Проявления дефицита активационных компонентов деятельности у детей с трудностями обучения*

1354

Аннотация

Статья посвящена проблеме дефицита активационных (нейродинамических) компонентов деятельности у детей с трудностями обучения. На материале литературных данных и клинических наблюдений обсуждаются основные категории детей с нарушениями развития, для которых характерна симптоматика активационного дефицита. С опорой на культурно-исторический подход в нейропсихологии Л.С. Выготского—А.Р. Лурии производится описание основных симптомов дефицита активационных компонентов деятельности в детском возрасте, обсуждается вопрос о возможной структуре дефекта при активационном дефиците, выделяются вторичные и третичные следствия дефицита процессов активации. Для демонстрации возможной структуры нарушений при активационном дефиците в статье проводится нейропсихологический синдромный анализ клинического случая девочки 6 лет 5 мес. с выраженным дефицитом активационных компонентов деятельности и сопутствующими проблемами в развитии холистической (целостной) стратегии переработки информации. На материале клинического случая обсуждается вопрос о возможном месте дефицита процессов активации в структуре нейропсихологического синдрома у детей со специфическими трудностями овладения школьными навыками, предлагаются возможные практические приемы и направления коррекционно-развивающей работы.

Общая информация

* Работа выполнена при финансовой поддержке гранта РФФИ No.12-06-00341.

Ключевые слова: активационные и нейродинамические компоненты деятельности, темповые характеристики деятельности, I структурно-функциональный блок мозга, культурно-историческая психология, нейропсихологический синдромный анализ, холистическая (целостная) стратегия переработки информации, дети с трудностями обучения

Рубрика издания: Памятные даты

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Агрис А.Р. Проявления дефицита активационных компонентов деятельности у детей с трудностями обучения // Культурно-историческая психология. 2012. Том 8. № 2. С. 29–35.

Литература

  1. Ахутина Т.В. Роль правого полушария в построении текста // Психолингвистика в ХХI веке: результаты, проблемы, перспективы. XVI Международный симпозиум по психолингвистике и теории коммуникации. М., 2009.
  2. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход. СПб., 2008.
  3. Бернштейн Н.А. О построении движений / Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность. М., 1990.
  4. Выготский Л.С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства // Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 5. М., 1983.
  5. Выготский Л.С. Проблема развития и распада высших психических функций // Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М., 1960.
  6. Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В., Балашова Е.Ю. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. М., 2001.
  7. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. М., 1969.
  8. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М., 2006.
  9. Пылаева Н.М. Нейропсихологическая поддержка классов коррекционно[1]развивающего обучения / I Международная конференция памяти А.Р. Лурии. Сб. докладов / Под ред. Е.Д. Хомской, Т.В. Ахутиной. М., 1998.
  10. Романова А.А., Засыпкина К.В., Ахутина Т.В. Как дети 5—7 лет передают смысл картинок? // Аутизм и нарушения развития. 2009. № 3.
  11. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Типология отклоняющегося развития: Модель анализа и ее использование в практической деятельности. М., 2011.
  12. Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста. М., 2008.
  13. Соленова (Агрис) А.Р. Учет дефицитов активационных компонентов деятельности у детей с нарушениями развития в практике инклюзивного образования // Инклюзивное образование: методология, практика, технология: Материалы международной научно-практической конференции (20—22 июня 2011, Москва). М., 2011.
  14. Хомская Е.Д. Мозг и активация. М., 1972.
  15. Хомская Е.Д. Нейропсихология: 4-е изд. СПб., 2007.
  16. Boucher J., Warrington E.K. Memory deficits in early infantile autism: Some similarities to the amnesic syndrome // British Journal of Psychology. 1976. № 67.
  17. Diamond A. Attention-deficit disorder (attention-deficit/hyperactivity disorder without hyperactivity): A neurobiologically and behaviorally distinct disorder from attention-deficit/hyperactivity disorder (with hyperactivity) // Development and Psychopathology. 2005. Vol. 17.
  18. Hale J.B., Fiorello C.A. School Neuropsychology: A Practicioner's Handbook. N. Y., 2004.
  19. Handbook of School Neuropsychology / Ed. By R.C. D'Amato, E. Fletcher-Janzen, C.R. Reynolds. N. Y., 2005.
  20. Humphries T., Cardy O.J., Worling D.E., Peets K. Narrative Comprehension and Retelling Abilities with Nonverbal Learning Disabilities // Brain and Cognition. 2004. Vol. 56.
  21. McBurnett K., Pfiffner L.J., Frick P.J. Symptom properties as a function of ADHD type: an argument for continued study of sluggish cognitive tempo // Journ. of Abnormal Child Psychology. 2001. Vol. 29. Issue 3.
  22. McDonald S. Exploring the Cognitive Basis of Right-Hemisphere Pragmatic Language Disorders // Brain and Language. 2000. Vol. 75.
  23. Pennington B.F., Ozonoff S. Executive functions and developmental psychopathology // Journ. of Child Psychology and Psychiatry. 1996. № 37.
  24. Sikstrom S., Soderlund G. Stimulus-dependent dopamine release in attention-deficit/hyperactivity disorder // Psychological Review. 2007. Vol. 114. Issue 4.
  25. Waber D. Rethinking Learning Disabilities: Understanding Children Who Struggle in School. N. Y., 2010.

Информация об авторах

Агрис Анастасия Романовна, кандидат психологических наук, заведующая кафедрой клинической психологии, Институт возрастной нейропсихологии (ЧОУ ДПО «ИВН»), детский нейропсихолог, методист многопрофильного психологического центра «Территория Счастья»; доцент кафедры общей психологии, Институт общественных наук Российской академии народного хозяйства при Президенте РФ (ФГБОУ ВО «РАНХиГС»), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7625-2402, e-mail: agris.ar@idnps.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2470
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 7

Скачиваний

Всего: 1354
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 12