Проявление гражданской позиции в контексте развития эго-идентичности в ранней и поздней юности

169

Аннотация

Социально-политические изменения в мире актуализируют одну из значимых социальных ролей каждого человека — гражданин. Современная молодежь постепенно приобщается к социально активной части населения. В данной статье представлены взгляды зарубежных исследователей на развитие гражданской позиции с детства. Также описаны результаты проведенного исследования, цель которого заключалась в изучении особенностей гражданской позиции в ранней и поздней юности с учетом статуса эго-идентичности испытуемых. Основной метод исследования — констатирующий эксперимент с применением методик, направленных на установление статуса эго-идентичности юношей и девушек. В эксперименте принимали участие 729 человек (217 юношей и 512 девушек) в возрасте 14–24 лет. Основными гипотезами исследования выступали следующие предположения. По мере взросления статусы общей эго-идентичности сменяются более высокими. Уровень сформированности гражданской позиции находит отражение в уровне личностной идентичности: высокий уровень гражданской позиции соответствует высоким показателям общей эго-идентичности. По результатам эксперимента гипотезы находят свое подтверждение. В дополнение были обнаружены гендерные различия по изучаемым показателям. Данное исследование может служить основой для дальнейшего изучения гражданской позиции, социальной зрелости и интереса к общественной деятельности. В перспективе возможно создание социальных программ, направленных на повышение уровня политической сознательности и вовлечение молодежи в общественную деятельность.

Общая информация

Ключевые слова: гражданская позиция, эго-идентичность, гражданская активность, гражданское сознание, социальная зрелость, социальная зрелость личности

Рубрика издания: Эмпирические и экспериментальные исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.21638/spbu16.2021.304

Получена: 21.02.2021

Принята в печать:

Для цитаты: Емельянова Е.А. Проявление гражданской позиции в контексте развития эго-идентичности в ранней и поздней юности // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2021. Том 11. № 3. С. 250–264. DOI: 10.21638/spbu16.2021.304

Литература

Василевская Е.А., Артюков А.П. Психологическое обоснование субъектной модели гражданского самосознания личности // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7, No 4 (25). C. 289–292.

Информация об авторах

Емельянова Елизавета Андреевна, преподаватель, кафедра возрастной психологии имени профессора Л.Ф.Обуховой факультета психологии образования, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет», Москва, Россия, e-mail: lizamgppu@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 315
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 169
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0