Введение
Проблема поддержки детей, оказавшихся в силу разных причин без попечения родителей, с одной стороны, требует немедленных решений, поскольку институционализация представляется травмирующим фактором для ребенка со всеми вытекающими последствиями, с другой — нуждается в подробной проработке теоретических позиций, на основе которых будут проводиться практические действия в отношении этих детей. Значимость этой проблемы представлена во многих исследованиях (Махнач и др., 2015; Мухамедрахимов и др., 2020; Николаева, Япарова, 2013; Ослон и др., 2023; Ослон и др., 2024; Семья, 2021; Семья и др., 2024).
Институт приемного родительства ставит теоретический вопрос о влиянии биологических и социальных факторов на формирование взаимодействия «ребенок-взрослый» (Семья и др., 2021; Lu et al., 2023). Ответ на него позволит выбирать для ребенка, по той или иной причине лишившегося воспитания в семье биологическими родителями, наиболее адекватную замещающую семью и снизить риск последствий смены условий проживания в разных семейных системах (Lyttle et al., 2024; Vreeland et al., 2020).
Несмотря на давно продолжающиеся поиски критериев для идеального совпадения возможностей ребенка и потенциала приемной семьи (Machemer et al., 2024; Gouveia et al., 2021; Bergström et al., 2020), защитная функция приемной семьи не всегда успешно реализуется (Engler et al., 2022; Dubois-Comtois et al., 2021).
В этой связи в рамках данной статьи планируется рассмотреть основные биологические факторы, влияющие на развитие ребенка и его отношения с родителями. Затем — обсуждать влияние социальных факторов, среди которых основное внимание уделяется особенностям матери как ключевой фигуры в социальной среде ребенка. Фокус внимания будет нацелен на исполнительских функциях приемной матери (Diamond, 2013; Cristofori et al., 2019) как предикторе гибкого и стрессоустойчивого поведения, ожидаемого от нее в условиях замещающего родительства для детей с опытом пребывания в неблагополучной семье или институционализации, и ее темпераментальных особенностях.
С одной стороны, очевидна значимость именно биологических факторов в формировании качества отношений между ухаживающим взрослым и ребенком. В рамках теории импринтинга ребенок запечатлевает образ родителя как идеальный объект, на поведение которого необходимо ориентироваться и требования которого следует неукоснительно выполнять (Siuckin, 2017).
Императивность такого отношения к родителю обусловлена тем, что импринтинг связан с активацией структур среднего мозга, недоступных для осознания и в более позднем возрасте (Keverne et al., 1996). Если импринтинг — достаточно ограниченный период времени формирования образа родителя, то, согласно теории привязанности Дж. Боулби, дальнейший процесс направленности ребенка в сторону ухаживающего за ним взрослого — привязанность — длится полтора-два года (Bowlby, 1953). Эволюционная значимость этих механизмов обусловлена не только их важностью для выживания ребенка, но и их возможностями, позволяющими ребенку стать частью сообщества, к которому принадлежат его родители, и полностью принять ее, сколько уникальной и странной она ни казалась бы внешнему наблюдателю (Выготский, 1996; Granqvist, 2021).
Если биологические механизмы способствуют выбору объекта привязанности, на который нужно ориентироваться, чтобы стать частью сообщества, то социальные детерминанты (Rogers et al., 2024), например, реализованные через тактильный контакт матери и ребенка (Cascio et al., 2019), обеспечивают сам путь вхождения в конкретный социум через освоение определенных ролей, принятие конкретных правил, что в конце концов влияет на формирование социальной идентичности (Ulmer-Yaniv et al., 2022; Hodson, Earle, 2020).
Вероятно, наиболее значимым и одновременно уязвимым биологическим преимуществом матерей является предшествующий воспитанию ребенка эндокринный прайминг в виде беременности, родов и лактации (Martínez-García et al., 2022). Например, сбалансированные материнские репрезентации ребенка в период его вынашивания влияют на его эмоциональное и социальное поведение в полтора года (Lindstedt et al., 2024), однако как материнские репрезентации ребенка, так и его будущая социальная компетентность чувствительны к стрессовым событиям в жизни матери в период беременности и сразу после рождения ребенка (Bailes et al., 2024; Guyon-Harris et al., 2022; Fransson et al., 2020; Manzari et al., 2019).
Множественные долгосрочные изменения в мозге будущей матери называют репродуктивной пластичностью мозга и связывают с активацией глобальной нейрональной сети «родительской заботы» в мозге (Glasper et al., 2019; Young et al., 2017; Feldman, 2015), что обычно вызывает у матери комплекс мощнейших эмоциональных ощущений, которые способствуют формированию привязанности, эмоциональному взаимодействию, защите ребенка, с одной стороны (Barrett, Fleming, 2011), а с другой — создают условия для развития различных психических расстройств, если что-то после рождения ребенка пойдет вразрез с ожиданиями матери (Сорокина, 2021; Barba-Müller et al., 2019), либо материнского выгорания (Мамонова, Колесникова, 2023; Никитская, Дорошенко, 2021; Петрусева и др., 2021), что в конечном итоге приведет к нарушению развития ребенка. Последствия неадекватного родительства для развития ребенка многократно описаны ранее (Ослон и др., 2022; Касаркина, Бистяйкина, 2025).
Очевидно, что приемная мать иначе проживает эти ощущения по отношению к ребенку, поскольку между ней и ребенком не существует прочной биологической связи. Показано, что приемной матери требовалось задействовать больше когнитивных и аффективных ресурсов для анализа плача ребенка (Hernández-González et al., 2016), хотя уровень окситоцина у приемной матери при просмотре фото младенцев даже выше, чем у биологической матери в подобной ситуации (Bick et al., 2013). Все это может свидетельствовать о повышенном мотивированном внимании у приемной матери к стимулам, связанным с младенцем. Это особенно любопытно в свете другого биологического фактора, связанного с теорией родственного отбора (Hamilton, 1964; Eberhard, 1975), которая предсказывает более низкую включенность и внимание родителей по отношению к неродным детям по сравнению с родными. Следовательно, приемные родители могут быть менее мотивированы обеспечивать оптимальный уход за приемными детьми в связи с тем, что те не являются носителями копий их генов. Однако результаты исследований (Segal et al., 2015; Blythe et al., 2013; Soares et al., 2023) свидетельствуют о том, что возникающее желание принять приемного ребенка стало результатом растущего желания стать родителем, которое имеет биологическую природу с потребностью принять неродных детей. На возникновение такого чувства влияет возраст ребенка при размещении (чем раньше, тем больше вероятность принятия) (Dozier, Lindhiem, 2006). Чем менее он травмирован предыдущими обстоятельствами, чем меньшее число детей в приемной семье (Dozier, Lindhiem, 2006), чем выше стрессоустойчивость родителя (Gabler et al., 2014) и соответствие темперамента матери темпераменту ребенка (Gabler et al., 2014; Ponciano et al., 2010), тем больше вероятность развития надежной привязанности между приемным родителем и неродным для него ребенком (West et al., 2020).
В большом исследовании с помощью опросника профессиональных предпочтений Холланда приемных матерей и женщин, воспитывающих родных детей (Wiehe, 1983), разделили на две группы: более старших (после 41 года) и более молодых (до 41 года). Приемные матери набрали значительно больше баллов, чем неприемные матери, по социальной шкале, но и значимо ниже по шкале предприимчивости. Младшая когорта приемных матерей отличалась от старших, получив более высокие баллы по реалистичным, социальным, предприимчивым и артистическим шкалам. Такие высокие баллы отражают характеристики личности, весьма подходящие для замещающих родителей. Эти характеристики также предполагают, что молодые приемные матери занимают более активную позицию в данной роли, что может быть полезно для внесения необходимых изменений в систему приемных семей.
Доказано, что у биологических матерей исполнительные функции так или иначе связаны с особенностями когнитивных процессов детей. Иными словами, материнская исполнительная функция позволяет сделать прогноз особенностей организации родительской деятельности и, как следствие, особенностей всестороннего развития ребенка, включая сформированность его собственных исполнительных функций (Korucu et al., 2020; Distefano et al., 2018).
Исполнительными функциями называются функции, которые, с одной стороны, управляют когнитивными процессами более высокого порядка (например, внимание, память), с другой стороны, являются основой для развития функций более высокого порядка, таких как целеполагание и планирование (Николаева, Вергунов, 2017). Среди исполнительных функций выделяют тормозный контроль и рабочую память.
Тормозный контроль матери положительно связан с готовностью детей к школе и познавательным интересом ребенка (Jones-Gordils et al., 2021), отрицательно — с количеством конфликтов с детьми (Guss et al., 2020) и отсутствием дисциплины в доме (Deater-Deckard et al., 2012). Низкий объем рабочей памяти матери связан с трудностями в регулировании эмоций и поведения, тем самым негативно влияя на методы воспитания, и приводит к неблагоприятным результатам для ребенка (Chary et al., 2020).
В более ранних исследованиях проводилось сравнение семей, которые, несмотря на трудности, возникающие при адаптации приемного ребенка, стремились оставить его в семье, и семьи, где размещение завершилось расставанием. Центральной характеристикой приемной мамы, сумевшей принять ребенка, оказалась когнитивная гибкость и воспитание только приемных детей, тогда как семьи, которые расставались с ребенком, имели много ригидных установок и очень часто одновременно воспитывали родных и неродных детей (Николаева, Япарова, 2007). Кроме того, дети, пережившие ранний стресс, с трудом могли соответствовать узким рамкам требований проживания в семье приемных родителей, имеющих представления о поведении ребенка и собственной роли в их воспитании. Все это свидетельствует о важности личностных характеристик приемной матери и ее темперамента для благополучия ребенка в приемной семье (Schofield & Beek, 2005).
Однако сопоставлений исполнительных функций у приемных матерей и их приемных детей нет. При этом именно приемная мать работает с проблемным ребенком, который был отлучен от необходимого биологического взаимодействия, процесс воспитания которого сопряжен со значительными стрессорами (Sharda, 2022; Goemans et al., 2018) и тенденцией к снижению важных родительских компетенций (Sharda, 2022; Midgley et al., 2021). Выполнение функции приемной матери требует всесторонней подготовки, включая процесс формирования привязанности с приемным ребенком (Staines et al., 2019), умение справляться с трудностями поведения (Schoemaker et al., 2020; Solomon et al., 2017) и нарушениями регуляции стресса у ребенка, кроме того, нужно справляться с собственным стрессом (Lyttle et al., 2024; Machemer et al., 2023). В основе перечисленных компетенций находятся умение адаптироваться к меняющимся условиям, толерантность к неопределенности, устойчивость к стрессовым факторам, а это все объясняют исполнительные функции.
Возникает вопрос о том, как поступать социальным службам в случае девиантного родительства? Известно, что передача ребенка родственникам в данном случае не всегда приносит положительные результаты, и есть свидетельства более эффективного воспитания ребенка в приемной семье по отношению к воспитанию в семье родственников (Chateauneuf et al., 2018; Höjer, 2009).
До сих пор не стихает дискуссия о возможных вариантах траектории жизни приемного ребенка, и есть достаточное число исследований, авторы которых настаивают на том, что наиболее эффективный выход в данном случае — реабилитация родителей, тогда как дети на время реабилитации родителей воспитываются в фостерной (профессиональной) семье (Höjer, 2009; Bengtsson, Karmsteen, 2020; Weitz, Karlsson, 2021).
В данном исследовании мы попытались сравнить замещающих матерей (опекающих детей из учреждений) и биологических матерей (контрольная группа) по демографическим характеристикам, структуре семьи и особенностям воспитания. Мы попытались выяснить состояние замещающих матерей, воспитывающих только приемных детей, и матерей, воспитывающих одновременно родных и приемных детей.
Материалы и методы
Матерей для участия в исследовании находили через родительские сообщества в Нижнем Новгороде. В исследовании приняли участие 109 матерей, из которых 52 матери (47,4 ± 6,2 года) имеют опыт замещающего родительства продолжительностью от 1 до 177 месяцев (54,3 ± 33,2 месяца). Ни одна из замещающих матерей не имела дальнего родства с ребенком, помещенным в учреждение (Cooley, Krysik, 2022), и опыта совместного воспитания ребенка с биологическими родителями (Chateauneuf et al., 2018), что в контексте данного исследования означает отсутствие дополнительного стресса, вызванного конкуренцией за привязанность ребенка (Höjer, 2009). Контрольную группу составили 57 биологических матерей (36,7 ± 4,2 года), не имеющих опыта замещающего родительства.
Исследование проводилось на дому у каждой участницы. В день визита мать подписывала информированное согласие на свое участие в исследовании. Проект одобрен этическим комитетом РГПУ им. А.И. Герцена (IRB 00011060, протокол № 1 от 27.11.2023).
Как видно из табл. 1, замещающие матери старше биологических матерей в среднем на десять лет жизни (U = 46; p < 0,001), независимо от возрастной группы детей. Возраст матери не являлся критерием исключения из выборки, поскольку данные показывают, что реализация решения о замещающем родительстве чаще наблюдается в более зрелом возрасте, когда собственные дети вырастают, покидают родительский дом, и родители принимают решение о приеме детей (Николаева, Япарова, 2007).
Таблица 1 / Table 1. Характеристика выборки / Sample characteristics
|
Показатель / |
Кровные матери / Birth Mothers |
Матери, воспитывающие приемных детей / Мothers with adopted children |
Значимость / Significance |
|
Возраст матери (M ± SD, годы) / Mother's age (M ± SD, yrs.) |
36,7 ± 4,2 |
47,4 ± 6,2 |
U = 46; p < 0,001 |
|
Уровень образования матери — наличие высшего образования / |
52 |
39 |
Хи-квадрат Пирсона / Pearson Chi-Square = 5,2; p = 0,02 |
|
Семейный статус / |
замужем / married — 33 |
замужем / married — 19 |
Хи-квадрат Пирсона / Pearson Chi-Square = 5,0; p = 0,03 |
|
Длительность приемного родительства (M ± SD, месяцы) / Duration of foster parenting (M ± SD, months) |
– |
54,3 ± 33,2, |
– |
|
Возраст детей (M ± SD, годы) / Child’s age (M ± SD, yrs.) |
7,6 ± 3,2 |
9,2 ± 3,5 |
U = 23; p = 0,001 |
|
Число детей в семье / |
1,9 ± 0,9 |
3,9 ± 4,1 |
U = 25; p = 0,007 |
Из анализа таблицы можно заключить, что среди биологических матерей чаще встречались женщины с высшим образованием (52 из 57 против 39 из 52; p = 0,02). Биологические матери чаще состояли в браке (33 из 57 против 19 из 52; p = 0,03). Замещающие матери воспитывали больше детей (3,9 ± 4,1) по сравнению с биологическими (1,9 ± 0,9) (p = 0,007).
В табл. 2 приведены характеристики матерей, воспитывающих родных и приемных или только приемных детей.
Таблица 2 / Table 2. Характеристики матерей, воспитывающих только приемных (ПМ)
или приемных и родных (РПМ) детей одновременно / Characteristics of mothers raising only adopted children (MAC) or both adopted and biological children simultaneously (MABC)
|
Показатели / Indicators |
ПМ / MAC |
РПМ / MABC |
Значимость / Significance |
|
|
Возраст матери (M ± SD, годы) / Mother's age (M ± SD, years) |
46,1 ± 6,1 |
49,9 ± 5,7 |
F = 94,2; p < 0,001; |
|
|
Уровень образования матери — наличие высшего образования / |
n = 22 |
n = 17 |
Хи-квадрат Пирсона (Pearson Chi-Square) = 23,2; p < 0,001 |
|
|
Семейный статус / |
замужем / married — 15 |
замужем / married — 4 |
Хи-квадрат Пирсона (Pearson Chi-Square) = 20,5; p < 0,001 |
|
|
Длительность приемного |
52,1 ± 27,0, |
58,3 ± 42,8, |
U = 83; p = 0,9 |
|
|
Число детей в семье / |
2,2 ± 1,3 |
6,9 ± 5,7 |
F = 12,3; p < 0,001; |
|
|
Возраст детей (M ± SD, годы) / Children's age (M ± SD, years) |
8,4 ± 3,1 (от 4,5 до 15,7) |
10,8 ± 3,7 (от 4,9 до 15,8) |
F = 8,4; p < 0,001; |
|
|
Возраст начала институциона‑лизации детей (помещение в детский дом) / Age at institutionalization (placement in an orphanage or childcare institution) |
Ранняя институционализация / Early institutionalization |
n = 27 (48%) |
n = 13 (43%) |
Точный тест Фишера / Fisher Exact Test, |
|
Поздняя институционализация / Late institutionalization (49,3 ± 30,6 месяцев / months) |
n = 29 (52%) |
n = 17 (57%) |
||
Анализ табл. 2 позволяет сделать выводы об особенностях двух групп замещающих матерей. Приемные матери, воспитывающие только приемных детей, моложе, все с высшим образованием, чаще замужем, имеют меньшее число детей (2,2 ± 1,3). Приемные матери, воспитывающие родных и приемных детей одновременно, старше, реже имеют высшее образование, чаще одиноки, воспитывают больше детей в семье (6,9 ± 5,7). При этом стоит отметить, что у них примерно равное число детей с ранней и поздней институционализацией. При этом необходимо помнить, что ранняя институционализация ведет к большему числу проблем у детей в подростковом возрасте (Dydenkova et al., 2024).
Характеристики детей
Возраст: Дети замещающих матерей были старше (9,2 ± 3,5 года) по сравнению с детьми биологических матерей (7,6 ± 3,2 года, p = 0,001).
Срок помещения в учреждение: ранняя (до 18 месяцев) и поздняя институционализация (после 18 месяцев) были сбалансированы между группами, что исключает влияние возраста институционализации на уровень стресса у матерей.
Все матери заполняли анкету, в которой описывали детей, время их размещения в приемную семью и в государственные учреждения, собственный возраст, семейное положение и уровень образования.
Затем они выполняли тесты, направленные на оценку исполнительных функций: тест, оценивающий тормозный контроль в парадигме go/go и go/no-go (Вергунов и др., 2019), и тест, оценивающий рабочую память (Разумникова, Николаева, 2019). Наконец, все женщины отвечали на вопросы теста Я. Стреляу, описывающего формально-динамические характеристики темперамента (Стреляу и др., 2007).
Проверка результатов на нормальность с помощью критерия Шапиро — Уилка показала отклонение от нормального распределения. Проверка гомогенности дисперсий с помощью критерия Левена подтвердила неоднородность выборки. Именно поэтому для сравнения групп использовали в дальнейшем непараметрические тесты (U-критерий Манна — Уитни, корреляцию Спирмена). Для анализа результатов применяли программное обеспечение Jamovi 2.3.28 (Richardson, Machan, 2021).
Результаты исследования и их обсуждение
Сначала проанализированы результаты оценки тормозного контроля матерей. Суть тестирования состояла в выработке рефлекса в простой сенсомоторной реакции (серия go) и затем запрете реагировать на один из сигналов, на который уже была выработана реакция. Оценивали время реакции на сигнал, число пропусков сигналов при выработке рефлекса и число ошибочных нажатий на запрещающий сигнал.
Как видно из табл. 3, матери, воспитывающие кровных детей, в целом реагируют на зрительные стимулы быстрее (U = 11; p = 0,01) по сравнению с приемными матерями. Кровные матери были более внимательны при восприятии зрительных стимулов и реже их пропускали (U = 12; p = 0,004) по сравнению с матерями с опытом приемного родительства. Тем не менее после контроля по возрасту матерей в апостериорном анализе различия в скорости реакции и количестве пропущенных стимулов исчезли.
Однако были выявлены различия в рабочей памяти. Рабочая память — это память на промежуточные этапы долговременной задачи (Николаева, Вергунов, 2017). Именно поэтому была использована методика, в которой три раза предъявлялся один и тот же набор зрительных природных стимулов (насекомые, листья и т. д.), но каждый раз в ином порядке. Это создавало условия для интерференции, которая ухудшала воспроизведение в каждом последующем предъявлении. Однако в рабочей памяти существуют два механизма: забывание как следствие воспроизведения и обучение как следствие воспроизведения. Этот последний механизм демонстрирует протективные возможности человека: осознав резкое ухудшение запоминания, часть людей пытаются выработать стратегию противостояния ему.
Таблица 3 / Table 3. Особенности реагирования в тесте, оценивающем тормозный контроль,
матерей двух групп / Response patterns in inhibitory control test between two groups of mothers
|
Показатель / Indicators |
Кровные матери / |
Матери, воспитывающие приемных детей / Мothers with adopted children |
|
Время реакции, go серия (мс) / |
311,2 ± 50,7 |
325,3 ± 38,4 |
|
Количество пропущенных стимулов, go серия, № 1 / |
0,3 ± 0,7 |
0,7 ± 0,7 |
Таблица 4 / Table 4. Различия в объеме третьего воспроизведения в рабочей памяти и уровне обучения как следствия воспроизведения у кровных матерей (КМ) и матерей, воспитывающих только приемных детей (ПМ) / Differences in the volume of third reproduction in working memory and level of learning as a consequence of reproduction in biological mothers (BM) and mothers with adopted children only (MАC)
|
Показатель / Indicator |
ANCOVA |
Sheff test (КМ-ПМ) / Sheff Test (BM- MАC) |
|
Третье воспроизведение в рабочей памяти / Third reproduction in working memory |
F = 7,4; p = 0,007, ????2 = 0,05 |
dif = 4,18 |
|
Обучение как следствие воспроизведения / Learning as a result of reproduction |
F = 6,6; p = 0,011, ????2 = 0,05 |
dif = 3,59 |
Как видно из табл. 4, кровные матери обладают большими адаптивными способностями при обработке информации и выстраивают более эффективную стратегию в когнитивной задаче на запоминание. Различий между разными замещающими матерями мы не обнаружили. В то же время стоит подчеркнуть, что ранее было показано, что исполнительные функции ребенка коррелируют с исполнительными функциями матери (Дыденкова, 2025). В этом смысле кровные дети имеют преимущество перед приемными детьми.
Тест Я. Стреляу имеет 6 шкал, описывающих особенности темперамента. Результаты его применения представлены в табл. 5.
Таблица 5 / Table 5. Уровень формально-динамических характеристик темперамента матерей разных групп / Level of formally dynamic temperamental characteristics in different groups of mothers
|
Характеристика темперамента / Characteristics of temperament |
КМ / BM |
ПM / MАC |
РПМ / MABC |
Статистика / Statistics (ANCOVA, Sheff test КМ-ПМ-РПМ / |
|
Динамичность / Dynamics |
11,9 ± 4,3 |
9,3 ± 3,4 |
10,3 ± 2,8 |
dif (КМ-ПМ) = 3,29, |
|
Настойчивость / Persistence |
12,9 ± 4,2 |
10,7 ± 4,1 |
9,3 ± 5,1 |
dif (КМ-ПМ) = 3,08, |
|
Эмоциональная реактивность / Emotional reactivity |
12,8 ± 3,3 |
10,4 ± 4,5 |
10,0 ± 3,2 |
dif (КМ-ПМ) = 3,17, |
|
Активность / Activity |
9,6 ± 4,5 |
7,5 ± 3,7 |
7,5 ± 1,8 |
dif (КМ-ПМ) = 2,7, |
|
Сенсорная чувствительность / Sensory sensitivity |
16,5 ± 2,6 |
16,3 ± 3,0 |
15,3 ± 2,7 |
dif (КМ-РПМ) = 2,80, t = 2,52, p = 0,04 |
Примечание: КМ — кровные матери; ПМ — замещающие матери, воспитывающие только приемных детей; РПМ — замещающие матери, одновременно воспитывающие родных и приемных детей.
Note: BM — birth mothers; MАC — mothers with adopted children only; MABC — mothers with adopted and biological children.
Как видно из табл. 5, кровные матери отличаются от приемных (обеих подгрупп) по показателю активности, что, возможно, объясняется их меньшим возрастом. Они отличаются от приемных матерей, воспитывающих только приемных детей, по показателю динамичности, настойчивости и эмоциональной реактивности. Ранее нами было показано, что матери приемных детей, которые даже при наличии трудностей взаимодействия с детьми не отказывались от них, в отличие от тех, кто на момент обследования писал документ об отказе от ребенка, характеризовались меньшей настойчивостью и меньшей эмоциональностью. Они принимали ребенка, не стремясь изменить его под свой темперамент (Николаева, Япарова, 2007; Николаева, Япарова, 2013).
Отличие же кровных матерей от группы приемных матерей, одновременно воспитывающих родных и приемных детей, состояло в меньшей сенсорной чувствительности. Ранее было выявлено, что многие приемные родители не считали значимым для приемных детей тактильное взаимодействие (Николаева, Дыденкова, 2024), порой отмечая, что они не любят, «когда дети к ним липнут».
Приемные матери, воспитывающие одновременно родных и приемных детей, менее чувствительны к сенсорным воздействиям. Можно предположить, что это защитный механизм, позволяющий им справиться с одновременным действием биологических и социальных механизмов. В то же время стоит подчеркнуть, что это может быть и свидетельство большего выгорания этих матерей (Николаева, Мелешева, 2016; Хасенова, 2025). В целом данные также свидетельствуют о проблемах в семьях, поскольку матери, воспитывающие своих и приемных детей, часто не имеют мужей на момент обследования.
Подгруппа матерей, воспитывающая и своих, и приемных детей, сталкивается с особыми трудностями, поскольку матери часто являются единственными взрослыми в семье с большим числом детей. Отсутствие супружеской поддержки может способствовать быстрому выгоранию.
Замещающее родительство чаще встречается в более зрелом возрасте, возможно, из-за того, что родители уже воспитали родных детей, они создали свои семьи, а оставшиеся родители чувствуют много сил и готовы воспитывать детей дальше. Именно поэтому в семьях, где воспитываются только приемные дети, матери по многим параметрам не отличаются от кровных матерей. По нашим данным, эти матери имеют более высокое образование, осознанно подходят к набору приемных детей и адекватно оценивают свои силы, что ведет к сохранению семьи и более благополучному воспитанию приемных детей.
Матери, воспитывающие и кровных, и приемных детей, имеющие более низкое образование, по-видимому, хуже оценивают свои возможности, что ведет к выгоранию.
Заключение
Все приемные матери имеют более низкие показатели рабочей памяти за счет меньшей эффективности адаптивного ее механизма — обучения как следствия воспроизведения по сравнению с матерями, воспитывающими только родных детей.
Воспитание одновременно родных и приемных детей, включающее антагонистическое действие биологических инстинктов и социальных механизмов, требует больших ресурсов от приемной матери и способствует большей вероятности возникновения выгорания. Кумулятивный эффект хронического стресса в сочетании с большим числом детей может вести к возникновению негативных внутрисемейных отношений. Это требует большей социальной поддержки семей и создания условий регулярного отдыха приемных родителей, повышения их образовательного уровня как фактора устойчивости семьи.
Ограничения. Работа с естественными группами матерей обусловливает возрастные различия между приемными и кровными матерями. Необходимо дальнейшее лонгитюдное исследование для установления причинно-следственных связей.
Limitations. Working with naturally occurring groups of mothers leads to age-related differences between adoptive and biological mothers. Further longitudinal studies are needed to establish causal relationships.