Роль социальной поддержки и жизнестойкости в социально-психологической адаптации юношей и девушек

44

Аннотация

Рассматривается роль социальной поддержки и жизнестойкости в социально-психологической адаптации (СПА) подростков. Подростковый возраст характеризуется бурным психофизиологическим развитием, перестройкой социальных отношений, особой чувствительностью к факторам и ресурсам социальной среды. Изменения, происходящие во всех сферах жизни подростка, требуют мобилизации внутренних ресурсов личности и обращения к ресурсам внешней среды. Одним из показателей успешности функционирования личности и ее приспособления к социальной среде является СПА. Несмотря на наличие многочисленных исследований, посвященных проблемам СПА, остается недостаточно изученным вопрос о соотношении внутренних и внешних ресурсов СПА, не определена роль различных компонентов жизнестойкости и социальной поддержки в процессе адаптации, не изучены половые особенности уровня и структуры СПА и ее ресурсов. Целью работы стало исследование роли жизнестойкости и социальной поддержки в СПА подростков. Методы: методика диагностики СПА К. Роджерса и Р. Даймонда, опросник «Жизнестойкость» С. Мадди в адаптации Д.А. Леонтьева, опросник социальной поддержки Г. Зоммера и Т. Фюдрика (адаптация А.Б. Холмогоровой, Г.А. Петровой). В исследовании приняли участие 299 подростков в возрасте 13-17 лет. Выявлены половые различия в структуре показателей СПА. У юношей выше адаптация (р ≤ 0,004), принятие других (р ≤ 0,000), эмоциональный комфорт (р ≤ 0,229), интернальность (р ≤ 0,046), стремление к доминированию (р ≤ 0,010). Для девушек характерен более высокий уровень самопринятия (р ≤ 0,089). Более высокие показатели жизнестойкости обнаружены у юношей; по параметрам социальной поддержки половых различий не выявлено. Показано, что взаимосвязи СПА с жизнестойкостью и социальной поддержкой различаются у юношей и девушек, а также в группах с разным уровнем СПА. Ряд компонентов жизнестойкости и воспринимаемой социальной поддержки играют роль предикторов СПА.

Общая информация

Ключевые слова: социально-психологическая адаптация, социальная поддержка, жизнестойкость, подростки, гендерные различия

Рубрика издания: Эмпирические и экспериментальные исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.21638/spbu16.2023.405

Финансирование. Исследование выполнено при поддержке РНФ, проект № 23-28-00999.

Получена: 15.06.2023

Принята в печать:

Для цитаты: Головей Л.А., Галашева О.С. Роль социальной поддержки и жизнестойкости в социально-психологической адаптации юношей и девушек // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2023. Том 13. № 4. С. 509–522. DOI: 10.21638/spbu16.2023.405

Литература

Богомаз С. А. Жизнестойкость человека как личностный ресурс совладания со стрессами и достижения высокого уровня здоровья // Материалы научно-практических конгрессов III Всероссийского форума «Здоровье нации — основа процветания России». М.: Изд-во Моск. ун-та, 2007. Т. 3. С. 23–25.

Головей Л. А. (ред.). Психология развития и возрастная психология. М.: Юрайт, 2016.

Дикая Л. Г., Журавлев А. Л. (ред.). Психология адаптации и социальная среда: современные подходы, проблемы, перспективы. М.: Институт психологии РАН, 2007.

Егорова Л. З. Воспитать стрессоустойчивую личность // Воспитание школьников. 2000. № 4. С. 3–12.

Ершова И. А., Пермякова М. Е., Садкина Т. М. Связь жизнестойкости с самооценкой и копинг-стратегиями у юношей и девушек подросткового возраста // Педагогическое образование в России. 2019. № 4. С. 133–140.

Зарецкий В. К., Смирнова Н. С., Зарецкий Ю. В., Евлашкина Н. М., Холмогорова А. Б. Три главные проблемы подростка с девиантным поведением. Почему возникают? Как помочь? М.: Форум, 2016.

Иванова А. И. Социально-психологическая адаптация: классификация и механизмы // Вестник университета (Государственный университет управления). 2014. № 9. C. 255–259.

Компаниец В. И. Гендерные аспекты социально-психологической адаптации старшеклассников // Молодой ученый. 2014. № 1 (60). С. 631–636.

Крюкова Т. Л. Психология совладающего поведения: современное состояние и психологические, социокультурные перспективы // Вестник КГУ. 2013. № 5. С. 184–188.

Крюкова Т. Л., Сапоровская М. В., Хазова С. А. Совладание с трудностями и жизненный стиль современника // Вестник Костромского государственного университета. Сер. Педагогика. Психология. Социокинетика. 2017. № 1. С. 91–96.

Лазарева Ю. В., Говендяева А. А. Особенности жизнестойкости и склонность к девиантному поведению в подростковом возрасте // ЦИТИСЭ (Центр инновационных технологий и социальной экспертизы). 2021. № 2 (28). С. 447–460.

Леонтьев Д. А. Личностное в личности: личностный потенциал как основа самодетерминации // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ им. М. В. Ломоносова. 2002. № 1. С. 56–65.

Леонтьев Д. А., Рассказова Е. И. Тест жизнестойкости. М.: Смысл, 2006.

Лифинцев Д. В., Серых А. Б., Лифинцева А. А. Толерантность к неопределенности в контексте социальной поддержки: гендерная специфика в юности // Национальный психологический журнал. 2017. № 2 (26). С. 98–105.

Лифинцева А. А., Животягин Р. Р. Связь характеристик социальных сетей подростков с уровнем их психосоматического здоровья // Клиническая и специальная психология. 2012. Т. 1, № 2. URL: https://psyjournals.ru/journals/cpse/archive/2012_n2/52619 (дата обращения: 15.06.2023).

Логинова М. В. Жизнестойкость как внутренний ключевой ресурс личности // Вестник Московского университета МВД России. 2009. № 6. С. 19–22.

Налчаджан A. A. Социально-психологическая адаптация личности (формы и стратегии). Ереван: Изд-во АН АрмССР, 1988.

Сапоровская М. В., Крюкова Т. Л. Жизненный стиль современника в контексте совладания с трудностями // Вестник ОмГУ. Сер. Психология. 2017. № 4. С. 12–18.

Титова О. И., Холодцева Е. Л. Жизнестойкость как фактор социально-психологической адаптации одаренных школьников // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. 2017. Т. 2, № 4 (8). С. 43–70.

Холмогорова А. Б., Гаранян Н. Г., Петрова Г. А. Социальная поддержка как предмет нарушения у больных с расстройствами аффективного спектра // Социальная и клиническая психиатрия. 2003. № 2. С. 15–23.

Холмогорова А. Б., Московская М. С., Шерягина Е. В. Алекситимия и способность к оказанию разных видов социальной поддержки // Консультативная психология и психотерапия. 2014. Т. 22, № 4. С. 115–129.

Bonanno G. A., Kennedy P., Galatzer-Levy I. R., Lude P., Elfström M. Trajectories of resilience, depression, and anxiety following spinal cord injury // Rehabiltion Psychology. 2012. Vol. 57, no. 3. P. 236–247. https://doi.org/10.1037/a0029256

Bruce L. C., Heimberg R. G., Blanco C., Schneier F. R., Liebowitz M. R. Childhood maltreatment and social anxiety disorder: implications for symptom severity and response to pharmacotherapy // Depress Anxiety. 2012. Feb.; vol. 29 (2). P. 131–138. https://doi.org/10.1002/da.20909

Ellis B. J., Dishion Th. J., Gray P., Hawley P. H., Volk A. A., Giudice M. del, Figueredo A. J., Griskevicius V., Jacobs W. J., James J., Wilson D. S. The evolutionary basis of risky adolescent behavior: Implications for science, policy, and practice // Developmental Psychology. 2012. Vol. 48, no. 3. P. 598–623.

Kuftyaka E. Resilience and adaptation of adolescents // Health and Health Psychology. 2015. Vol. 5. European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. P. 59–63. http://dx.doi.org/10.15405/eps-bs.2015.07.7

Kurock R., Gruchel N., Bonanati S., Heike M. Family Climate and Social Adaptation of Adolescents in Community Samples: A systematic review // Adolescent Research Review. 2022. Vol. 7. P. 551–563. http://dx.doi.org/10.1007/s40894-022-00189-2

Lichner V., Lovasova S., Vaskova A. Loneliness and its characteristics in adolescence // Journal of Interdisciplinary Research. 2018. Vol. 8, iss. 2. P. 152–158.

Połomski P., Peplińska A., Lewandowska-Walter A., Borchet J. Exploring resiliency and parentification in polish adolescents // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2021. Vol. 18, no. 21. P. 11454. https://doi.org/10.3390/ijerph182111454

Rutter M. Resilience as a dynamic concept // Developmental and Psychopathology. 2012. Vol. 24, no. 2. P. 335–344. https://doi.org/10.1017/S0954579412000028

Smetana J. G., Campione-Barr N., Metzger A. Adolescent development in interpersonal and societal context // Annual Review of Psychology. 2006. Vol. 57. P. 255–284.

Sommer G., Fydrich T. Soziale Unterstützung. Diagnostik, Konzepte, F#SOZU // Ges. Für Verhaltenstherapy. Materiale, no. 22. Tübingen, 1989.

Surzykiewicz J., Skalski S. B., Sołbut A., Rutkowski S., Konaszewski K. Resilience and regulation of emotions in adolescents: Serial mediation analysis through self-esteem and the perceived social support // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2022. Vol. 19, no. 13. P. 8007. https://doi.org/10.3390/ijerph19138007

Информация об авторах

Головей Лариса Арсеньевна, доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой психологии развития и дифференциальной психологии, Санкт-Петербургский государственный университет (ФГБОУ ВО СПбГУ), Санкт-Петербург, Россия, e-mail: lgolovey@yandex.ru

Галашева Ольга Сергеевна, аспирант, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия, e-mail: oly.g.996@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 111
В прошлом месяце: 24
В текущем месяце: 26

Скачиваний

Всего: 44
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 10