Психолого-педагогические исследования
2015. Том 7. № 4. С. 149–162
doi:10.17759/psyedu.2015070414
ISSN: 2587-6139 (online)
Деятельностный подход и практико-ориентированное обучение в подготовке учителя начальных классов: опыт Сибирского федерального университета*
Аннотация
Общая информация
* Работа выполнена при финансовой поддержке Министерства образования Российской Федерации (Государственный контракт № 05.043.12.0031 от 18.06.2014, проект: «Усиление практической направленности подготовки будущих педагогов в программах бакалавриата в рамках укрупненной группы специальностей “Образование и педагогика” по направлению подготовки “Психолого-педагогическое образование” (Учитель начальных классов) на основе организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и среднего профессионального образования»).
Ключевые слова: педагогическое образование, бакалавриат, сетевое взаимодействие, академическая мобильность, модульное обучение, учебный модуль, практико-ориентированное обучение
Рубрика издания: Методология и технология образования
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2015070414
Для цитаты: Смолянинова О.Г., Коршунова В.В. Деятельностный подход и практико-ориентированное обучение в подготовке учителя начальных классов: опыт Сибирского федерального университета [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2015. Том 7. № 4. С. 149–162. DOI: 10.17759/psyedu.2015070414
Полный текст
Проблема подготовки педагогических кадров - одна из важнейших проблем в современной системе педагогического образования. Особенно актуальной она становится в свете принятия федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и Профессионального стандарта педагога. Важнейший вопрос: каким должен быть учитель в школе будущего? Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», реализация которой началась в 2010 г., уделяет ключевое внимание роли учителя в современной школе: «Новая школа - это новые учителя, открытые всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет». В соответствии с ФГОС начального общего образования, задачей учителя является организация образовательного процесса в школе таким образом, чтобы каждый обучающийся имел возможность найти себя в будущем, стать самостоятельным, творческим и уверенным в себе. Таким образом, система подготовки педагогических кадров для современной школы является важным вопросом в процессе модернизации образовательной системы. Вопрос об организации системы подготовки педагогических кадров не раз ставился в России.
Одной из таких проблем российского высшего образования является проблема обеспечения его качества. Создание внутренней системы управления качеством образования, решение вопросов организации учебного процесса, модернизации структуры и содержания реализуемых образовательных программ, внедрения в образовательный процесс современных педагогических технологий являются основой обеспечения высокого уровня качества подготовки специалистов.
Принимая во внимание вышесказанное, был объявлен конкурс проектов по модернизации педагогического образования в рамках реализации Федеральной целевой программы развития образования (ФЦПРО на 2011-2015 гг.). Министерство образования и науки РФ сегодня реализует комплексную программу повышения качества профессионального педагогического образования. Проект «Усиление практической направленности подготовки будущих учителей в программах бакалавриата в рамках укрупненной группы специальностей “Образование и педагогика” по направлению подготовки “Психолого-педагогическое образование” (Учитель начальных классов) на основе организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и среднего профессионального образования» является важнейшим направлением модернизации педагогического образования.
Основными причинами необходимости поиска новых путей и решений в сфере профессиональной подготовки педагогов были признаны следующие: низкое качество подготовки выпускников педвузов, отсутствие связи теоретической подготовки студентов с реальной профессиональной деятельностью, нежелание выпускников педагогических направлений идти работать по профессии (в школу), низкие показатели аккредитации педагогических вузов по сравнению с другими университетами.
Глобальная задача конкурса сформулирована следующим образом: вузы должны предложить принципиально новые подходы к системе подготовки будущего учителя, связать теорию и практику. В качестве ориентиров для участников были обозначены основные ожидаемые результаты проекта, а именно: увеличение количества студентов, которые осознанно идут получать педагогическое образование, изменение содержания и технологий подготовки будущих учителей начальных классов, повышение качества профессиональной подготовки педагога.
Сибирский федеральный университет с 2014 г. является участником проекта по разработке и апробации новых модулей основной образовательной программы бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» (направления подготовки - Учитель начальных классов), предполагающих усиление практической направленности подготовки студентов вузов в условиях сетевого взаимодействия высшего и среднего профессионального образования.
Командой проекта сформулированы предложения по обновлению содержания профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов с увеличением доли практической направленности подготовки в условиях сетевого взаимодействия ВО/СПО при сохранении его фундаментальности. Практико-ориентированная подготовка учителя предполагает изучение традиционных для российского образования фундаментальных дисциплин в сочетании с прикладными, практическими дисциплинами.
В литературе обоснованы различные принципы практико-ориентированного обучения: обеспечение гибкости и динамичности обновления образовательно-профессиональных программ в целом и по частям (блокам); реализация академической мобильности, академических свобод в сфере высшего образования; модульность программ и учебных дисциплин; разнообразие форм аудиторной работы и т. п.
Практико-ориентированная модель подготовки будущих учителей начальных классов предполагает освоение студентами образовательной программы не в вузовской аудитории, а через профессиональные пробы на базе школ. Таким образом, формирование у студентов профессиональных компетенций и трудовых действий/функций достигается за счет выполнения ими реальных практических задач в процессе сопровождения опытными наставниками (из числа кураторов вуза, СПО, супервизоров). В практико-ориентированном обучении важно иметь оценку результатов деятельности, организованной рефлексии и саморефлексии.
Усиление практической направленности подготовки будущих учителей в программах бакалавриата предполагало создание в вузе особых форм организации образовательного процесса, поиск новых подходов к организации практики с целью выполнения студентами реальных задач профессиональной деятельности в режиме супервизии. В модели СФУ практико-ориентированное обучение организуется на основе сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и среднего профессионального образования и школами - базами практик студентов.
В ходе работы над проектом совместно с партнерами ВО/СПО/НОО была разработана общая концепция модульной образовательной программы подготовки будущих учителей начальных классов, позволяющая осуществлять многоканальность входов в образовательную программу и выстраивать индивидуальные образовательные маршруты. Также был создан модульный учебный план, в рамках которого реализуется разработанная сетевая образовательная программа и внесены необходимые изменения в учебные планы сетевых партнеров для дальнейшей апробации.
Главными идеями инновационной программы профессионального образования стали модульность, интегративность, многоканальность и подготовка учителей начальных классов в поликультурном образовательном пространстве. Перечисленные идеи тесно взаимосвязаны.
Модульный принцип построения программы позволил достичь основной цели проекта - развить на основе новых модулей сетевые формы получения педагогического образования в условиях сетевого взаимодействия ВО/СПО, разработать механизмы реализации программ бакалавриата, предполагающих многоканальность получения образования.
Разработка модульной примерной основной образовательной программы подготовки будущих учителей предполагает возможность построения бакалавром индивидуальной образовательной траектории в процессе перехода с одного направления обучения на другое путем выбора тех или иных модулей и использования вариативности «входов» в педагогическую программу и «выходов» из нее, что является основой для совершенствования ФГОС ВО (рис 1.). Модуль - самостоятельная и завершенная информационная единица, его изучение заканчивается обязательной формой контроля (зачет, коллоквиум, ролевая игра и т. п.). В рамках всей ОПОП модуль является частью профессиональной образовательной программы, имеет определенную логическую завершенность по отношению к заданным образовательным результатам и предназначен для освоения профессиональных компетенций в рамках вида профессиональной деятельности.
Так, интегративность предполагает взаимодействие, взаимозаменяемость элементов образовательного процесса. Это предоставляет возможность объединения различных содержательных элементов в модули ОПОП (или маршрута), что, в свою очередь, обеспечивает соответствие образовательного процесса критерию многоканальности, предоставляет обучающимся возможности: выстраивания индивидуальных маршрутов, проектирования собственного профессионального роста, осуществления перехода на педагогическую программу с других программ высшего и среднего профессионального образования. Часто бывает так, что студент уже в ходе получения высшего образования обнаруживает в себе педагогические способности и понимает, что именно в педагогической деятельности может реализовать свой творческий и интеллектуальный потенциал. Интеграция предполагает единство учебной и практической деятельности обучающихся на базе практик или имитируемых ситуаций в модулях ОПОП, тем самым определяя усиление практической направленности подготовки будущих учителей начальных классов.
Рис. 1. Модуль ОПОП. Точки «входа» в педагогическую программу и «выхода» из нее
Специфика проектирования модулей ОПОП строилась на основе требований проекта ФГОС 3+, Профессионального стандарта педагога с учетом специфики регионального контекста в образовании и запроса работодателей. В качестве технологии реализации практикоориентированной программы был выбран деятельностный подход: обучение организуется с помощью таких форм, как образовательные события, квесты, конференции, виртуальные экскурсии, кейсы, проекты и т. п.
На материале изучения дисциплин модулей ОПОП и прохождения практик в школах студент совместно с супервизором (специально обученный сопровождению образовательного маршрута студента опытный учитель школы) и руководителем практики от вуза открывает и опробует логику проектной деятельности для организации учебной деятельности как в модельном имитационном режиме на материале дисциплин модулей ОПОП, так и на практике в школах для проектных проб организации разных видов деятельности учащихся: замысел-реализация- образовательный результат по разным направлениям - обучение, воспитание, развитие (согласно Профессиональному стандарту педагога и ФГОС 3+).
Основным принципом каждого модуля является ориентация на профессиональную деятельность, активные, интерактивные формы учебных занятий. В модулях ОПОП акцент делался на межпредметное взаимодействие путем объединения учебного содержания, заданий по практике с применением интегративных форм и ресурсов сетевых партнеров. Единство реализации содержания модуля и распределенной практики становится обязательным условием, в результате чего студент с субъектной позиции понимает значимость конкретной дисциплины/модуля в дальнейшей профессиональной деятельности, видит условия и способы применения полученных образовательных результатов.
В целом с первого по восьмой семестр обучения на бакалавриате на материале всех модулей и практик важно обеспечивать освоение студентами следующих видов деятельности:
- проектирование в течение всего обучения собственного учебно-профессионального пути развития и перепроектирование его по результатам реализации профессиональных проб на практике;
- проектирование уроков и занятий и их перепроектирование в логике деятельностного подхода по результатам реализации на практике в школах;
- организация наблюдения за процессами развития коллектива в целом, и отдельного ребенка, в частности, в учебной, воспитательно-развивающей и других видах деятельности детей;
- организация учебного сотрудничества, продуктивной и понимающей коммуникации в учебной, воспитательно-развивающей и других видах деятельности детей на практике;
- организация консультирования и сопровождения детей и родителей в образовательном процессе, мониторинга образовательных результатов на практике.
Рис. 2. Схема построения ОПОП
Объем ОПОП составляет 240 зачетных единиц, из них практики 45 зачетных единиц, экспериментальная ОПОП представлена следующими модулями:
Модуль 1. «Дисциплины гуманитарного и экономического цикла» (14 зачетных единиц).
Модуль 2. «Дисциплины математического и естественно-научного цикла» (16 зачетных единиц).
Модуль 3. «Теоретические и экспериментальные основы психолого-педагогической деятельности» (21 зачетная единица).
Модуль 4. «Психология и педагогика развития детей» (48 зачетных единиц).
Модуль 5. «Методология и методы психолого-педагогической деятельности» (45 зачетных единиц).
Модуль 6. Воспитательная деятельность и социальная педагогика в начальном образовании (43 зачетные единицы).
В результате распределения компетенций ФГОС 3+ и профессиональных компетенций в соответствии с Профессиональным стандартом педагога по всем модулям можно выделить следующую долю трудовых действий, формируемых в ОПОП на основе представленной модели (табл. 1).
Таблица 1
Доля трудовых действий, формируемых в ОПОП и представленных в
Профессиональном стандарте
Совершенствование подготовки будущих педагогов в условиях усиления практической направленности возможно через развитие личности студента, смены его пассивной позиции на активную, в том числе и через реализацию программы практики (первый-восьмой семестры).
Следующим шагом реализации проекта являлась сетевая апробация инновационной программы на пилотной площадке СФУ и вузов-партнеров России. В поддержку апробации ОПОП членами авторского коллектива разработаны учебно-методические комплексы, обеспечивающие реализацию ОПОП или ее частей (модулей) в условиях сетевого взаимодействия ВО/СПО. Вузам-партнерам по реализации эксперимента были предложены материалы, что позволило сформировать единый подход к их утверждению и применению. Материалы апробации модулей сетевыми партнерами включали в себя:
- комплект нормативно-методической документации, в качестве ключевых инструментов для разработки которого послужила законодательная база РФ в области образования;
- нормативная и учебно-методическая документация в поддержку апробации, являющаяся правовой и учебно-методической базой для планомерной апробации новых модулей программ бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика».
На подготовительном этапе апробации был определен необходимый контингент обучающихся, привлекаемых к апробации (200 студентов); составлен план-график проведения апробации; проведен отбор российских и международных экспертов, привлекаемых к участию в апробации; собраны сведения, подтверждающие обеспечение необходимых условий для проведения апробации, включая аудиторный фонд, компьютеры (компьютерные классы), презентационное оборудование, доступ к библиотечным ресурсам, сети Интернет; подготовлен раздаточный материал для каждого участника апробации (включая программу обучения, лекционные материалы и пр.).
В проекте в качестве участников эксперимента по апробации новых модулей программы профессиональной подготовки будущих учителей выступили следующие вузы: СФУ, КГПУ имени В.П. Астафьева (г. Красноярск), ЛПИ - филиал СФУ (г. Лесосибирск), НГПУ (г. Новосибирск), ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет» (Республика Алтай) и ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет» (Марий-Эл). В числе партнеров - представителей системы СПО выступили: Красноярский педагогический колледж № 1, Ачинский и Минусинский педагогические колледжи, Енисейский педагогический колледж, Новосибирский педагогический Колледж № 2, Барнаульский государственный педагогический колледж, ГБОУ СПО Республики Марий Эл «Оршанский педагогический колледж имени И.К. Глушкова».
Апробация практико-ориентированной модели обучения на различных уровнях системы образования (ВО/СПО/НОО) и в различных регионах России в условиях сетевого взаимодействия позволила обеспечить: доступность качественного образования для обучающихся в системе ВО и СПО, вариативность образования, открытость образовательных организаций, повышение профессиональной компетентности педагогов и совместное использование ресурсов образовательных организаций, валидность (обоснованность) оценки сформированности у студентов профессиональных компетенций в соответствии со спецификой трудовых действий, определенных в Стандарте профессиональной деятельности педагога в форме независимого квалификационного испытания в виде теста профессиональных компетенций и набора кейсов.
В рамках данной статьи остановимся на образовательных результатах, достигнутых обучающимися в вузах-партнерах во время апробации новых модулей основных профессиональных образовательных программ бакалавриата в рамках исполнения проекта «Усиление практической направленности подготовки будущих педагогов в программах бакалавриата в рамках укрупненной группы специальностей “Образование и педагогика” по направлению подготовки “Психолого-педагогическое образование” (Учитель начальных классов) на основе организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и среднего профессионального образования».
Под образовательными результатами авторским коллективом и вузами - участниками апробации понимается готовность и способность студента к демонстрации в практическом действии, необходимом в будущем для исполнения определенной профессиональной функции педагога, видимых и измеряемых продуктов деятельности.
Поскольку реализация деятельностного, междисциплинарного подходов к организации учебного процесса потребовала применения новых форм оформления и оценивания образовательных результатов, были определены следующие уровни достижения образовательных результатов: репродуктивный, продуктивный и конструктивный.
Репродуктивный уровень означает, что студент понимает принцип осуществляемого педагогического действия на практике с точки зрения его отдельных компонентов.
В свою очередь продуктивный уровень демонстрирует понимание студентом самого принципа организации педагогического действия на практике в целом, а также в системе всех его взаимосвязанных компонентов.
Конструктивный уровень характеризует преобразование студентом известного обучающимся целостного принципа организации педагогического действия в новый (авторский) принцип и его последующую интеграцию с другими подходами организации педагогического действия.
В процессе входа в образовательный модуль, при завершении модуля и на выходе из ОПОП образовательные результаты обязательно проверяются относительно трех уровней оценки.
Модель образовательных результатов конкурентоспособного педагога соотносится с рядом требований профессионального стандарта педагога и проекта ФГОС 3+. Логическая взаимосвязь между образовательными задачами практико-ориентированного обучения и требованиями к профессиональной подготовке будущих педагогов на языке образовательных результатов представлена в табл. 2.
Таблица 2
Образовательные результаты по модулям ОПОП
Модули ОПОП |
Компетенции ФГОС 3+ |
Профессиональные компетенции, представленный в Профессиональном стандарте педагога. Уровни сформированности образовательных результатов (репродуктивный, продуктивный, конструктивный) |
|
Вход в модуль |
Выход из модуля |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
Модуль 1. «Дисциплины гуманитарного и экономического цикла» (14 зачетных единиц) |
ОК 1 ОК 2 ОК 3 ОК 4 ОК 5 ОК 6 ОК 7 ОК 8 ОК 9 ОПК 6 ОПК 7 ОПК 8 ОПК 9 |
|
1 (не ниже репродуктивного). 3 (не ниже репродуктивного). 14(не ниже репродуктивного). 20(не ниже репродуктивного). 21 (не ниже репродуктивного) |
Модуль 2. «Дисциплины математического и естественно-научного цикла» (16 зачетных |
ОК 5 ОК 8 ОПК 12 ОПК 13 ПКНО 10 |
20 (не ниже репродуктивного) |
4 (не ниже репродуктивного). 6 (не ниже репродуктивного). 7 (не ниже |
единиц) |
ПКНО 11 ПКНО12 ПКНО 13 |
|
репродуктивного). 8 (не ниже репродуктивного). 11 (не ниже репродуктивного). 20 (не ниже продуктивного) |
Модуль 3. «Теоретические и экспериментальные основы психологопедагогической деятельности» (21 зачетная единица) |
ОК 1 ОК 3 ОПК 2 ОПК 3 ОПК 4 ОПК 5 ОПК 7 ОПК 11 ПКНО 2 ПКНО 7 |
5 (не ниже репродуктивного). 13 (не ниже репродуктивного) |
2 (не ниже репродуктивного). 5 (не ниже продуктивного). 13 (не ниже продуктивного). 16(не ниже продуктивного) |
Модуль 4. «Психология и педагогика развития детей» (48 зачетных единиц) |
ОПК 2 ОПК 3 ОПК 4 ОПК 5 ОПК 14 ПКНО 1 ПКНО 2 ПКНО 6 ПКНО 7 ПКНО 8 ПКНО 14 |
1 (не ниже репродуктивного). 4 (не ниже репродуктивного). 6 (не ниже репродуктивного) |
1 (не ниже продуктивного). 4 (не ниже продуктивного). 5 (не ниже репродуктивного). 6 (не ниже репродуктивного). 9 (не ниже репродуктивного). 10 (не ниже репродуктивного). 23 (не ниже репродуктивного). 26 (не ниже репродуктивного). 27 (не ниже |
|
|
|
репродуктивного). 37 (не ниже репродуктивного) |
Модуль 5. «Методология и методы психологопедагогической деятельности» (45 зачетных единиц) |
|
4 (не ниже репродуктивного). 5 (не ниже продуктивного). 6 (не ниже продуктивного). 7 (не ниже репродуктивного). 26 (не ниже репродуктивного). 27 (не ниже репродуктивного) |
1 (не ниже продуктивного). 4 (не ниже репродуктивного). 5 (не ниже продуктивного). 6 (конструктивный). 7 (не ниже продуктивного). 19 (не ниже репродуктивного). 26 (не ниже продуктивного). 27 (не ниже продуктивного). 39 (не ниже продуктивного) |
Модуль 6 «Воспитательная деятельность и социальная педагогика в начальном образовании» (43 зачетные единицы) |
ОПК5 ПКНО 3 ПКНО 5 ПКНО 13 |
2 (не ниже репродуктивного). 13 (не ниже репродуктивного). 39 (не ниже репродуктивного) |
2 (не ниже продуктивного). 12 (не ниже продуктивного). 13 (не ниже продуктивного). 15 (не ниже продуктивного). 17 (не ниже продуктивного). 18 (не ниже продуктивного). 22 (не ниже продуктивного). |
|
|
|
29 (не ниже продуктивного). 33 (не ниже продуктивного). 36 (не ниже продуктивного). 38 (не ниже продуктивного). 39 (не ниже продуктивного) |
Возможны процедуры измерения образовательных результатов на междисциплинарном и межмодульном уровне. Образовательные результаты могут формироваться в одном модуле, а применяться и использоваться в другом. На данный момент мы определили следующие формы межмодульных и междисциплинарных квалификационных испытаний для студентов: - организационно-деятельностная игра;
- компетентностно-ориентированное испытание - квест;
- тренинг;
- конференция с участием сетевых партнеров на базах практик;
- конкурс профессионального мастерства («Савенковские чтения», «Первый шаг в профессию - шаг в будущее»);
- демонстрация преподавателями, руководителями практик, сетевыми партнерами образцов педагогической деятельности в событийной форме (интенсив, тренинг, игра, квест) на 1 и 2 курсах с включением в них студента и предоставлением ему возможности опробовать образцы «здесь и сейчас», проявив свои компетенции в действии на одном из трех уровней (репродуктивный, продуктивный, конструктивный);
- профессиональный экзамен в форме профессиональных кейсов и тестов, требующих от студента разворачивания им педагогического действия на трех уровнях (см. выше в тексте) на материале постановки и решения им современных психолого-педагогических задач (реализация современных программ ФГОС НОО, проектирование, организация и мониторинг учебной деятельности учащихся начальной школы).
В свою очередь, теоретический материал дисциплин по апробируемым модулям поддержан как практикумами, так и заданиями на распределенную практику. Данная практика начинается для студентов с первого семестра (еженедельное посещение базовой школы под руководством специально обученного учителя - супервизора) и разворачивается в их практическом действии во время педагогических исследований и профессиональных проб.
В ходе апробации модулей программы психолого-педагогической подготовки будущих учителей начальной школы всеми вузами и представителями сетевого взаимодействия из системы СПО были реализованы следующие принципы:
- соответствия формируемых компетентностей, действий (трудовых функций), знаний и умений обучающихся требованиям профессионального стандарта педагога;
- модульности при реализации сетевой ОПОП, позволяющей обучающимся выстраивать свою индивидуальную образовательную программу профессионального становления;
- сотрудничества субъектов образовательного процесса (преподавателей ВО, СПО, учителей начальной школы, студентов, младших школьников) в том числе средствами современных интерактивных электронных технологий (проведение вебинаров и телеконференций, использование электронного портфолио и среды дистанционного обучения Moodle);
- проблематизации и погружения в практику (трансформация теоретических знаний, полученных в деятельностной форме в опыт профессиональной деятельности); деятельностный подход к обучению студентов, предполагающий ответственное включение студентов в педагогическую деятельность базовых школ;
- проектно-модульной системы обучения, предполагающей реализацию студентами реальных педагогических проектов на полипредметном содержании, интеграции различных дисциплин;
- рефлексивности - оценки собственной деятельности относительно запланированных образовательных результатов, участие сетевых партнеров системы СПО и представителей школ в мониторинге и итоговых процедурах оценивания образовательных результатов студентов средствами количественных и качественных индикаторов, рефлексивных отчетов, контента электронного портфолио);
- самостоятельности и ответственности действия - участия в разработке проектов на базе образовательных учреждений, планирования и самооценки индивидуальных достижений;
- событийности, предполагающей участие обучающихся в организационно-деятельностной игре, погружениях, мастерских, в диагностических обследованиях учащихся, вебинарах, дискуссионных площадках и т. п.;
- сетевого взаимодействия Университета с учреждениями системы СПО и начального общего образования, направленного на применение практико-ориентированных образовательных технологий с проведением занятий по ряду модулей ОПОП непосредственно на базах ОУ и привлечением преподавателей СПО и НОО к методическому сопровождению практических дисциплин и практики студентов, проходящих на базе образовательных учреждений начального образования, которые реализуют деятельностный и развивающий подходы в обучении и воспитании детей согласно ФГОС НОО.
Финансирование
Работа выполнена при финансовой поддержке Министерства образования Российской Федерации (Государственный контракт № 05.043.12.0031 от 18.06.2014, проект: «Усиление практической направленности подготовки будущих педагогов в программах бакалавриата в рамках укрупненной группы специальностей “Образование и педагогика” по направлению подготовки “Психолого-педагогическое образование” (Учитель начальных классов) на основе организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и среднего профессионального образования»).
Литература
- Андреев В.И. Конкурентология. Учебный курс для творческого развития конкурентоспособности. Казань: Центр инновационных технологий, 2004. 468 с.
- Батанина И.А. Многоуровневая система образования: Особенности и перспективы // Успехи современного естествознания. 2008. № 7. С. 107–108.
- Булин-Соколова Е.И., Обухов А.С., Семенов А.Л. Будущее педагогическое образование. Направление движения и первые практические шаги // Психологическая наука и образование. 2014. № 3. С. 207–226.
- Каспржак А.Г. Институциональные тупики российской системы подготовки учителей // Вопросы образования. 2013. № 4. С. 261–282.
- Каспржак А.Г., Калашников С.П. Приоритет образовательных результатов как инструмент модернизации программ подготовки учителей // Психологическая наука и образование. 2014. № 3. С. 87–104.
- Коршунова В.В., Смолянинова О.Г., Юдина Ю.Г. Новая модель подготовки учителей начальных классов: Этап апробации – Сибирский вариант [Электронный ресурс] // Наука и школа. 2014. № 6. С. 34–48. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22703542
- Марголис А.А. Требования к модернизации основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) подготовки педагогических кадров в соответствии с профессиональным стандартом педагога: предложения к реализации деятельностного подхода в подготовке педагогических кадров // Психологическая наука и образование. 2014. № 3. С. 105–126.
- Мартьянов Е.Ю. Модернизация системы подготовки педагогических кадров в России начала XX века // Материалы международной научной конференции «Теория и практика образования в современном мире» (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). СПб.: Реноме, 2012. С. 64–67.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1975
В прошлом месяце: 14
В текущем месяце: 1
Скачиваний
Всего: 1243
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 1