Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 108Рубрики 53Авторы 9098Новости 1795Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2019

19 место — направление «Психология»

0,643 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,064 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Культурно-историческая психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1816-5435

ISSN (online): 2224-8935

DOI: https://doi.org/10.17759/chp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2005 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Аффилирован ISCAR

 

Индивидуальность — единство несовместимого 960

Печенков В.В.
кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник ПИ РАО, ведущий научный сотрудник лаборатории «Психологическая готовность к школе» МГППУ, доцент кафедры возрастной психологии МГППУ, Москва, Россия
e-mail: vvpech@mail.ru

Аннотация

Выдвигается гипотеза о динамическом подходе к изучению индивидуальности. Динамическая индивидуальность позиционируется как тайна (закрытое, неаддитивное, незавершенное образование), а исходной точкой анализа выбрана метафора «индивидуальность как ограниченность». Обсуждается идея противоречия двух возможных путей (способов) развития индивидуальности (центробежный и центростремительный), а также идея «многоместной» индивидуальности как попытка преодоления этого противоречия. С позиции динамического подхода индивидуальность предстает как уникальное инновативно-консервативное образование, обеспечивающее процесс индивидуализации — инициирования и поддержания постоянного самопреображения человека.

Рубрика: Дискуссии и дискурсы

Тип: научная статья

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Ядром гипотезы о динамическом подходе является сведение реальной ограниченности человека и его потенциальной универсальности в едином психическом пространстве, что превращает индивидуальность в источник внутренней активности, подвигающий человека к саморазвитию. В этом свете индивидуальность предстает перед нами как уникальное инновативно-консервативное образование, как своеобразный способ совмещения стабильности и подвижности, в котором можно усмотреть общий принцип развития человека: вначале выясняется предел возможностей, а затем изобретается способ его преодоления.

Принципиальная незавершенность человека предполагает темпоральное изучение его индивидуальности, которая открыта в неизвестное будущее и потому есть бесконечно длящаяся, никогда незавершаемая проблема. В этом смысле к человеку в большей мере применимо понятие динамической индивидуальности, которое не может реализовываться через идентичность, всегда обращенную к прошлому. Динамическая индивидуальность, представленная через ограниченность, не реализуется, а постоянно создается, т. е. выступает как индивидуализация — процесс инициирования и поддержания постоянного самопреображения.

Завершая данную статью, мы оставляем открытой проблему постижения целостной, неаддитивной индивидуальности, ограничившись выявлением точек роста вероятных направлений ее дальнейшей проработки. По мере возможности мы попытались осуществить сдвиг перспективы рассмотрения человеческой индивидуальности, необходимость которого, на наш взгляд, давно назрела.

Литература
  1. Бахтин М.М. Проблемы содержания, материала и формы в художественном творчестве // Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.
  2. Бердяев Н.А. Самопознание. М., 1991.
  3. Библер В.С. Мышление как творчество: Введение в логику мысленного диалога. М., 1975.
  4. Брехт Б. Добрый человек из Сычуани // Театр. Т. 3., М.: Искусство, 1964.
  5. Выготский Л.С. Педология подростка // Выготский Л.С. Соб. соч.: В 6 т. Т. 4, М., 1984.
  6. Выготский Л.С. К вопросу о динамике детского характера // Психология индивидуальных различий. М., 2000.
  7. Гессе Г. Степной волк. М., 1999.
  8. Зинченко В.П. Живые метафоры смысла // Вопросы психологии. 2006. № 5.
  9. Егорова М.С. Психология индивидуальных различий. М., 1997.
  10. Кузанский Н. Апология ученого незнания // Кузанский Н. Сочинения: В 2 т. Т. 2, М., 1980.
  11. Либин А.В. Дифференциальная психология. М., 1999.
  12. Лосев А.Ф. Самое само // Лосев А.Ф. Миф, число, сущность. М., 1994.
  13. Лосский Н.О. История русской философии. М., 1991.
  14. Луговской В.А. Собрание сочинений: В 3 т. Т. 2, М., 1971.
  15. Михайловский Н.К. Записки профана. 1875—1876.
  16. Пессоа Ф. Лирика. М., 1978.
  17. Розанов В.В. 1894/1902 Легенда о Великом Инквизиторе Ф.М. Достоевского: Опыт критического комментария с присоединением двух этюдов о Гоголе. Изд-е второе. С.-Пб., 1902.
  18. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
  19. Фуко М. Археология знания. К., 1996.
  20. Штайнер Р. Философия свободы. Калуга, 1994.
  21. Штейнер Е.С. Феномен человека в японской традиции: личность или квазиличность? // Человек и культура: Индивидуальность в истории культуры. М., 1990.
  22. Шумакова Н.Б. Система междисциплинарного обучения одаренных детей в школе // Московская психологическая школа: История и современность: В 3 т. Т. 1. кн. 2. М., 2004.
  23. Щебланова Е.И. Лонгитюдное исследование развития одаренности школьников // Московская психологическая школа: История и современность: В 3 т. Т. 1. кн. 2. М., 2004.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика