Аристов В.В. кандидат физико-математических наук, профессор, заведующий сектором вычислительного центра им. А. А. Дородницына Российской академии наук, Москва, Россия e-mail: aristovvl@yandex.ru
Сироткина И.Е. кандидат психологических наук, научный сотрудник, Институт истории естествознания и техники Российской академии наук, Москва, Россия e-mail: isiro@mail.ru
Отношения танцовщицы и поэта рассматриваются в статье не как история любви, а как модель для анализа проблемы, которая давно уже ждет своего решения — проблемы связи движения и слова. Эта проблема акутальна и для психологии, в частности, в исследовании генезиса сознания. В настоящей статье она поставлена на материале искусства — свободного танца, которым занималась Дункан, и поэтического языка, у Есенина. За несколько лет до встречи с Айседорой Есенин написал теоретическую работу «Ключи Марии», где сформулировал круг идей о пластике слова, о слове как орнаменте или жесте. В этой и других работах по поэтике 1918—1920 гг. он пишет о словесном «орнаменте», о «лепке слова и образа», их «струении» и «текучести», образах «органических». Чередуясь и сменяя друг друга, «линия» и «орнамент», «песня» или «мелодия», «танец» и «жест» составляют в его работах особый дискурс. В нем ощутима не только пластика звучащего слова, но и выразительность танцевального движения, мастером которого была Дункан. Творческий союз поэта с танцовщицей помогает увидеть то, что стается незамеченным при чисто литературном, стиховедческом анализе — пластику стиха, его пространственную организацию и заложенные в нем векторы движения. В свою очередь, для танца сопоставление его с поэтическим словом отчетливо проявляет его экспрессивность и образную наполненность.
Айги Г. Русский поэтический авангард // Стихотворения.
Комментированное издание. М., 2008.
Айседора Дункан и Сергей Есенин. Их жизнь, творчество, судьба / Сост.,
вступ. ст., общая ред. И. Краснова. М., 2005.
Античный профиль танца. Василий Ватагин, Матвей Добров, Николай Чернышев:
Каталог выставки / Сост. Елена Грибоносова-Гребнева, Елена Осотина. М.,
2006.
Базанов В. Г. Древнерусские ключи к «Ключам Марии» Есенина // Миф —
фольклор — литература. Л., 1978.
Базанов В. Г. Поэма о древнем Выге // Русская литература. 1979. №
1.
Белый А. Арбат // Россия. Ежемесячный общественно-литературный
журнал. М.; Л. Февраль, 1924.
Белый А. Безрукая танцовщица / Публикация Е. В. Глуховой, Д. О.
Торшилова // Literary Calendar: the Books of Days. 2009. № 5 (2).
Белый А. Глоссолалия. Поэма о звуке. http:// www.
rvb.ru/belyi/01text/gloss.htm
Белый А. Жезл Аарона (О слове в поэзии) // Семиотика и аванград:
Антология / Ред.-сост. Ю. С. Степанов и др. М., 2006.
Белый А. Луг зеленый. Книга статей // Символизм как миропонимание.
М., 1994.
Белый А. Между двух революций. М., 1990.
Белый А. На рубеже двух столетий. М., 1989.
Белый А. Формы искусства (1902) // Символизм. Книга статей. М.,
2010.
Бенуа А. В ожидании гимна Аполлону // Аполлон. 1909. № 1.
Блауберг И. Субстанциональность времени и «позитивная метафизика»:
из истории рецепции философии Бергсона в России // Логос. 2009. № 3 (71).
Бобринская Е. Жест в поэтике раннего русского авангарда //
Авангардное поведение: Сб. материалов научной конференции Хармс-фестиваля в
Санкт-Петербурге. СПб., 1998.
Боулт Д. Органическая культура и наследие символизма // Органика.
Беспредметный мир Природы в русском авангарде ХХ века. Выставка в галерее
Гмуржинска. Кёльн, 1999—2000. М., 2000.
Валентинов Н. (Н. Вольский). Два года с символистами. М.,
2000.
Венедиктова Т. Чувствительной стопой: начиная с Уитмена // Свободный
стих и свободный танец: движение воплощенного смысла: Материалы конференции,
МГУ им. М. В. Ломоносова, 1—3 октября 2010 г. / Под ред. А. М. Айламазьян, Т.
Д. Венедиктовой, Ю. Б. Идлис, И. Е. Сироткиной. М., 2011.
Волкова Е. И. Примечания // Андрей Белый. Символизм. Книга статей.
М., 2010.
Волошин М. Айседора Дункан [1904] // Айседора. Гастроли в России /
Сост. Т. С. Касаткина. М., 1992.
Волошина (Сабашникова) М. В. Зеленая змея. История одной жизни /
Пер. с нем. М. Н. Жемчужниковой. М., 1993.
Воронова О. Е. Немецкий народный поэт И.-П. Гебель в творческом
восприятии С. А. Есенина (к проблеме русско-германских литературных связей) //
Современное есениноведение. 2008. № 9.
Гаспаров М. Л. Белый-стиховед и Белый-стихотворец // Андрей Белый.
Проблемы творчества. Статьи, воспоминания, публикации / Сост. Ст. Лесневский,
Ал. Михайлов. М., 1988.
Глухова Е. В. Конспект Вячеслава Иванова к лекции Андрея Белого из
цикла «Теория художественного слова» // Русская литература. 2006. № 3.
http://kogni.narod.ru/ apfel.pdf.
Городецкий С. М. Жизнь неукротимая: Статьи. Очерки. Воспоминания /
Сост. В. Енишерлова. М., 1984.
ДелявоРу М.Э. Определение свободы в древнегреческой поэзии и
танце в культурных контекстах: пример дактиля // Свободный стих и свободный
танец: движение воплощенного смысла: Материалы конференции, МГУ им. М. В.
Ломоносова, 1—3 октября 2010 г. / Под ред. А. М. Айламазьян, Т. Д.
Венедиктовой, Ю. Б. Идлис, И. Е. Сироткиной. М., 2011.
Дроздков В. А. Зарождение русского имажинизма в творчестве
Шершеневича (хронология событий, 1911— 1916 годы) // Русский имажинизм:
история, теория, практика [По материалам докладов Международной научной
конференции (к 110-летию со дня рождения В.Г. Шершеневича), 4—5 апреля 2003
г.] / Под ред. В. А. Дроздкова, А. Н. Захарова, Т. К. Савченко. М., 2003.
Дункан А. Моя жизнь // Айседора Дункан / Сост. и ред. С. П. Снежко.
Киев, 1989.
Дункан А. Моя жизнь. Ааудиокнига MP3 (Серия: Люди и судьбы). М.,
2006.
Дункан А. Моя жизнь / Пер. с англ. М., 2009.
Дункан А. Моя жизнь / Моя любовь. Пер. с англ. М., 2007.
Дункан А. Танец будущего // Айседора Дункан / Сост. и ред. С. П.
Снежко. Киев, 1989.
Евреинов Н. Кульбин. Impressio Н. Н. Евреинова // Оригинал о
портретистах. М., 2005.
Есенин С. А. [Дарственная надпись] Ирме Дункан [1922?] // Полное
собрание сочинений: В 7 т. М.: Наука; Голос, 1995—2002. Т. 7. Кн. 1.
Автобиографии. Дарственные надписи. Фольклорные материалы. Литературные
декларации и манифесты. 1999.
Есенин С. А. Ключи Марии // Полное собрание сочинений: В 7 т. М.,
1995—2002. Т. 5. Проза. М., 1997.
Есенин С. А. Письмо Иванову-Разумнику, 6 марта 1922 г. Москва.
Примеч. // Полное собрание сочинений: В 7 т. М., 1995—2002. Т. 6. М.,
1999.
Есенин С. А. О себе // Полное собрание сочинений: В 7 т. М.,
1995—2002. Т. 7. Кн. 1.
Есенин: Жизнь. Личность. Творчество. М., 1926.
Есенин и Айседора Дункан. Антология (Серия: Любовные истории великих). М.,
2007.
Есенин/Дункан: Воспоминания: Пер. с англ. / Вступ. ст. Л. А. Аннинский. М.,
2011.
Жаккар Ж.Ф. Даниил Хармс и конец русского авангарда / Пер. с фр.
СПб., 1995.
Захаров А. Н. Эволюция есенинского имажинизма // Русский имажинизм:
история, теория, практика [По материалам докладов Международной научной
конференции (к 110-летию со дня рождения В. Г. Шершеневича), 4—5 апреля 2003
г.] / Под ред. В. А. Дроздкова, А. Н. Захарова, Т. К. Савченко. М., 2003.
Иванова Л. В. Воспоминания: Книга об отце / Подгот. текста и комм.
Дж. Мальмстада. М., 1992.
Квятковский А. Ритмология народной частушки // Ритмология. СПб.,
2008.
Киселёва Л. А. Диалог древнерусского и символистского концептов
слова в есенинских «Ключах Марии» // Пам'ять майбутнього: Збiрник наукових
праць. Київ, 2001. Вип. 1.
Киселёва Л. А. Есенинское слово в текстах Николая Клюева //
Canad.-Amer. Slavic studies = Rev. canad. d'Etudes slaves. Irvine (Cal.). 1998.
Vol. 32. № 1—4.
Кнебель М. О Михаиле Чехове и его творческом наследии (1983):
Вступительная статья // Михаил Чехов. Воспоминания. Письма / Сост. и коммент.
З. Удальцова; Сер. «Голоса. Век XX». М., 2001. http://mihail-chehov.ru/
index.php/mihailchehov/publikacii/8-knebel
Колязин В. Ф. Мейерхольд и Рейнхардт // Диалог культур. Проблема
взаимодействия русского и мирового театра ХХ века: Сб. статей. СПб., 1997.
Крауклис Г. В. Бесконечная мелодия // Музыкальная энциклопедия /
Под ред. Ю.В. Келдыша. М., 1973— 1982.
http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_music/1010/Бесконечная.
Куняев Ст., Куняев С. Сергей Есенин. Сер. «ЖЗЛ». 6-е изд. М.,
2010.
Курт П. Айседора Дункан. М., 2007.
Лаку-Лабарт Ф. Musica Ficta. Фигуры Вагнера / Пер. с фр. СПб.,
1999.
Лекманов О., Свердлов М. Жизнь Сергея Есенина
http://esenin.ru/about-esenin/biografy/618-article.html.
Летопись жизни и творчества С. А. Есенина. Т. 3: 1921—1923: В 2-х кн. Кн.
1: 1921—10 мая 1922. М., 2005.
Маквей Г. Московская школа Айседоры Дункан (1921—1949) // Памятники
культуры: Новые открытия / Сост. Т. Б. Князевская. М., 2003.
Мариенгоф А. Б. Воспоминания о Есенине // С. А. Есенин в
воспоминаниях современников: В 2-х т. / Вступ. ст., сост. и коммент. А.
Козловского. Т. 1. М., 1986.
Мариенгоф А. Мой век, мои друзья и подруги // Бессмертная трилогия.
М., 1998.
Матич О. Покровы Саломеи: эрос, смерть и история / Пер. с англ. //
Эротизм без берегов: Сб. статей и материалов / Сост. М. М. Павлова. М.,
2004.
Молева Н. Есенин без Дункан, или Обратная сторона солнца. М.,
2010.
Никё М. Скандал как горение. Есенин-скандалист // Семиотика
скандала / Под ред. Норы Букс. П.; М., 2008.
Нэтеркотт Ф. Философская встреча: Бергсон в России (1907—1917) /
Пер. с фр. М., 2008.
Одоевцева И. Встреча с Сергеем Есениным // Русское зарубежье о
Сергее Есенине: Антология / Сост. Н. Шубникова-Гусева. М., 2007.
Одоевцева И. Избранное. М., 1998.
Одоевцева И. На берегах Невы. М.; Владимир, 2010.
Олсон Ч. Проективный стих / Пер. с англ. А. Скидана // Новое
литературное обозрение. 2010. № 105. Прим. 8
http://www.nlobooks.ru/rus/magazines/nlo/196/2004/2027/
Парнах В. Опыты нового танца [1922] // Жирафовидный истукан. 50
стихотворений. Переводы. Очерки, статьи, заметки / Сост. Е. Р. Арензон. М.,
2000.
Пастернак А. Метаморфозы Айседоры Дункан // Айседора. Гастроли в
России / Сост. Т. С. Касаткина. М., 1992.
Розанова Н. В. Из моих воспоминаний / Вступит. статья, публикация и
комментарии А. Н. Богословского // Литературоведческий журнал. 2000. №
13—14.
Румнев А. Воспоминания (рукопись) // Государственный центральный
театральный музей им. А. А. Бахрушина. Отдел рукописей. Ф. 518. Ед. хр. 44. Л.
39.
Самоделова Е. А. Антропологическая поэтика С. А. Есенина: авторский
жизнетекст на перекрестке культурных традиций. М., 2006.
Самоделова Е. А. и др. Комментарии // С. А. Есенин. Полное собрание
сочинений: В 7 т. М., 1995—2002. Т. 5. 1997.
Свободный стих и свободный танец: движение воплощенного смысла / Под ред.
А. М. Айламазьян, Т. Д. Венедиктовой, Ю. Б. Идлис, И. Е. Сироткиной. М.,
2011.
Серегина С. А. Андрей Белый и Сергей Есенин: творческий диалог:
Дисс. … канд. филол. наук. М., 2009.
Сидоров А. Современный танец. М., 1923.
Сироткина И. и др. Свободное движение к смыслу: вступительная статья
// Свободный стих и свободный танец: движение воплощенного смысла: Материалы
конференции, МГУ им. М. В. Ломоносова, 1—3 октября 2010 г. / Под ред. А. М.
Айламазьян, Т. Д. Венедиктовой, Ю. Б. Идлис, И. Е. Сироткиной. М., 2011.
Сологуб Ф. Театр одной воли // Театр. Книга о новом театре: Сб.
статей. СПб., 1908; М., 2008.
Стырская Е. Поэт и танцовщица. Воспоминания о Сергее Есенине и
Айседоре Дункан // Знамя. 1999. № 12.
http://magazines.russ.ru/znamia/1999/12/esenin2.html
Субботин С. И. Андрей Белый и Николай Клюев. К истории творческих
взаимоотношений // Андрей Белый. Проблемы творчества. Статьи. Воспоминания.
Публикации. М., 1988.
Субботин С. И. Комментарии // С. А. Есенин. Полное собрание
сочинений: В 7 т. М., 1995—2002. Т. 2. 1997.
Субботин С. И. О беловых автографах, о «брэндах», и не только // Наш
современник. 2005. № 6.
Суриц Е. Я. Начало пути. Балет Москвы и Ленинграда в 1917—1927
годах // Советский балетный театр / Отв. ред. В. М. Красовская. М., 1976.
Торшилов Д. О. Зрительное в языке: методы анализа визуального ряда
произведений литературы в работах А. Белого 1916—1934 гг. // Труды РАШ. Вып. 3.
М., 2005.
Футуризм. Радикальная революция. Италия—Россия / Под ред. Е. Бобринской.
М., 2008.
Цветаева М. Пленный дух // Цветаева М. Собр. соч.: В 7 т. Т. 4.
Чернецкая И. Чествование В. Я. Брюсова // Айседора. Гастроли в
России / Сост. Т. С. Касаткина. М., 1992.
Чехов М. А. Путь актера. М., 2006.
Шаламов В. Есенин // Собрание сочинений: В 6 т. Т. 5: Эссе и
заметки; Записные книжки 1954—1979. М., 2005.
Швецова Л. К. Андрей Белый и Сергей Есенин. К творческим
взаимоотношениям в первые послеоктябрьские годы // Андрей Белый. Проблемы
творчества. Статьи. Воспоминания. Публикации. М., 1988.
Швецова Л. К. Сергей Есенин и Андрей Белый // Изв. АН СССР: Сер.
лит. и яз. 1985. Т. 44. № 6.
Шик М. Вечер Голейзовского // Театральное обозрение. 1921. №
10.
Шнейдер И. Встречи с Есениным. Воспоминания // Айседора Дункан /
Сост. С. П. Снежко. Киев, 1989.
ШубниковаГусева Н. Сергей Есенин и Галина Бениславская. М.,
2008.
Эко У. Поиски совершенного языка в европейской культуре / Пер. с
итал. СПб., 2007.
Эко У. Эволюция средневековой эстетики / Пер. с итал. СПб.,
2004.
Юшкова Е. В. Танец и слово в творчестве Айседоры Дункан // Свободный
стих и свободный танец: движение воплощенного смысла: Материалы конференции,
МГУ им. М. В. Ломоносова, 1—3 октября 2010 г. / Под ред. А. М. Айламазьян, Т.
Д. Венедиктовой, Ю. Б. Идлис, И. Е. Сироткиной. М., 2011.
David A. P. The Dance of the Muses: Choral Theory and Ancient Greek
Poetics. Oxford, 2006.
Garafola L. Soloists Abroad: The Pre-War Career of Natalia
Trouhanova and Ida Rubinstein // Experiment. 1996. Vol. 2.
Laban R. Modern Educational Dance. L., 1975.
McCarren F. M. Dancing Machines: Choreographies of the Age of
Mechanical Reproduction. Stanford, 2003.
Mester T. A. Movement and modernism: Yeats, Elliot, Lawrence,
Williams and Early Twentieth-Century Dance. Fayetteville, 1997.
Sachs C. World History of the Dance / Transl. Bessie Schoenberg. N.
Y., 1937.