Психолого-педагогические исследования
2016. Том 8. № 1. С. 105–113
doi:10.17759/psyedu.2016080110
ISSN: 2587-6139 (online)
Социально-психологические аспекты профессионального самоопределения в современном обществе
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: самоопределение, профессиональное самоопределение, самоактуализация, профориентация, кризис идентичности
Рубрика издания: Психология развития
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2016080110
Для цитаты: Хаймовская Н.А., Бочарова А.Л. Социально-психологические аспекты профессионального самоопределения в современном обществе [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2016. Том 8. № 1. С. 105–113. DOI: 10.17759/psyedu.2016080110
Фрагмент статьи
Определить себя в мире профессий в юношеском возрасте было важно всегда, но в настоящее время актуальность этого процесса резко возрастает. Это обусловлено этапом, на котором находится российское общество. В настоящее время для него характерны динамичность социально-экономической и профессиональной ситуации и связанные с этим изменения на рынке труда: появление одних профессий и исчезновение других; переориентация производства; изменение функциональных обязанностей; возникновение новых профессионально важных качеств и черт. Изменения, происходящие на рынке труда, в свою очередь, требуют от человека в его профессиональной жизни зрелости, рефлексивности, умения широко и многогранно подходить к построению собственной профессиональной карьеры, объединяться в профессиональные сообщества и выходить из них, в ходе социальной жизни менять сферы профессиональной деятельности.
Литература
- Акиндинова И.А. Самоактуализация личности в различных типах организации профессиональной деятельности // Психолого-педагогические проблемы развития личности в современных условиях: Психология и педагогика в общественной практике: Сб. науч. тр. СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2000, С. 29–36.
- Алехина Н.В. Индивидуальный образовательный проект — этап в самоопределении гимназистов // Педагогическая мысль и образование XXI века: Россия-Германия: Материалы Международной научно-практической конференции. 20–21 апреля 2000 г. (ИПКиППРО ОГПУ): В 3 ч. Ч. 1 / Под общ. ред. В.Г. Рындак. Оренбург: Изд-во ОПТУ, 2000. С. 155–160.
- Андреева Г.М. К вопросу о кризисе идентичности в условиях социальных трансформаций [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. научн. журн. 2011. № 6 (20). С. 1. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 04.06.2014).
- Борисова Е.М. Профессиональное самоопределение: личностный аспект: Дис. … д-ра психол. наук. М., 1995. 398 с.
- Волков Б.С. Основы профессиональной ориентации: Учеб. пособие для вузов. М.: Академический проект, 2007. 333 с.
- Воронин И.В. Представления об эффективности профориентационной работы у подростков // Психологическая наука и образование. 2007. № 5. С.100–110.
- Гинзбург М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема // Вопросы психологии. 1988. № 2. С. 19–26.
- Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учеб. пособие для вузов: 5-е изд., перераб., доп. М.: Академический Проект, Фонд «Мир», 2008. 336 с.
- Ильина О.Б. Профессиональное самоопределение современных подростков: проблемы и пути их решения [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2014. Т.6. № 3. С. 255–263. URL: https://psyjournals.ru/psyedu_ru/2014/n3/71403.shtml (дата обращения: 12.02.2015).
- Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений: 3-е изд., стер. М.: Издат. центр «Академия», 2007. 304 с.
- Маслоу А. Теория человеческой мотивации. СПб: Евразия, 1999. 375 с.
- Носкова О.Г. Психология труда: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е.А. Климова. М.: Издат. центр «Академия», 2007. 384 с.
- Пряжников Н.С. Активные методы профессионального самоопределения: Учеб. пособие. М.: МГППИ, 2001. 88 с.
- Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по направлению и специальности «Психология». М.: Издат. центр «Академия», 2003. 476 с.
- Психология подростка. Полное руководство/ Под ред. А.А. Реана. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. 432 с.
- Рубинштейн С.Л. Человек и мир. М.: Наука, 1997. 189 с.
- Хаймовская Н.А., Ветер Т.В. Особенности социально-психологической адаптации педагогов-психологов в образовательных учреждениях // Психологическая наука и образование. 2003. № 3. C. 21–25.
- Чистякова С.Н. Проблемы самоопределения старшеклассников при выборе профиля обучения // Педагогика. 2005. № 1. С. 19–26.
- Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность: Монография. М.: МОСУ, 2001. 272 с.
- Щедровицкий Г.П. Лекции по педагогике / Отв. ред. А.А. Пископпель, В.Р. Рокитянский, Л.П. Щедровицкий. М.: Наследие ММК, 2007. 400 с.
- Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: Пер. с англ. М.: Флина, 2006. 342 с.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2621
В прошлом месяце: 22
В текущем месяце: 1
Скачиваний
Всего: 1590
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 1