Нозикова Н.В. кандидат психологических наук, доцент, Дальневосточный государственный гуманитарный университет (ФГБОУ ВПО ДВГГУ), Хабаровск, Россия e-mail: nv_nozikova@bk.ru
Цель статьи состоит в обосновании применения психосемантического подхода в изучении социально-психологической направленности в сознании как системообразующем факторе социально-психологической общности. Выполнен анализ основных понятий психосемантического подхода в психологических исследованиях сознания. Приведены результаты эмпирических исследований социально- психологической направленности на примере семейной направленности в сознании девушек 15— 22 лет: взаимосвязь понятий семейной сферы с временными семантическими индикаторами и их изменение в зависимости от возраста; психосемантические особенности семейной направленности в сознании и их динамика в зависимости от личностных характеристик, возраста и условий воспитания; доминирование в семейной сфере понятий «Моя будущая семья» или «Мой будущий ребенок» в зависимости от индивидуально-личностных качеств и условий воспитания; выделены психологические типы «Направленность на воспроизведение социально-психологической общности — создание своей семьи» и «Направленность на реализацию в материнстве — рождение своего ребенка» у девушек 15— 17 лет в зависимости от личностных качеств и условий воспитания на основе критериев доминирующего понятия в семейной сфере и психосемантических характеристик понятий семейной сферы.
Понимание природы индивидуального и общественного сознания в школе
культурно-исторической психологии определяется изучением
знака, языка и значения на основе фактического и концептуального
материала психологии, психолингвистики и психосемантики.
Литература
Артемьева Е.Ю. Психология субъективной семантики. М.: Изд-во МГУ,
1980. 128 с.
Артемьева Е.Ю. Основы субъективной семантики. М.: Наука, 1999. 350
с.
Бендюков М.А., Саврилова Н.С., Соломин И.Л. Исследование
особенностей системы отношений безработных к различным аспектам безработицы.
Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И.
Герцена. 2007. Т. 8. № 30. С. 31—46.
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.:
Просвещение, 1968. 460 с.
Быков С.В. Диагностика локуса контроля личности в асоциальных
подростковых группах // Психологический журнал. 2004. Т. 25. № 3. С.
34—43.
Выготский Л.С. Мышление и речь // Собрание сочи- нений: в 6-ти т. Т.
2. М.: Педагогика, 1982. 504 с.
Выготский Л.С. Развитие житейских и научных понятий в школьном
возрасте // Педагогическая психоло- гия. М.: Педагогика, 1991. 480 с.
Гумбольдт В. О различении строения человеческих языков и его влиянии
на духовное развитие человечества // Вильгельм фон Гумбольдт. Избранные труды
по языкознанию / Пер. Г.В. Рамишвили. — М.: Прогресс, 1984. 400 с.
Кон И.С. Психология юношеского возраста: Проблемы
формирования личности. М.: Просвещение, 1979. 175 с.
Коул М. Александр Романович Лурия и культурная психология //
Культурно-историческая психология. 2013. № 2. C. 88—98.
Кубарев В.С. Проблема развития в культурно-исторической
психологии: от деятельности к сознанию // Культурно-историческая психология.
2013. № 2. C. 2—9.
Кулагина Н.В. Символ и символическое сознание //
Культурно-историческая психология. 2006. № 1. C. 3—10.
Леонтьев А.А. Ключевые идеи Л.С. Выготского — вклад в мировую
психологию XX столетия // Психологи- ческий журнал. Т. 22. 2001. № 4. С.
5—12.
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат,
1975. 304 с.
Леонтьев А.Н. Очерк развития психики // Избранные психологические
произведения: В 2-х т. Т. I. М.: Педагогика, 1983. Т. I. 392 с.
Лурия А.Р. Язык и сознание. М.: Изд-во МГУ, 1998. 336 с.
Маркова Л.А. Историография науки // Энциклопе- дия эпистемологии и
философии науки. М.: Изд-во Канонплюс, 2009. 1248 c.
Нозикова Н.В. Материнская и семейно-ориентированная направленность
девушек 15—22 лет: Автореф. ... канд. психол. наук. Ярославль, 2005. 26 с.
Нозикова Н.В. Типология психологических характеристик
семейно-ориентированной и материнской направленности девушек 15—17 лет //
Человек. Власть. Общество. Научные труды IV Азиатско-Тихоокеанского
международного конгресса психологов (Хабаровск, 13—15 мая 2005 года).
Хабаровск, 2005. С. 234—238.
Нозикова Н.В. Динамика доминирующих понятий семейной и материнской
направленности личности и ее значение в прикладной психологии / Психология XXI
столетия. Т. 3 / под ред. В.В. Козлова. Ярославль: МАПН, 2006. С. 34—38.
Нозикова Н.В. Формирование семейной и материнской направленности
личности в процессе психологического консультирования // Психическое здоровье.
2007. № 1. С. 29—31.
Нозикова Н.В. Становление семейно-ориентированной и материнской
направленности девушек-студенток // Психологическая наука и образование. 2009.
№ 1. С. 90—97.
Нозикова Н.В. Отношение к будущей беременности и родам в структуре
сознания девушек 15—17 лет // Психическое здоровье. 2012. № 9. С. 77—81.
Нозикова Н.В., Сазонова Н.М. Проблемы психологического
консультирования матерей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями
здоровья // Психическое здоровье. 2013. № 4 (83). С. 52—59.
Петренко В.Ф. Введение в экспериментальную психосемантику:
исследование форм репрезентации в обыденном сознании. М.: Изд-во МГУ, 1983. 177
с.
Петренко В.Ф. Основы психосемантики. Смоленск, 1997. 400 с.
Петренко В.Ф. Вернем психологии сознание! // Вестник Московского
университета. Серия Психология. 2010. № 3. С. 121—142.
Петренко В.Ф. Значение // Энциклопедия эпистемологии и философии
науки. М.: Изд-во Канон-плюс, 2009. 1248 c.
Петренко В.Ф. Многомерное сознание: психосемантическая парадигма.
М., 2010. 440 с.
Петренко В.Ф. Семантическое пространство субъективное //
Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: Изд-во Канон-плюс, 2009. 1248
c.
Похилько В.И., Федорова Е.О. Техника репертуарных решеток в
экспериментальной психологии личности // Вопросы психологии. 1984. № 3. С.
151—157.
Практикум по психодиагностике. Конкретные психодиагностические материалы. —
М.: МГУ, 1989. 176 с.
Прохоров А.О. Семантические пространства психических
состояний. Дубна: Феникс, 2002. 280 с.
Психологические тесты / под ред. А.А. Карелина: В 2 т. — М.: Изд. центр
Владос, 2000. — Т. 1. — 312 с.
Реан А.А. Развитие ответственности личности в процессе
социализации // Психология: учебник / В.М. Алахвердов, С.И. Богданова и др.;
отв. ред. А.А. Кры- лов. М.: Изд-во Проспект, 2004. С. 145—150.
Соломин И.Л. Психосемантическая диагностика трудовой
мотивации руководителей и специалистов производственного предприятия. Известия
Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.
2008. № 76—2. С. 241—246.
Соломин И.Л. Практикум по психодиагностике.
Психосемантические методы: учебно-методическое пособие / И.Л. Соломин. —
Петербургский гос. университет путей сообщения, 2013. — 96 с.
Соссюр Ф. Курс общей лингвистики. М.: Изд-во Логос, 1998. 296
с.
Столин В.В., Кальвиньо М. Личностный смысл: строение и форма
существования в сознании // Вестник Московского университета. Сер. 14.
Психология. 1982. № 3. С. 38—47.
Улановский А.М. От семантики образа к идеям конструктивизма //
Петренко В.Ф. Многомерное сознание: психосемантическая парадигма. М.: Новый
хронограф, 2010. С. 427—438.
Шмелев А.Г. Психодиагностика личностных черт. СПб.: Речь, 2002. 480
с.
Шмелев А.Г. Традиционная психометрика и экспериментальная
психосемантика: объектная и субъектная парадигмы анализа данных // Вопросы
психологии. 1982. № 5. С. 36—46.
Ericson E.H. Identity, Youth and Crisis. N.Y., 1968, 320
p.
Kelly G.A. The psychology of personal constructs.
N. Y.: Norton, 1955. 556 p.
Osgood Ch., Susi C.J., Tannenbaum P.H. The measure- ment of mefning.
Urbana, 1957. 295 p.
Osgood Ch. Studies on generality of affective meaning system.
American Psychology. 1962. V. 17, pp. 10—28.