Психолого-педагогические исследования
2017. Том 9. № 1. С. 54–65
doi:10.17759/psyedu.2017090106
ISSN: 2587-6139 (online)
Ценностно-смысловые барьеры в научно-исследовательской деятельности молодых ученых*
Аннотация
Общая информация
* Работа выполнена при поддержке гранта РГНФ №15-16-70001.
Ключевые слова: ценностные ориентации, ценностно-смысловые барьеры, научно-исследовательская деятельность , молодые ученые
Рубрика издания: Психология образования
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2017090106
Для цитаты: Шабаловская М.В., Бохан Т.Г., Радишевская Л.В., Ульянич А.Л. Ценностно-смысловые барьеры в научно-исследовательской деятельности молодых ученых [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2017. Том 9. № 1. С. 54–65. DOI: 10.17759/psyedu.2017090106
Полный текст
Основой исследовательской деятельности молодого ученого выступает ценностная составляющая, которая мотивирует, направляет активность исследователя на овладение данным видом деятельности. Для молодых ученых, занимающихся исследованиями, наиболее значимыми становятся реализация потребностей в профессиональном росте, профессионально-личностное саморазвитие, творческое самовыражение, самостоятельный поиск в решении исследовательских проблем. Ценностный компонент выражается в понимании смысла и значения научно-исследовательской деятельности.
А.Н. Леонтьев [6] обращает внимание на то, что понятие «ценность» включает в себя два аспекта - значение и личностный смысл. Значение ценности представляет собой совокупность общественно-значимых свойств, функций предмета или идей, которые делают их ценностями в обществе, а личностный смысл ценностей определяется самим человеком. Ценности и смыслы человека всегда находятся во взаимосвязи, представляют собой сложные системные образования, некую целостность, исследование которой является фундаментальной проблемой психологии.
Д.А. Леонтьев [7] понимает под ценностными ориентациями отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров. А.В. Серый и М.С. Яницкий отмечают, что ценностные ориентации как компонент структуры личности характеризуют направленность и содержание активности индивида, определяют общий подход человека к миру, к себе, придают смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам [10; 13]. Ценностно-смысловые ориентации личности проявляются, закрепляются и корректируются в процессе выполнения деятельности [14, с. 40].
В рамках системной антропологической психологии [4; 5] именно ценностносмысловая сфера задает масштаб жизненного пространства человека и определяет тенденции его самоосуществления, выступая в качестве звена в механизме самоорганизации.
Как отмечает Р.Х. Шакуров [12], в рамках теории преодоления, ценности выполняют две взаимосвязанные функции - жизнеутверждающую и мотивирующую. Первая состоит в том, что привлекательные объекты поддерживают эмоциональный тонус личности и привязывают ее к жизни, а вторая побуждает к действию, заставляет человека преодолевать препятствия. Барьер на пути к предмету, способному удовлетворить потребность, и есть источник ценности. В его теории психологические барьеры представляют собой «внешние и внутренние препятствия, сопротивляющиеся проявлениям жизнедеятельности субъекта, его активности» [12]. По мнению Р.Х. Шакурова, в познавательном процессе главную роль играют ценностно-информационные барьеры, которые «влияют на процесс ориентировочной фазы деятельности и создают неопределенность в удовлетворении потребности - в количестве и качестве ожидаемой ценности, в получении доступа к ней. Исследовательская деятельность, прежде всего, это творческая работа, и интересна она благодаря таящейся в ней неопределенности. Интерес повышается информационными барьерами, проявляющимися в форме несоответствия новых знаний старым, ранее приобретенным. Однако такое несоответствие не должно быть очень большим, так как слишком резкий информационный барьер вызывает не интерес, а, скорее, страх и ценность может потерять свой смысл» [11, с. 15]. По мнению Р.Х. Шакурова, барьеры играют решающую роль в конституировании и динамизации деятельности. Ценностные барьеры актуализируют потребность - приводят ее в активное состояние.
Особенности ценностно-смысловых барьеров обусловлены мотивацией познающего, его готовностью к познанию на основе определенных смысловых установок и той специфической ценностью, которая может быть раскрыта в познаваемом как личностный смысл познающего, а также степенью устойчивости и сформированности его смысложизненных ориентаций [1, с. 94]. «Ценностно-смысловые барьеры представляют из себя личностные препятствия инициации мыслительного действия, связанные с отчуждением ценностно-смысловых центраций субъекта познавательной деятельности от постигаемого содержания, с нарушением процесса “раскристаллизации” смысла, невозможностью вывести познаваемое на уровень личностного смысла» [цит. по: 8, с. 14].
Ценностно-смысловая сфера определяет пространство самореализации личности молодого ученого. Самореализация всегда связана с преодолением определенных препятствий, и одним из таких препятствий является несовпадение реальной научной, профессиональной деятельности начинающих ученых со сформировавшимися представлениями и ожиданиями. Мы предполагаем, что ценностно-смысловые барьеры молодых исследователей могут быть обусловлены рассогласованностью между актуальными целями и степенью их реализации в жизнедеятельности.
Целью нашего исследования было выявить ценностно-смысловые барьеры молодых ученых в процессе научно-исследовательской деятельности.
Программа исследования
Для исследования ценностных ориентаций молодых ученых мы использовали расширенную интерпретацию методики М. Рокича, предлагаемую М.С. Яницким и А.В. Серым и направленную на оценку уровня и потенциала развития, самореализации личности [14, с. 82]. После завершения процедуры ранжирования списков терминальных и инструментальных ценностей испытуемым предлагалось оценить в процентах степень реализованности каждой из ценностей в его жизни. Далее вычислялось расхождение между реализованностью инструментальных (Ир) ценностей и терминальных (Тр) ценностей как показатель ценностного развития личности молодых ученых.
М.С. Яницкий и А.В. Серый [14] выделяют три основных варианта ценностного развития:
1) отсутствие существенного расхождения между реализованностью предпочитаемых терминальных и инструментальных ценностей;
2) большая реализованность терминальных ценностей;
3) большая реализованность инструментальных ценностей.
Отсутствие расхождения между реализованностью предпочитаемых терминальных и инструментальных ценностей следует интерпретировать как отсутствие существенного актуального потенциала личностного развития.
Полученные данные сравнивались с нормативными значениями расхождения ДИрТр [14, с. 85].
Статистическая обработка была проведена в программе SPSS Statistics 17.0 с помощью метода анализа частот и метода сравнения (критерий Манна-Уитни). В исследовании принимали участие 88 молодых ученых: аспиранты (65 человек) и магистры (23 человека) Томских вузов: 37 мужчин и 51 женщина. Средний возраст испытуемых - 24±3.
Результаты и их интерпретация
Из табл. 1 видно, что для большинства респондентов наиболее значимыми терминальными ценностями оказались здоровье (43,2 %), счастливая семейная жизнь (29,5 %), познание (28,4 %), любовь (28 %). К незначимым ценностям испытуемые отнесли: счастье других (44,3 %), развлечения (42 %), красоту природы и искусства (42 %), общественное признание (27,3 %) и творчество (27,3 %).
Таким образом, актуальными для аспирантов и магистров являются конкретные жизненные ценности, ценности личной жизни (здоровье, счастливая семейная жизнь, любовь) и абстрактные ценности (познание) (по Д.А. Леонтьеву) [7]. К незначимым относятся ценности межличностных отношений (счастье других), индивидуальные ценности (развлечения), пассивные ценности (красота природы), ценности профессиональной самореализации (творчество).
Таблица 1
Результаты частотного анализа терминальных ценностей в группе молодых ученых (n=88)
Терминальные ценности |
Значимые |
Незначимые |
Процент (от общего количества человек) |
Процент (от общего количества человек) |
|
Активная деятельная жизнь |
14,8 |
9,1 |
Жизненная мудрость |
22,7 |
12,5 |
Здоровье |
43,2 |
4,5 |
Интересная работа |
13,6 |
4,5 |
Красота природы и искусства |
2,3 |
42 |
Любовь |
28 |
10,2 |
Материально обеспеченная жизнь |
9,1 |
6,8 |
Наличие хороших и верных друзей |
17 |
6,8 |
Общественное призвание |
2,2 |
27,3 |
Познание |
28,4 |
4,5 |
Продуктивная жизнь |
16 |
17 |
Развитие |
21,6 |
1,1 |
Развлечения |
2,2 |
42 |
Свобода |
22 |
14 |
Счастливая семейная жизнь |
29,5 |
8 |
Счастье других |
4,5 |
44,3 |
Творчество |
13,6 |
27,3 |
Уверенность в себе |
18,2 |
5,7 |
Из табл. 2 видно, что к значимым ценностям относятся: ответственность (33 %), честность (29,5 %), образованность (27,3 %). К незначимым ценностям можно отнести: непримиримость к недостаткам в себе и других (60,2 %), высокие запросы (53,4 %), чуткость (30,7 %).
Таким образом, к актуальным ценностям относятся ценности профессиональной самореализации (ответственность), ценности непосредственно-эмоционального мироощущения (честность), интеллектуальные ценности (образованность). К незначимым ценностям-средствам относятся этические ценности (непримиримость к недостаткам), ценности самоутверждения (высокие запросы) и ценности принятия других (чуткость).
Таблица 2
Результаты частотного анализа инструментальных ценностей в группе молодых ученых (n=88)
Инструментальные ценности |
Значимые |
Незначимые |
Процент (от общего количества человек) |
Процент (от общего количества человек) |
|
Аккуратность |
15,9 |
14,8 |
Воспитанность |
26,1 |
9,1 |
Высокие запросы |
4,5 |
53,4 |
Жизнерадостность |
22,7 |
8 |
Исполнительность |
13,6 |
12,5 |
Независимость |
13,6 |
13,6 |
Непримиримость к недостаткам в себе и в других |
3,4 |
60,2 |
Образованность |
27,3 |
4,6 |
Ответственность |
33 |
2,3 |
Рационализм |
23,9 |
8 |
Самоконтроль |
19,3 |
6,8 |
Смелость в отстаивании своего мнения |
5,7 |
11,4 |
Твердая воля |
13,6 |
11,4 |
Терпимость |
13,6 |
14,8 |
Широта взглядов |
13,6 |
8 |
Честность |
29,5 |
6,8 |
Эффективность в делах |
8 |
6,8 |
Чуткость |
10,2 |
30,7 |
С помощью непараметрического критерия Манна-Уитни выявлены различия в ценностных ориентациях у представителей мужского и женского пола на уровне значимости p<0,05 (табл. 3). Наиболее значимыми для мужской выборки молодых исследователей являются жизненная ценность «наличие друзей», а также ценность профессиональной самореализации «исполнительность». Для женской выборки наиболее значимы конкретные жизненные ценности и ценности межличностного характера («счастливая семейная жизнь», «жизнерадостность»). Достоверных различий по остальным ценностям выявлено не было.
Таблица 3
Результаты сравнительного анализа ценностных ориентаций у мужчин и женщин (критерий Манна-Уитни)
Ценностные ориентации |
U |
Уровень значимости Р |
n1 |
n2 |
Счастливая семейная жизнь |
689,5 |
0,042 |
37 |
51 |
Наличие хороших и верных друзей |
680,5 |
0,035 |
37 |
51 |
Жизнерадостность |
669 |
0,027 |
37 |
51 |
Исполнительность |
644 |
0,015 |
37 |
51 |
В результате сравнительного анализа ценностных ориентаций у аспирантов и магистров были выявлены достоверные различия в их значимости (табл. 4). Для группы аспирантов наиболее значимы: ценность межличностного отношения - «счастье других» (p<0,05), ценности самоутверждения и профессиональной самореализации - «смелость в отстаивании своего мнения» (p<0,01), «широта взглядов» (p<0,05). Для группы магистров наиболее значимы: ценность индивидуалистического характера - «аккуратность» (p<0,01) и ценность межличностного общения - «воспитанность» (p<0,01).
Таблица 4
Результаты сравнительного анализа ценностных ориентаций у аспирантов и магистров (критерий Манна-Уитни)
Ценностные ориентации |
U |
Уровень значимости Р |
n1 |
n2 |
Счастье других |
482 |
0,014 |
65 |
23 |
Аккуратность |
455,5 |
0,007 |
65 |
23 |
Воспитанность |
422 |
0,002 |
65 |
23 |
Смелость в отстаивании своего мнения |
433,5 |
0,004 |
65 |
23 |
Широта взглядов |
514 |
0,032 |
65 |
23 |
Оценка степени реализованности каждой из ценностей в жизни молодых ученых позволила выявить расхождение между инструментальными и терминальными ценностями (табл. 5).
Таблица 5
Показатели величины расхождения АИрТр в группе молодых ученых
Расхождение |
Количество (чел.) |
Процент |
Отрицательное (АИрТр<0) |
28 |
33,8 |
Оптимальное (0<АИрТр<23,2) |
40 |
48,2 |
Высокое (АИрТр>23,2) |
15 |
18 |
Для большинства респондентов (48,2 %) характерно оптимальное расхождение между терминальными и инструментальными ценностями. Это свидетельствует об оптимальном опережении развития личностных качеств (реализация ценностей-средств) над процессом достижения жизненных результатов (реализация ценностей-целей), что необходимо для успешной самореализации, реализации своих потенций в научноисследовательской и других видах деятельности. В данном случае умеренное преобладание реализации инструментальных ценностей может рассматриваться как наличие определенного потенциала развития личности молодых ученых.
Отрицательное расхождение между реализованностью предпочитаемых терминальных и инструментальных ценностей выявлено у 33,8 % испытуемых, что говорит об отставании развития личностных качеств от процесса достижения жизненных результатов. По мнению авторов методики [14], это может указывать на нарушения ценностно-смысловой сферы личности (псевдосамореализация, экзистенциальные проблемы, неадекватность самооценки и др.). Наибольшая реализованность терминальных ценностей в данном случае говорит о том, что молодые ученые как бы достигают большего, чем то, на что они могут объективно претендовать. Респонденты считают, что терминальные ценности реализованы в большей степени, нежели инструментальные. Это говорит о наличии личностных дефицитов в реализации целей, которые могут рассматриваться в качестве внутренних барьеров в исследовательской деятельности. Например, респонденты выделяют в качестве значимых терминальных ценностей познание и развитие, однако степень реализованности таких инструментальных ценностей, как самоконтроль и рационализм, необходимых для реализации выделенных целей, не превышает 50 %.
Высокое расхождение между реализованностью ценностей выявлено у 18 % респондентов, что характеризуется существенным опережением развития личностных качеств над процессом достижения жизненных результатов. Полученные данные могут указывать на наличие объективных барьеров достижения целей. Респонденты обладают личностными ресурсами для достижения целей, однако не могут их реализовать. Например, аспиранты не имеют возможности полноценно реализовать жизненные цели (семья, интересная работа и т. д.) в силу объективной занятости процессом обучения в магистратуре и аспирантуре. Они овладевают новыми знаниями, в результате чего повышается их трудоспособность, но она не реализуется в полной мере в реальной жизнедеятельности. «Преобладание инструментальных ценностей может говорить и о слабости целеполагания, низком уровне притязаний, низкой осмысленности собственной жизни» [14, с. 83]. Проведенные нами ранее исследования психологической готовности к научно-исследовательской деятельности [3] выявили эмоциональное напряжение и повышение тревожности у начинающих ученых, связанное с когнитивными трудностями процесса моделирования в научно-исследовательской деятельности, затрудняющими процессы разработки научного замысла и его реализации в исследовательском проекте.
Таким образом, у половины респондентов имеется значительное рассогласование между ценностями, указывающее на нарушения ценностно-смысловой сферы личности. У одних респондентов (33,8 %) имеются дефициты в развитии личностных особенностей. Другие испытуемые (18 %) имеют объективные барьеры достижения целей, что может свидетельствовать о слабости целеполагания.
Выводы
1. Наиболее значимые ценности-цели молодых ученых отражают конкретные жизненные ценности, ценности личной жизни. Полученные результаты выявили, что ценностная направленность молодых ученых не соответствует пространству их самореализации в научно-исследовательской деятельности: наиболее актуальными для них являются ценности личной жизни, а незначимым - стремление к творчеству, которое выступает главным механизмом порождения нового знания в научно-исследовательской деятельности. Однако можно говорить о наличии потенциала у респондентов, представленного инструментальными ценностями профессиональной самореализации.
2. Выявлен гендерный аспект ценностных ориентаций в группе респондентов. Для мужчин значимыми ценностями являются жизненные ценности и ценности профессиональной самореализации, для женской выборки наиболее актуальны конкретные жизненные ценности и ценности межличностного характера. Это свидетельствует о том, что мужчины больше ориентированы на реализацию целей в научно-исследовательской работе и успешную профессиональную деятельность.
3. Установлены различия в ценностных ориентациях у аспирантов и магистров. У аспирантов доминируют личностные ценности самоутверждения и самореализации, что является мотивирующим фактором их активности, направленной на овладение исследовательским видом деятельности.
4. У половины респондентов выявлено оптимальное опережение развития личностных качеств над процессом достижения жизненных результатов, свидетельствующее о наличии определенного потенциала развития личности молодых ученых. У другой половины молодых ученых имеется значительное рассогласование между ценностями, которое указывает на нарушения ценностно-смысловой сферы личности. Одни респонденты имеют дефициты в развитии личностных особенностей. Другие испытуемые имеют объективные барьеры достижения целей, что свидетельствует о слабости целеполагания. Полученные результаты, указывающие на степень и характер расхождения между значимостью и реализованностью инструментальных и терминальных ценностей, позволили выявить ценностно-смысловые барьеры молодых ученых и варианты их личностного развития.
5. Пути преодоления ценностно-смысловых барьеров у молодых ученых нам видятся в осознании ими личностного смысла своей научно-исследовательской деятельности, в принятии целей и задач научно-исследовательской деятельности как личностно значимых и необходимых на данном этапе их профессионального становления. Для успешной реализации исследовательской деятельности для одних начинающих ученых целесообразно сделать акцент на развитии личностных качеств как основных ресурсов для достижения практических результатов в своей научной работе, для других - на развитии процесса целеполагания. Создание образа будущего, перспектива профессионального развития - одна из функций ценностей и смыслов в научно-исследовательской деятельности. Предвосхищаемый результат деятельности, конкретизированный в целях образ будущего является тем, что побуждает и направляет активность исследователя. Полученные результаты дают основание для определения направлений и методов психологического сопровождения научно-исследовательского становления молодых ученых. К таким направлениям могут быть отнесены проектирование, личностно-ориентированные тренинги, тренинги саморегуляции и целеполагания.
Финансирование
Работа выполнена при поддержке гранта РГНФ №15-16-70001.
Литература
- Алимова Е.Е., Савченко А.Б. Ценностно-смысловые барьеры как педагогическая проблема // Российский психологический журнал. 2011. Т. 8. № 3. С. 93–100.
- Балымова И.В. Самодетерминация становления субъекта научно-исследовательской деятельности в вузовском обучении:Автореф. …канд. психол. наук. Казань, 2008. 26 с.
- Бохан Т.Г. и др. Ресурсы и дефициты психологической готовности к научно-исследовательской деятельности [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2014. №2. C. 198–208. URL: http://psyedu.ru/journal/2014/2/Bohan_et_al.phtml (дата обращения: 15.08.2016).
- Клочко В.Е.Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства (введение в трансспективный анализ). Томск: Томский гос. ун-т, 2005. 174 с.
- Клочко В.Е., Галажинский Э.В. Психология инновационного поведения. Томск: Томский гос. ун-т, 2009. 240 с.
- Леонтьев А.Н. Философия психологии: из научного наследия. М.: Изд-во МГУ, 1994. 274 с.
- Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. М.: Смысл,1992. 17 с.
- Осипова А.А., Прокопенко М.В. К вопросу о функциональном анализе психологического барьера // Российский психологический журнал. 2014. Т. 11. № 2. С. 9–16.
- Послевузовское профессиональное образование: содержание обучения в аспирантуре по педагогическим специальностям: Метод. пособие / Авт.-сост. А.Н. Бакушина. СПб.: СПбАППО, 2008. 273 с.
- Серый А.В., Яницкий М.С. Ценностно-смысловая сфера личности. Кемерово: Кемеровский гос. ун-т,1999. 90 с.
- Шакуров Р.Х. Барьер как категория и его роль в деятельности // Вопросы психологии. 2001. № 1. С. 3–18.
- Шакуров Р.Х. Психология смыслов: теория преодоления // Вопросы психологии. 2003. №5. С. 18–33.
- Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. 204 с.
- Яницкий М.С., Серый А.В. Диагностика уровня развития ценностно-смысловой сферы личности: Учеб. пособие. Новокузнецк: МАОУ ДПО ИПК, 2010. 102 с.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2156
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 14
Скачиваний
Всего: 673
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 2