Проблема профессионального становления педагогов социального приюта

659

Аннотация

В фокусе внимания автора статьи — процесс профессионального становления педагога на разных этапах деятельности, начиная с профессионального самоопределения. Анализируются причины и факторы, затрудняющие профессиональное развитие, приводящие к искажению его траектории и формированию профессиональной деформации. Представлены данные исследования профессионализации педагогов социального приюта, определены детерминанты, нарушающие ее. Полученные результаты и выводы могут быть интересны преподавателям и специалистам в области социальной и педагогической психологии.

Общая информация

Ключевые слова: профессиональное становление, профессиональные представления , кризис профессионализации, профессиональная деформация, профессиональная деятельность

Рубрика издания: Исследования в области образования

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Желдоченко Л.Д. Проблема профессионального становления педагогов социального приюта // Учёные записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. 2015. Том 24. № 2. С. 96–103.

Фрагмент статьи

Актуальность изучения проблемы профессионального становления педагогов обусловлена изменением  социально-экономической  ситуации в современной России. Действительность диктует повышенные требования к подготовке конкурентоспособных, компетентных специалистов, способных управлять собственным личностно-профессиональным развитием в новых условиях рынка труда.

Литература

  1. Глуханюк Н. С. Психология профессионализации педагога. 2-е изд., доп. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.- пед. ун-та, 2005. 261 с.
  2. Динамика профессиональных представлений в онтогенезе / под ред. Е. И. Рогова. Ростов н/Д.: ПИ ЮФУ, 2011.
  3. Желдоченко Л. Д. Психологические особенности профессиональной деформации педагога социального приюта: дис. … канд. психол. наук. Ростов н/Д.: 2015. 169 с.
  4. Зеер Э. Ф. Психология профессионального развития. 2-е изд. M.: AcademiA, 2007. 240 с.
  5. Исаев Н. А., Слободчиков В. И. Психологические условия введения студентов в профессию педагога // Вопросы психологии. 1996. № 4.
  6. Комаревцева И. В. Психологические особенности профилактики синдрома эмоционального выгорания у педаго- гов системы специального образования: автореф. дис. … канд. психол. наук. Ростов н/Д.: ЮФУ, 2014. 24 с.
  7. Кузьмина Ю. М. Профессиональная деформация как негативное явление в деятельности специалиста социаль- ной сферы [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://do.teleclinica.ru/375170/ (дата обращения: 11.12.2015).
  8. Ненарт Е. О., Пронин С. П. Деструктивные новообразования личности учителя на разных этапах профессиона- лизации // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2010. № 3, т. 12. С. 731.
  9. Обносов В. Н. Представление о профессии как фактор профессионального самоопределения учащихся ПТУ: дис. … канд. психол. наук. М., 1998. 190 с.
  10. Орёл В. Е. Структурно-функциональная организация и генезис психического выгорания: дис. … д. психол. наук. Ярославль, 2005. 449 с.
  11. Осницкий А. К., Филиппова Е. В. Особенности эмоциональных проявлений в системе осознанной саморегуляции деятельности // Психологические исследования (электронный научный журнал). 2010, № 6 (14) [Электронный ресурс] Режим доступа: http://psystudy.ru/index.php/num/2010n6–14/401-osnitsky-filippova14.html (дата обраще- ния: 04.12.2015).
  12. Поварёнков Ю. П. Системогенетическая концепция профессионального становления // Психологические осно- вы профессиональной деятельности: хрестоматия/cост. и общ. ред. В. А. Бодров. М.: Изд-во «ПЕР СЭ», 2007. С. 543–552.
  13. Рапацевич Е. С. Педагогика: Большая современная энциклопедия. Минск.: Современное слово, 2005. 720 с.
  14. Рогов Е. И. Личностно-профессиональное развитие учителя в педагогической деятельности: дис. … д. пед. наук. Ростов н/Д., 1999. 354 с.
  15. Селезнева Ю. В. Особенности профессиональных деформаций у педагогов дошкольных образовательных орга- низаций при разных типах доверительных отношений: автореф. дис. … канд. психол. наук. Ростов н/Д.: ЮФУ, 2014. 21 с.
  16. Семенова Е. А. Особенности и формирование профессиональных представлений у студентов в образовательном пространстве педагогического колледжа: дис. … канд. психол. наук. Иркутск, 2003. 200 c.
  17. Трифонова Т. А. Особенности профессионального самоопределения школьников / Личность в профессионально- образовательном пространстве // Материалы XII Всероссийской научно-практической конференции с междуна- родным участием / науч. ред. Э. Ф. Зеер, Д. П. Заводчиков. Екатеринбург, 2013. С. 107.

Информация об авторах

Метрики

Просмотров

Всего: 930
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 659
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0