О перспективах специальной психологии

1390

Аннотация

В статье рассматриваются традиции и те дискуссионные вопросы становления специальной психологии в нашей стране, которые необходимо учитывать при создании новых международных образовательных магистерских программ по психологии.

Общая информация

Ключевые слова: дефектология, специальная психология, аномальная психология

Рубрика издания: Дискуссии и дискурсы

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Лубовский В.И., Басилова Т.А. О перспективах специальной психологии // Культурно-историческая психология. 2008. Том 4. № 3. С. 51–54.

Фрагмент статьи

Таким образом, выделение специальной психологии в самостоятельную область психологии является продуктом отечественной психологической науки. Традиции этой науки нужно сохранять и развивать в создании отдельных магистерских программ, в которых прежде всего могут принимать участие наши зарубежные коллеги из стран Восточной Европы и СНГ, имеющие общие образовательные традиции. Вместе с тем нужно всячески приветствовать включение дисциплин, традиционно входящих в отечественную специальную психологию, в магистерские программы, создающиеся в других направлениях психологии и педагогики. Это прежде всего образовательные программы, основу которых составляют педагогическая и возрастная психология, дошкольная педагогика и психология. Специальная психология может существенно обогатить новые международные образовательные программы по подготовке клинических психологов, так как неизменным остаются общие научные корни этих областей психологии и высокие требования к уровню подготовки и клинических, и специальных психологов по биологическим и медицинским дисциплинам. Общим объектом интересов специальных и клинических психологов должно стать нарушенное поведение и психическое здоровье детей и взрослых с различными психофизическими нарушениями. Подготовка по новым образовательным магистерским программам психологов должна дать новый импульс развитию международных научных сравнительных исследований особенностей психического развития детей с нарушениями развития, воспитывающихся в отличных друг от друга образовательных и культурных условиях, и обогатить новыми знаниями не только специальную, но и многие другие отрасли психологии.

Полный текст

До середины 20-х гг. прошлого века в мире уже оформились как отдельные ветви психологии психология умственно отсталых, психология слепых и, в несколько меньшей степени, психология глухих. По каждому из этих направлений велись исследования, имелись публикации, иногда и обобщающего характера, как, например, «Психология слепых» К. Бюрклена, которая после своего появления в 1924 г. через несколько лет была переведена и опубликована в России. Работа по этим направлениям велась и в России. Уже в 1915—1916 гг. появился двухтомный труд Г.Я. Трошина «Антропологические основы воспитания. Сравнительная психология нормальных и ненормальных детей», содержащий не только анализ отечественных и зарубежных публикаций по проблемам психического развития нормально развивающихся и умственно отсталых, но и результаты сравнительных экспериментальных исследований самого автора: норма — легкая и тяжелая степени умственной отсталости.

Л.С. Выготский впервые попытался консолидировать эти достаточно независимые ветви психологии в единую науку. В работах «К психологии и педагогике детской дефективности», «Основные проблемы современной дефектологии», «Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства» и других он рассматривал условия, необходимые для оформления какого-либо направления исследований и соответствующей практики в самостоятельную область. Первым из таких условий он называет изучение причин, зависимостей и закономерностей развития явлений, относимых к области психологии детей с различными недостатками развития. Вторым по важности условием Л.С. Выготский считал создание адекватных методик исследования, подчеркивая, что адекватная методика позволяет «перейти от простой наукообразной эмпирии к истинно научному способу мышления и познания» [3].

Со времен Л.С. Выготского, который сделал первые шаги в становлении специальной психологии как самостоятельной области, выделяя первые и важнейшие общие закономерности аномального развития (нарушение взаимодействия с окружающим миром и прежде всего с окружающими ребенка людьми; представления о первичных и вторичных недостатках психического развития). Его учениками и последователями достигнут некоторый прогресс в проведении сравнительных исследований нормального и аномального развития, позволивший сформулировать ряд других, не только общих, но и специфических закономерностей нарушенного развития ребенка. Сформулированы методологические принципы изучения ребенка с психофизическими нарушениями, сделаны первые попытки обобщения методов их диагностики.

Последнее десятилетие — период бурного развития специальной психологии. Во многом это определяется развитием службы практической психологии в образовании, которая начинает складываться с середины 90х гг. XX в. Ставки практических психологов появляются в специальных детских садах, школах и колледжах. Создаются и начинают работать различные психологические центры, основными задачами которых становится диагностика, консультирование, психологическая помощь и сопровождение детей и подростков, испытывающих трудности в обучении и адаптации в обществе, и их семей.

Расширяется возрастная сфера оказания психологической помощи населению, в нее постепенно включаются дети раннего возраста и их семьи, а также молодые инвалиды, продолжающие свое образование в колледжах и вузах. Тем самым расширяется и возрастной диапазон изучаемых периодов психического развития в специальной психологии.

В образовательный процесс начинают включаться дети и подростки с тяжелыми нарушениями движений и множественными нарушениями, с тяжелыми формами умственной отсталости, которых ранее относили к «необучаемым», а значит, накапливаются новые знания об их психологических особенностях.

Создание специальных школ для подростков с нарушенным поведением (девиантных) также расширяет контингент тех, кого изучают и опекают специальные психологи.

Организуются новые виды школьных образовательных учреждений — школы надомного обучения и центры дистантного образования, призванные оказывать образовательные услуги детям, которые страдают самыми различными соматическими заболеваниями, не позволяющими им успешно обучаться в обычных школах.

Возникновение и расширение психологической службы в образовании дает возможность вычленить большую группу детей с минимальными или пограничными нарушениями, которые также требуют специальной психологической поддержки.

Все больше внимания уделяется процессу интеграции в массовое образование детей с нарушениями развития, возникает необходимость не только педагогического, но и психологического сопровождения включения этих детей в дошкольные и школьные образовательные учреждения.

Малое число подготовленных для этой работы психологов создает острую нужду в их квалифицированной подготовке. Специальная психология начинает входить в раздел обязательных учебных дисциплин в учебных планах педагогических и психологических специальностей. Появляются государственные образовательные стандарты высшего образования в этой области. Постепенно специальная психология выходит за рамки только дефектологических факультетов педагогических вузов, внутри которых она преподавалась ранее. В 1995 г. открывается первая кафедра специальной психологии на психологическом факультете СанктПетербургского государственного университета, примерно в это же время организуется факультет специальной психологии. Затем открывается факультет специальной психологии в Московском городском психолого-педагогическом университете, который начинает выпускать психологов со специализацией по специальной психологии. Появляется журнал «Специальная психология», тематика по специальной психологии включается во все большее число новых журналов по психологии и педагогике. Создаются новые аспирантуры в вузах по специальной психологии, новые диссертационные советы. Наконец, начинают публиковаться первые серьезные научные статьи нового поколения молодых ученых в этой области знаний.

К этому времени уже появляются работы, обобщающие некоторые новые направления исследований, выполненные признанными специалистами специальной психологии. Это серия книг по детскому аутизму О.С. Никольской, Е.Р. Баенской, М.М. Либлинг и др.; цикл методических пособий, посвященных детям с различными нарушениями развития раннего возраста, изданных по инициативе Центра ранней диагностики и специальной помощи детям с выявленными отклонениями в развитии; монографии и учебные пособия по детскому церебральному параличу И.Ю. Левченко, И.И. Мамайчук и Л.М. Шипицыной; монография о проблемах самосознания проблемных подростков Н.Л. Белопольской и ее учеников и ряд других.

Публикуются методические и учебные пособия, посвященные психолого-педагогической диагностике психического развития детей-сирот и детей с недостатками в сенсорной, двигательной и интеллектуальной сферах под редакцией Е.А. Стребелевой и И.Ю. Левченко.

Готовятся и с 2000 г. начинают издаваться первые учебники, учебные пособия и программы курсов по специальной психологии. В них и немногочисленных программных научных публикациях по-разному формулируются предмет и задачи специальной психологии, что также свидетельствует о ее выходе за рамки дефектологии и новом этапе развития [5, 9, 10, 11, 13].

В этих работах специальная психология определяется как:

  • «Область психологической науки, изучающая людей, для которых характерно отклонение от нормального психического развития, связанное с врожденными или приобретенными нарушениями формирования нервной системы» [1, с. 67].
  • «Психология особых состояний, возникающих преимущественно в детском и подростковом возрасте под влиянием различных групп факторов (органической или функциональной природы) и проявляющихся в замедлении или выраженном своеобразии психосоциального развития ребенка, затрудняющих его социально-психологическую адаптацию, включение в образовательное пространство и дальнейшее профессиональное самоопределение» [6, с. 10].
  • «Область психологии развития, которая изучает проблемы развития людей с физическими и психическими недостатками, определяющими потребность детей в особых условиях обучения и воспитания и потребность взрослых — в особых формах психологического сопровождения» [4].
  • «Изучение психического развития в стесненных обстоятельствах», при которых нарушенное развитие понимается как «стойкое изменение параметров актуального функционирования психики и темпов ее возрастной динамики, достоверно отличающихся от средних значений, характерных для данного возраста» [12, с. 19].
  • Самостоятельная «отрасль психологической науки, изучающая закономерности психического развития и особенности психической деятельности детей и взрослых с психическими и физическими недостатками [8, с.14]. В «Большом психологическом словаре» под редакцией Б.Г. Мещерякова и В.П. Зинченко, издания 2003 г., специальная психология также определяется В.И. Лубовским «как раздел психологии, посвященный изучению психических особенностей аномальных детей» [2].
  • «Наука, занимающаяся изучением закономерностей атипичного развития, его проявлений и влияния на жизненный путь человека… Предметом специальной психологии являются закономерности атипичного развития, его причины и механизмы, особенности освоения социокультурного опыта людьми с атипиями (отклонениями и нарушениями психического развития), в частности закономерности спонтанного и направленного познания окружающего мира, приобретения практического опыта, социализации и тех изменений в психике, которые происходят в процессе корректирующего воздействия специалистов» [14, с. 12].

Как видно из этих определений, специальная психология определяется либо как самостоятельная область психологической науки, либо как направление возрастной психологии. Все авторы вышеприведенных определений соглашаются с тем, что специальная психология возникла в нашей стране внутри интегрированной области научных знаний, которую принято называть дефектологией, но в последние годы вышла за ее границы.

Однако дискуссия по поводу определения предмета специальной психологии имеет особое значение при переходе на единую международную двухуровневую систему высшего образования, когда возникает необходимость обосновать специальную психологию как новую область научных знаний и как новую учебную дисциплину, и специализацию, которой нет прямых аналогов за рубежом.

Между тем термин «специальная психология» кроме нашей страны и стран бывшего Советского Союза используется только в странах Восточной Европы, входивших в недавнем прошлом в «страны социалистического лагеря». Терминология в области дефектологии разрабатывалась этими странами в 1970—80 гг. совместно с российскими специалистами. В Университете имени Гумбольдта в Берлине в 2006 г. вышла (только для участников этой совместной работы) электронная версия «Сравнительного словаря терминологии дефектологии» на немецком, болгарском, венгерском, польском, чешском, русском языках, с добавлением к ним английских эквивалентов терминов.

Термин «специальная психология» был также включен в изданный ЮНЕСКО глоссарий «Терминология дефектологии» на английском, испанском и русском языках (пересмотренное издание 1983 г.), где в качестве английского аналога этого термина предлагалось словосочетание «psychology of the exceptional child» (психология исключительного ребенка) и отмечалось, что этот термин не является общеупотребительным. Нужно заметить, что определение «исключительный» (exceptional) объединяет всех детей с отклонениями в развитии, как с ограниченными возможностями, так и одаренных.

В психологическом словаре А. Ребера подобное словосочетание вообще отсутствует, и область знаний, которую мы определяем как специальная психология, представлена в подразделе педагогической психологии, входящей в раздел специального образования (Special Education): «Область внутри поля педагогической психологии, занимающаяся особым ребенком. Некоторые ее аспекты являются в высшей степени теоретическими и сосредоточены на познавательных и перцептивных возможностях таких детей, другие компоненты — более прикладные и концентрируются на проблемах их обучения (перевод мой — В.Л.). В этом же словаре есть и другой термин — аномальная психология (abnormal psychology), который определяется как «ветвь психологии, занимающаяся аномальным поведением. В связи с трудностями применения этого термина многие предпочитают исключить его из лексикона психолога» [15].

Таким образом, выделение специальной психологии в самостоятельную область психологии является продуктом отечественной психологической науки. Традиции этой науки нужно сохранять и развивать в создании отдельных магистерских программ, в которых прежде всего могут принимать участие наши зарубежные коллеги из стран Восточной Европы и СНГ, имеющие общие образовательные традиции.

Вместе с тем нужно всячески приветствовать включение дисциплин, традиционно входящих в отечественную специальную психологию, в магистерские программы, создающиеся в других направлениях психологии и педагогики. Это прежде всего образовательные программы, основу которых составляют педагогическая и возрастная психология, дошкольная педагогика и психология.

Специальная психология может существенно обогатить новые международные образовательные программы по подготовке клинических психологов, так как неизменным остаются общие научные корни этих областей психологии и высокие требования к уровню подготовки и клинических, и специальных психологов по биологическим и медицинским дисциплинам. Общим объектом интересов специальных и клинических психологов должно стать нарушенное поведение и психическое здоровье детей и взрослых с различными психофизическими нарушениями.

Подготовка по новым образовательным магистерским программам психологов должна дать новый импульс развитию международных научных сравнительных исследований особенностей психического развития детей с нарушениями развития, воспитывающихся в отличных друг от друга образовательных и культурных условиях, и обогатить новыми знаниями не только специальную, но и многие другие отрасли психологии.

Литература

  1. Богданова ТТ. Предмет и задачи специальной психологии // Специальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. Н.М. Назаровой. М., 2000.
  2. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. СПб., 2003.
  3. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 5. М., 1983.
  4. Гончарова ЕЛ. Специальная психология // Альманах ИКП РАО. 2002. №5. http://almanah.ikprao.ni/5/st01.htm.
  5. Гончарова ЕЛ. К вопросу о предмете специальной психологии. Приглашение к размышлению // Дефектология. 2004. № 1.
  6. Кузнецова Л.В. Общие вопросы специальной психологии // Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Под ред. Л.В. Кузнецовой. М, 2002.
  7. Лубовский В.И. Л.С.Выготский и специальная психология // Вопросы психологии. 1996. № 6.
  8. Лубовский В.И. Предмет, задачи и методы специальной психологии // Специальная психология. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.И. Лубовского. М, 2003.
  9. Лубовский В.И. Развитие и современное состояние специальной психологии // Московская психологическая школа: История и современность: В 4 т. / Под общ. ред. В.В. Рубцова.Том IV. М, 2007.
  10. Лубовский В.И., Басилова ТА. Актуальные проблемы специальной психологии сегодня // Развитие специальной (кор-рекционной) психологии в изменяющейся России: Материалы научно-практической конференции «Ананьевские чтения— 2005» / Под ред. Л .А. Цветковой, Л .М. Шипицыной СПб., 2005.
  11. Малофеев Н.Н., Гончарова ЕЛ. Специальная психология в системе подготовки и переподготовки практических психологов // Дефектология. 2004. № 1.
  12. Сорокин В.М. Специальная психология: Учеб. пособие / Под научн. ред. Л.М. Шипицыной. СПб., 2003.
  13. Сорокин В.М. Становление современной специальной психологии и ее предметного содержания // Развитие специальной (коррекционной) психологии в изменяющейся России: Материалы научно-практической конференции «Ананьевские чтения—2005» / Под ред. Л.А. Цветковой, Л.М. Шипицыной. СПб., 2005.
  14. Усанова О.Н. Специальная психология. СПб., 2006.
  15. ReberA. Dictionary of Psychology. L., 1999.

Информация об авторах

Лубовский Владимир Иванович, доктор психологических наук, профессор, главный научный сотрудник лаборатории инклюзивного образования Института специального образования и комплексной реабилитации, Московский городской педагогический университет (ИСОКР ГАОУ ВО МГПУ), Москва, Россия

Басилова Татьяна Александровна, кандидат психологических наук, заведующая кафедрой специальной психологии факультета клинической и специальной психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1228-1359, e-mail: bassilova@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 5014
В прошлом месяце: 29
В текущем месяце: 36

Скачиваний

Всего: 1390
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 10