В настоящей статье представлены результаты исследования субъектных характеристик жизненного пути у лиц с различным уровнем социального интеллекта. В качестве предмета исследования выступили социальный интеллект и субъектные характеристики жизненного пути личности (жизненные ориентации, субъективная картина жизненного пути, стратегии поведения). Выборку составили студенты-заочники РГПУ им. А.И. Герцена в возрасте от 19 до 48 лет (n= 73; μ= 26,18; σ =6,93; муж.— 25, жен. — 48). В качестве методик исследования социального интеллекта использованы различные тесты и опросники, позволяющие измерить степень выраженности различных граней социального интеллекта: «Шкала социального интеллекта Тромсо», (The Tromso Social Intelligence Scale, TSIS; Silvera D.H., Martinusse M., Dahl T.I.), «Тест Гилфорда для диагностики социального интеллекта», «Диагностика уровня развития способности к адекватной интерпретации невербального поведения» (В.А.Лабунская), авторский опросник «Значимость социального интеллекта для жизненного пути личности» (В.В.Шевелев). Для диагностики субъектных особенностей жизненного пути человека выбраны «Опросник субъект-объектных ориентаций в жизненных ситуациях» (Е.Ю.Коржова), методика «Психологическая автобиография» (Е.Ю.Коржова), методика «Индикатор копинг-стратегий» (в адаптации Д.Амирхана). В статье подробно изучаются психометрические качества используемых в исследовании методик. В частности, были обнаружены неудовлетворительные психометрические свойства в тесте «Диагностика уровня развития способности к адекватной интерпретации невербального поведения» (В.А.Лабунская) и «Тесте Гилфорда для диагностики социального интеллекта». С помощью эксплораторного факторного анализа (ЭФА) была получена трехфакторная структура социального интеллекта. Было показано, что в зависимости от уровня развития социального интеллекта факторы имеют различные взаимосвязи с субъектными характеристиками жизненного пути личности.
Для цитаты:Шевелев В.В., Коржова Е.Ю. Возможности психологической диагностики социального интеллекта в контексте жизненного пути // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2019. Том 9. № 3. С. 311–324. DOI: 10.21638/spbu16.2019.307
Литература
Лунева О.В. История исследования социального интеллекта (начало) // Знание.
Понимание. Умение (ЗПУ). 2008. No 4. С. 177–182.
Информация об авторах
Шевелев Владислав Валерьевич, аспирант, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия, e-mail: nyaka1991@mail.ru
Коржова Елена Юрьевна, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии человека Института психологии, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена (ФГБОУ ВО РГПУ им. А.И. Герцена), Санкт-Петербург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1128-1421, e-mail: elenakorjova@gmail.com
Метрики
Просмотров
Всего: 314
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 2
Скачиваний
Всего: 1250
В прошлом месяце: 48
В текущем месяце: 17