Культурно-историческая психология
2008. Том 4. № 2. С. 19–23
ISSN: 1816-5435 / 2224-8935 (online)
Общекультурная компетентность: опыт определения и структурирования
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: общекультурная компетентность, образование, Человек Культуры
Рубрика издания: Возрастная психология
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Троянская С.Л. Общекультурная компетентность: опыт определения и структурирования // Культурно-историческая психология. 2008. Том 4. № 2. С. 19–23.
Полный текст
Принципиально новым для современного российского менталитета является понимание образования как личностно-ориентированной культурной деятельности. Укрепляются позиции культурных типов образования, переносящих акценты с фронтального обучения на различные теории обучения и самообразования, предусматривающие развертывание культуры как «перематывание из безличной формы всеобщности в личностную форму культуры индивида…» [1, с. 47].
Культуросообразность образования — это эффект соотносимости образования с культурой как множеством социальных пространств, это преодоление пропасти между феноменами культуры и феноменами обучения, просвещения, цивилизации. Это осознание образования как порождение культурных форм, а не просто их трансляция. Это надежда, что образование, наконец, станет развивающим и по-настоящему культурным процессом, а педагогическая практика перестанет быть совокупностью методов передачи знаний и будет развиваться как искусство образования личности в культуре.
Актуальный в настоящее время компетентностный подход в образовании устанавливает новый тип образовательных результатов, не сводимых к комбинации сведений и навыков, а ориентированный на способность и готовность личности к решению разного рода проблем, к культуросообразной деятельности. Эти образовательные результаты, называемые компетентностями, рассматриваются как способности решать сложные реальные задачи в профессиональной и социальной деятельности, а также разрешать проблемы мировоззренческого, коммуникативного, личностного характера. В научной литературе выделяются разные виды компетентностей: познавательная, культурологическая, профессиональная, общекультурная и другие.
Общекультурная компетентность в педагогической теории определяется как уровень образованности, достаточный для самообразования, самопознания, самостоятельных и обоснованных суждений о явлениях в различных областях культуры, диалога с представителями других культур [2]. Нам представлялось логичным, исследуя и пытаясь определить понятие общекультурной компетентности, обратиться к определениям многофункционального и многоаспектного явления «культура». В некоторой выборке определений культуры мы выделили курсивом те ключевые слова, которые помогут перекинуть смысловой мостик в область нашего педагогического исследования. Определения культуры, предложенные наиболее видными европейскими, американскими и отечественными учеными, условно были разделены нами на три группы.
Группа 1:
- комплекс, включающий знания, верования, искусство, законы, мораль, обычаи и другие способности и привычки, обретенные человеком как членом общества (Э. Тейлор) [3];
- совокупность интеллектуальных элементов, имеющихся у данного человека или у группы людей и обладающих некоторой стабильностью, связанной с тем, что можно назвать «памятью мира» и общества — памятью, материализованной в библиотеках, музеях и языках (А. Моль) [4];
- комплекс знаний, позволяющих человеку сквозь время и пространство устанавливать связи между двумя схожими или аналогичными реальностями, объясняя себе одну из них на основании ее сходства с другой, хотя бы эта другая и существовала много веков назад (А. Карпентьер) [5].
Группа 2:
- специфический способ мышления, чувствования и поведения (Т. Эллиот);
- реализация верховных ценностей путем культивирования высших человеческих достоинств (М. Хайдеггер);
- культура ядром своим и корнем имеет «культ». Культурные ценности — это производные культа, как бы отслоившаяся шелуха культа (П.А. Флоренский);
- совокупность материальных и духовных ценностей (Г.А. Францев).
Группа 3:
- единство всех форм традиционного поведения (М. Мид) [6];
- формы поведения, привычного для группы, общности людей, социума (К. Юнг);
- способ человеческой деятельности (Э. Маркарян);
- знание объективно, культура же — субъективна. Она есть субъективная сторона знания или способ и технология деятельности, обусловленные разрешающими возможностями человеческого материала … некий единый срез, проходящий через все сферы человеческой деятельности (М.Р. Мамардашвили) [7].
Первая группа объединяет определения культуры как системы знаний, способностей, «памяти мира»; вторая объединяет определения, относящиеся к области ценностей, отношений; третья — к формам поведения, образа жизни. Такое условное разделение поможет нам в дальнейшем разобраться в трехкомпонентном структурном составе общекультурной компетентности.
В свете компетентностного подхода общекультурная компетентность как уровень образованности предполагает наличие готовности к решению проблем мировоззренческого и профессионального характера в освоенном культурном пространстве. Компетентность не есть овладение сведениями или осведомленность — она предполагает наличие целого набора навыков работы с информацией, сотрудничества, автономного рефлексивного действия и др. [8]. Кроме того, совершенно необходима сложная ментальная организованность — включение не только интеллектуальных, но и эмоционально-ценностных качеств, переносимость на разные социальные поля и области деятельности.
Таким образом, общекультурная компетентность определяется нами как интегративная способность личности обучаемого, обусловленная опытом освоения культурного пространства, уровнем обученности, воспитанности и развития, ориентированная на использование культурных эталонов как критериев оценки при решении проблем познавательного, мировоззренческого, жизненного, профессионального характера.
Анализ научно-педагогической литературы и опыта деятельности позволяет предположить, что структура общекультурной компетентности трехкомпонентна. Когнитивный, ценностно-ориентационный и коммуникативно-деятельностный компоненты входят в ее состав. Когнитивный компонент более соответствует такой форме присвоения продуктов культуры, как изучение, понимание — в разнообразных определениях культуры мы замечаем ее «знаниевую» характеристику: «комплекс знаний», «совокупность интеллектуальных элементов». Ценностно-ориентационный компонент предполагает приобщение к культуре как передачу ценностей через переживание в процессе духовного общения. При этом культура определяется как «система производства духовных ценностей», «специфический способ мышления, чувствования», «реализация верховных ценностей». Коммуникативно-деятельностный компонент соответствует операционно-поведенческой направленности и такому способу присвоения культуры, как научение и сотворчество. Это закреплено в определениях культуры как формы поведения, способов человеческой деятельности, системы хранения и передачи социального опыта. Ниже предлагается следующая схема модели общекультурной компетентности (табл. 1).
Таблица 1. Структурно-содержательная модель общекультурной компетентности
Параметры | Компоненты | ||
---|---|---|---|
Когнитивный | Ценностно-ориентационный | Коммуникативно-деятельностный | |
Направленность | Познавательная | Эмоционально-ценностная | Операционно-поведенческая |
Характеристики | Поле проблем | Освоенное культурно-образовательное пространство | Способность к культурной деятельности, общению |
Ключевое слово | Осознание | Соучастие, сочувствие | Содействие |
Наличие поля значимых проблем, способности их решения определяют познавательную направленность когнитивного компонента общекультурной компетентности. Универсальный характер культуры как целостной системы представляет собой синтез онтологических, гносеологических, аксиологических проблем, решение которых обусловлено уровнем общекультурной компетентности. Таким образом, поле проблем составляют: проблемы социальной деятельности, межличностных отношений, личностного саморазвития, мировоззренческие.
Наличие круга значимых проблем, способности их решения задают общие характеристики общекультурной компетентности личности, базовые показатели уровня общей культуры формируются в процессе освоения культурного пространства. Освоенное культурно-образовательное пространство является характеристикой ценностно-ориентационного компонента в структуре общекультурной компетентности. Ценностно-ориентационный компонент обладает эмоционально-ценностной направленностью, поскольку присвоение продуктов культуры предполагает их чувственное восприятие, эмоциональное, ценностное отношение к ним. Таким образом, освоенное культурное пространство в структуре общекультурной компетентности не только характеризует степень ориентации личности в источниках духовной и материальной культуры, но и определяет содержание представлений и ее отношение к эталонам и ценностям, воплощенным в научных, философских идеях, произведениях искусства.
На базе освоенного культурно-образовательного пространства происходит формирование способности к культурной деятельности, общению. В учебно-воспитательном процессе это составляет коммуникативно-деятельностный компонент общекультурной компетентности обучаемых (см. табл. 1).
Поскольку мы актуализируем в образовании гуманистическую парадигму, становится очевидным наличие в табл. 1 ключевых слов — содействие, соучастие, осознание. Педагог, являясь помощником обучаемых, «содействует» им в процессе их собственного формирования как оформления своего «образа». Вместе с тем обучающийся, «образовываясь», приобщаясь к культуре, осознает ее, соучаствует в ней, содействует своему полноценному включению в социально-культурную деятельность. Происходит становление его общекультурной компетентности.
Схема структурно-критериальной модели общекультурной компетентности представлена в табл. 2.
Таблица 2. Структурно-критериальная модель общекультурной компетентности
Возникновение критериев не случайно, оно логически вытекает из определенной нами выше сущности компонентов общекультурной компетентности. Возвращаясь к обсуждению структурных компонентов общекультурной компетентности, остановимся подробнее на их оценивании, поясняя табл. 2. Поле проблем, выступая характеристикой когнитивного компонента общекультурной компетентности, предполагает наличие таких критериев образованности обучающихся, как:
- осведомленность в широком круге проблем — мировоззренческих, коммуникативных, социальных и личностных;
- теоретическую готовность к решению выявленных проблем. Тогда, соглашаясь с мнением Н.Ю. Конасовой [2], можно считать показателями компетентности при оценке готовности личности к решению проблем;
- системность осмысления проблем социальной деятельности;
- выделение глобальных, национальных, региональных проблем, раскрытие причин возникновения проблем;
- способность решения проблем на основе выбора адекватных их содержанию методов.
В ходе изучения научной литературы было выявлено, что объектом оценки освоенного культурного пространства служат следующие признаки общекультурной компетентности:
- разнообразие, регулярность опыта освоения источников культурных ценностей;
- использование средств, расширяющих культурное пространство личности;
- использование среды общения как источника информации о культурных ценностях;
- наличие ценностных ориентиров в различных областях культуры.
Показателями компетентности, по мнению некоторых исследователей [2], при оценке освоенного культурно-образовательного пространства выступают:
- регулярный опыт освоения различных источников создания, хранения, распространения культурных ценностей;
- наличие среды общения как источника информации о культурных ценностях;
- способность к определению интересов в различных областях культуры;
- способность к персонификации, качественной оценке достижений культуры в различных областях деятельности.
На основании вышеуказанных показателей были выделены критерии оценки ценностно-ориентационного и коммуникативно-деятельностного компонентов общекультурной компетентности (см. табл. 2).
Совокупность всех трех компонентов, составляющих общекультурную компетентность, определяет возможность ориентации образования на воспитание целостного Человека Культуры. Человек Культуры (духовная, способная к самоопределению и культурной идентификации, гуманная, творческая и готовая к построению собственного продуктивного действия личность) немыслим без реализации вышеуказанного содержания когнитивного, ценностно-ориентационного и коммуникативно-деятельностного компонентов общекультурной компетентности. Очевидно, что эти компоненты, взаимодополняя друг друга, составляют единство, целостность общекультурной компетентности. Таким образом, интеграция культуры в образование и образования в культуру осуществляется посредством целенаправленного процесса развития общекультурной компетентности.
Литература
- Библер В.С. От наукоучения — к логике культуры: Два философских введения в 21 век. М., 1991.
- Конасова Н.Ю. Общекультурная компетентность как показатель образованности учащихся школы. СПб., 2000.
- Современная философия: Словарь и хрестоматия. Ростов н/Д., 1995.
- Моль А. Социодинамика культуры. М., 1973.
- Каган М.С. Философия культуры. СПб., 1996.
- Мид М. Культура и мир детства: Избранные произведения / Пер. с англ. и ком. Ю.А. Асеева. Отв. ред. И.С. Кон. М., 1988.
- Мамардашвили М. Наука и культура // Методологические проблемы историко-научных исследований. М., 1982.
- Фрумин И.Д. Компетентностный подход в образовании // Материалы Х Всероссийской конференции «Педагогика развития: становление компетентности и результаты образования в различных подходах». Красноярск, 2003.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 12443
В прошлом месяце: 115
В текущем месяце: 84
Скачиваний
Всего: 886
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 5