Цифровые риски и безопасность детей дошкольного возраста: готовность воспитателей к новым вызовам

0

Резюме

Контекст и актуальность. Будучи включенными в цифровую среду, современные дети, используя все ее возможности, одновременно подвергаются и рискам. В дошкольном возрасте на первый план выходят цифровые риски, которые могут нанести психологическую травму и причинить вред физическому состоянию и/или развитию. Цель. Выявить уровень цифровой компетенции (знаний, умений и навыков, необходимых для эффективного использования цифровых технологий в профессиональной деятельности) педагогов дошкольного образования и их готовность к формированию у детей цифровой грамотности. Гипотеза. Современные воспитатели осознают значимость формирования цифровой грамотности у дошкольников, считают возможной реализацию данной задачи на уровне дошкольного образования, однако испытывают затруднения при ее реализации на практике. Методы и материалы. В исследовании приняли участие 295 воспитателей. Для исследования был разработан опросник, позволяющий выявить цифровую компетентность педагогов, условия для формирования цифровой грамотности детей в ДОО и отношение воспитателей к формированию цифровой грамотности дошкольников. Использовались методы описательной статистики, качественный и количественный анализ полученных данных. Результаты. Уверенность педагогов в своей готовности к формированию цифровой грамотности у детей напрямую связана с их собственной цифровой компетентностью (навыками владения цифровыми устройствами и отношением к цифровым технологиям в целом), наличием доступа к цифровым устройствам и поддержкой со стороны администрации, повышением квалификации по данной теме и методическим обеспечением. Выводы. Показано, что на данном этапе педагоги дошкольного образования не готовы к формированию цифровой грамотности детей. Среди выявленных дефицитов на первый план выходят отсутствие повышения квалификации в данном направлении и обеспечение методическими материалами.

Общая информация

Ключевые слова: цифровая грамотность, безопасность, дошкольный возраст, развивающее дошкольное образование

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2026000002

Финансирование. Статья подготовлена в рамках исполнения государственного задания № 073-00070-25-03 на 2025 год «Психолого-педагогические и организационные условия комплексной безопасности образовательной среды современной дошкольной образовательной организации».

Поступила в редакцию 02.08.2025

Принята к публикации

Опубликована

Для цитаты: Бурлакова, И.А., Клопотова, Е.Е., Радчиков, А.С. (2025). Цифровые риски и безопасность детей дошкольного возраста: готовность воспитателей к новым вызовам. Психолого-педагогические исследования. Ранний доступ. https://doi.org/10.17759/psyedu.2026000002

Полный текст

Введение

Современный человек не может воспользоваться всеми возможностями общества, не будучи включен в цифровую среду. Смартфоны, планшеты, цифровые ассистенты, умные помощники и пр. — все это стало культурными средствами, а цифровая социализация занимает свое место наравне с ее традиционными формами (Солдатова и др., 2022, с. 284).

За последние десятилетия накоплен значительный эмпирический материал, свидетельствующий об изменениях различных сторон жизни дошкольников (игра, общение, продуктивная деятельность), что позволяет говорить о новом этапе — «цифровом детстве» (Асмолов, 2020; Веракса и др., 2024; Саломатова, Рубцова, 2024; Солдатова и др., 2022). Исследования показывают, что цифровые средства не только изменяют традиционные виды деятельности, но, становясь психическими орудиями, влияют на когнитивное, личностное и эмоциональное развитие детей (Ватолина, 2025; Водяха и др., 2024; Shanmugasundaram, Tamilarasu, 2023; Wang и др., 2023).

Цифровая среда дошкольника — это не только смартфоны и планшеты, но и устройства с элементами ИИ (например, голосовые ассистенты), «умные» часы, игрушки, подключенные к интернету, а также игры и книги с дополненной реальностью. Все это создает сложное интерактивное пространство, открывающее новые возможности для развития, но и создающее риски, связанные с использованием технологий и интернета, затрагивающие безопасность, данные, репутацию, финансы и устойчивость систем (Ватолина, 2025; Саломатова, Рубцова, 2024). В отечественной литературе вслед за Г.В. Солдатовой, как правило, выделяют риски коммуникационные, контентные, потребительские, технические и интернет-зависимость. Относительно детей это требует от взрослых обеспечения цифровой безопасности, информационной гигиены и педагогического сопровождения.

В дошкольном возрасте на первый план выходят цифровые риски, которые могут нанести психологическую травму и/или негативно сказаться на различных сторонах психического развития ребенка, и риски, способные причинить вред физическому состоянию и/или развитию.

Возможность получения психологической травмы в результате использования цифровых устройств может быть связана как с содержанием потребляемого ребенком контента, так и со сложностями использования цифровых устройств ребенком (не всегда доступный интерфейс, сложности управления и пр.).

Исследования (Солдатова и др., 2022) показывают, что дошкольники часто без контроля взрослых получают доступ к контенту, не соответствующему возрасту — агрессивным видео, манипулятивной рекламе и др. Такой контент может вызывать страх, тревожность, нарушение сна, искажение представлений о социальных нормах (Земляченко, Кечина, 2025; Wang, Qian, Li, Wu, 2023; Işıkoğlu, Erol, Atan, Aytekin, 2021). У дошкольников еще нет достаточных навыков критического восприятия информации, и они не способны адекватно оценивать получаемый цифровой опыт.

Согласно данным Г.У. Солдатовой и О.И. Теславской, почти половина детей 5–7 лет испытывали страх или тревогу при взаимодействии с цифровыми устройствами. Примерно треть — негативные эмоции из-за технических сбоев (например, потеря данных, выключение устройства «без предупреждения»), что также подтверждают родители (Солдатова и др., 2022).

Когда ребенок проводит значительное время в виртуальном пространстве, вред его развитию может быть обусловлен не только содержанием цифрового контента или особенностями взаимодействия с устройством, но и снижением доли реальных форм активности — таких как игра, живое общение, двигательная активность.

В контексте культурно-исторического подхода (Л.С. Выготский) цифровые технологии рассматриваются как новые культурные средства (Саломатова, Рубцова, 2024, с. 6). При этом взрослый выступает в роли медиатора, опосредующего взаимодействие ребенка с данными средствами. Его задача состоит в создании условий для формирования у ребенка навыков осознанного и продуктивного использования цифровых технологий, раскрывая их развивающий потенциал и снижая риски.

Осознание актуальности проблемы взаимодействия детей с цифровыми устройствами привело к формированию ряда рекомендаций со стороны национальных организаций, отвечающих за охрану здоровья и развитие ребенка. В отношении дошкольников они, прежде всего, касаются допустимой продолжительности экранного времени, подчеркивая необходимость его ограничения с учетом возраста и потребностей ребенка (Саломатова, Рубцова, 2024; Храмцов и др., 2024; American Academy of Pediatrics, 2016; WHO, 2021). Однако не только продолжительность, но и организация цифрового опыта играет важную роль. Специалисты рекомендуют участие взрослого: совместный просмотр, обсуждение контента и его возрастной отбор (Денисенкова, Тарунтаев, 2023; Клопотова и др., 2022; Саломатова, Рубцова, 2024; Солдатова и др., 2022).

Существующие в России и за рубежом рекомендации касаются формирования цифровой грамотности и обеспечения безопасности детей (Саломатова, Рубцова, 2024; Храмцов и др., 2024; American Academy of Pediatrics, 2016; World Health Organization, 2021). В основном они направлены на младший школьный и более старшие возраста, а официальные рекомендации для педагогов и родителей, направленные на формирование у детей цифровой грамотности, предполагающей навыки конструктивного взаимодействия с цифровыми устройствами и безопасного поведения в сети Интернет у дошкольников, отсутствуют.

Сегодня родителям и педагогам важно найти баланс: с одной стороны, учитывать возрастные особенности дошкольников, для которых игра, физическая активность и продуктивные виды деятельности имеют наибольший развивающий потенциал, с другой — формировать у детей первичные навыки цифровой грамотности, необходимые для безопасного и продуктивного использования цифровых устройств как инструмента социализации.

Но система методического обеспечения этой стороны деятельности педагога дошкольного образования остается «слепым пятном». Несмотря на закрепление соответствующих задач в ФОП ДО, их реализация затруднена из-за недостаточной подготовки педагогов, недостатка учебно-дидактических материалов и недостаточной цифровой среды (Цифровизация современного дошкольного образования…, 2022). На сегодняшний день воспитатели если и знакомят детей с возможностями цифровых устройств, то опираются преимущественно на свой практический опыт и опыт своих коллег. Отсутствие методических рекомендаций и программ в этой области затрудняет системную работу.

Родительской медиации в исследованиях уделено больше внимания (Денисенкова, Тарунтаев, 2023; Клопотова и др., 2022; Солдатова и др., 2022), но конкретные рекомендации по формированию цифровой грамотности детей в семьях практически отсутствуют. Родители, как правило, прибегают к ограничительным мерам, а не способствуют развитию осознанного цифрового поведения.

В этой ситуации возрастает значимость роли педагогов. Согласно ФОП ДО, их задачи выходят за рамки технического знакомства с устройствами и включают формирование у детей представлений о безопасном взаимодействии с цифровой средой, развитие критического восприятия информации, цифровой этики и саморегуляции. Поскольку дети все раньше оказываются в технологически насыщенной среде, цифровое воспитание становится приоритетной задачей. Возникает вопрос о готовности воспитателей ее решать. Мы предполагаем, что воспитатели понимают важность и необходимость ее решения, но не владеют достаточной компетентностью для реализации.

Задача данного исследования состояла в выявлении цифровой компетенции (знаний, представлений о имеющихся у них умениях, необходимых для эффективного использования цифровых технологий в профессиональной деятельности) педагогов дошкольного образования и их готовности к формированию у детей цифровой грамотности.

Материалы и методы

Для проведения исследования был разработан опросник, который состоял из четырех разделов: первый — для сбора контекстной информации, три остальных — с закрытыми вопросами, направленными на выявление цифровой компетентности педагогов, условий для формирования цифровой грамотности в ДОО и отношения педагогов к этому процессу. Всего — 24 вопроса. Разработанный опросник прошел процедуру экспертной оценки, в которой участвовали специалисты в области дошкольного образования и цифровизации детства. Полученные рекомендации были учтены и реализованы, обеспечив конструктивную валидность инструментария. Опрос был добровольным и анонимным, распространялся через социальные сети на территории Российской Федерации.

В исследовании приняли участие 295 респондентов возраста: до 25 лет — 10 человек (3,4%), 25–35 лет — 44 (14,9%), 36–50 лет — 165 (55,9%), старше 50 лет — 76 (25,8%). Участники имели разный стаж и работали с детьми разных возрастных групп (табл. 1). Таким образом, исследуемая выборка обеспечивает широкий и репрезентативный охват профессионального сообщества.

 

Таблица 1 / Table 1

Описательная статистика по стажу и группе, в которой работает респондент
(
N = 295; число респондентов и %)

Descriptive statistics on length of service and group in which the respondent works
(N = 295; number of respondents and %)

Показатель / Variable

N

%

Стаж работы в дошкольном учреждении / Work experience in a preschool institution

Более 10 лет / More than 10 years

182

61,7%

4–10 лет / 4-10 years

82

27,8%

1–3 года / 1-3 years

19

6,4%

Менее 1 года / Less than 1 year

12

4,1%

Возрастная группа детей, в которой работает респондент / Children’s age group in which the respondent works

Подготовительная / Preparatory

99

33,6%

Старшая / Senior

78

26,4%

Младшая / Junior

69

23,4%

Средняя / Middle

49

16,6%

Результаты

В рамках исследования планировалось получить ответ на два вопроса: какова степень готовности воспитателей к формированию цифровой грамотности у дошкольников, учитывая ее значение для профилактики цифровых рисков, и существуют ли различия между педагогами, готовыми и не готовыми к решению этой задачи.

Результаты показали, что 60,0% респондентов считают возможным освоение дошкольниками цифровой грамотности при соответствующих формах и средствах обучения, еще 32,9% — что возможно усвоение отдельных ее элементов. Лишь 5,1% полагают, что такое обучение не соответствует возрасту. Таким образом, большинство опрошенных педагогов уверены в возможности формирования цифровой грамотности у дошкольников. Более 90% респондентов считают это важным элементом образования. Подавляющее большинство респондентов на вопрос «Считаете ли Вы важным формировать цифровую грамотность у дошкольников?» ответило либо «Да, это важная часть современного воспитания» (49,2%), либо «Да, но в разумных пределах» (41,0%).

Сами воспитатели активно используют цифровые технологии в своей работе: 49,5% поддерживают их применение в умеренном объеме, 47,5% рассматривают их как полезный и необходимый инструмент в своей работе.

Ответы на ключевой вопрос исследования — готовы ли воспитатели формировать у детей навыки цифровой грамотности в рамках своей профессиональной деятельности — показали, что лишь 23,4% считают себя полностью готовыми, 66,4% — частично, а 10,2% — не готовы брать на себя эту задачу. Таким образом, большинство воспитателей ощущают дефицит подготовки.

Мы проанализировали ответы на вопрос «Готовы ли Вы участвовать в формировании цифровой грамотности детей в рамках своей профессиональной деятельности?» с четырьмя вариантами ответов: «Да, полностью готова и уже работаю в этом направлении», «Готова, но не хватает методической поддержки и материалов», «Не уверена, нужно дополнительное обучение», «Не готова, считаю это не своей задачей» и выделили характеристики, отличающие педагогов с разным уровнем готовности.

Готовность воспитателей формировать навыки цифровой грамотности у детей зависит, прежде всего, от их собственных цифровых навыков (2 = 26,04; р = 0,0106) (табл. 2). Педагоги, считающие себя готовыми, положительно относятся к цифровым технологиям и активно используют их в работе (игры, презентации, видео, интерактивные задания и др.). Из них 75,4% считают цифровые технологии важными и полезными, остальные — поддерживают с оговоркой «в меру». В то же время другие группы участников достоверно отличаются (2 = 58,05; р < 0,0001). Так, например, в группе тех, кто считает, что обучение детей цифровой грамотности не является задачей воспитателя, лишь 10% считают цифровые технологии важными в работе воспитателя.

В отличие от них, участники, не считающие обучение цифровой грамотности своей задачей, значительно реже оценивают технологии как полезные (только 10%) (χ² = 58,05; p < 0,0001). Также готовые к обучению воспитатели чаще имеют доступ к цифровым устройствам в ДОО и чувствуют поддержку со стороны администрации (табл. 2).

 

Таблица 2 / Table 2

Сравнение 4-х групп воспитателей в зависимости от их готовности обучать детей цифровой грамотности по вопросам, связанным с доступом к устройствам и поддержкой администрации (N = 295; число респондентов и %)

Comparison of 4 groups of educators depending on their readiness to teach children digital literacy on issues related to access to devices and support from the administration (N = 295; number of respondents and %)

 

Да, полностью готова и уже работаю в этом направлении / Yes, I am completely ready and already working in this direction

(N = 69)

Готова, но мне не хватает методической поддержки и материалов / I'm ready, but I lack methodological support and materials

(N = 145)

Не уверена, нужно дополнительное обучение / I'm not sure, I need additional training

(N = 51)

Не готова, считаю это не своей задачей / I'm not ready, I don't think it's my job

(N = 30)

2, уровень p / p level (df = 12)

Ваши навыки владения цифровыми устройствами можно оценить как /
Your digital skills can be assessed as:

Уверенно использую различные цифровые устройства как для решения повседневных задач, так и профессиональных / I confidently use various digital devices for everyday and professional tasks

54 (78,26%)

97 (66,90%)

26 (50,98%)

14 (46,67%)

0,011

Уверенно использую различные цифровые устройства для решения повседневных задач, в профессиональной деятельности использую редко / I confidently use various digital devices to solve everyday problems, but I rarely use them in my professional activities

12 (17,39%)

20 (13,79%)

9 (17,65%)

7 (23,33%)

Использую цифровые устройства преимущественно для базовых повседневных задач, профессиональные задачи решаю без помощи цифровых устройств / I use digital devices mainly for basic everyday tasks, I solve professional tasks without the help of digital devices

3 (4,35%)

19 (13,10%)

9 (17,65%)

5 (16,67%)

Использую цифровые устройства ограниченно, часто испытываю трудности при работе с ними / I use digital devices to a limited extent and often have difficulty working with them

(0,00%)

7 (4,83%)

7 (13,73%)

4 (13,33%)

Практически не использую цифровые устройства, нуждаюсь в помощи и обучении / I hardly use digital devices, I need help and training

(0,00%)

2 (1,38%)

(0,00%)

(0,00%)

Имеете ли Вы свободный доступ к этим устройствам для использования в работе с детьми? /
Do you have easy access to these devices for use with children?

Да, в любое время / Yes, anytime

49 (71,01%)

74 (51,03%)

22 (43,14%)

7 (23,33%)

0,001

Только по согласованию/по необходимости / Only by agreement/as needed

9 (13,04%)

38 (26,21%)

16 (31,37%)

11 (36,67%)

Нет доступа / No access

4 (5,80%)

20 (13,79%)

10 (19,61%)

5 (16,67%)

Да, по расписанию / Yes, on schedule

6 (8,70%)

13 (8,97%)

2 (3,92%)

5 (16,67%)

Другое / Other

1 (1,45%)

(0,00%)

1 (1,96%)

2 (6,67%)

Поддерживает ли администрация детского сада внедрение цифровых технологий в образовательный процесс? / Does the kindergarten administration support the introduction of digital technologies into the educational process?

Да, активно поддерживает и поощряет / Yes, actively supports and encourages

52 (75,36%)

60 (41,38%)

11 (21,57%)

8 (26,67%)

<0,001

Поддержка есть, но не системная / There is support, but it is not systemic

11 (15,94%)

52 (35,86%)

17 (33,33%)

12 (40,00%)

Затрудняюсь ответить / I find it difficult to answer

4 (5,80%)

23 (15,86%)

19 (37,25%)

7 (23,33%)

Не поддерживает / Does not support

2 (2,90%)

10 (6,90%)

4 (7,84%)

3 (10,00%)

 

Также выявлены достоверные различия между группами с разной готовностью участвовать в формировании цифровой грамотности детей и наличием соответствующих знаний у воспитателя (2 = 31,61; р < 0,0001) (см. рисунок).

 

Рис. 1

Рис. Сравнение 4-х групп воспитателей в зависимости от их готовности обучать детей цифровой грамотности относительно того, проходили ли они соответствующее обучение или повышение квалификации и как давно

Fig. Comparison of 4 groups of educators depending on their readiness to teach children digital literacy in relation to whether they have undergone relevant training or advanced training and how long ago

Среди воспитателей, не уверенных или не готовых формировать цифровую грамотность, более 70% не проходили обучение или повышение квалификации по этой теме.

В ответах на вопрос «Кто должен формировать цифровую грамотность у дошкольников?» выявлены значимые различия между группами педагогов (2 = 80,25; р < 0,0001). Воспитатели, полностью готовые, и те, которым не хватает методической поддержки, в подавляющем большинстве случаев считают, что задача формирования цифровой грамотности у детей должна выполняться «совместно педагогами и родителями» (81,2% и 72,4% соответственно). Вероятно, такая позиция помогает доносить до родителей важность цифровой грамотности. В других группах чаще выбирают варианты «специализированные педагоги/тренеры» или «сами все освоят».

Заслуживает внимания то, что достаточно большой процент опрошенных считают себя готовыми к формированию цифровой грамотности детей, но им не хватает методической поддержки и материалов: примерно треть (35,3%) всех опрошенных воспитателей имеют все необходимые материалы, в то время как почти у половины (46,1%) методических материалов нет, и они ищут их самостоятельно, а у 11,2% материалы устаревшие или неполные.

Обсуждение результатов

Результаты проведенного исследования показали, что на данном этапе не более четверти педагогов дошкольного образования считают себя готовыми решать задачи, связанные с формированием у детей навыков цифровой грамотности и безопасного поведения в цифровой среде. Эти данные подтверждают выводы предыдущих исследований (Солдатова и др., 2022; Асмолов, 2020; Веракса и др., 2024; Redecker, 2021) о том, что, несмотря на осознание педагогами высокой значимости цифровой социализации детей, их фактическая готовность к практической реализации данной задачи остается недостаточной.

Выявленный разрыв между признанием важности формирования цифровой грамотности у детей и реальной готовностью педагогов отражает несогласованность между когнитивным компонентом (знания и представления о значимости задачи) и мотивационно-операциональным компонентом (уверенность в своих силах и готовность к действию). Подобное рассогласование характерно для этапа формирования новых профессиональных компетенций и требует целенаправленной поддержки внутренней мотивации педагогов к освоению цифровых инструментов.

Низкая самооценка готовности педагогов отражает недостаток уверенности в собственных цифровых компетенциях, что напрямую связано с частотой и качеством использования цифровых технологий в образовательной практике (Tondeur et al., 2017; Ватолина, 2025). Таким образом, развитие цифровой самоэффективности воспитателей является важным психологическим условием успешного формирования цифровой грамотности у дошкольников и формирования безопасных моделей цифрового поведения детей.

Полученные данные также указывают на дефицит методического и организационного обеспечения, что соответствует ранее зафиксированным «белым пятнам» в системе дошкольного образования (Цифровизация современного дошкольного образования…, 2022). В отсутствие официальных рекомендаций воспитатели вынуждены полагаться на личный опыт и интуицию, что снижает эффективность системной профилактики цифровых рисков.

Заключение

Полученные данные позволяют говорить о неготовности на данном этапе системы дошкольного образования к формированию цифровой грамотности детей, включающей как навыки безопасного использования цифровых устройств, так и навыки безопасного поведения в цифровой среде у детей дошкольного возраста. При этом осознание педагогами важности цифровой социализации детей создает потенциал для дальнейшего развития их профессиональной готовности. Проведенное исследование подтверждает, что формирование цифровой грамотности детей невозможно без соответствующего уровня цифровой компетентности и психологической готовности самих педагогов.

Развитие цифровых компетенций воспитателей следует рассматривать как стратегическое направление модернизации дошкольного образования в условиях цифровизации.

Результаты исследования конкретизируют современную ситуацию в российском дошкольном образовании и обозначают ключевые пути преодоления разрыва между осознанием педагогами значимости цифрового воспитания и их фактической готовностью к действиям, направленным на снижение цифровых рисков и обеспечение безопасности детей в цифровой среде.

Перспективы дальнейших исследований связаны с углубленным анализом факторов, определяющих готовность педагогов к обеспечению цифровой безопасности детей, а также с разработкой и внедрением программ повышения квалификации в данной области. Также важным направлением для дальнейших исследований видится выявление особенностей восприятия и понимания цифровых рисков детьми дошкольного возраста.

Ограничения. Выборка исследования не позволяет отразить региональные инициативы и нормативные требования, которые могут оказывать сильное влияние на доступность цифровых технологий и методических материалов в ДОО. Процедура разработки используемого в исследовании диагностического инструментария обеспечила его конструктивную валидность, в то время как проверка других типов валидности остается задачей дальнейших исследований.

Limitations. The study sample does not allow us to reflect regional initiatives and regulatory requirements that can have a strong impact on the availability of digital technologies and teaching materials in preschool institutions. The procedure for developing the diagnostic tools used in the study has ensured its constructive validity, while verifying other types of validity remains the task of further research.

Литература

  1. Асмолов, А.Г. (2020). Облачное детство как социальная среда развития цифровых аборигенов. Научно-методический электронный журнал «Концепт», 5, 1—11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/oblachnoe-detstvo-v-poiskah-kompromissa-mezhdu-tehnologizatsiey-i-gumanizatsiey/viewer (дата обращения: 25.07.2025).
    Asmolov, A.G. (2020). Cloud childhood as a social environment for the development of digital natives. Scientific and methodological electronic journal "Concept", 5, 1—11. (In Russ.). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/oblachnoe-detstvo-v-poiskah-kompromissa-mezhdu-tehnologizatsiey-i-gumanizatsiey/viewer (viewed: 25.07.2025).
  2. Ватолина, О.В. (2025). Цифровые риски платформенной экономики. Вопросы инновационной экономики, 15(3). https://doi.org/10.18334/vinec.15.3.123287
    Vatolina, O.V. (2025). Digital risks of the platform economy. Russian Journal of Innovation Economics, 15(3). (In Russ.). https://doi.org/10.18334/vinec.15.3.123287
  3. Веракса, А.Н., Бухаленкова, Д.А., Чичинина, Е.А., Калимуллин, А.М., Ощепкова, Е.С. (2024). Цифровые устройства в жизни современных дошкольников. Наука телевидения, 20(1), 171—215. https://doi.org/10.30628/1994-9529-2024-20.1-171-215
    Veraksa, A.N., Bukhalenkova, D.A., Chichinina, E.A., Kalimullin, A.M., Oshchepkova, E.S., Shatskaya, A.N., Zinchenko Y.P. (2024). Digital Devices in Life of Modern Preschoolers. Nauka Televideniya—The Art and Science of Television, 20(1), 171—215. (In Russ.). https://doi.org/10.30628/1994-9529- 2024-20.1-171-215
  4. Водяха, С.А., Водяха, Ю.Е., Крылова, С.Г. (2024). Влияние цифрового контента на познавательные способности детей и подростков. В: Молодежь в меняющемся мире: вопросы междисциплинарных исследований. Материалы XV Всероссийской научно-практической конференции (с. 336—343). Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_79031495_31854226.pdf (дата обращения: 25.07.2025).
    Vodyakha, S.A., Vodyakha, Yu.E., Krylova, S.G. (2024). The impact of digital content on the cognitive abilities of children and adolescents. In: Youth in a changing world: issues of interdisciplinary research. Proceedings of the XV All-Russian Scientific and Practical Conference (pp. 336—343). Yekaterinburg: Ural State Pedagogical University. (In Russ.). URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_79031495_31854226.pdf (viewed: 25.07.2025).
  5. Денисенкова, Н.С., Тарунтаев, П.И. (2023). Взаимосвязь детско-родительских отношений и использования цифровых устройств старшими дошкольниками. Социальная психология и общество, 14(3), 31—45. https://doi.org/10.17759/sps.2023140303
    Denisenkova, N.S., Taruntaev, P.I. The Relationship between Parent-Child Relationships and the Use of Digital Devices by Older Preschoolers. Social Psychology and Society, 14(3), 31—45. (In Russ.). https://doi.org/10.17759/sps.2023140303
  6. Земляченко, Л.В., Кечина, М.А. (2025). Обеспечение психологической безопасности дошкольников в условиях цифровизации образовательного процесса. Научно-методический электронный журнал «Концепт», (2), 1—18. https://doi.org/10.24412/2304-120X-2025-11017
    Zemlyachenko, L.V., Kechina, M.A. (2025). Ensuring the psychological safety of preschool children in the context of digitalization of the educational process. Scientific-methodological electronic journal «Koncept», (2), 1—18. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2304-120X-2025-11017
  7. Клопотова, Е.Е., Смирнова, С.Ю., Рубцова, О.В., Сорокова, М.Г. (2022). Доступность цифровых устройств детям дошкольного возраста: различия в родительских позициях. Консультативная психология и психотерапия, 30(2), 109—125. https://doi.org/10.17759/cpp.2022300207
    Klopotova, E.E., Smirnova, S.Yu., Rubtsova, O.V., Sorokova, M.G. (2022). Accessibility of Digital Devices to Preschool Children: Differences in Parents’ Positions. Counseling Psychology and Psychotherapy, 30(2), 109—125. (In Russ.). https://doi.org/10.17759/cpp.2022300207
  8. Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 г. № 1028. (2022). М. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202212280044 (дата обращения: 25.07.2025).
    On approval of the federal educational program of preschool education. Order of the Ministry of Education of the Russian Federation from November 25, 2022. no. 1028. (2022). Moscow. (In Russ.). URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202212280044 (viewed: 25.07.2025).
  9. Саломатова, О.В., Рубцова, О.В. (2024). Риски дошкольников в цифровой среде. В: В.А. Муратханов (ред.), Учебно-методическое пособие «Риски в цифровой среде: диагностика, профилактика, коррекция» (с. 12—34). М: АНО «Центр глобальной ИТ-кооперации». URL: https://psyjournals.ru/nonserialpublications/der2024/der2024.pdf (дата обращения: 25.07.2025).
    Salomatova, O.V., Rubtsova, O.V. (2024). The risks of preschoolers in the digital environment. In: V.A. Muratkhanov (ed.), Educational and methodological manual "Risks in the digital environment: diagnosis, prevention, correction" (pp. 12–34). Moscow: ANO "Center for Global IT Cooperation". (In Russ.). URL: https://psyjournals.ru/nonserialpublications/der2024/der2024.pdf (viewed: 25.07.2025).
  10. Смирнова, С.Ю., Клопотова, Е.Е. (2023). Взаимодействие детей с цифровыми устройствами: обзор исследований и рекомендаций. Современная зарубежная психология, 12(4), 91—100. https://doi.org/10.17759/jmfp.2023120408
    Smirnova, S.Yu., Klopotova, E.E. (2023). Children's Interaction with Digital Devices: an Overview of Research and Recommendations. Journal of Modern Foreign Psychology, 12(4), 91—100. (In Russ.). https://doi.org/10.17759/jmfp.2023120408
  11. Солдатова, Г.У., Рассказова, Е.И., Вишнева, А.Е., Теславская, О.И., Чигарькова, С.В. (2022). Рожденные цифровыми: семейный контекст и когнитивное развитие. М.: Акрополь. URL: https://psy.su/mod_files/additions_1/fle_file_10384.pdf (дата обращения: 25.07.2025).
    Soldatova, G.U., Rasskazova, E.I., Vishneva, A.E., Teslovskaya, O.I., Chirkova, S.V. (2022). Born digital: family context and cognitive development. Moscow: Akropolis. (In Russ.). URL: https://psy.su/mod_files/additions_1/fle_file_10384.pdf (дата обращения: 25.07.2025).
  12. Храмцов, П.И., Курганский, А.М., Вятлева, О.А., Горелова, Ж.Ю., Гурьянова, М.П., Шубочкина, Е.И. (2024). Методические рекомендации по безопасному для здоровья детей и подростков использованию мобильного телефона: НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков. Москва. URL: https://static-0.minzdrav.gov.ru/system/attachments/attaches/000/067/691/original/1.pdf?1724852329 (дата обращения: 25.07.2025).
    Khramtsov, P.I., Kurgansky, A.M., Vyatleva, O.A., Gorelova, Zh.Yu., Guryanova, M.P., Shubochkina, E.I. (2024). Methodological recommendations on the safe use of a mobile phone for the health of children and adolescents: Research Institute of Hygiene and Health Protection of Children and Adolescents. Moscow. (In Russ.). URL: https://static-0.minzdrav.gov.ru/system/attachments/attaches/000/067/691/original/1.pdf?1724852 (viewed: 25.07.2025).
  13. Цифровизация современного дошкольного образования: основные подходы, проблемы и перспективы развития. (2022). Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Липецк: ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского. URL: https://lspu-lipetsk.ru/uploads/fcnms/Sbornik_cifrovizaciya.pdf (дата обращения: 25.07.2025).
    Digitalization of modern preschool education: main approaches, problems and development prospects. (2022). Materials of the All-Russian scientific and practical conference. Lipetsk: Educational Institution of Higher Education «Lipetsk State Pedagogical P.Semenov-Tyan-Shansky University». (In Russ.). URL: https://lspu-lipetsk.ru/uploads/fcnms/Sbornik_cifrovizaciya.pdf (viewed: 25.07.2025).
  14. Яковлева, С.С., Максимова, Л.И. (2024). Оценка родителями роли гаджетов в воспитании детей дошкольного возраста. Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Vestnik of North-Eastern Federal University. Серия «Педагогика. Психология. Философия». Pedagogics. Psychology. Philosophy», (3), 62–74. https://doi.org/10.25587/2587-5604-2024-3-61-73
    Yakovleva, S.S., Maximova, L.I. (2024). Parents’ assessment of the role of gadgets in raising preschool children. Vestnik of North-Eastern Federal University. Pedagogics. Psychology. Philosophy, (3), 62–74. (In Russ.). https://doi.org/10.25587/2587-5604-2024-3-61-73
  15. American Academy of Pediatrics. (2016). Media and Young Minds. Council on Communications and Media. Pediatrics, 138(5), Article e20162591, 2016—2591. https://doi.org/10.1542/peds.2016-2591
  16. Cao, S., Li, H. (2023). A Scoping Review of Digital Well-Being in Early Childhood: Definitions, Measurements, Contributors, and Interventions. International Journal of Environmental Research and Public Health, 20(4), Article 3510. https://doi.org/10.3390/ijerph20043510
  17. Işıkoğlu, N., Erol, A., Atan, A., Aytekin, S. (2021). A qualitative case study about overuse of digital play at home. Current Psychology, 42, 1676—1686. https://doi.org/10.1007/s12144-021-01442-y
  18. Shanmugasundaram, M., Tamilarasu, A. (2023). The impact of digital technology, social media, and artificial intelligence on cognitive functions: a review. Front. Cognit, 2, Article 1203077. https://doi.org/10.3389/fcogn.2023.1203077
  19. Wang, C., Qian, H., Li, H., Wu, D. (2023). The status quo, contributors, consequences and models of digital overuse/problematic use in preschoolers: A scoping review. Frontiers in Psychology, 14. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2023.1049102
  20. World Health Organization. (2021). Investigating risks and opportunities for children in a digital world [PDF]. UNICEF Innocenti. URL: https://www.unicef.org/innocenti/media/5621/file/UNICEF-Investigating-Risks-Opportunities-Children-Digital-World-2021.pdf (viewed: 25.07.2025).

Информация об авторах

Ирина Анатольевна Бурлакова, кандидат психологических наук, Профессор, заведующая кафедрой дошкольной педагогики и психологии факультета психологии образования, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), ведущий научный сотрудник, лаборатория дошкольного образования Института развития, здоровья и адаптации ребенка (ФГБНУ ИРЗАР), Москва, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0313-7518, e-mail: iaburlakova@mail.ru

Екатерина Евгеньевна Клопотова, кандидат психологических наук, доцент, кафедра дошкольной педагогики и психологии, факультет «Психология образования», старший научный сотрудник, Центр междисциплинарных исследований современного детства, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), старший научный сотрудник лаборатории дошкольного образования, Институт развития, здоровья и адаптации ребенка (ФГБНУ ИРЗАР), Москва, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1975-318X, e-mail: klopotovaee@mgppu.ru

Андрей Сергеевич Радчиков, лаборант-исследователь, Научно-практический центр по комплексному сопровождению психологических исследований PsyDATA, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0009-0008-9378-0937, e-mail: superprobasite@yandex.ru

Метрики

 Просмотров web

За все время: 3
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 3

 Скачиваний PDF

За все время: 0
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0

 Всего

За все время: 3
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 3