Каталог изданий 116Рубрики 53Авторы 9259Новости 1826Ключевые слова 5095 |
Правила публикацииВебинары![]() |
Включен в Web of Science СС (ESCI) Включен в Scopus
Рейтинг Science Index РИНЦ 2019 19 место — направление «Психология» 0,643 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX 1,064 — двухлетний импакт-фактор Культурно-историческая психология Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет ISSN (печатная версия): 1816-5435 ISSN (online): 2224-8935 DOI: https://doi.org/10.17759/chp Лицензия: CC BY-NC 4.0 Издается с 2005 года Периодичность: 4 номера в год Доступ к электронным архивам: открытый Аффилирован ISCAR EN In English |
Культурно-историческая психология Научно-историческое наследие Г.Я. Трошина и его значение для современной специальной психологии и педагогики 1548Дружиловская О.В. АннотацияВ статье рассматривается вопрос о научно-историческом наследии выдающегося отечественного клинициста и психолога Г.Я. Трошина; приводятся интересные факты из его биографии; дается теоретический анализ основных положений концепции аномального развития; определена роль Г.Я. Трошина в становлении теории специальной психологии; дана оценка концепции Г.Я. Трошина с позиций современной специальной психологии. Ключевые слова: аномальное развитие, антрополого-гуманистическая концепция, специальная психология, психопатология, патопсихология, детская психология, Трошин Г.Я. Рубрика: Теория и методология Тип: научная статья Фрагмент статьи
Главным тезисом гуманистической психиатрической концепции Г.Я.Трошина явилось положение о том, что изучать нужно не болезнь, а человека и его природу. Ученый подчеркивал, что «в ненормальности ребенка многие усматривают только болезнь, в то время как имеется колоссальное количество областей, не незатронутых болезнью» [5, т. 2, с. 822]. Он впервые высказал положение об ориентации в медико-педагогической практике не на дефект, а на незатронутые болезнью потенциальные возможности, которые, развиваясь, окажут влияние на личность в целом. Г.Я.Трошин выступал противником фатального взгляда на умственную отсталость, доказывая возможность развития аномальных детей, их обучаемости и коррекции ослабленных и недостаточно развитых психических функций. Идеи Трошина позднее утвердились в отечественной специальной психологии и педагогике. Создав по собственному проекту первую в России вспомогательную школу-лечебницу для аномальных детей в Петербурге (1906—1916), он воплотил в ее деятельности свои теоретические и практические разработки. Экспериментальное исследование, проведенное Трошиным в данном учреждении, — основа его капитального труда «Антропологические основы воспитания. Сравнительная психология нормальных и ненормальных детей» [5, т. 2]. Этот труд ученого в области психологии был удостоен премии имени К.Д.Ушинского Императорской Академии наук. В двухтомной монографии Трошин впервые в мире всесторонне проанализировал важнейшие проблемы детей с позиции психопатологии, патопсихологии, детской психологии, специальной психологии и педагогики. Трошин считал: «...нельзя описать низшую психику, только применив к ней общую психологию. Задачи специальной психологии более всего удовлетворяет биологическая точка зрения. С этой стороны суждение рассматривается как акт приспособления к окружающему, а мышление равняется той или другой стадии в эволюции рассудочной деятельности. Что касается психического недоразвития, то до сих пор мышление ненормальных детей изучают лишь с отрицательной точки зрения, сравнивают их с нормальным и отмечают лишь отсутствие одного, другого, третьего ... , но чтобы охарактеризовать недоразвитое мышление, необходимо начинать с самых примитивных форм суждения, которые в обычной психологии и логике совсем не рассматриваются, или если разбираются, то не имеют даже особых названий» [5, т. 1, с. 68]. Г.Я.Трошин, исследуя особенности психического развития умственно отсталого ребёнка в сравнительно сопоставительном анализе нормы и патологии с позиций антропологического подхода, определяет новое направление в психологии — специальную психологию, опирающуюся на соединение гуманитарных, естественных и педагогических наук. Таким образом, Г.Я.Трошин впервые в мировой практике положил в основу наук, изучающих детскую патологию, психопатологию, патопсихологию, дефектологию, детскую психиатрию и психологию, целостный антропологический подход, и указал на взаимосвязь медико-психологических и педагогических аспектов в дефектологической практике. При взаимодействии смежных с педагогикой научных областей знаний, включающих психологию и медицину, Трошин считал целесообразным создать специальную дисциплину — педагогическую психопатологию, как «пограничную область знаний» [7, с. 312], где взаимно преломляются педагогические и психиатрические аспекты. «Педагогика, — указывает Трошин, — нуждается в помощи психопатологии как при проведении диагностирующего обследования, так и корригирующего воспитания» [там же, с. 330]. Знание психопатологии для педагогов необходимо прежде всего для более углубленного понимания механизмов нормального и отклоняющегося поведения. Проблема взаимосвязи и взаимодействия педагогики и психопатологии, впервые поднятая Г.Я.Трошиным, становится особенно актуальной для создания педагогической психиатрии, о чем свидетельствуют анализ дефектологической практики, а также теоретические разработки, посвященные этому вопросу в работах А.Н.Голика. «Предмет исследования педагогической психиатрии носит отчетливый интегративный характер, что позволяет рассмотреть многие вопросы педагогики и психиатрии» [13, с. 10], отмечает А.Н.Голик в своем исследовании по педагогической психиатрии. Основы «педагогической патологии», заложенные и обоснованные в работах Г.Я.Трошина, Л.С.Выготского, В.П.Кащенко, являются действенным началом современных научных представлений в области педагогики и психиатрии. Литература
Статьи по теме
Психология развития | Дианова Е.С. Исследования роли привязанности в жизни человека. Обзор зарубежных исследований Психология здоровья, Психология развития | Горнушенков И.Д., Плужников И.В. Психологическая диагностика, Психология личности | Корнилова Т.В., Павлова Е.М. Шкала интеллектуальной оценки риска и ее связь с готовностью к риску и эмоциональным интеллектом Психология личности, Социальная психология | Стрижицкая О.Ю., Петраш М.Д., Муртазина И.Р., Вартанян Г.А., Маневский Ф.С., Александрова Н.Х., Бабакова Л.В. Клиническая психология | Алехин А.Н., Грекова А.А. |
© 2007–2021 Портал психологических изданий PsyJournals.ru Все права защищены Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г. Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ
|