Включен в Web of Science СС (ESCI) Включен в Scopus
Культурно-историческая психология Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет ISSN (печатная версия): 1816-5435 ISSN (online): 2224-8935 DOI: https://doi.org/10.17759/chp Лицензия: CC BY-NC 4.0 Издается с 2005 года Периодичность: 4 номера в год Доступ к электронным архивам: открытый Аффилирован ISCAR EN In English |
Культурно-историческая психология Коллекционирование — феномен культурный и психологический 1523Котляр И.А. Журкова Е.А. АннотацияВ статье представлены результаты пилотажного исследования коллекционирования как психологического феномена. Деятельность коллекционирования проанализирована исходя из представления о конечном результате коллекции, способах работы с материалом коллекции, мотивах коллекционирования. Проведено эмпирическое исследование, целью которого было выявление содержания коллекционирования в детских возрастах. Была составлена методика (открытая анкета), опирающаяся на предметный анализ деятельности коллекционирования, которая позволила выделить варианты проявления основных компонентов этой деятельности. Результаты анкетирования школьников трех возрастных групп (младшие школьники, младшие подростки и старшие подростки, всего 119 человек) показали, что коллекционирование является, с одной стороны, полимотивированной деятельностью, в которой находит отражение система интересов коллекционера, а с другой, что в процессе работы собирателя с материалами своей коллекции реализуются разные способы организации собственной деятельности. Основные компоненты деятельности коллекционирования связаны между собой. Фрагмент статьи
Коллекционирование в детских возрастах — одна из деятельностей, существующая в детской субкультуре. Возникновение и развитие коллекционирования происходит в связи со становлением интеллектуальной сферы и познавательной деятельности ребенка в процессе обучения в школе, а также с изменениями личности и перестройкой сферы интересов ребенка. Коллекционирование характеризуют как способ материализации «я» ребенка в мире, а также как деятельность, посредством которой возможно включение ребенка в детское сообщество. Коллекционирование в детском возрасте может осуществляться не только как стихийная, индивидуальная деятельность, но и как специально организованный взрослыми процесс. Детское коллекционирование используется в педагогическом и воспитательном процессе (взрослыми организуются специальные занятия, клубы, кружки): в этом случае оно выступает как квазиисследовательская деятельность, которая может помочь сформировать отдельные навыки познавательной деятельности (например, в подростковом возрасте создает психологические условия для развития научных понятий), расширить творческие возможности детей, внести вклад в воспитание отдельных качеств личности [1, 8, 10]. Если содержание коллекционирования в определенной степени описано, то каковы структура, возрастная динамика развития коллекционирования как деятельности? В нашем исследовании мы предприняли эмпирический анализ коллекционирования как деятельности, имеющей свое содержание и структуру (мотивационную и операционально-техническую стороны). Литература
Статьи по теме
Психология развития | Шумакова Н.Б. Творческий потенциал и его измерение в современных зарубежных исследованиях Психология развития | Суботник Р.Ф., Ольшевски-Кубилюс П., Уоррелл Ф.К. Раскрытие творческих способностей: подход к развитию таланта |
© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru Все права защищены Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г. Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ
|