Аттестация и оценка квалификации педагога на соответствие Профессиональному стандарту педагога: опыт Хабаровского края

2084

Аннотация

В статье представлен опыт пилотных площадок Хабаровского края по апробации стандарта профессиональной деятельности «Педагога (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании (воспитатель, учитель)» в части аттестации и оценки квалификации педагога на соответствие Профессиональному стандарту педагога. Рассматриваются возможные варианты моделей аттестации педагога, подходы к критериям оценки педагога в процессе аттестации, описывается модель «Аттестация на установление квалификационной категории (дифференцированного квалификационного уровня)». Опираясь на понимание Профстандарта как сложного и многоаспектного механизма, авторы статьи приходят к выводу о необходимости изменения порядка аттестации педагогов (воспитателей и учителей), создания системы аттестации, отвечающей вызовам времени, нацеленной на мотивирование педагогов к постоянному развитию.

Общая информация

Ключевые слова: профессиональный стандарт, региональная модель аттестации, модернизация личного профессионального опыта, дифференцированные уровни квалификации, квалификационные категории, профессиональный экзамен, самообследование

Рубрика издания: Методология и технология образования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2016080207

Для цитаты: Перминова О.П., Петрунина Т.А., Фоменко Е.В. Аттестация и оценка квалификации педагога на соответствие Профессиональному стандарту педагога: опыт Хабаровского края [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2016. Том 8. № 2. С. 65–86. DOI: 10.17759/psyedu.2016080207

Полный текст


В статье представлен опыт пилотных площадок Хабаровского края по апробации стандарта профессиональной деятельности «Педагога (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании (воспитатель, учитель)» в части аттестации и оценки квалификации педагога на соответствие Профессиональному стандарту педагога. Рассматриваются возможные варианты моделей аттестации педагога, подходы к критериям оценки педагога в процессе аттестации, описывается модель «Аттестация на установление квалификационной категории (дифференцированного квалификационного уровня)».
Опираясь на понимание Профстандарта как сложного и многоаспектного механизма, авторы статьи приходят к выводу о необходимости изменения порядка аттестации педагогов (воспитателей и учителей), создания системы аттестации, отвечающей вызовам времени, нацеленной на мотивирование педагогов к постоянному развитию 

Аттестация как средство модернизации личного профессионального опыта педагога 

Стандартизация профессиональной педагогической деятельности связана с введением такой крупной системной инновации (инновации «сверху»), как федеральные государственные образовательные стандарты общего образования (ФГОС), и должна обеспечить формирование новой профессиональной нормы труда педагога, необходимой для реализации ФГОС. Это требует не только быстрой и массовой смены профессионального мировоззрения и позиции, технологического перевооружения, перестройки содержания образования, но и овладения новыми профессиональными компетенциями. Речь идет о требовании общества к модернизации личного профессионального опыта педагога в соответствии с требованиями времени, о становлении нового образа педагога- профессионала, педагога с новыми характеристиками. Рождение этих новых характеристик и смыслов педагогической деятельности, конечно же, предопределил весь предшествующий опыт модернизации российского образования. Принятие в 2013 г. профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [6] сделали эти характеристики обязательной1 профессиональной нормой. Усилия нашего государства по развитию профессионального уровня педагогических работников призваны объединить основные задачи в области повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций, закреплённые в принятых ранее программно-целевых документах — государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013—2020 гг., государственной программе Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика», Федеральной целевой программе развития образования на 2011—2015 гг. [3].
Задача, которую нам предстояло решить в рамках апробации Профстандарта, заключалась в разработке механизма быстрого, массового, необратимого присвоении новых профессиональных норм педагогами, быстром развитии и росте профессиональной компетентности. Такой механизм мы увидели в аттестации педагогических кадров, тем более что в крае имеется положительный опыт разработки региональной модели аттестации, связанной с пониманием аттестации как средства (инструмента) модернизации личного профессионального опыта [7].
Концептуальная особенность действующей региональной модели аттестации – не в усложнении процесса аттестации на первую и высшую квалификационные категории, а в активном включении самого педагога во все этапы этого своеобразного профессионального экзамена на «аттестат зрелости», когда в процесс аттестации включаются механизмы самосовершенствования и конкурентности. Установление квалификационной категории проводится в крае на основе анализа и оценки экспертами пакета документов и материалов, сформированного самим работником в период между предыдущей и последующей аттестациями, – портфолио. Последнее является способом самоанализа и презентации педагогическим работником значимых профессиональных достижений (демонстрирующих его вклад в развитие системы образования края, уровень методологической культуры, умение решать задачи профессиональной деятельности и выбирать стратегию и тактику профессионального поведения). А разработанный критериальный аппарат оценки профессиональных достижений работника выступает инструментом рефлексии и самооценки, помогает педагогу трансформировать внешние стимулы и мотивы аттестации во внутренние (поскольку именно внутренняя мотивация способствует творчеству, вызывает положительные эмоции, удовлетворяет потребность в самодетерминации), что, в целом, способствует созданию благоприятного аттестационного климата.

Формирование системы аттестации педагогических работников общего образования на основе профессионального стандарта  - одна из основных задач внедрения профессионального стандарта педагога. [5].
При апробации Профстандарта, разработке новой модели аттестации нельзя было не учитывать региональные специфические экономические и географические условия (например, территориальной доступности, поскольку в крае 165 населенных пунктов расположено в отдаленных и труднодоступных местностях), так же как нельзя было не учитывать положительный опыт проведения в нашем крае аттестации на основе анализа и оценки профессиональных достижений педагога, отражённых в портфолио, сформированном самим работником. Тем более, что уже в 2014 году критерии оценки портфолио были скорректированы в соответствии с требованиями Профстандарта (Приложение 1).
Первое широкое обсуждение стандарта профессиональной деятельности педагога состоялось на форуме официального сайта ХК ИРО и краевой августовской научно- практической конференции 2014г.   "От качества условий – к качеству образования", на которой  была выделена секция "Внедрение стандарта профессиональной деятельности педагога – новый шаг к качеству образования".  В рамках секции была организована деятельность презентационно-дискуссионной площадки "Стандарт профессиональной деятельности педагога" и  экспертной площадки "Модернизация содержания педагогического образования на основе стандарта профессиональной деятельности педагога". С целью выявления общественного мнения относительно проблем внедрения и применения профессиональных стандартов в сфере образования среди участников было проведено анкетирование.
Работа секции и анализ анкет показали, что необходимо проводить целенаправленную информационную и подготовительную работу по вопросам применения профессионального стандарта педагога, что и было сделано в дальнейшем и делается в настоящее время. Также в ходе обсуждения были выявены вопросы, волнующие педагогическую общественность края: на какой период рассчитан этап внедрения Профстандарта педагога?  возможно ли внесение изменений и дополнений в Профстандарт педагога? как избежать формализма при внедрении Профстандарта?  не приведет ли внедрение Профстандарта к оттоку педагогических кадров из образовательных организаций? какой будет процедура аттестации? нужна ли она, если будет независимая оценка квалификаций? останется ли аттестация средством развития профессионализма педагогов? будет ли новая модель аттестации учитывать региональные особенности?
Состоявшееся обсуждение помогло определиться с основным,  важным для развития системы образования края, профилем деятельности нашей стажировочной площадки (и будущих пилотных площадок) – аттестация педагогов с учетом требований Профстандарта, выделить основную цель стажировочной площадки: - разработка новой модели аттестации педагогических работников общего образования на основе стандарта профессиональной деятельности педагога с учётом региональных особенностей.
А уже в ноябре 2014 г. в соответствии с письмом МГППУ от 28 октября 2014 г. № 03- 05/112 в рамках реализации задачи по дифференциации уровней профессионального развития педагога и подготовки перечня компетенций, соответствующих каждому уровню, край получил задание   по разработке списка компетенций для педагога уровней "эксперт" и "супервизор". Эта работа приблизила нас к пониманию того, что Профстандарт – это сложный, многоуровневый механизм развития профессиональной компетентности.

Распоряжением министерства образования и науки Хабаровского края от 13.03.2015 г. № 468 "О деятельности краевой стажировочной площадки по направлению "Достижение во всех субъектах Российской Федерации стратегических ориентиров национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" в 2015 году" официальный статус краевой стажировочной площадки (далее - КСП) по реализации Проекта Профстандарт педагога был присвоен "Хабаровскому краевому институту развития образования" (далее – ХК ИРО). Этим же распоряжением было утверждено  Положение о реализации проекта.
Практическую базу КСП составили краевые базовые/пилотные площадки (далее – пилотные площадки), находящиеся как в крупных (например, г. Хабаровск, г. Комсомольск- на-Амуре), так и в небольших (г. Амурск, с. Сосновка) населённых пунктах  – всего 8 общеобразовательных организаций края (основное общее образование – 5, дошкольное образование – 1, коррекционное – 2), то есть 8 методических команд, включённых в реализацию проекта. В состав методической команды (5-7 чел.) от каждой образовательной организации были включены руководители и/или заместители руководителей организации, педагогические работники. Курировали площадки специалисты министерства образования края и сотрудники ХК ИРО (Приложение 2). Для информирования профессиональной общественности, экспертного сообщества все организуемые мероприятия и события в рамках апробации Профстандарта    освещались  на официальном сайте ХК ИРО в разделе "Деятельность краевой стажировочной площадки" в подразделе "Апробация и внедрение стандарта профессиональной деятельности педагога" (http://www.ippk.ru/2010-06-02-15-25-53/2011-03-03-15-17-48/431-federalnaya- stazhirovochnaya-ploshchadka), где были созданы и Интернет-представительства пилотных площадок.
Условия и задачи апробации явились опорой в разработке модели аттестации кадров, базирующейся на содержании и требованиях Профессионального стандарта педагога.
Пилотным площадкам предстояло: - соотнести уже имеющуюся в крае модель аттестации с требованиями Профстандарта; - определить оптимальное количество уровней квалификации, дифференцировать и описать их (поскольку уже на первом Всероссийском совещании в декабре 2013 г. (г.
Москва) в результате обсуждения было определено, что стандарт носит рамочный характер и представляет некий идеальный образ педагога, то есть предъявляет не минимум, а максимум требований к его квалификации. Эта позиция была подтверждена  в декабре 2014 г. на Всероссийском семинаре-совещании "Региональные модели апробации и введения профессионального стандарта педагога" (г.Красноярск); - соотнести дифференцированные уровни квалификации с действующими квалификационными категориями; - предусмотреть создание необходимых структур для обеспечения процесса аттестации; - оптимизировать процессы коллективного поиска технологических решений разработки новой модели аттестации в соответствии с требованиями Профстандарта педагога.
Профстандарт – сложный механизм, который, с одной стороны, определяет требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, трудовых действий, позволяет повысить качество педагогической деятельности, с другой стороны, является основой для оценки труда педагога, определения его реального уровня профессионального развития и квалификации [5] и  «рассматривается как … средство отбора педагогических кадров в учреждения образования, база для формирования трудового договора, фиксирующего отношения между работником и работодателем» [1].


Дифференцированные уровни квалификации и возможные  варианты  моделей аттестации  педагога

В научной литературе вопрос о разделении уровней педагогической деятельности решается на основе различных, но близких между собой, критериев – продуктивности педагогической деятельности, степени освоения профессиональной деятельности, уровня развития личности педагогов..Уровни квалификации (квалификационные категории) как уровни профессионального развития педагога предполагают, прежде всего, дифференциацию уровня сложности и качества решения профессиональных (функциональных) задач, зафиксированных в профессиональном стандарте педагога [4].
Первичная работа в ходе апробации Профстандарта заключалась в соотнесении необходимых знаний и умений с трудовыми действиями, что в дальнейшем послужило базой для определения и дифференциации уровней квалификации. Для пилотных площадок были разработаны 4 технических задания (и шаблоны к их выполнению), выполнение которых в итоге помогло выделить и описать 4 дифференцированных уровня квалификации: - первый – базовый (стажер) – уровень начинающего педагога; - второй – продвинутый (профессионал) – уровень опытного педагога; - третий – инновационный (инноватор, методист) – уровень педагога, осваивающего инновации, способного оказать методическую помощь коллегам; - четвертый – экспертный (исследователь, эксперт) – уровень педагога, обладающего исследовательскими компетенциями.
Уровни дифференцировались и описывались с учетом степени сложности выполнения профессиональных задач, полномочий и ответственности педагога, способности и готовности применять знания, умения, профессиональные навыки при выполнении трудовых функций, предусмотренных Профессиональным стандартом.
Кроме того, разработке модели аттестации педагога (учителя, воспитателя) предшествовала экспертиза пакета проектов документов2, напрямую связанных с оценкой квалификации и аттестацией педагогов, определяющих новые подходы к содержанию, организации и проведению аттестации: «Номенклатура педагогических работников», «Дифференцированные уровни квалификации в Профессиональном стандарте педагога», «Основные особенности порядка аттестации, основанные на Профстандарте педагога», «Рекомендации по оценке и самооценке квалификации педагога (учитель, воспитатель) с учетом нового законопроекта “Об оценке профессиональной квалификации на соответствие профессиональным стандартам и внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации”»; «Модель экзамена на определение квалификационного уровня педагога (учитель, воспитатель)».
Обсуждение и экспертиза пакета документов проходили в рамках краевой августовской конференции 2015 года на секции «Профессиональные стандарты в сфере образования: перспективы внедрения» с участием заместителей руководителей и специалистов органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, представителей методических служб, курирующих вопросы развития кадрового ресурса, руководителей и педагогических работников образовательных организаций, представителей высших учебных заведений, методических команд краевых базовых площадок. Эта работа продолжилась в рамках двухдневного экспертно- аналитического семинара "Экспертная оценка пакета документов по обеспечению внедрения профстандарта педагога" с участием методических команд пилотных площадок и в рабочем порядке непосредственно в образовательных организациях в августе-сентябре 2015 года.
Поскольку документы для экспертизы предлагались с целью последующей их доработки, было решено сконцентрироваться на выявлении спорных, по мнению участников обсуждения, положений проектов документов и внести предложения по их корректировке. В частности, была поставлена задача - проанализировать пакет документов по следующим критериям: - соответствие пакета документов действующим нормативным правовым актам, на основе которых или со ссылкой на которые они разработаны (если есть противоречия? в какие нормативные правовые акты нужно внести изменения?); - целостность и согласованность всех документов, включенных в пакет (нет ли положений в пакете документов, противоречащих друг другу?); - однозначность смыслов используемых понятий, полнота и достаточность информации для понимания содержания документов.
Результаты анализа и предлагаемые коррективы фиксировались в экспертной карте.
В ходе экспертизы пакета проектов документов по аттестации среди экспертов возникла дискуссия по нескольким основным вопросам: - аттестация на квалификационную категорию и оценка профессиональной квалификации на соответствие профессиональным стандартам – это разные, самостоятельно осуществляемые или взаимосвязанные и последовательно осуществляемые процедуры? Или вместо аттестации предлагается ввести оценку квалификации? - квалификационные категории и дифференцированные уровни квалификации – это аналогичные понятия? Сохранятся ли квалификационные категории? Если да, сколько их будет? Как соотнести дифференцированные уровни и квалификационные категории? - если аттестация/оценка профессиональной квалификации осуществляется с учетом требований Профессионального стандарта педагога, то следует ли выделять критерии, определяющие реальные профессиональные достижения аттестуемого педагога (освоение обучающимися образовательных программ, динамика их развития, участие учащихся и самого педагога в конкурсных мероприятиях)?
В итоге обозначилось несколько принципиальных позиций, ставших основой для разработки, как минимум, трех различных моделей аттестации (каждая из пилотных площадок разрабатывала и представляла свой вариант, после чего в сентябре 2015г. была проведена скайп-конференция по обсуждению моделей аттестации и выбору наиболее приемлемой): 1) аттестация педагога (учитель, воспитатель) на квалификационную категорию сохранится так же, как и аттестация на соответствие должности, но диапазон квалификационных категорий будет увеличен (к примеру, их будет не две (первая и высшая), а четыре), следовательно, модель аттестации изменится, и в ней оценка квалификации на установление дифференцированного уровня квалификации станет одним из этапов (направлений) аттестации или формой (способом) аттестации на квалификационную категорию; условное название - «Аттестация на установление квалификационной категории (дифференцированного квалификационного уровня)»;
2) аттестация на квалификационную категорию не сохранится: останется только аттестация в целях подтверждения соответствия занимаемой должности, а установление дифференцированного уровня квалификации станет основанием для установления соответствия занимаемой должности или назначения на новую должность; условное название – «Соответствие занимаемой должности»; 3) аттестация на квалификационную категорию сохранится так же, как и аттестация на соответствие должности; диапазон квалификационных категорий останется прежним – первая и высшая; оценка квалификации на установление дифференцированного уровня квалификации станет одним из этапов (направлений) аттестации; условное название – «Диапазон категорий останется прежним».

Модель «аттестация на установление квалификационной категории (дифференцированного квалификационного уровня)» 

Результаты апробации профессионального стандарта, работа пилотных площадок показали, что наиболее приемлемым для нашего региона может считаться первый вариант, получивший условное название «Аттестация на установление квалификационной категории (дифференцированного квалификационного уровня)». Именно эта модель была одобрена как методическими командами всех 8 пилотных площадок, так и педагогической общественностью нашего края, вызвала положительные отзывы работодателей (руководителей образовательных организаций края) и  самих педагогов (учителей, воспитателей), принимавших участие в работе пилотных площадок или участвовавших в обсуждении модели на форумах сайта, скайп-конференции. Эта модель была представлена и получила одобрение на Всероссийском семинаре-совещании экспертов по обсуждению вопросов апробации и внедрения профессиональных стандартов работников образования и социальной сферы (сентябрь 2015г, г. Москва).
Согласно данной модели, аттестация на установление квалификационной категории (дифференцированного квалификационного уровня) проводится по желанию работника и осуществляется поэтапно (Приложение 3): - первый этап – самооценка профессиональной деятельности педагога (самообследование, самоанализ), которая выражается в заполнении карты самообследования, содержащей материалы по овладению педагогом профессиональными компетенциями, необходимыми для выполнения трудовых функций, содержащихся в Профстандарте (например, у педагогов нашего края такой опыт уже имеется: он был получен ими в ходе прохождения аттестации в соответствии с действующей с 2011 года региональной моделью аттестации, описанной выше); - второй этап – оценка квалификации педагога на установление/подтверждение заявленного дифференцированного уровня квалификации в форме профессионального экзамена с учетом положений Профстандарта, проводимая центром оценки квалификации (этот этап оказался привлекателен для педагогов в силу того, что, согласно нашей модели, профессиональный экзамен может проводиться в любом регионе РФ); - третий этап – аттестация на установление квалификационной категории с учетом совокупности результатов прохождения профессионального экзамена и оценки профессиональных достижений педагогического работника, проводимая аттестационной комиссией субъекта Российской Федерации (обсуждение этого этапа в процессе апробации Профстандарта вызвало положительные отклики, поскольку  в  действующей с 2011 года региональной модели аттестации предусмотрена оценка именно реальных профессиональных достижений за межаттестационный период).

Составленная педагогом карта самообследования (первый этап) направляется в центр оценки квалификации вместе с заявлением на проведение профессионального экзамена.
Профессиональный экзамен (второй  этап) является формой оценки квалификации, в ходе которой соискатель подтверждает/не подтверждает свою профессиональную квалификацию; проводится на основании личного письменного заявления, должностной инструкции педагогического работника, с предъявлением паспорта или иного документа, удостоверяющего личность. Оценку квалификации педагога проводит квалификационная комиссия. При этом педагогический работник имеет право пройти оценку квалификации в центре оценки квалификации3, находящемся в любом субъекте Российской Федерации.
Важно отметить: данная модель аттестации предполагает, что работодатель не может выступать инициатором, требовать согласования с ним или препятствовать прохождению профессионального экзамена педагогом, хотя рекомендовать работнику пройти оценку квалификации на установление дифференцированного уровня квалификации в форме профессионального экзамена может.
На этом этапе оценивается в соответствии с требованиями Профстандарта только уровень квалификации работника - реальные профессиональные достижения работника оценке не подлежат.
В случае успешного прохождения профессионального экзамена педагогическому работнику выдается свидетельство (сертификат) о профессиональной квалификации соответствующего дифференцированного уровня. В ходе разработки модели у представителей пилотных площадок сложилось  отчётливое понимание, что наличие неких профессиональных компетенций и готовность выполнять трудовые функции не всегда обеспечивают качество и высокий результат работы. А значит, нельзя не учитывать при аттестации педагога реальные достижения профессиональной деятельности .
Именно на это нацелен в апробированной модели третий этап,  предполагающий оценку результатов деятельности (профессиональных достижений педагога) региональной аттестационной комиссией. Профессиональные достижения педагога оцениваются на основании следующих документов: заявления на установление квалификационной категории (дифференцированного уровня); свидетельства (сертификата) о профессиональной квалификации соответствующего дифференцированного уровня; материалов, подтверждающих наличие реальных профессиональных достижений педагогического работника (результатов освоения обучающимися образовательных программ, динамики их развития, участия обучающихся и самого педагога в конкурсных мероприятиях, трансляции опыта и др.). Только после этого аттестационная комиссия может принять соответствующее решение об установлении/отказе в установлении квалификационной категории с учетом совокупности результатов прохождения профессионального экзамена и оценки реальных профессиональных достижений педагогического работника в период между аттестациями.

Подходы к критериям оценки педагога в процессе аттестации

Модель поэтапной аттестации предполагает совокупную оценку деятельности педагога по двум группам критериев:
- первая группа – критерии оценки трудовых действий педагогического работника (профессиональных компетенций), соответствующих заявленному дифференцированному уровню квалификации и отраженных в профессиональном стандарте; - вторая группа – критерии оценки реальных профессиональных достижений педагогического работника.
Такой подход к разделению критериев, на наш взгляд, обусловлен заложенными в законодательстве определениями понятий «квалификация» и «профессиональный стандарт». В соответствии с «Комплексной программой повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций», утвержденной Правительством РФ 28.05.2014 N 3241п-П8, аттестация должна осуществляться на основе профессионального стандарта педагога. Профессиональный стандарт содержит характеристику квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности4.  В ст. 195.1 Трудового кодекса Российской Федерации под квалификацией понимается «уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника», а в ст. 2 Закона об образовании квалификация определена как «уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности». То есть на этапе профессионального экзамена, если следовать «букве» вышеназванных документов, оценивается только квалификация работника и ее соответствие положениям профессионального стандарта.
Первая группа критериев в нашей модели должна устанавливаться центром оценки квалификации, утверждаться советом по профессиональным квалификациям и далее служить инструментом оценки квалификации  с учетом должностных обязанностей конкретного педагогического работника и требований Профстандарта.
Оценка соответствия квалификации педагогического работника заявленному дифференцированному уровню должна осуществляться квалификационной комиссией центра оценки квалификации в соответствии с первой группой критериев и проводиться в форме профессионального экзамена по выбору работника либо в очной, либо в заочной форме: - в заочной форме – на основании анализа карты самообследования, видеозаписей уроков, внеурочных мероприятий, учебно-методической документации, результатов опросов обучающихся, родителей, коллег, представленных на указанных аттестуемым педагогом Интернет-ресурсах или в прилагаемом к заявлению пакете документов5; - в очной форме – на основании анализа карты самооценки и данных, полученных при посещении образовательной организации, в которой работает аттестуемый педагог: уроков, внеурочных мероприятий, учебно-методической документации, результатов опросов обучающихся, родителей, коллег.
Для каждого дифференцированного уровня квалификации определяется минимальный порог. Заявленный педагогическим работником дифференцированный уровень квалификации устанавливается в случае, если при оценке квалификации педагог набрал не менее определённого процента (например, 80 % от максимального количества баллов), установленного для данного уровня.

Для достижения объективной оценки деятельности педагога вторую группу критериев необходимо разрабатывать с учетом особенностей региона. Это задача региональной аттестационной комиссии, которая  определяет и устанавливает коэффициент значимости критериев и показателей оценки профессиональных достижений в их соотношении с результатами прохождения профессионального экзамена. Вторая группа критериев позволяет оценить профессиональные достижения педагога дифференцированно, в том числе, с учетом: - целей и задач образовательной организации; - особенностей контингента обучающихся (например, очевидно, что требования к результатам педагога, работающего со сложным контингентом обучающихся и в сложных социальных условиях, и к результатом работы с обучающимися так называемых «продвинутых» школ («углублёнок», лицеев, гимназий) будут существенно отличаться); - специфики региона (например, результаты работы по профориентации обучающихся на востребованные в экономике региона профессии).
Вместе с тем апробация данной модели на пилотных площадках показала, что  нельзя обойти вниманием авторитет и мнение «статусных» образовательных организаций.
Поэтому пилотными площадками, находящимися в таких крупных городах края, как г.
Хабаровск и г. Комсомольск-на-Амуре, было внесено предложение предоставить таким организациям право ходатайствовать перед аттестационной комиссией об установлении категории работнику, минуя этап профессионального экзамена. Таким образом, в предлагаемой модели аттестационная комиссия субъекта Российской Федерации может устанавливать педагогическим работникам квалификационные категории без прохождения профессионального экзамена, если об этом ходатайствует  образовательная организация, демонстрирующая стабильно высокие результаты в обучении и воспитании обучающихся, в которой работает аттестуемый педагог.
Таковы основные положения разработанной в крае модели «Аттестация на установление дифференцированного квалификационного уровня или квалификационной категории» по результатам апробации Профстандарта.

Выводы 

В экономическом развитии страны  в настоящее время отмечается возрастание роли человеческого капитала. Государственная политика РФ в области образования направлена на совершенствование качества профессиональных кадров, которое в значительной мере определяет уровень конкурентоспособности современной экономики [2].
Профессиональная деятельность педагога – главный ресурс, обеспечивающий высокое качество образования и реализацию государственных стандартов. Определить уровень и качество этого ресурса позволяет процедура аттестация.
Апробация Профстандарта показала необходимость изменения порядка аттестации педагогов (воспитателей и учителей), создания системы аттестации, отвечающей вызовам времени, нацеленной на мотивирование педагогов к постоянному развитию. Аттестация педагогов в ее новом формате должна стать, как отметил Президент России В.В. Путин на заседании Госсовета в декабре 2015г., посвященном проблемам образования, компонентом «общенациональной системы профессионального роста учителей», «эффективным механизмом материального и морального поощрения качественного творческого учительского труда», «стимулом к развитию, к непрерывному профессиональному росту».

Литература

  1. Забродин Ю.М., Гаязова Л.А. Стандарт профессиональной деятельности педагога: проблемы общественно-профессионального обсуждения  [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2013. № 3. URL: https://psyjournals.ru/psyedu_ru/2013/n3/62423.shtml (дата обращения 27.04.2016)
  2. Забродин Ю.М., Леонова О.И. О профессиональных педагогических степенях и присвоении их педагогам-практикам // Оценка качества обучения в образовательных учреждениях.URL: https://psyjournals.ru/qualityeducation/issue/56237.shtml (дата обращения 27.04.2016)
  3. Забродин Ю.М., Леонова О.И. Рекомендации участников Семинара-совещания экспертов по обсуждению вопросов апробации и внедрения профессиональных стандартов работников образования и социальной сферы (18 сентября 2015 г.)  // Бюллетень Учебно-методического объединения вузов РФ по психолого-педагогическому образованию. 2015. Том 9. № 2. С. 18–22.
  4. Забродин Ю.М., Сергоманов П.А., Гаязова Л.А., Леонова О.И. Построение системы дифференциации уровней квалификации Профессионального стандарта педагога  // Психологическая наука и образование. 2015. Том 20. № 5. С. 65–76. doi:10.17759/pse.2015200506
  5. Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций (утв. Правительством РФ 28.05.2014 N 3241п-П8) [Электронный ресурс] // Портал сопровождения проектов модернизации педагогического образования. URL: http://педагогическоеобразование.рф/documents/show/48 (дата обращения: 27.04.2016).
  6. Приказ Минтруда России № 544н от 18 октября 2013 г. «Об утверждении профессионального стандарта “Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)“» [Электронный ресурс] // Министерство труда и социальной защиты. Банк Документов. URL: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/ 129 (дата обращения: 27.04.2016).
  7. Фоменко Е.В. Аттестация как средство модернизации личного профессионального опыта // Совершенствование системы управления качеством аттестации педагогических работников и руководителей образовательных учреждений в субъектах Российской Федерации: сб. трудов участников I Всероссийской научно-практической конференции (21–22 октября 2013 г., Москва) / Под ред. Н.А. Лукьяновой, Д.В. Чайковского, Л.Г. Смышляевой. Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2013. С. 96–99.

Информация об авторах

Перминова Ольга Петровна, начальник отдела сопровождения и реализации целевых программ образования министерства образования и науки, Хабаровский края, Хабаровск, Россия, e-mail: olgperminova@yandex.ru

Петрунина Татьяна Авинеровна, cтарший методист отдела сопровождения и экспертизы педагогической деятельности, Хабаровский краевой институт развития образования, Хабаровск, Россия, e-mail: petruninata@ippk.ru

Фоменко Елена Викторовна, руководитель, старший методист отдела сопровождения и экспертизы педагогической деятельности, Хабаровский краевой институт развития образования, Хабаровск, Россия, e-mail: Fomenko@ippk.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2107
В прошлом месяце: 18
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 2084
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0