Механизм развития высшего инклюзивного образования для лиц с нарушением слуха

323

Аннотация

В статье представлены теоретические аспекты современного инклюзивного образования, которое рассматривается как важнейшая компонента комплексной реабилитации инвалида, в том числе профессиональной реабилитации, и как инструмент формирования у инвалида устойчивых навыков социализации, коммуникации, духовно-нравственных и социальных установок, чувства уверенности в жизни. В этом контексте проанализированы актуальные проблемы развития высшего инклюзивного образования для лиц с нарушением слуха и определены перспективные пути их решения с учетом специфики формирования инклюзивной среды и инклюзивных сообществ для данной категории студентов в вузах. Освещен опыт МГТУ им. Н.Э. Баумана по подготовке инженерных кадров из числа указанных лиц в условиях инклюзивного образования и сопутствующего ему развития инклюзивной среды в разных сферах жизнедеятельности, связанных с процессом учебы в вузе. Приведены результаты научного исследования и анализа, обозначенного выше опыта, которые убедительно доказывают эффективность использования гибких подходов к развитию инклюзивного образования с учетом образовательных потребностей и наилучшего их удовлетворения применительно к конкретным студентам. Описан механизм развития высшего инклюзивного образования для лиц с нарушением слуха, изложены инновационные технологии организационного и методического обеспечения инклюзивного обучения в вузе, применяемые в МГТУ им. Н.Э. Баумана.

Общая информация

Ключевые слова: высшее инклюзивное образование, инвалид , инклюзивное обучение, инклюзивная среда, комплексная реабилитация инвалида, лицо с ограниченными возможностями здоровья, образовательные потребности, студент с инвалидностью по слуху, студент с ограниченными возможностями здоровья

Рубрика издания: Методология и технология образования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2019110308

Для цитаты: Станевский А.Г., Храпылина Л.П., Винокуров А.С. Механизм развития высшего инклюзивного образования для лиц с нарушением слуха [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2019. Том 11. № 3. С. 95–105. DOI: 10.17759/psyedu.2019110308

Фрагмент статьи

Необходимость усиления доступности высшего инклюзивного образования для разных категорий учащихся с инвалидностью вызвана устойчивыми позитивными изменениями целей и задач государственной социальной политики в целом и в частности в отношении профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (ЛОВЗ), в том числе инвалидов по слуху. Для позитивных перемен, касающихся развития этого образования, требуется адекватный вызовам настоящего времени и прогнозируемым будущим рискам в рассматриваемой области механизм, что подтверждают результаты исследований ряда ученых.

Литература

  1. Денисова О.А. Лучшие практики инклюзивного высшего образования в вузах Северо-западного федерального округа // Вестник Череповецкого государственного университета. 2018. № 6 (156). С. 156–169.
  2. Мальцева Т.Е., Бойко А.Л. Высшее инклюзивное образование как новая ступень в общей системе высшего образования. // Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2017. № 3. С. 32–38.
  3. Медведева Е.Ю., Двуреченская О.Н. Мониторинг процессов и результатов инклюзивного высшего образования в России // Вестник Мининского университета. 2016. № 3. С. 1–12.
  4. Щетинина С.Ю. Мониторинг состояния высшего инклюзивного образования в Дальневосточном федеральном округе // Ученые записки Университета имени П.Ф. Лесгафта. 2018. № 2 (156). С. 298–304.

Информация об авторах

Станевский Александр Григорьевич, кандидат технических наук, доцент, директор Головного учебно-исследовательского и методического центра профессиональной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов), ГУИМЦ МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, Россия, e-mail: stan@bmstu.ru

Храпылина Любовь Петровна, доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры труда и социальной политики Института государственной службы и управления, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации, Москва, Россия, e-mail: khrapylina@mail.ru

Винокуров Артем Сергеевич, директор, высшая школа спортивного менеджмента, Финансовый университет при Правительстве РФ, Москва, Россия, e-mail: vinokurov.artem@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 1081
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 323
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 0