Факторы возникновения конфликтов между учениками и учителями учреждения среднего образования

298

Аннотация

Взаимодействие учителя и ученика — это широкое поле деятельности для конфликтолога, так как их отношения включают в себя множество аспектов, которые могут порождать разнообразные конфликты. В данной статье рассматриваются факторы возникновения конфликтов, их классификации, взгляды различных авторов на данную тему, а также роль и ответственность учителя во взаимодействии с учеником. Также приведены результаты исследования факторов возникновения конфликтов между учениками и учителями одной из школ Санкт-Петербурга. Изучение факторов возникновения педагогических конфликтов необходимо для проведения профилактики. Эффективность тех или иных профилактических методов в конкретном коллективе будет зависеть от того, что вызвало данный конфликт. В соответствии с полученными результатами исследования была разработана программа профилактики конфликтов для образовательного учреждения.

Общая информация

Ключевые слова: факторы возникновения конфликтов, конфликты в образовательной сфере, педагогические конфликты, конфликты между учениками и учителями, профилактика конфликтов, особенности педагогических конфликтов

Рубрика издания: Исследования в области образования

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Лисицына Е.В. Факторы возникновения конфликтов между учениками и учителями учреждения среднего образования // Учёные записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. 2020. Том 33. № 1. С. 141–152.

Фрагмент статьи

Школа — это место, в котором ребёнок проходит один из важнейших этапов социализации, осваивает различные социальные роли. Школа является одним из важнейших социальных институтов, задача которого заключается во всестороннем формировании личности, а не только в передаче социального опыта. Для того чтобы ребёнок успешно прошёл данный этап социализации, ему необходима помощь — именно поэтому так важно, чтобы в школе царила атмосфера взаимопонимания, открытости.

Литература

  1. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология: учебник для вузов. 6‑е изд. СПб.: Питер, 2015. 528 с.
  2. Анцупов А. Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. М.: Гуманит. изд; центр «ВЛАДОС», 2014. 208 с.
  3. Водопьянова Н. Е., Густелева А. Н. Роль педагогического стиля в развитии профессионального выгорания учителей//Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2013. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-pedagogicheskogo-stilya-v‑razvitiiprofessionalnogo-vygoraniyauchiteley (дата обращения: 21.04.2020).
  4. Гаджикурбанова Г. М. Управление педагогическим конфликтом//Вестник СПИ. 2016. № 1 (17). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-pedagogicheskim-konfliktom (дата обращения: 01.05.2020).
  5. Клименских М. В., Ерошова И. А. Педагогические конфликты в школе: учеб. пособие / М‑во образования и науки Рос. Федерации, Урал, федерал, ун-т. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2015. 76 с.
  6. Фатхуллина Л. З. Влияние характерных особенностей участников учебного процесса на конфликтогенность школьной среды // КПЖ. 2016. № 6 (119). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-harakternyhosobennostey-uchastnikov-uchebnogo-protsessa-na-konfliktogennost-shkolnoy-sredy (дата обращения: 01.05.2020).

Информация об авторах

Лисицына Екатерина Вячеславовна, студентка, Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, e-mail: lisitzyna.yek@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 469
В прошлом месяце: 16
В текущем месяце: 9

Скачиваний

Всего: 298
В прошлом месяце: 14
В текущем месяце: 5