Особенности представлений о совести и жизненные ценности двух поколений (на примере России и Грузии)

84

Аннотация

В статье рассматриваются представления о совести и жизненные ценности у двух поколений грузин и русских. В фокусе внимания авторов процесс передачи нравственных ценностей от поколения к поколению в условиях кризиса. Происходящие в настоящее время события подсвечивают ценностные различия поколений, что вызывает дополнительный интерес к теме. Кроме выявленных этнокультурных и межпоколенных различий, в работе представлены результаты эмпирического выявления инварианта представлений о совести в двух культурах. С помощью сравнительного и корреляционного анализа эмпирических данных было показано, что совесть актуализируется преимущественно в зоне действия нормативных или реализуемых значимых жизненных ценностей. Установленные в исследовании взаимосвязи показателей жизненных ценностей личности и представлений о совести можно трактовать как зоны, в которых осуществляется работа совести, а также можно предположить, какими будут особенности совестного акта, связанного с культуральными особенностями. В исследовании использовались как отечественные, так и западные методики, что усложнило интерпретацию полученных результатов и потребовало дополнительного анализа. Речь идет о результатах обработки методики MJT Г. Линда. Помимо нее, в исследовании использовался Опросник свойств и состояний совести В. Х. Манёрова (ОССC) и методика «Исследование ценностных ориентаций» Ш. Шварца. Использовались методы математико-статистической обработки (анализ первичных статистик, сравнительный анализ (U-критерий Манна — Уитни)), корреляционный анализ (r-критерий Пирсона), факторный анализ. Общий объем выборки составил 383 человека с учетом пилотажного исследования, в котором приняло участие 120 человек. В основном исследовании приняли участие 263 человека: 65 мужчин и 198 женщин (средний возраст 35,4 года, от 17 до 65 лет).

Общая информация

Ключевые слова: совесть, нравственность, жизненные ценности, нравственный опыт

Рубрика издания: Эмпирические и экспериментальные исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.21638/spbu16.2023.104

Получена: 20.10.2022

Принята в печать:

Для цитаты: Казнина Э.Ю., Коржова Е.Ю. Особенности представлений о совести и жизненные ценности двух поколений (на примере России и Грузии) // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2023. Том 13. № 1. С. 51–70. DOI: 10.21638/spbu16.2023.104

Литература

Азербайджан обеспечит газом все христианские храмы и монастыри Грузии // Geomigrant.com. 2015. 11.11. URL: http://www.geomigrant.com/2015/11/11/азербайджан-обеспечит-все-христианские-храмы-и-монастыри-грузии-газом/ (дата обращения: 11.10.2022).

Вызовы пандемии и стратегическая повестка дня для общества и государства: социально-политическое положение и демографическая ситуация в 2021 году: монография / В. К. Левашов и др.; отв. ред. В. К. Левашов, Г. В. Осипов, С. В. Рязанцев, Т. К. Ростовская. М.: ФНИСЦ РАН, 2021.

Головчин М. А., Мкоян Г. C. Молодежь на постсоветском пространстве в условиях ценностной трансформации общества (на примере России и Армении) // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2018. № 3. С. 215–229. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/molodezh-na-postsovetskom-prostranstve-v-usloviyah-tsennostnoy-transformatsii-obschestva-naprimere-rossii-i-armenii (дата обращения: 04.11.2022).

Дубин Б. В. Поколение: социологические границы понятия // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены / ВЦИОМ 2002. № 2. С. 11–15. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=9207243 (дата обращения: 11.10.2022).

Иванова Т. Н. Представления о жизненном успехе молодежи и представителей старшего поколения: социологический аспект (эмпирический опыт исследования) // Балтийский гуманитарный журнал. 2019. № 2 (27). С. 55–59. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/predstavleniya-ozhiznennomuspehe-molodezhi-i-predstaviteley-starshego-pokoleniya-sotsiologicheskiy-aspektempiricheskiy-opyt (дата обращения: 04.11.2022).

Казнина Э. Ю. Этнокультурные особенности жизненных ценностей и представлений о совести личности: дис. … канд. психол. наук. СПб., 2022.

Коржова Е. Ю. Психология личности: учебное пособие. СПб.: Питер, 2020.

Мохова С. Ю. Иерархия в системе жизненных целей у представителей X-, Y- и Z-поколений // Мир науки. Педагогика и психология. 2017. № 2. С. 1–11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ierarhiyav-sisteme-zhiznennyh-tseley-u-predstaviteley-x-y-i-z-pokoleniy (дата обращения: 04.11.2022).

Полюшкевич О. А. Жизненный сценарий поколений // Социология. 2020. № 3. С. 28–45. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zhiznennyy-stsenariy-pokoleniy (дата обращения: 04.11.2022).

Рубинштейн С. Л. Человек и мир. СПб., 2003. URL: http://www.psychology-online.net/articles/doc-1274.html (дата обращения: 11.10.2022).

Степин В. С. История и философия науки: учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук. М.: Академический проект, 2014.

Сычева Т. Ю. Социально-психологические установки как фактор, определяющий моральное сознание личности // Интерэкспо Гео-Сибирь. 2009. Т. 6. С. 1–8. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-psihologicheskie-ustanovki-kak-faktor-opredelyayuschiy-moralnoe-soznanie-lichnosti (дата обращения 11.10.2022).

Харви Д. Краткая история неолиберализма. Актуальное прочтение. М.: Поколение, 2007.

Шварц Ш. Культурные ценностные ориентации и следствия национальных различий // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2008. Т. 5. № 32. С. 37–67.

Юревич А. В. Нравственное состояние современного российского общества // Социологические исследования. 2009. № 10, октябрь. C. 70–79. URL: http://ecsocman.hse.ru/data/419/979/1207/Urevich_8.pdf (дата обращения: 11.10.2021).

Inglehart R. Modernization and Postmodernization: Cultural, Economic, and Political Change in 43 Societies. Princeton: Princeton University Press, 1997.

Kaznina E. Influence of cultural and historical context on the moral competence in modern society (in terms of Georgia and Russia) // 10th International Symposium “Moral Competence: Speaking, Listening and Democracy”, Aug. 4th to 5th, 2016. P. 152–173. Konstanz, 2016.

Lind G. How to Teach Morality Promoting Delibaration and Discussion, Reducing Violence and Deceit. Berlin: Logos Verlag, 2016.

Lupu I. Moral competence and dogmatic religiosity // Nowak E., Schrader D.,Zizek B. Educating competencies for democracy. Frankfurt am Mein: Peter Lang Verlag, 2013. P. 379–390.

Munsey B. (ed.) Moral Development, Moral Education, and Kohlberg. Birmingham, Alabama: Religious Education Press, 1980.

Needham J. The Grand Titration: Science and Society in East and West. Toronto: University of Toronto Press, 1969.

Информация об авторах

Казнина Эка Юрьевна, кандидат психологических наук, ассистент кафедры общей и социальной психологии, Российский государственный университет им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия, e-mail: ekaznina@yandex.ru

Коржова Елена Юрьевна, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии человека Института психологии, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена (ФГБОУ ВО РГПУ им. А.И. Герцена), Санкт-Петербург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1128-1421, e-mail: elenakorjova@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 104
В прошлом месяце: 13
В текущем месяце: 7

Скачиваний

Всего: 84
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 8