского федерального университета [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2015. Том 7. № 4. С. 149–162. DOI: 10.17759/psyedu.2015070414

Полный текст

 

Проблема подготовки педагогических кадров - одна из важнейших проблем в современной системе педагогического образования. Особенно актуальной она становится в свете принятия федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и Профессионального стандарта педагога. Важнейший вопрос: каким должен быть учитель в школе будущего? Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», реализация которой началась в 2010 г., уделяет ключевое внимание роли учителя в современной школе: «Новая школа - это новые учителя, открытые всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет». В соответствии с ФГОС начального общего образования, задачей учителя является организация образовательного процесса в школе таким образом, чтобы каждый обучающийся имел возможность найти себя в будущем, стать самостоятельным, творческим и уверенным в себе. Таким образом, система подготовки педагогических кадров для современной школы является важным вопросом в процессе модернизации образовательной системы. Вопрос об организации системы подготовки педагогических кадров не раз ставился в России.

Одной из таких проблем российского высшего образования является проблема обеспечения его качества. Создание внутренней системы управления качеством образования, решение вопросов организации учебного процесса, модернизации структуры и содержания реализуемых образовательных программ, внедрения в образовательный процесс современных педагогических технологий являются основой обеспечения высокого уровня качества подготовки специалистов.

Принимая во внимание вышесказанное, был объявлен конкурс проектов по модернизации педагогического образования в рамках реализации Федеральной целевой программы развития образования (ФЦПРО на 2011-2015 гг.). Министерство образования и науки РФ сегодня реализует комплексную программу повышения качества профессионального педагогического образования. Проект «Усиление практической направленности подготовки будущих учителей в программах бакалавриата в рамках укрупненной группы специальностей “Образование и педагогика” по направлению подготовки “Психолого-педагогическое образование” (Учитель начальных классов) на основе организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и среднего профессионального образования» является важнейшим направлением модернизации педагогического образования.

Основными причинами необходимости поиска новых путей и решений в сфере профессиональной подготовки педагогов были признаны следующие: низкое качество подготовки выпускников педвузов, отсутствие связи теоретической подготовки студентов с реальной профессиональной деятельностью, нежелание выпускников педагогических направлений идти работать по профессии (в школу), низкие показатели аккредитации педагогических вузов по сравнению с другими университетами.

Глобальная задача конкурса сформулирована следующим образом: вузы должны предложить принципиально новые подходы к системе подготовки будущего учителя, связать теорию и практику. В качестве ориентиров для участников были обозначены основные ожидаемые результаты проекта, а именно: увеличение количества студентов, которые осознанно идут получать педагогическое образование, изменение содержания и технологий подготовки будущих учителей начальных классов, повышение качества профессиональной подготовки педагога.

Сибирский федеральный университет с 2014 г. является участником проекта по разработке и апробации новых модулей основной образовательной программы бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» (направления подготовки - Учитель начальных классов), предполагающих усиление практической направленности подготовки студентов вузов в условиях сетевого взаимодействия высшего и среднего профессионального образования.

Командой проекта сформулированы предложения по обновлению содержания профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов с увеличением доли практической направленности подготовки в условиях сетевого взаимодействия ВО/СПО при сохранении его фундаментальности. Практико-ориентированная подготовка учителя предполагает изучение традиционных для российского образования фундаментальных дисциплин в сочетании с прикладными, практическими дисциплинами.

В литературе обоснованы различные принципы практико-ориентированного обучения: обеспечение гибкости и динамичности обновления образовательно-профессиональных программ в целом и по частям (блокам); реализация академической мобильности, академических свобод в сфере высшего образования; модульность программ и учебных дисциплин; разнообразие форм аудиторной работы и т. п.

Практико-ориентированная модель подготовки будущих учителей начальных классов предполагает освоение студентами образовательной программы не в вузовской аудитории, а через профессиональные пробы на базе школ. Таким образом, формирование у студентов профессиональных компетенций и трудовых действий/функций достигается за счет выполнения ими реальных практических задач в процессе сопровождения опытными наставниками (из числа кураторов вуза, СПО, супервизоров). В практико-ориентированном обучении важно иметь оценку результатов деятельности, организованной рефлексии и саморефлексии.

Усиление практической направленности подготовки будущих учителей в программах бакалавриата предполагало создание в вузе особых форм организации образовательного процесса, поиск новых подходов к организации практики с целью выполнения студентами реальных задач профессиональной деятельности в режиме супервизии. В модели СФУ практико-ориентированное обучение организуется на основе сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и среднего профессионального образования и школами - базами практик студентов.

В ходе работы над проектом совместно с партнерами ВО/СПО/НОО была разработана общая концепция модульной образовательной программы подготовки будущих учителей начальных классов, позволяющая осуществлять многоканальность входов в образовательную программу и выстраивать индивидуальные образовательные маршруты. Также был создан модульный учебный план, в рамках которого реализуется разработанная сетевая образовательная программа и внесены необходимые изменения в учебные планы сетевых партнеров для дальнейшей апробации.

Главными идеями инновационной программы профессионального образования стали модульность, интегративность, многоканальность и подготовка учителей начальных классов в поликультурном образовательном пространстве. Перечисленные идеи тесно взаимосвязаны.

Модульный принцип построения программы позволил достичь основной цели проекта - развить на основе новых модулей сетевые формы получения педагогического образования в условиях сетевого взаимодействия ВО/СПО, разработать механизмы реализации программ бакалавриата, предполагающих многоканальность получения образования.

Разработка модульной примерной основной образовательной программы подготовки будущих учителей предполагает возможность построения бакалавром индивидуальной образовательной траектории в процессе перехода с одного направления обучения на другое путем выбора тех или иных модулей и использования вариативности «входов» в педагогическую программу и «выходов» из нее, что является основой для совершенствования ФГОС ВО (рис 1.). Модуль - самостоятельная и завершенная информационная единица, его изучение заканчивается обязательной формой контроля (зачет, коллоквиум, ролевая игра и т. п.). В рамках всей ОПОП модуль является частью профессиональной образовательной программы, имеет определенную логическую завершенность по отношению к заданным образовательным результатам и предназначен для освоения профессиональных компетенций в рамках вида профессиональной деятельности.

Так, интегративность предполагает взаимодействие, взаимозаменяемость элементов образовательного процесса. Это предоставляет возможность объединения различных содержательных элементов в модули ОПОП (или маршрута), что, в свою очередь, обеспечивает соответствие образовательного процесса критерию многоканальности, предоставляет обучающимся возможности: выстраивания индивидуальных маршрутов, проектирования собственного профессионального роста, осуществления перехода на педагогическую программу с других программ высшего и среднего профессионального образования. Часто бывает так, что студент уже в ходе получения высшего образования обнаруживает в себе педагогические способности и понимает, что именно в педагогической деятельности может реализовать свой творческий и интеллектуальный потенциал. Интеграция предполагает единство учебной и практической деятельности обучающихся на базе практик или имитируемых ситуаций в модулях ОПОП, тем самым определяя усиление практической направленности подготовки будущих учителей начальных классов.


Рис. 1. Модуль ОПОП. Точки «входа» в педагогическую программу и «выхода» из нее

 

Специфика проектирования модулей ОПОП строилась на основе требований проекта ФГОС 3+, Профессионального стандарта педагога с учетом специфики регионального контекста в образовании и запроса работодателей. В качестве технологии реализации практико­ориентированной программы был выбран деятельностный подход: обучение организуется с помощью таких форм, как образовательные события, квесты, конференции, виртуальные экскурсии, кейсы, проекты и т. п.

На материале изучения дисциплин модулей ОПОП и прохождения практик в школах студент совместно с супервизором (специально обученный сопровождению образовательного маршрута студента опытный учитель школы) и руководителем практики от вуза открывает и опробует логику проектной деятельности для организации учебной деятельности как в модельном имитационном режиме на материале дисциплин модулей ОПОП, так и на практике в школах для проектных проб организации разных видов деятельности учащихся: замысел-реализация- образовательный результат по разным направлениям - обучение, воспитание, развитие (согласно Профессиональному стандарту педагога и ФГОС 3+).

Основным принципом каждого модуля является ориентация на профессиональную деятельность, активные, интерактивные формы учебных занятий. В модулях ОПОП акцент делался на межпредметное взаимодействие путем объединения учебного содержания, заданий по практике с применением интегративных форм и ресурсов сетевых партнеров. Единство реализации содержания модуля и распределенной практики становится обязательным условием, в результате чего студент с субъектной позиции понимает значимость конкретной дисциплины/модуля в дальнейшей профессиональной деятельности, видит условия и способы применения полученных образовательных результатов.

В целом с первого по восьмой семестр обучения на бакалавриате на материале всех модулей и практик важно обеспечивать освоение студентами следующих видов деятельности:

-   проектирование в течение всего обучения собственного учебно-профессионального пути развития и перепроектирование его по результатам реализации профессиональных проб на практике;

-   проектирование уроков и занятий и их перепроектирование в логике деятельностного подхода по результатам реализации на практике в школах;

-  организация наблюдения за процессами развития коллектива в целом, и отдельного ребенка, в частности, в учебной, воспитательно-развивающей и других видах деятельности детей;

-  организация учебного сотрудничества, продуктивной и понимающей коммуникации в учебной, воспитательно-развивающей и других видах деятельности детей на практике;

-   организация консультирования и сопровождения детей и родителей в образовательном процессе, мониторинга образовательных результатов на практике.

Рис. 2. Схема построения ОПОП

Объем ОПОП составляет 240 зачетных единиц, из них практики 45 зачетных единиц, экспериментальная ОПОП представлена следующими модулями:

Модуль 1. «Дисциплины гуманитарного и экономического цикла» (14 зачетных единиц).

Модуль 2. «Дисциплины математического и естественно-научного цикла» (16 зачетных единиц).

Модуль 3. «Теоретические и экспериментальные основы психолого-педагогической деятельности» (21 зачетная единица).

Модуль 4. «Психология и педагогика развития детей» (48 зачетных единиц).

Модуль 5. «Методология и методы психолого-педагогической деятельности» (45 зачетных единиц).

Модуль 6. Воспитательная деятельность и социальная педагогика в начальном образовании (43 зачетные единицы).

В результате распределения компетенций ФГОС 3+ и профессиональных компетенций в соответствии с Профессиональным стандартом педагога по всем модулям можно выделить следующую долю трудовых действий, формируемых в ОПОП на основе представленной модели (табл. 1).

Таблица 1

Доля трудовых действий, формируемых в ОПОП и представленных в

Профессиональном стандарте

Совершенствование подготовки будущих педагогов в условиях усиления практической направленности возможно через развитие личности студента, смены его пассивной позиции на активную, в том числе и через реализацию программы практики (первый-восьмой семестры).

Следующим шагом реализации проекта являлась сетевая апробация инновационной программы на пилотной площадке СФУ и вузов-партнеров России. В поддержку апробации ОПОП членами авторского коллектива разработаны учебно-методические комплексы, обеспечивающие реализацию ОПОП или ее частей (модулей) в условиях сетевого взаимодействия ВО/СПО. Вузам-партнерам по реализации эксперимента были предложены материалы, что позволило сформировать единый подход к их утверждению и применению. Материалы апробации модулей сетевыми партнерами включали в себя:

-    комплект нормативно-методической документации, в качестве ключевых инструментов для разработки которого послужила законодательная база РФ в области образования;

-     нормативная и учебно-методическая документация в поддержку апробации, являющаяся правовой и учебно-методической базой для планомерной апробации новых модулей программ бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика».

На подготовительном этапе апробации был определен необходимый контингент обучающихся, привлекаемых к апробации (200 студентов); составлен план-график проведения апробации; проведен отбор российских и международных экспертов, привлекаемых к участию в апробации; собраны сведения, подтверждающие обеспечение необходимых условий для проведения апробации, включая аудиторный фонд, компьютеры (компьютерные классы), презентационное оборудование, доступ к библиотечным ресурсам, сети Интернет; подготовлен раздаточный материал для каждого участника апробации (включая программу обучения, лекционные материалы и пр.).

В проекте в качестве участников эксперимента по апробации новых модулей программы профессиональной подготовки будущих учителей выступили следующие вузы: СФУ, КГПУ имени В.П. Астафьева (г. Красноярск), ЛПИ - филиал СФУ (г. Лесосибирск), НГПУ (г. Новосибирск), ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет» (Республика Алтай) и ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет» (Марий-Эл). В числе партнеров - представителей системы СПО выступили: Красноярский педагогический колледж № 1, Ачинский и Минусинский педагогические колледжи, Енисейский педагогический колледж, Новосибирский педагогический Колледж № 2, Барнаульский государственный педагогический колледж, ГБОУ СПО Республики Марий Эл «Оршанский педагогический колледж имени И.К. Глушкова».

Апробация практико-ориентированной модели обучения на различных уровнях системы образования (ВО/СПО/НОО) и в различных регионах России в условиях сетевого взаимодействия позволила обеспечить: доступность качественного образования для обучающихся в системе ВО и СПО, вариативность образования, открытость образовательных организаций, повышение профессиональной компетентности педагогов и совместное использование ресурсов образовательных организаций, валидность (обоснованность) оценки сформированности у студентов профессиональных компетенций в соответствии со спецификой трудовых действий, определенных в Стандарте профессиональной деятельности педагога в форме независимого квалификационного испытания в виде теста профессиональных компетенций и набора кейсов.

В рамках данной статьи остановимся на образовательных результатах, достигнутых обучающимися в вузах-партнерах во время апробации новых модулей основных профессиональных образовательных программ бакалавриата в рамках исполнения проекта «Усиление практической направленности подготовки будущих педагогов в программах бакалавриата в рамках укрупненной группы специальностей “Образование и педагогика” по направлению подготовки “Психолого-педагогическое образование” (Учитель начальных классов) на основе организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и среднего профессионального образования».

Под образовательными результатами авторским коллективом и вузами - участниками апробации понимается готовность и способность студента к демонстрации в практическом действии, необходимом в будущем для исполнения определенной профессиональной функции педагога, видимых и измеряемых продуктов деятельности.

Поскольку реализация деятельностного, междисциплинарного подходов к организации учебного процесса потребовала применения новых форм оформления и оценивания образовательных результатов, были определены следующие уровни достижения образовательных результатов: репродуктивный, продуктивный и конструктивный.

Репродуктивный уровень означает, что студент понимает принцип осуществляемого педагогического действия на практике с точки зрения его отдельных компонентов.

В свою очередь продуктивный уровень демонстрирует понимание студентом самого принципа организации педагогического действия на практике в целом, а также в системе всех его взаимосвязанных компонентов.

Конструктивный уровень характеризует преобразование студентом известного обучающимся целостного принципа организации педагогического действия в новый (авторский) принцип и его последующую интеграцию с другими подходами организации педагогического действия.

В процессе входа в образовательный модуль, при завершении модуля и на выходе из ОПОП образовательные результаты обязательно проверяются относительно трех уровней оценки.

Модель образовательных результатов конкурентоспособного педагога соотносится с рядом требований профессионального стандарта педагога и проекта ФГОС 3+. Логическая взаимосвязь между образовательными задачами практико-ориентированного обучения и требованиями к профессиональной подготовке будущих педагогов на языке образовательных результатов представлена в табл. 2.

Таблица 2

Образовательные результаты по модулям ОПОП

 

Модули ОПОП

Компетенции

ФГОС 3+

Профессиональные компетенции, представленный в Профессиональном стандарте педагога.

Уровни сформированности образовательных результатов (репродуктивный, продуктивный, конструктивный)

Вход в модуль

Выход из модуля

1

2

3

4

Модуль 1. «Дисциплины гуманитарного и экономического цикла» (14 зачетных единиц)

ОК 1

ОК 2

ОК 3

ОК 4

ОК 5

ОК 6

ОК 7

ОК 8

ОК 9

ОПК 6

ОПК 7

ОПК 8

ОПК 9

 

1 (не ниже репродуктивного).

3 (не ниже репродуктивного).

14(не ниже репродуктивного).

20(не ниже репродуктивного).

21 (не ниже репродуктивного)

Модуль 2.

«Дисциплины математического и естественно-научного цикла» (16 зачетных

ОК 5

ОК 8

ОПК 12

ОПК 13

ПКНО 10

20 (не ниже репродуктивного)

4 (не ниже репродуктивного).

6   (не ниже репродуктивного).

7   (не ниже

единиц)

ПКНО 11

ПКНО12

ПКНО 13

 

репродуктивного). 8 (не ниже репродуктивного). 11 (не ниже репродуктивного). 20 (не ниже продуктивного)

Модуль 3. «Теоретические и экспериментальные основы психолого­педагогической деятельности» (21 зачетная единица)

ОК 1

ОК 3

ОПК 2

ОПК 3

ОПК 4

ОПК 5

ОПК 7

ОПК 11

ПКНО 2

ПКНО 7

5 (не ниже репродуктивного).

13 (не ниже репродуктивного)

2 (не ниже репродуктивного).

5 (не ниже продуктивного).

13 (не ниже продуктивного).

16(не ниже продуктивного)

Модуль 4. «Психология и

педагогика развития детей» (48 зачетных единиц)

ОПК 2

ОПК 3

ОПК 4

ОПК 5

ОПК 14

ПКНО 1

ПКНО 2

ПКНО 6

ПКНО 7

ПКНО 8

ПКНО 14

1 (не ниже репродуктивного).

4 (не ниже репродуктивного).

6 (не ниже репродуктивного)

1 (не ниже продуктивного).

4   (не ниже продуктивного).

5   (не ниже репродуктивного).

6   (не ниже репродуктивного).

9   (не ниже репродуктивного).

10  (не ниже репродуктивного).

23 (не ниже репродуктивного).

26  (не ниже репродуктивного).

27  (не ниже

 

 

 

 

репродуктивного).

37 (не ниже репродуктивного)

Модуль 5. «Методология и методы психолого­педагогической деятельности» (45 зачетных единиц)

 

4   (не ниже репродуктивного).

5   (не ниже продуктивного).

6   (не ниже продуктивного).

7   (не ниже репродуктивного).

26  (не ниже репродуктивного).

27  (не ниже репродуктивного)

1 (не ниже продуктивного).

4   (не ниже репродуктивного).

5   (не ниже продуктивного).

6   (конструктивный).

7   (не ниже продуктивного).

19 (не ниже репродуктивного).

26  (не ниже продуктивного).

27  (не ниже продуктивного).

39 (не ниже продуктивного)

Модуль 6 «Воспитательная

деятельность и социальная педагогика в начальном образовании» (43 зачетные единицы)

ОПК5

ПКНО 3

ПКНО 5

ПКНО 13

2 (не ниже репродуктивного). 13 (не ниже репродуктивного).

39 (не ниже репродуктивного)

2 (не ниже продуктивного). 12 (не ниже продуктивного). 13 (не ниже продуктивного). 15 (не ниже продуктивного). 17 (не ниже продуктивного). 18 (не ниже продуктивного). 22 (не ниже продуктивного).

 

 

 

29 (не ниже продуктивного).

33 (не ниже продуктивного).

36 (не ниже продуктивного).

38 (не ниже продуктивного).

39 (не ниже продуктивного)

 

 

 

 

 

Возможны процедуры измерения образовательных результатов на междисциплинарном и межмодульном уровне. Образовательные результаты могут формироваться в одном модуле, а применяться и использоваться в другом. На данный момент мы определили следующие формы межмодульных и междисциплинарных квалификационных испытаний для студентов: - организационно-деятельностная игра;

-     компетентностно-ориентированное испытание - квест;

-     тренинг;

-     конференция с участием сетевых партнеров на базах практик;

-   конкурс профессионального мастерства  («Савенковские чтения», «Первый шаг в профессию - шаг в будущее»);

- демонстрация преподавателями, руководителями практик, сетевыми партнерами образцов педагогической деятельности в событийной форме (интенсив, тренинг, игра, квест) на 1 и 2 курсах с включением в них студента и предоставлением ему возможности опробовать образцы «здесь и сейчас», проявив свои компетенции в действии на одном из трех уровней (репродуктивный, продуктивный, конструктивный);

-    профессиональный экзамен в форме профессиональных кейсов и тестов, требующих от студента разворачивания им педагогического действия на трех уровнях (см. выше в тексте) на материале постановки и решения им современных психолого-педагогических задач (реализация современных программ ФГОС НОО, проектирование, организация и мониторинг учебной деятельности учащихся начальной школы).

В свою очередь, теоретический материал дисциплин по апробируемым модулям поддержан как практикумами, так и заданиями на распределенную практику. Данная практика начинается для студентов с первого семестра (еженедельное посещение базовой школы под руководством специально обученного учителя - супервизора) и разворачивается в их практическом действии во время педагогических исследований и профессиональных проб.

В ходе апробации модулей программы психолого-педагогической подготовки будущих учителей начальной школы всеми вузами и представителями сетевого взаимодействия из системы СПО были реализованы следующие принципы:

-  соответствия формируемых компетентностей, действий (трудовых функций), знаний и умений обучающихся требованиям профессионального стандарта педагога;

-  модульности при реализации сетевой ОПОП, позволяющей обучающимся выстраивать свою индивидуальную образовательную программу профессионального становления;

-    сотрудничества субъектов образовательного процесса (преподавателей ВО, СПО, учителей начальной школы, студентов, младших школьников) в том числе средствами современных интерактивных электронных технологий (проведение вебинаров и телеконференций, использование электронного портфолио и среды дистанционного обучения Moodle);

проблематизации и погружения в практику (трансформация теоретических знаний, полученных в деятельностной форме в опыт профессиональной деятельности); деятельностный подход к обучению студентов, предполагающий ответственное включение студентов в педагогическую деятельность базовых школ;

-   проектно-модульной системы обучения, предполагающей реализацию студентами реальных педагогических проектов на полипредметном содержании, интеграции различных дисциплин;

-   рефлексивности - оценки собственной деятельности относительно запланированных образовательных результатов, участие сетевых партнеров системы СПО и представителей школ в мониторинге и итоговых процедурах оценивания образовательных результатов студентов средствами количественных и качественных индикаторов, рефлексивных отчетов, контента электронного портфолио);

-  самостоятельности и ответственности действия - участия в разработке проектов на базе образовательных учреждений, планирования и самооценки индивидуальных достижений;

-  событийности, предполагающей участие обучающихся в организационно-деятельностной игре, погружениях, мастерских, в диагностических обследованиях учащихся, вебинарах, дискуссионных площадках и т. п.;

сетевого взаимодействия Университета с учреждениями системы СПО и начального общего образования, направленного на применение практико-ориентированных образовательных технологий с проведением занятий по ряду модулей ОПОП непосредственно на базах ОУ и привлечением преподавателей СПО и НОО к методическому сопровождению практических дисциплин и практики студентов, проходящих на базе образовательных учреждений начального образования, которые реализуют деятельностный и развивающий подходы в обучении и воспитании детей согласно ФГОС НОО.

Финансирование

Работа выполнена при финансовой поддержке Министерства образования Российской Федерации (Государственный контракт № 05.043.12.0031 от 18.06.2014, проект: «Усиление практической направленности подготовки будущих педагогов в программах бакалавриата в рамках укрупненной группы специальностей “Образование и педагогика” по направлению подготовки “Психолого-педагогическое образование” (Учитель начальных классов) на основе организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и среднего профессионального образования»).

Литература

  1. Андреев В.И. Конкурентология. Учебный курс для творческого развития конкурентоспособности. Казань: Центр инновационных технологий, 2004. 468 с.
  2. Батанина И.А. Многоуровневая система образования: Особенности и перспективы // Успехи современного естествознания. 2008. № 7. С. 107–108.
  3. Булин-Соколова Е.И., Обухов А.С., Семенов А.Л. Будущее педагогическое образование. Направление движения и первые практические шаги // Психологическая наука и образование. 2014. № 3. С. 207–226.
  4. Каспржак А.Г. Институциональные тупики российской системы подготовки учителей // Вопросы образования. 2013. № 4. С. 261–282.
  5. Каспржак А.Г., Калашников С.П. Приоритет образовательных результатов как инструмент модернизации программ подготовки учителей // Психологическая наука и образование. 2014. № 3. С. 87–104.
  6. Коршунова В.В., Смолянинова О.Г., Юдина Ю.Г. Новая модель подготовки учителей начальных классов: Этап апробации – Сибирский вариант [Электронный ресурс] // Наука и школа. 2014. № 6. С. 34–48. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22703542
  7. Марголис А.А. Требования к модернизации основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) подготовки педагогических кадров в соответствии с профессиональным стандартом педагога: предложения к реализации деятельностного подхода в подготовке педагогических кадров // Психологическая наука и образование. 2014. № 3. С. 105–126.
  8. Мартьянов Е.Ю. Модернизация системы подготовки педагогических кадров в России начала XX века // Материалы международной научной конференции «Теория и практика образования в современном мире» (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). СПб.: Реноме, 2012. С. 64–67.

Информация об авторах

Смолянинова Ольга Георгиевна, доктор педагогических наук, заведующий кафедрой информационных технологий обучения и непрерывного образования, Сибирский федеральный университет (ФГАОУ ВО СФУ), Красноярск, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5597-6348, e-mail: smololga@mail.ru

Коршунова Вера Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Информационных технологий обучения и непрерывного образования», Институт педагогики, психологии и социологии, заместитель директора по науке института педагогики, Сибирский федеральный университет (ФГАОУ ВПО СФУ), Красноярск, Россия, e-mail: wera7@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1970
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 10

Скачиваний

Всего: 1241
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 3