Экспериментальное исследование динамики ценностно-мотивационной сферы личности подростка, склонного к девиантному поведению, под воздействием социально-психологической коррекции

252

Аннотация

Динамичные трансформации общества не могли не отразиться на сознании подростков, что нередко проявляется в разнообразных формах девиантного поведения. Целью авторов статьи стало изучение влияния системы ценностей на мотивацию подростков. Проведено экспериментальное исследование воздействия социально-психологической коррекции, предложенной в виде программы ценностно-мотивационного развития. В результате такого эксперимента было выявлено, что раскрытие внутренней мотивации позволяет понять истинные смыслы собственной деятельности, что, в свою очередь, положительно влияет на поведение. Материалы статьи могут быть полезны в практической работе школьных психологов при решении проблем девиантных детей.

Общая информация

Ключевые слова: личность, ценностные ориентации, мотивация, подростки, девиантное поведение

Рубрика издания: Исследования в области образования

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Ощепков А.А., Игдырова С.В., Салахова В.Б. Экспериментальное исследование динамики ценностно-мотивационной сферы личности подростка, склонного к девиантному поведению, под воздействием социально-психологической коррекции // Учёные записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. 2018. Том 29. № 1. С. 112–118.

Фрагмент статьи

В современном обществе с усложняющейся парадигмой отношений, из-за чего происходит трансформация структуры взаимодействий, все более актуальным становится обретение системы координат, в которых человек мог бы осмыслить свою жизнедеятельность и перспективы. Исходя из этого, несомненно, повышается роль ценностей, которыми руководствуется человек и которые выступают осознанными ориентирами в формировании отношения к себе и миру.

Литература

  1. Васильева Т. В. Проблема формирования ценностных ориентаций студентов // Вестник Кемеровского государственного университета. 2014. № 2. С. 87–91.
  2. Закревская О. В. Особенности ценностных ориентаций старших подростков // Система ценностей современного общества. 2013. № 29. С. 97–103.
  3. Климчук В. А. Тренинг внутренней мотивации. СПб.: Речь, 2005. 76 с.
  4. Кудзиева Ф. С. Механизмы становления ценностных ориентаций подрастающего поколения в условиях трансформации семьи // Известия Саратовского университета. Сер.: Социология. Политология. 2014. Вып. 2, т. 14. С. 61–65.
  5. Иваненков С. П., Кусжанова А. Ж. Ценностные и социальные ориентиры молодежи Оренбургской области // Ученые записки Санкт-Петербургского института психологии и социальной работы. 2014. Вып. 1, т. 21. С. 53–58.
  6. Ощепков А. А. Особенности психосемантического пространства самосознания личности подростков, склонных к суицидальному поведению // Вестник Московского государственного областного университета. Сер.: Психологические науки. 2013. № 4. С. 86–92.
  7. Рябов А. В., Курбангалеева Е. Ш. Базовые ценности россиян. Социальные установки. Жизненные стратегии. Символы. Мифы / под ред. А. В. Рябова. М.: Дом интеллектуальной книги, 2003. 440 с.
  8. Сабирова К. М., Техтелева Н. В. К проблеме формирования ценностных ориентаций детей-сирот в условиях детского дома // Вестник Самарского муниципального института управления. 2014. № 3. Т. 30. С. 169–175.
  9. Савруцкая Е. П., Устинкин С. В. Динамика ценностных ориентаций молодежи: межэтнический аспект // Власть. 2014. № 10. С. 123–128.
  10. Сушко В. А. Теоретические подходы к исследованию ценностных ориентаций современной молодежи // Актуальные вопросы современной науки. 2014. № 31. С. 128–137.
  11. Тагирова К. Э. Система ценностных ориентаций как регулятор поведения личности // Система ценностей современного общества. 2010. № 13. С. 195–200.
  12. Шапарь В. Б. Практическая психология. Инструментарий. Ростов н/Д.: Феникс, 2005. 768 с.
  13. Ядов В. А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности: Диспозиционная концепция. М.: ЦСПиМ, 2013. 376 с.

Информация об авторах

Ощепков Алексей Александрович, кандидат психологических наук, доцент кафедры философии, права и социально-гуманитарных наук, Димитровградский инженерно-технологический институт, e-mail: sladkod@yandex.ru

Игдырова Светлана Викторовна, кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой философии, права и социально-гуманитарных наук, Димитровградский инженерно-технологический институт (филиал Московского инженерно-технологического института), e-mail: iswetik@mail.ru

Салахова Валентина Борисовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики, заведующая учебно-исследовательской лабораторией «Психолог», Ульяновский государственный университет, Россия, e-mail: valentina_nauka@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 697
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 252
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0