Психолого-педагогические исследования
2021. Том 13. № 1. С. 101–116
doi:10.17759/psyedu.2021130107
ISSN: 2587-6139 (online)
Взаимосвязь личностных особенностей и учебной успеваемости старшеклассников
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: личность, подростки, пятифакторная модель, рефлексивные характерные адаптации, поведение
Рубрика издания: Психология образования
DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2021130107
Финансирование. Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) в рамках научного проекта № 18-313-00034.
Для цитаты: Мишкевич А.М. Взаимосвязь личностных особенностей и учебной успеваемости старшеклассников [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2021. Том 13. № 1. С. 101–116. DOI: 10.17759/psyedu.2021130107
Литература
- Кочергина Е.В., Най Дж.В.К., Орёл Е.А. Факторы «Большой пятерки» как психологические предикторы академической успеваемости студентов вузов // Психологические исследования. 2013. Том 6. № 27. С. 4.
- Мишкевич А.М. Об использовании русскоязычной версии «Вопросника Большой Пятерки» (Big Five Inventory) при изучении подростков // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2016. Том 25. № 1. С. 92–101.
- Мишкевич А.М. Черты личности как предиктор учебной успеваемости старшеклассников // Актуальные проблемы психологического знания. 2015. № 3. С. 69–79.
- Слободская Е.Р., Сафронова М.В., Ахметова О.А. Личностные особенности и стиль жизни как факторы школьной успеваемости подростков // Психологическая наука и образование. 2008. Том 2008. № 2. С. 70–79.
- Щебетенко С.А. Отраженные установки на черты личности как предиктор успеваемости студентов // Психология и психотехника. 2015. № 1. С. 70–82. DOI:10.7256/2070-8955.2015.1.13526
- Щебетенко С.А. Рефлексивные адаптации характера в пятифакторной теории личности // Психологический журнал. 2015. Том 36. № 6. С. 55–65.
- Щебетенко С.А. Рефлексивные характерные адаптации: современное состояние исследований // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2017. № 1. C. 63–70. DOI:10.17072/2078-7898/2017-1-63–70
- Щебетенко С.А., Тютикова Е.А. «Картина хороша, потому что хороша открытость опыту»: опосредующая роль установок на черты личности в индивидуальных различиях отношения к живописи // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2015. Том 12. № 4. С. 122–141.
- A behavioural genetic study of mental toughness and personality / Horsburgh V.A., Schermer J.A., Veselka L., Vernon P.A. // Personality and individual differences. 2009. Vol. 46. № 2. P. 100–105. DOI:10.1016/j.paid.2008.09.009
- A systematic review of personality trait change through intervention / Roberts B.W., Luo J., Briley D.A., Chow P.I., Su R., Hill P.L. // Psychological Bulletin. 2017. Vol. 143. № 2. Р. 117–141. DOI:10.1037/bul0000088
- Bergold S., Steinmayr R. Personality and intelligence interact in the prediction of academic achievement // Journal of Intelligence. 2018. Vol. 6. № 2. Article number: 27. DOI:10.3390/jintelligence6020027
- Bidjerano T., Dai D.Y. The relationship between the big-five model of personality and self-regulated learning strategies // Learning and individual differences. 2007. Vol. 17. № 1. P. 69–81. DOI:10.1016/j.lindif.2007.02.001
- Carvalho R.G.G. Gender differences in academic achievement: The mediating role of personality // Personality and Individual Differences. 2016. Vol. 94. P. 54–58. DOI:10.1016/j.paid.2016.01.011
- John O.P., Naumann L.P., Soto C.J. Paradigm shift to the integrative Big Five trait taxonomy: History, measurement, and conceptual issues // Handbook of personality: Theory and research / In O.P. John, R.W. Robins, L.A. Pervin (Eds.). New York, NY: Guilford Press, 2008. P. 114–158.
- McCrae R.R., Costa Jr P.T. The five-factor theory of personality // Handbook of personality: Theory and research 3rd ed. / Eds. John O.P., Robins RW, Pervin L.A. New York, NY US: Guilford Press, 2008. P. 159–181.
- Meta-analysis of the relationship between the Big Five and academic success at university / Trapmann S., Hell B., Hirn J.O.W., Schuler H. // Zeitschrift für Psychologie. Journal of Psychology. 2007. Vol. 215. № 2. P. 132–151.
- Noftle E.E., Robins R.W. Personality predictors of academic outcomes: big five correlates of GPA and SAT scores // Journal of personality and social psychology. 2007. Vol. 93. № 1. P. 116–130. DOI:10.1037/0022-3514.93.1.116
- O’Connor M.C., Paunonen S.V. Big Five personality predictors of post-secondary academic performance // Personality and Individual Differences. 2007. Vol. 43. № 5. P. 971–990. DOI:10.1016/j.paid.2007.03.017
- Poropat A.E. A meta-analysis of the five-factor model of personality and academic performance // Psychological bulletin. 2009. Vol. 135. № 2. P. 322–338. DOI:10.1037/a0014996
- Shchebetenko S. “The best man in the world”: Attitudes toward personality traits // Psychology. Journ. of the Higher School of Economics. 2014. Vol. 11. № 3. P. 129–148.
- Slobodskaya H.R. The associations among the Big Five, Behavioural Inhibition and Behavioural Approach systems and child and adolescent adjustment in Russia // Personality and Individual Differences. 2007. Vol. 43. № 4. P. 913–924. DOI:10.1016/j.paid.2007.02.012
- Test of three conceptual models of influence of the big five personality traits and self-efficacy on academic performance: A meta-analytic path-analysis / Stajkovic A.D., Bandura A., Locke E.A., Lee D., Sergent K. // Personality and Individual Differences. 2018. Vol. 120. P. 238–245. DOI:10.1016/j.paid.2017.08.014
- True grit and genetics: Predicting academic achievement from personality / Rimfeld K., Dale P.S., Kovas Y., Plomin R. // Journal of Personality and Social Psychology. 2016. Vol. 111. № 5. P. 780–789. DOI:10.1037/pspp0000089
- Zeidner M., Matthews G. Intelligence and personality // Handbook of intelligence (2nd ed.) / In R. Sternberg (Ed.). New York, NY: Cambridge University Press, 2000. P. 581–610.