Психолого-педагогические исследования
2019. Том 11. № 3. С. 95–105
doi:10.17759/psyedu.2019110308
ISSN: 2587-6139 (online)
Механизм развития высшего инклюзивного образования для лиц с нарушением слуха
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: высшее инклюзивное образование, инвалид , инклюзивное обучение, инклюзивная среда, комплексная реабилитация инвалида, лицо с ограниченными возможностями здоровья, образовательные потребности, студент с инвалидностью по слуху, студент с ограниченными возможностями здоровья
Рубрика издания: Методология и технология образования
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2019110308
Для цитаты: Станевский А.Г., Храпылина Л.П., Винокуров А.С. Механизм развития высшего инклюзивного образования для лиц с нарушением слуха [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2019. Том 11. № 3. С. 95–105. DOI: 10.17759/psyedu.2019110308
Полный текст
Необходимость усиления доступности высшего инклюзивного образования для разных категорий учащихся с инвалидностью вызвана устойчивыми позитивными изменениями целей и задач государственной социальной политики в целом и в частности в отношении профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (ЛОВЗ), в том числе инвалидов по слуху. Для позитивных перемен, касающихся развития этого образования, требуется адекватный вызовам настоящего времени и прогнозируемым будущим рискам в рассматриваемой области механизм, что подтверждают результаты исследований ряда ученых [2; 3; 4]. До настоящего времени недостаточно изучены лучшие практики разработки и реализации вузами механизма, способного обеспечить успешное развитие рассматриваемого высшего образования, есть лишь публикации, касающиеся его отдельных аспектов [1].
В настоящей статье представлены теоретические и прикладные разработки механизма развития высшего инклюзивного образования для лиц с нарушением слуха, а также опыт их реализации в МГТУ им. Н.Э. Баумана применительно к программам бакалавриата по инженерным направлениям. Подготовка инженерных кадров является приоритетным направлением государственной политики социально-экономического развития России. В условиях коренных изменений трансформируется содержание инженерной деятельности, а также социально-трудовых отношений между работником и работодателем, когда повышается личная ответственность работника за результаты своей деятельности. Это предопределяет изменение требований к компетенциям и квалификации инженера, в том числе касательно приобретения способности принимать технические, проектные и организационно-управленческие решения.
В соответствии с этим выпускник технического вуза как состоявшийся специалист должен обладать высоким уровнем знаний, владеть методами инженерной деятельности и обладать высоким уровнем общей и инженерной культуры. Многие годы доступность получения большинством инвалидов и иными лицами с дефектами слуха статуса квалифицированных специалистов остается на стадии намерений. Необходимо изменить эту ситуацию и переходить в реальной практике к профессиональному образованию, обеспечивающему им условия социально-экономической самодостаточности. В целом квалификационный уровень работников из числа инвалидов этой категории является низким, охватывает крайне узкий перечень профессий и специальностей, что реально ограничивает их возможности на рынке труда. Только 25% из числа трудоспособных с нарушением слуха имеют относительно стабильную занятость. К числу проблем, не нашедших решения в практике подготовки специалистов в системе высшего образования, относится низкая эффективность в плане трудоустройства и стабильной занятости выпускников вузов из числа инвалидов, в том числе инвалидов по слуху.
Существующие в течение длительного времени подходы к образованию лиц с дефектами слуха нацелены на преимущественно специализированный тип их обучения, принципы дефектологии и применение традиционных технологий коммуникативного общения с помощью сурдоперевода. Из-за этого происходит ограничение для учащихся с ОВЗ по слуху таких ресурсов, как разноплановые источники и носители-передатчики информации, что предопределяет зависимость их знаний от разных субъективных и объективных факторов, в том числе и от качества сурдоперевода. Это, в свою очередь, влияет на качество знаний, процесс социализации, развитие познавательной самостоятельности, выработку творчества в процессе учебы у студентов при изучении различных профессиональных дисциплин. Как следствие — трудности в адаптации в вузовской образовательной среде, замедление социальной интеграции. У выпускников вузов из числа людей с нарушением слуха, особенно с инвалидностью, возникают проблемы трудоустройства и адаптации в социально-трудовой среде на предприятиях общего типа. Такая ситуация возникает, прежде всего, из-за пробелов в знаниях, навыках и деловой культуре, которые должны быть у выпускника на определенном уровне «нормальных» для молодого специалиста, т.е. таких, которые бы соответствовали требованиям к потенциальным работникам со стороны работодателя.
Анализ становления и развития систем профессионального образования инвалидов с нарушением слуха в США, Японии, Австралии, Китае и в других странах, а также результаты изучения отечественного опыта реализации программ высшего образования для глухих в период с 90-х годов (на примере МГТУ им. Н.Э. Баумана, Новосибирского института социальной реабилитации, Московского педагогического государственного университета, Владимирского государственного университета) позволяют выделить два основных подхода к организации образовательного пространства для этой категории потенциальных и реальных обучающихся:
- «дефектологический», нацеленный на компенсацию дефектов в сегрегационных условиях специальных образовательных учреждений;
- «интеграционный», в котором акцент делается на создание специальных условий обучения и деятельности этих лиц в условиях образовательных учреждений общего типа с акцентом на развитие инклюзивного образования.
В настоящее время в России система государственной социальной поддержки инвалидов, включая поддержку в области образования, приоритетно ориентирована на уровневое инклюзивное профессиональное образование. Особое значение придается высшему образованию в повышении качества жизнедеятельности лиц с нарушением слуха в виду того, что в связи с этим нарушением у них ограниченные возможности для развития личности, в том числе в области реализации своих способностей в трудовой деятельности. Высшее образование является одним из наиболее эффективных механизмов повышения социально-экономического статуса и защищенности данной категории граждан.
Таким образом, актуальность и высокая практическая значимость разработки и реализации механизма развития высшего инклюзивного образования для лиц с нарушением слуха определяется:
социальным заказом общества и государства на личность студента и
выпускника вуза, обладающего развитыми коммуникативными способностями, обеспечивающими должный уровень его профессиональной подготовки и степень готовности молодого специалиста на равных конкурентных началах выступать на рынке труда в роли претендента на вакантное рабочее место, а также способным работать на предприятиях общего типа с минимальными издержками на его производственную адаптацию; социальным заказом общества и государства на повышение толерантности здоровых членов общества к лицам, имеющим ограничения жизнедеятельности по состоянию здоровья, и формирование у них устойчивых стереотипов взаимодействия с работниками из числа инвалидов по слуху на предприятиях общего типа на условиях социальной солидарности и социального партнерства.
Исходя из вышеизложенного, разработка представляемой модели механизма развития высшего инклюзивного образования для лиц с нарушением слуха основана на том, что объективная потребность теории и практики совершенствования действующей системы профобразования таких людей в целом и в частности имеющих инвалидность обуславливают ее преобразование с приоритетной ориентацией на высокий уровень доступности для этих лиц инклюзивного, интегрированного высшего образования.
Образовательный процесс, в который вовлечены студенты с нарушением слуха, должен происходить в условиях, отвечающих ряду требований, включая:
- наличие специальной образовательной среды, позволяющей обучающимся в полном объеме освоить профессионально-профильное образование согласно установленным ФГОС; доступность интегративного образования, способствующего развитию личности и повышению мотивированной коммуникабельности, а также достижению успешного усвоения теоретических и прикладных знаний с умением реализовывать их на практике. В результате выпускник вуза по своим характеристикам как специалист должен обладать высокой (а более точно — повышенной по сравнению с большинством иных субъектов рынка труда) конкурентоспособностью на общем рынке труда. У него появляется перспектива успешной трудовой жизни и активного собственного влияния на карьерное продвижение;
- использование научно обоснованной модели рациональной интенсификации учебного процесса при непременном обеспечении здоровьесбережения студентов;
- применение технологий обучения на основе адаптированных программ с полным сохранением содержания соответствующих ФГОС дисциплин;
- эффективные производственные практики как стартовое начало и последующее развитие вхождения в профессию;
- развитие нравственной и психологической готовности к толерантности при взаимодействии с различными по своим особенностям людьми.
Таким образом, в области высшего инклюзивного образования инвалидов по слуху механизм развития такого образования должен базироваться на перманентном развитии инклюзивной среды и создании условий для интенсификации процесса интеграции как наилучших способов обеспечения инвалидам равных прав и возможностей в получении беступикового высшего образования. Это образование должно позволить инвалиду быть востребованным как специалисту, отвечающему требованиям работодателей.
Предлагаемый авторами статьи механизм включает определенные требования к структуре и организации профессионально-образовательного и образовательнореабилитационного процессов в вузе, которые могут быть сведены к следующему:
- гибкость подходов к проектированию процесса образования для каждого студента, с учетом его специфических образовательных потребностей (в том числе отраженных в ИПРА) и перспектив их удовлетворения в вузе, прежде всего в виде услуг, предусмотренных нормативно-правовыми актами;
- конструирование вузовской среды с ориентацией на технологии инклюзии и интеграции, модульность образовательных программ и оптимизацию образовательнореабилитационной структуры;
- инновационные методы индивидуального педагогического и социальнопсихологического сопровождения обучающихся;
- создание уполномоченных структур, выполняющих функции организации и координации деятельности в интересах студентов с дефектами слуха. Особо выделим их ответственность за четкость работы по сурдопереводу, тьюторингу, кураторству, содействию получения медицинского обслуживания, выполнению ИПРА, специальной технической и информационной поддержке.
Далее изложен вариант реализации модели, при разработке которой использован опыт применения технологии комплексной поддержки обучения лиц с нарушенным слухом в МГТУ им. Н.Э. Баумана. Эта технология основана на научной позиции, согласно которой ключевой задачей вуза на современном этапе является обеспечение доступности для этих лиц, в том числе инвалидов, высшего образования, в процессе которого они становятся квалифицированными специалистами, обладающими всеми необходимыми компетенциями для допуска к конкретному рабочему месту согласно своей специальности. При решении указанной задачи необходимо учитывать особенности прав граждан с инвалидностью и наличие законодательно признанных для них ограничений в отдельных видах жизнедеятельности, связанных с обучением и трудовой деятельностью. Осознание государством своих обязательств перед инвалидами и социально-экономической целесообразности включения инвалидов в трудовую деятельность нашло свое выражение в соответствующих мерах государственной поддержки. В области высшего образования ключевым является снятие разноплановых барьеров с целью повышения доступности такого образования.
В предложенной модели отражена вариативная структура, которая ориентирована на профессионально-профильное обучение с индивидуальным педагогическим и социально-психологическим сопровождением с учетом особенностей нарушений здоровья студентов с дефектами слуха. Также представлены подходы к организации инклюзивного обучения этих учащихся с учетом специфики программ бакалавриата по области образования «Инженерное дело, технологии и технические науки». Модель сконструирована в контексте «универсального дизайна» образовательных программ для инвалидов и их реализации в должной образовательной среде согласно положениям федеральных нормативно-правовых документов, регламентирующих обеспечение доступности инвалидам объектов и услуг в сфере образования.
В модели выстроена схема непрерывного сопровождения инвалида по слуху (в статусах «абитуриент», «студент» и «выпускник»), определен алгоритм организации регламентированного инклюзивного пространства. Установлены факторы, которые влияют на эффективность процесса обучения и индивидуального сопровождения для данной категории студентов.
В вузе в рамках данной модели предусмотрено создание системы комплексного сопровождения инклюзивного образования студентов с ОВЗ по слуху, подтвержденной локальными актами самого вуза. Образовательно-информационная среда вуза должна компенсировать (полностью или частично) ограничения жизнедеятельности студента с инвалидностью по слуху при освоении им адаптированных основных профессиональных образовательных программ (АОПОП). Первоначальный пакет поддержки такого студента при реализации АОПОП можно прогнозировать на основании аудиограммы студента и с учетом записи в индивидуальной программе реабилитации и абилитации о технических средствах реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета и средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Важную роль в успешности инклюзивного высшего образования играют субъекты непрерывного образовательного процесса в системе «школа-вуз-профессиональная деятельность». В рамках отношений между обозначенными выше субъектами организационные и координирующие функции в предложенной модели берет на себя вуз, а само взаимодействие может быть определено в установленном порядке на федеральном и региональном уровнях. В содержательную часть модели входит комплекс мероприятий, направленных на достижение определенных результатов, в том числе:
- самоопределение абитуриента в мотивированном выборе направления профессионального образования и профильного вуза для своего поступления. Это достигается посредством предоставления абитуриенту и его родителям репрезентативной информации о мире профессий и специальностей и рисках их освоения при той или иной степени нарушения слуха и инвалидизации;
- создание специальных образовательных условий, включающих инклюзивную среду, удаленный доступ учебного места, использование индивидуально-ориентированного проектирования образовательно-реабилитационной среды и учебного процесса; разработку и перманентное обновление АОПОП, ориентированной на особенности обучающихся с дефектами слуха;
- развитие личности жизнедеятельности, включая компетенции, ценностные ориентиры; выработку умений выражать свою креативность, гражданскую позицию, творческие интересы и др. Формирование ценностных установок студентов, подготовка студентов к дальнейшей профессиональной деятельности по выбранной профессии.
Компонент модели «Содействие трудоустройству и постдипломное сопровождение выпускников» предусматривает выявление факторов, негативно влияющих на траекторию трудовой жизни выпускника вуза. Прогнозирование вероятности такого воздействия требует опережающих мер по недопущению или смягчению рисков, связанных с тем или иным фактором. В этом контексте обоснованы способы организации практик и стажировок с приоритетом предприятий общего типа, составления сценариев трудоустройства и постдипломного сопровождения выпускников. Определена роль портфолио профессиональных компетенций студента как доказательная база его профессионального развития.
В качестве инструментов реализации предлагаемой модели механизма рассмотрим набор мероприятий, направленных на реализацию данной модели в практике различных образовательных организаций высшего образования, обучающих инвалидов по слуху:
- нормативно-правовой, предусматривающий приведение в соответствие нормативных актов образовательных организаций с целью реализации модели;
- организационный, предусматривающий изменение организационной структуры и штатного расписания образовательной организации, создание условий для обеспечения доступности объектов и образовательных услуг, а также внешнюю кооперацию для выстраивания непрерывной системы «школа-вуз-профессиональная деятельность»;
- учебно-методический, предусматривающий наличие у образовательной организации компетенций по адаптации ОПОП, а также разработку необходимых комплектов учебной и методической литературы для студентов-инвалидов и сотрудников организации;
- информационный, предусматривающий создание развитой информационной инфраструктуры, направленной на поддержку обучения, в сочетании с индивидуальным педагогическим и социально-психологическим сопровождением инвалидов по слуху; он включает создание порталов, внедрение информационных систем, проведение профильных мероприятий;
- финансово-экономический, предусматривающий финансовые и материальные гарантии путем утверждения статей в бюджетах федерального и регионального уровня, направленных на финансирование мероприятий по реализации модели.
Кроме того, следует выделить еще ряд особенностей деятельности вуза, которые могут быть отнесены к механизму развития высшего инклюзивного образования для лиц с нарушением слуха:
1. Формирование отдельных групп инвалидов и/или учащихся с ограниченными возможностями здоровья на этапе подготовки к полной интеграции, укомплектованных в соответствии с действующими для таких учащихся нормативами, обучающихся по адаптированным учебным планам и программам, но не имеющих барьеров для общения и совместных мероприятий со сверстниками.
2.Организация раздельного обучения и прохождения дополнительной подготовки в центрах ресурсного обеспечения (или ресурсных центрах) при обучении на специальных отделениях вузов, в частности, для одаренных учащихся с ограничениями по слуху в силу ярко выраженных особенностей в развитии.
3. Последующее создание специализированных структурных подразделений для стимулирования процесса разработки специальных методик и улучшения материальнотехнической базы организаций, обучающих лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Уточним отдельные аспекты механизма развития высшего инклюзивного образования для лиц с нарушением слуха, используемого в МГТУ им. Н.Э. Баумана («Бауманская» модель). Специфика «Бауманской» модели заключается в главном — академической поддержке студентов с ограниченными возможностями здоровья посредством научно обоснованных организационных решений: наличия адаптированных основных профессиональных образовательных программ высшего образования по отдельным дисциплинам для плохослышащих обучающихся и специального структурного подразделения в вузе — ГУИМЦ[I], обеспечивающего поддержку студентов с инвалидностью. Подразделение выполняет функции ресурсного центра по обеспечению разработки этих программ и координатора деятельности всех структурных единиц вуза по их реализации. В качестве ресурсного центра ГУИМЦ разрабатывает и аккумулирует технологии, которые обеспечивают доступность среды вуза и образовательных программ для инвалидов.
Кроме того, ГУИМЦ является структурным подразделением вуза и на правах кафедры реабилитации осуществляет учебную деятельность, ведет обширные научные разработки по вопросам инклюзивной высшей школы.
Студенты с нарушенным слухом в рамках адаптированных программ обучаются по следующим направлениям подготовки: «Информатика и вычислительная техника», «Информационная безопасность автоматизированных систем», «Автоматизация технических процессов и производств», «Материаловедение и технологии материалов», «Стандартизация и метрология».
Особенностями адаптированной программы бакалавриата являются:
• адаптированные учебные планы, которые предусматривают варьирование сроков учебной и экзаменационной нагрузки;
• адаптированные образовательные программы реализуются в форме постепенной интеграции. Первые два года плохо-слышащие студенты обучаются в отдельных группах (10-12 человек), но некоторые лекции и мероприятия уже на этом этапе проходят у них совместно со слышащими студентами. После двух лет обучения студенты переходят в общие группы второго курса (по 2-3 человека);
• в учебные планы включен факультативный адаптационный цикл дисциплин «Профессиональной и трудовой социализации студентов-инвалидов», нацеленный на формирование у студентов компетенции независимой социальной и профессиональной жизни: умение работать с безбарьерным оборудованием, навык коммуникативного взаимодействия в интегрированной среде, правовые компетенции и пр.;
• комплексное сопровождение: организационно-педагогическое, социальное,
психолого-педагогическое, медицинское; сопровождение в процессе профориентации, адаптационных производственных практик, поиска работы и адаптации на рабочем месте.
Такая реализация адаптированных программ требует увеличения срока обучения студентов с ОВЗ в вузе на год, но за счет этого снижается повышенная для них трудоемкость освоения инженерных программ высшего образования.
Оказание услуг сопровождения осуществляется на основе диагностики специальных потребностей (в т.ч. «реабилитационного потенциала»), индивидуального плана реабилитации и абилитации (ИПРА) во взаимодействии со структурами и подразделениями вуза, города. ГУИМЦ выступает как координатор взаимодействия этих служб и структур со студентом-инвалидом.
Структура ГУИМЦ включает: деканат, лабораторию коррекционной поддержки, лабораторию психолого-педагогической, учебно-методической и правовой поддержки, лабораторию вычислительной техники и информационного обеспечения, лабораторию сурдотехники и технических средств обучения.
Деканат ведет организационно-педагогическое и учебно-документальное сопровождение процесса обучения студента с нарушением слуха в университете. Деканату подчиняются службы сопровождения учебного процесса: тьюторинга, записывания лекций, сурдоперевода, а также кураторы учебных групп.
Деканат также координирует услуги социально-психологического сопровождения учебного процесса другими службами и структурами университета. Важное звено в этом процессе — институт кураторов, деятельность которых непосредственно организуется деканатом. Кураторы ведут контроль посещаемости и выполнения учебного графика в срок, консультируют студентов по вопросам ликвидации пробелов и академических задолженностей (в т.ч. в случае длительного отсутствия по причине болезни); играют роль первичного звена в консультировании преподавателей и сотрудников вуза по вопросам создания специальных условий и учета специальных потребностей студентов. Кураторы предоставляют в деканат рекомендации относительно необходимости назначения студенту дополнительных консультаций и/или тьюторинга, предоставления дополнительных специальных услуг (сурдоперевода, записывания лекций, технических средств). Важную роль играет куратор в общежитии, который владеет сурдопереводом и сопровождает студентов в решении бытовых проблем.
Лаборатория коррекционной работы осуществляет методическое и информационное сопровождение учебного процесса, ведение базы данных рекомендованных студенту услуг сопровождения.
Лаборатория психолого-педагогической, учебно-методической и правовой поддержки совместно с Учебно-методическим центром «Здоровьесберегающие технологии» МГТУ реализуют психолого-педагогические мероприятия — изучение, развитие и коррекцию личности студента-инвалида с помощью психодиагностических процедур, психопрофилактики и коррекции личностных искажений.
Лаборатория вычислительной техники и информационного обеспечения осуществляет техническое обеспечение учебного процесса, подготовку специальных мультимедийных аудиторий к занятиям, контроль состояния техники, обучение пользованию техникой всех заинтересованных лиц (преподавателей, студентов, сотрудников).
Спектр задач лаборатории сурдотехники и технических средств обучения схож с предыдущей лабораторией, но реализуется в отношении специальной звукоусиливающей аппаратуры. Две последние лаборатории напрямую способствуют созданию доступной среды в вузе.
Образовательный процесс студентов с ОВЗ проходит в специальных мультимедийных аудиториях, его сопровождают квалифицированные преподаватели, имеющие позитивный многолетний опыт работы.
Важным условием успешности высшего инклюзивного образования является осуществление медицинско-оздоровительных мероприятий — диагностика физического состояния студентов-инвалидов, сохранение здоровья, развитие адаптационного потенциала, приспособляемости к учебе реализуют Учебно-научный медикотехнологический центр (УНМТЦ) и Учебно-методический центр «Здоровьесберегающие технологии и профилактика наркомании в молодежной среде». Кафедра физического воспитания вуза реализует здоровьесберегающий комплекс адаптивной физкультуры.
Социальное сопровождение включает общевузовскую социальную поддержку для всех студентов, реализуемую через профком студентов и планово-финансовые структурные подразделения университета.
Практическое социально-психологическое сопровождение студентов с нарушенным слухом реализуется структурой вуза — Учебно-методическим центром «Здоровьесберегающие технологии» МГТУ. Главными задачами такого сопровождения являются: ускорение адаптации к новой среде жизнедеятельности и ее образовательной специфике; содействие личностному развитию; воздействие на выбор ценностных установок студентов; усвоение норм корпоративной культуры с учетом выбранной профессии. В соответствии с указанными задачами применяются следующие технологии: психологической профилактики, просвещения, диагностики, развивающей и психоконсультационной работы, консультирования (в т.ч. психологического). Описанное сопровождение студентов с дефектами слуха начинается на младших курсах и продолжается в процессе всех лет учебы и в постдипломном периоде. В МГТУ созданы условия для того, чтобы студенты могли активно реализовать свой творческий потенциал, участвуя в различных конференциях, олимпиадах, проектах, одним из которых стала программа поддержки и развития студенческих бизнес-идей «Технологии возможностей».
Важнейшую часть мероприятий, направленных на включение этих студентов в вузовскую среду, реализует студенческий совет ГУИМЦ, который является частью общего студенческого совета вуза, что соответствует концепции независимой жизни и позволяет студентам с ОВЗ участвовать в принятии решений относительно их самих. Студенческий совет ГУИМЦ — это выборная организация, формируемая самими студентами с нарушенным слухом, состоящая из председателя, 4 заместителей (по направлениям работы), студоргов и активистов. Председатель студенческого совета ГУИМЦ представляет интересы студентов с нарушенным слухом в студенческом совете вуза. К приоритетным направлениям работы студенческого совета ГУИМЦ относятся: учебно-воспитательная (в рамках менторских программ), спортивная, общественная, культурно-массовая. Также функционирует рабочая группа по общежитию. Студенческий совет ГУИМЦ специально для учащихся с ОВЗ реализует такие мероприятия, как «Бауманка в школе»; «История и культура Москвы» — серия тематических экскурсий; организует соревнования по футболу и волейболу для плохослышащих учащихся и др.
Кроме этого, студенческий совет ГУИМЦ содействует включению данной категории студентов в общевузовские мероприятия, такие как «Клуб уникальных бауманцев», «Мисс очарование», «Школа молодого Бауманца», «Приемная комиссия» и пр. Осуществляется их информирование о мероприятиях общевузовских, в городе, проводимых для студентов и для людей с нарушенным слухом.
Представленный механизм развития высшего инклюзивного образования для лиц с нарушением слуха успешно внедрен в практику в МГТУ им. Н.Э. Баумана и реализуется в рамках модели «инклюзивный вуз», нацеленной на профессиональную интеграцию и социализацию выпускников вуза. В данном механизме ключевую роль играет установка на интеграцию учащихся с нарушенным слухом в общей среде, что позволяет отнести этот механизм к инклюзивно-интеграционному пути развития высшего инклюзивного образования.
Основными плюсами «Бауманской» модели механизма являются: ее эффективность с позиций результативного, беступикового профессионального образования и трудоустройства, разработанности инструментов реализации адаптированных программ, технологий сопровождения разных категорий студентов с дефектом слуха с учетом особенностей МГТУ и его среды, возможности тиражирования данного механизма в других вузах. Модель может быть тиражирована в вузы в различных вариациях в зависимости от их конкретных условий и ресурсных возможностей. В вузе для соответствующей деятельности надо создать специальное структурное подразделение, а в случае ограниченности ресурсов вуза роль координатора по применению механизма может играть назначенный «уполномоченный», который будет работать совместно с ответственными за это направление службами вуза и должностными лицами на факультетах.
[I] ГУИМЦ — Головной учебно-исследовательский и методический центр профессиональной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов) Московского государственного технического университета имени Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет), Москва
Литература
- Денисова О.А. Лучшие практики инклюзивного высшего образования в вузах Северо-западного федерального округа // Вестник Череповецкого государственного университета. 2018. № 6 (156). С. 156–169.
- Мальцева Т.Е., Бойко А.Л. Высшее инклюзивное образование как новая ступень в общей системе высшего образования. // Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2017. № 3. С. 32–38.
- Медведева Е.Ю., Двуреченская О.Н. Мониторинг процессов и результатов инклюзивного высшего образования в России // Вестник Мининского университета. 2016. № 3. С. 1–12.
- Щетинина С.Ю. Мониторинг состояния высшего инклюзивного образования в Дальневосточном федеральном округе // Ученые записки Университета имени П.Ф. Лесгафта. 2018. № 2 (156). С. 298–304.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1226
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 10
Скачиваний
Всего: 360
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 1