Технологии психолого-педагогической работы в системе образования (итоги Всероссийского конкурса лучших психолого-педагогических программ и технологий в образовательной среде — 2019)

363

Аннотация

Статья подготовлена по результатам анализа программ и технологий психолого-педагогической работы в системе образования — участников Всероссийского конкурса лучших психолого-педагогических программ и технологий в образовательной среде — 2019, который является программной частью XV Международной научно-практической конференции «Психология образования: лучшие практики работы с детством» (20— 22 ноября 2019 г., г. Москва). Ежегодный конкурс лучших психолого-педагогических программ и технологий в образовательной среде является практической программой, ориентированной на повышение профессионального уровня и наиболее полную реализацию творческого потенциала психологов образования России. Основанный на критериях деятельностного и культурно-исторического подходов анализ опыта реализации региональных программ оказания психолого-педагогической помощи детям направлен на совершенствование методического обеспечения психолого-педагогической деятельности. Рекомендованные по итогам конкурса программы и технологии демонстрируют место и роль коррекционно-развивающей, профилактической и просветительской работы педагогов-психологов, а также опыт развития междисциплинарного взаимодействия специалистов в процессе психолого-педагогического сопровождения образования.

Общая информация

Ключевые слова: профессиональный конкурс, раскрытие профессионального мастерства, повышение социального статуса педагогических работников, программы и технологии психолого-педагогического сопровождения образования с научно обоснованной эффективностью

Рубрика издания: Научная жизнь

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/ssc.2020010108

Для цитаты: Рубцов В.В., Романова Е.С. Технологии психолого-педагогической работы в системе образования (итоги Всероссийского конкурса лучших психолого-педагогических программ и технологий в образовательной среде — 2019) [Электронный ресурс] // Социальные науки и детство. 2020. Том 1. № 1. С. 100–113. DOI: 10.17759/ssc.2020010108

Фрагмент статьи

Изменения социально-экономической ситуации в стране, принятие новых законодательных актов в сфере образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности граждан, требуют совершенствования психологического обеспечения образовательной деятельности, более глубокого участия педагогов-психологов в образовательной и воспитательной практике для контроля и обеспечения необходимого развития различных категорий обучающихся, что предполагает высокий уровень профессиональной подготовки соответствующих специалистов. «Концепция развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года» однозначно определяет основное содержание деятельности практических психологов в системе образования, обусловленное необходимостью повышения научной и организационной составляющих этой работы, предполагающей создание единой структуры, контролирующей практическую работу конкретных специалистов, обобщающей и нормативно закрепляющей лучший опыт и новые разработки.

Литература

  1. Берберян А.С., Романова Е.С., Корнилова О.А. Самопонимание этнической идентичности как сущностная характеристика самосознания студенческой молодежи / Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2019. № 2 (37). С. 66—72.
  2. Концепция развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]. URL: https://psiholog-rmo.ru/wp/wp-content/ uploads/2018/01/20180117-koncepciya_17.pdf (дата обращения: 17.08.2020)
  3. Романова Е.С., Абушкин Б.М. Психологическая помощь подросткам в ситуациях их профессионального самоопределения / Системная психология и социология. 2018. № 1 (25). С. 45—54.
  4. Романова Е.С., Бершедова Л.И., Рычихина Э.Н., Макшанцева Л.В. Конфликтологическая компетентность работников образования и безопасность образовательной среды: учеб.-метод. пособие / Авт.-сост.: Романова Е.С., Бершедова Л.И., Рычихина Э.Н., Макшанцева Л.В. М.: МГПУ, 2018. 204 с.
  5. Романова Е.С., Иванов А.В. Развитие детской общности в условиях образовательной среды в концепции субъектности В.И. Слободчикова / ЦИТИСЭ. 2019. № 4 (21). С. 423—430.
  6. Романова Е.С., Иванцов О.В., Чибискова О.В. Дистанционное консультирование как инновационный способ психологической помощи / Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы. Материалы XI Международной научно-практической конференции. В 2-х частях. Научный редактор В.И. Казаренков. 2018. С. 326—329.
  7. Романова Е.С., Макшанцева Л.В. Психологическая помощь семьям, воспитывающих подростков с девиантным поведением // Человеческий капитал. 2018. № 6 (114). С. 77—91.
  8. Романова Е.С., Макшанцева Л.В. Оценка и развитие личностного и социального потенциала обучающихся общеобразовательных организаций / Проблемы общей и педагогической психологии: Коллективная монография. М.: РИТМ, 2019. С. 7—32.
  9. Романова Е.С., Решетина С.Ю. Психологические проблемы выпускников вуза на рынке труда / Непрерывное дополнительное образование в государствах-участниках СНГ: опыт, приоритеты и перспективы развития. Сборник материалов ІІІ Международной научно-практической конференции. Могилевский государственный университет имени А.А. Кулешова, 2018. С. 254—259.
  10. Романова Е.С., Рычихина Э.Н. Научно-исследовательская деятельность студентов гуманитарного направления / Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы: материалы XII Международной научно-практической конференции: в 2 частях. Российский университет дружбы народов, 2019. С. 8—12.
  11. Рубцов В.В. Цели, задачи и основные направления деятельности Федерации психологов образования России // Вестник практической психологии образования. 2014. № 2. С. 10—15.
  12. Рубцов В.В., Дубровина И.В., Забродин Ю.М., Метелькова Е.И., Романова Е.С. Семыкин В.В. Концепция развития системы психологического обеспечения (психологической службы) образования в Российской Федерации на период до 2010 года // Психологическая наука и образование. 2007. Том 12. № 1. С. 69—82. URL: https://psyjournals.ru/psyedu/2007/n1/Rubcov_Dubrovina_Zabrodin_Metelk_ full.shtml.
  13. Рубцов В.В., Забродин Ю.М., Леонова О.И. Апробация и применение профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»: региональный опыт [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2019. Том 16. № 1. С. 6—14. URL: https:// psyjournals.ru/vestnik_psyobr/2019/n1/Rubtsov_Zabrodin_Leonova.shtml (дата обращения: 23.09.2020)
  14. Bisbey T.M., Reyes D.L., Traylor A.M., Salas E. Teams of psychologists helping teams: The evolution of the science of team training // American Psychologist. 2019. Vol. 74. P. 278—289. DOI:10.1037/ amp0000419
  15. Haynes N.J., Vandenberg R.J., DeJoy D.M., Wilson M.G., Padilla H.M., Zuercher H.S., Robertson M.M. The workplace health group: A case study of 20 years of multidisciplinary research // American Psychologist. 2019. Vol. 74. P. 380—393. DOI:10.1037/amp0000445
  16. Myers J. Why Support Students? Using the past to Understand the Present // Higher Education Research and Development. 2013. Vol. 32 (4). P. 590—602. DOI:10.1080/07294360.2012.700509
  17. Phelps R., Bray J.H., Kearney L.K. A quarter century of psychological practice in mental health and health care: 1990—2016 // American Psychologist. 2017. Vol. 72 (8). P. 822—836. DOI:10.1037/ amp0000192
  18. Proctor R.W., Vu K.-P.L. How psychologists help solve real-world problems in multidisciplinary research teams: Introduction to the special issue // American Psychologist. 2019. Vol. 74 (3). P. 271—277. DOI:10.1037/amp0000458
  19. Teaching Psychology around the World. Vol.4 / Ed. by Grant J. Rich, Alfredo Padilla-López, and Jas Laile Suzana Binti Jaafar, Luciana Karine de Souza, Lucy Zinkiewicz, Jacqui Taylor. Cambridge: Cambridge Scholars Publishing, 2018. 499 p.
  20. Yale A.T. The personal tutor—student relationship: student expectations and experiences of personal tutoring in higher education // Journal of Further and Higher Education. 2019. Vol. 43 (4). P. 533—544. DOI:10.1080/0309877X.2017.1377164

Информация об авторах

Рубцов Виталий Владимирович, доктор психологических наук, профессор, академик РАО, заведующий кафедрой ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства», президент, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), президент Федерации психологов образования России, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2050-8587, e-mail: rubtsovvv@mgppu.ru

Романова Евгения Сергеевна, доктор психологических наук, профессор, директор Института психологии, социологии и социальных отношений, заведующая кафедрой общей и практической психологии, ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет» (ГАОУ ВО МГПУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9032-6869, e-mail: romanovaes@mgpu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 693
В прошлом месяце: 14
В текущем месяце: 7

Скачиваний

Всего: 363
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 3