Особенности профессиональных представлений сотрудников дошкольных образовательных учреждений

1446

Аннотация

В статье анализируется формирование концепции социальных представлений в социально¬психологической науке и развитие понятия «образ мира». Обобщены подходы, изложенные в трудах последних лет отечественных и зарубежных авторов. Представлены результаты эмпирического исследования особенностей профессиональных представлений воспитателей и узких специалистов, работающих в детских дошкольных учреждениях. Описаны выявленные различия в их представлениях как в отношении объекта деятельности, так и работы.

Общая информация

Ключевые слова: социальные представления, коллективные представления, профессиональные представления , взаимодействие, социальные группы, сотрудники дошкольных учреждений, объект деятельности, субъект деятельности, профессиональная деятельность

Рубрика издания: Исследования в области образования

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Жолудева С.В., Рогов Е.И. Особенности профессиональных представлений сотрудников дошкольных образовательных учреждений // Учёные записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. 2015. Том 23. № 1. С. 108–117.

Фрагмент статьи

Представления в психологии традиционно из­учают с двух сторон. С одной стороны — это точ­ка зрения общей психологии, психофизиологии на процесс представления, с другой — часть ис­следований в социальной психологии. Так, в об­ласти общей психологии под представлением понимают процесс познания окружающей действи­тельности (С.Л. Рубинштейн, Ю.Б. Гиппенрейтр, В.Н. Дружинин и др.), а в социальной психологии речь идет прежде всего о социальных представле­ниях, являющихся факторами, обуславливающими взаимодействия людей (Ж.-К. Абрик, С. Московичи, Д. Жоделе и др.).

Литература

  1. Асеева И.Н. Развитие профессиональных компетенций воспитателей дошкольных учреждений разного вида в процессе повышения квалификации: Автореф. дис. … канд. пед. наук. Екатеринбург, 2009. 190 с.
  2. Балакирева Э. В. Профессиологические основы педагогического образования: Автореф. дис. … канд. пед. наук. СПб., 2008. 44 с.
  3. Белкина В.Н. Педагогическое регулирование взаимодействия детей со сверстниками. Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2000. 161 с.
  4. Григорович Л.А. Структура и динамика формирования профессионального самосознания педагогов дошколь­ных образовательных учреждений: Автореф. дис. … д. психол. наук.М., 2005. 60 с.
  5. Гульчевская Н. Е. Особенности профессиональной тревожности учителя в условиях образовательных иннова­ций: Автореф. дис. … канд. психол. наук. Ростов-на-Дону, 2004. 23 с.
  6. Давыдов В. В. УчениеА.Н. Леонтьева о взаимосвязи деятельности и психического отражения // А.Н. Леонтьев и современная психология / под ред. А. В. Запорожца и др. М.: МГУ, 1983. С. 128–140.
  7. Донцов А. И., Емельянова Т. П. Концепция социальных представлений в современной французской психоло­гии.М. Изд-во МГУ, 1987. 128 с.
  8. Дунаева Н. А. Совершенствование подготовки воспитателей дошкольных учреждений к работе с детской книгой в системе повышения квалификации: Автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2004. 18 с.
  9. Жолудева С.В. Особенности взаимосвязи личностных особенностей и профессиональных представлений об объекте деятельности сотрудников дошкольных образовательных учреждений // Профессиональные пред­ставления: сб. научных трудов «Профессиональные представления в образовании и становлении личности» / под ред. Е.И. Рогова. Ростов-на-Дону: Фонд науки и образования, 2015. № 7. 172 с.
  10. Жолудева С.В., Алексеенко И.И. Взаимосвязь профессиональных представлений и особенностей эмоцио­нального выгорания у медицинских работников // Профессиональные представления: сб. научных трудов интернет-конф. «Значение представлений в образовании и профессиональном становлении личности» / под ред. Е.И. Рогова. Ростов-на-Дону: Изд-во СКНЦ ВШ ЮФУ, 2013. 210 с.
  11. Жолудева С.В., Рогов Е.И. Особенности представлений об объекте деятельности психолога у студентов с раз­ной гендерной идентичностью // Динамика профессиональных представлений в период общественных транс­формаций/под ред. Е.И. Рогова. Ростов-на-Дону: АПСН СКНЦ ВШ ЮФУ, 2010. 292 с.
  12. Жолудева С.В., Торосян Д.Р. Особенности профессиональных представлений у студентов с разной моти­вацией обучения в ВУЗе // Динамика профессиональных представлений в онтогенезе: сб. научных статей Международной интернет-конф. / под ред. Е.И. Рогова. Ростов-на-Дону: Изд-во СКНЦ ВШ ЮФУ, 2011. 246 с.
  13. Каширская И.К., Бондарева А. Профессиональные представления воспитателей детского сада о полоролевом развитии детей и учет их в практике гендерного воспитания // Профессиональные представления: сб. науч­ных трудов интернет-конф. «Значение представлений в образовании и профессиональном становлении лично­сти» / под ред. Е.И. Рогова. Ростов-на-Дону: МАРТ, 2013. 242 с.
  14. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. М.: Изд-во МГУ, 1995. 224 с.
  15. Колушова Л.В. Акмеологические факторы продуктивности и профессионализма воспитателя детского сада: Автореф. дис. … канд. психол. наук. Шуя, 2011. 26 с.
  16. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: Высшая школа, 1990. 119 с.
  17. Леонтьев А.А. Психология общения. М.: Смысл, 1997. 365 с.
  18. Маценова Е.Б. Представления о семье в разных группах старшеклассников и студентов: Автореф. дис. … канд. психол. наук. М.: Институт дошкольного образования и семейного воспитания РАО, 2001. 241 с.
  19. Московичи С. От коллективных представлений к социальным представлениям // Вопросы социологии. 1992. Т. 1, № 2. С. 83–96.
  20. Петухов В. В. Образ мира и психологическое изучение мышления // Вести Московского университета. Сер. 14, Психология. 1984. № 4. с. 17–29.
  21. Рогов Е.И. Особенности профессиональных представлений студентов в ходе вузовской профессионализа­ции // Профессиональные становления: теория и реальность / под ред. Е.И. Рогова. Ростов-на-Дону: ИПО ПИ ЮФУ, 2008. 160 с.
  22. Рогов Е.И. Феноменология представлений об объекте деятельности педагога // Профессиональные представле­ния: сб. научных трудов интернет-конф. «Значение представлений в образовании и профессиональном становле­нии личности» / под ред. Е.И. Рогова. Ростов-на-Дону: МАРТ, 2013. 242 с.
  23. Самоукина Н. В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. М.: ЭКМОС, 2000. 384 с.
  24. Семенова Е.А. Особенности и формирование профессиональных представлений у студентов в образовательном пространстве педагогического колледжа: Дис. … канд. психол. наук. Иркутск, 2003. 200 с.
  25. Смирнов С.Д. Психология образа: проблема активности психического отражения. М.: Изд-во Московского уни­верситета, 1985. 352 с.
  26. Собкин B.C., Марич Е.М. Воспитатель детского сада: жизненные ценности и профессиональные ориентации. По материалам социологического исследования. Труды по социологии образования. Т. V, вып. VIII. М.: Центр социологии образования РАО, 1998. С. 29–59.
  27. Трушкова С. В. Особенности представлений о средней школе в различных социальных группах: Автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 1996. 24 с.
  28. Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М.: Наука, 1982. 94 с.
  29. Шихирев П.И. Современная социальная психология. М.: Институт психологии РАН, 1999. 448 с.

Информация об авторах

Жолудева С.В.

Рогов Евгений Иванович, доктор педагогических наук, Зав.кафедрой организационной и прикладной психологии, Южного федерального университета, Ростов-на-Дону, Россия, e-mail: profrogov@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1607
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 1446
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 0