Особенности проявления инициативы современных дошкольников

3629

Аннотация

В статье рассматривается детская инициативность как важнейшая предпосылка творчества. Представлено исследование форм проявления инициативности дошкольников в открытой, неопределенной ситуации. В исследовании приняли участие 50 детей в возрасте 5—7 лет из двух детских садов г. Москвы. В качестве метода исследования использовалось наблюдение за свободной деятельностью детей в специально организованном открытом пространстве, предоставляющем возможности для разных видов детской деятельности. Оказалось, что в свободной ситуации дети склонны выбирать социально приемлемые и знакомые виды деятельности, т.е. рисование. Игра практически не возникает без участия взрослого. На основании полученных результатов делается вывод о том, что преобладающая форма проявления инициативности — продуктивная, являющаяся наиболее «культивируемой» в дошкольном образовании. Полученные данные говорят о необходимости создания специальных условий для развития инициативности дошкольников. Особого внимания требует организация условий для поддержки творческой инициативы детей.

Общая информация

Ключевые слова: инициатива, дошкольный возраст, детские виды деятельности

Рубрика издания: Психология развития

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2019110102

Тематический сетевой сборник: Психологическое благополучие субъектов образовательных отношений

Для цитаты: Смирнова Е.О., Солдатова Ю.С. Особенности проявления инициативы современных дошкольников [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2019. Том 11. № 1. С. 12–26. DOI: 10.17759/psyedu.2019110102

Фрагмент статьи

Творчество принято определять как создание чего-то качественно нового материального и духовного. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) — уникальность и оригинальность результата, причем этот результат невозможно предсказать, прямо вывести из исходных условий.

Литература

  1. Абульханова—Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 299 с.
  2. Борисова Т.С. Активность и инициативность как основа формирования социальной ответственности учащейся молодежи // Вестник ТГПУ. 2011. №1. С. 131—135
  3. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. М.: Смысл, Эксмо, 2004. 210 c.
  4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: СОЮЗ, 1997. 96 с.
  5. Ковалев А.Г. Психология личности. М.: Просвещение, 1970. 391 с.
  6. Коротаева Е.В., Святцева А.В. Развитие инициативности детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2016. № 5. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/razvitie-initsiativnosti-detey-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 21.01.2019)
  7. Короткова Н.А., Нежнов П.Г. Наблюдение за развитием детей в дошкольных группах. М.: Линка—Пресс, 2014. 64 с.
  8. Монина Г.Б. Технология формирования у детей 6—7 лет инициативности, самостоятельности, ответственности и парциальная программа «Лесенка РОСТА». СПб.: «ДЕТСТВО—ПРЕСС», 2017. 176 с.
  9. Смирнова Е.О. Условия формирования и поддержки детской инициативности в детском саду // Детский сад: теория и практика. 2016. № 6. С. 18—31.
  10. Смирнова Е.О., Рябкова И.А. Особенности принятия игровой роли в разных предметных средах // Вопросы психологии. 2018. № 1. С. 4—14.
  11. Смирнова Е.О. Игра в современном дошкольном образовании [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2013. № 3. URL: http://psyedu.ru/journal/2013/3/3402.phtml (дата обращения: 24.11.2018)
  12. Трифонова Е.В. Проблема самодеятельной игры в контексте основных идей А.В. Запорожца // Культурно-историческая психология. 2006. № 1. С. 77—83.
  13. Трифонова Е.В. Детская игра в образовании: вчера, сегодня… завтра? // Материалы Международной конференции «Современные тенденции развития дошкольного образования в мире» (24-25 сентября 2015 года). М.: МПГУ, 2015. С. 8—14.
  14. Фельдштейн Д.И. Глубинные изменения современного Детства и обусловленная ими актуализация психолого-педагогических проблем развития образования // Вестник практической психологии образования. 2011. № 1. С. 45—54.
  15. Эльконин Д.Б. Избранные Психологические труды. М.: Педагогика, 1989. 560 с.
  16. Fay D. & Frese M. The nature of personal initiative: Self-starting orientationand proactivity. Paper presented at the annual conference of the Society for Industrial and Organiza-tional Psychology, 1998. Dallas, TX
  17. Frese M., Fay D., Hilburger T., Leng K. & Tag A. The concept of personal initiative: Operationalization, reliability and validity of two German samples // Journal of Occupational and Organizational Psychology. 1997. Vol. 70 (2). P. 139—161. doi: 10.1111/j.2044-8325.1997.tb00639.x
  18. Hjelle L., Ziegler D. Personality theories: basicassumptions, research, and applications. New York: McGrow—Hill. Publishing Co, 1992. 624 p.
  19. Price-Mitchell M. How Kids Learn to Take Initiative and Overcome Challenges [Электронный ресурс] // Roots of Action. URL: https://www.rootsofaction.com/take-initiative-kids (дата обращения: 15.01.2019)

Информация об авторах

Смирнова Елена Олеговна, доктор психологических наук, профессор, начальник отдела, отдел психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек, Центра прикладных психолого-педагогических исследований, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия

Солдатова Юлия Сергеевна, аспирант, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, e-mail: js.soldatova@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 3677
В прошлом месяце: 24
В текущем месяце: 12

Скачиваний

Всего: 3629
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 9